|
Законодательстве Франции от Декларации прав человека и гражданина
Причины Французской буржуазной революции. Великая французская революция произошла, как замечал известный историк Альбер Матьез (1874–1932), "не в истощенной стране, а, напротив, в цветущей, полной жизненных сил". К 1789 г. во Франции проживало 25 млн человек. По уровню развития торговли и промышленности Франция уступала в Европе только Великобритании. Франция была крупной морской и колониальной державой, которой принадлежали колонии в Африке, Индии и Америке. Однако за всем этим великолепием и роскошью скрывалось глубинное противоречие между отжившим феодальноабсолютистским режимом и новым капиталистическим укладом. Оно приобрело форму острейшего конфликта привилегированных сословий духовенства и дворянства с "третьим сословием", составлявшим более 96% всего населения Франции.Первоначально буржуазия требовала справедливого распределения налогового бремени между всеми сословиями. Абсолютизм, некогда сыгравший позитивную роль в экономическом, культурном и духовном развитии Франции, во второй половине XVIII в. превратился в главный тормоз общественного прогресса. Феодально-абсолютистский режим выражал интересы двух привилегированных сословий – духовенства и дворянства. Король выделял огромные суммы из бюджета, чтобы покрыть долги расточительных придворных и знати. Достаточно сказать, что самый крупный земельный собственник Франции герцог Орлеанский в канун революции имел долгов на 74 млн ливров. Экономическое могущество Франции обеспечивало податное третье сословие. Оно не было социально однородным. Идейной, наиболее зрелой частью третьего сословия была буржуазия. Буржуазией во Франции называли банкиров, предпринимателей, собственников мануфактур, купцов, откупщиков налогов. Сильная в экономическом отношении и державшая в своих руках торговлю и промышленность, буржуазия была лишена политических прав и доступа к власти. Вторую часть третьего сословия составляли крестьяне, ремесленники, работники мануфактур. Именно третье сословие выплачивало львиную долю налогов, среди которых были: талъя – налог на владение землей и имуществом; подушная подать; двадцатина, составлявшая пятипроцентный сбор со всех доходов; налоги на предметы широкого потребления, например гибель – налог на соль. За счет этих налогов и средневековых повинностей крестьян содержались королевская семья, двор, органы власти, армия и флот.Вместе с тем на пути экономического развития Франции стояли старый феодально-абсолютистский порядок и сословные привилегии, которые приходилось оплачивать из своего кармана предпринимателям, ремесленникам и крестьянам. Абсолютизм сковывал развитие экономики, облагая промышленников, купцов и торговцев значительными налогами. Великое множество внутренних таможен препятствовало развитию торговли. Мануфактурное производство сдерживала цеховая регламентация. Сельское хозяйство пришло в упадок. Бедственное положение крестьянства было обусловлено тем, что, помимо налогов, оно несло множество повинностей в пользу сеньора, сохранившихся от Средневековья: денежную подать (чинш) за право пользования землей, натуральную подать (шампар) за пользование мостами, дорогами, за право торговли. От непосильной эксплуатации и поборов крестьяне бежали из деревень, пополняли шайки бродяг и нищих.Усугубляла острый финансовый кризис и неудачная внешняя политика, приведшая к потере международного престижа. Франция не достигла победы в войне за австрийское наследство, которую она вела в 40-х гг. XVIII в. Поражение в Семилетней войне против Англии и Пруссии вынудило Францию распрощаться с богатейшими колониями в Индии, Африке, Америке. Англичане уничтожили почти весь ее военно-морской флот, захватили французскую колонию Канаду. Торговый договор с Англией 1786 г. был явно невыгоден Франции.Вступивший в 1774 г. на французский престол король Людовик XVI из династии Бурбонов, обеспокоенный крайне тяжелым финансовым состоянием королевства, пытался заставить привилегированные сословия раскошелиться и покрыть огромный дефицит бюджета. С целью изыскать дополнительные средства и осуществить реформы он назначил генеральным контролером финансов ученого-экономиста, основателя школы физиократов Анн Робера Тюрго (1727–1781), который был сторонником либерально-бюрократической монархии и хотел своими реформами помочь буржуазии, отменив цехи и введя свободу торговли хлебом. Ему приписывают слова: "Дайте мне пять лет деспотизма, и Франция станет свободной". Но Тюрго не удалось провести намеченное. Через восемь месяцев, к радости сторонников абсолютизма, он получил отставку. В 1783 г. генеральным контролером финансов был назначен Шарль Колонн, предложивший королю установить единое налогообложение всех земель королевства: церковных, дворянских и крестьянских. Созванные королем для одобрения этой инициативы 144 нотабля (верхушка духовенства и знатные аристократы) обвинили генерального контролера в коррупции, после чего он вынужден был бежать в Англию.Поскольку представители привилегированных сословий обвинили Людовика XVI в деспотизме, король в борьбе с аристократией и духовенством стал искать поддержку у третьего сословия. Он решил созвать Генеральные штаты – собрание всех сословий, которые не созывались с 1614 г. (т.е. 175 лет), в надежде получить их согласие на новые налоги, чтобы избежать государственного банкротства. Король обещал половину мест в парламенте представителям третьего сословия. Однако третье сословие, и в первую очередь буржуазию, уже не удовлетворяли послабления налогового гнета. Будучи экономически господствующим классом, она хотела стать и политически правящим классом. Действуя в союзе с широкими плебейскими массами города и крестьянством, буржуазия требовала установления нового политического порядка, который гарантировал бы такие ценности, как свобода, благосостояние, мир, ненасилие, веротерпимость, открыл бы буржуазии доступ к процессу принятия политических решений.Идеологические основы революции. Политические притязания третьего сословия нашли теоретическое обоснование в идеологии Просвещения, которая стала идейной основой Французской революции. Основной идеей Просвещения была вера в науку и человеческий разум. Считалось, что образование, подкрепленное врожденной цельностью человеческой личности, может ускорить социальные перемены и создать справедливый порядок. Просветители требовали пересмотра основных религиозных доктрин, которые считали суевериями. Они ставили под сомнение незыблемость существующего политического порядка, поскольку он противоречит природе человека, ущемляет его естественные права, и на этой основе обосновывали необходимость коренных реформ системы деспотического правления. В фундаментальном труде "О духе законов" французский просветитель III. Л. Монтескье писал, что целью государства является политическая свобода. Для политической свободы необходимо иметь такое правительство, при котором будет обеспечена безопасность граждан. Свободы нет там, где в одном лице или органе соединена законодательная, исполнительная и судебная власть: "Так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом". По мнению Ж.-Ж. Руссо, новый политический порядок – республика – должен быть основан на принципе народного суверенитета, согласно которому народ – источник власти, он учреждает государство для реализации своих естественных прав. Ж.-Ж. Руссо заявлял: "Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах". Идеальным он считал такой строй, при котором человек отдает свою личность "под верховное руководство общей воли".Начало революции. Выборы в Генеральные штаты проходили в условиях разразившегося глубокого экономического кризиса, вызванного неурожаем. И хотя среди делегатов не было представителей крестьянства и рабочих мануфактур, однако наказы делегатам содержали весьма радикальные требования. С созывом Генеральных штатов третье сословие связывало ограничение королевского произвола, право утверждения бюджета и контроля за его исполнением, введение парламентского контроля над деятельностью администрации и судебных органов, отмену цехов, упразднение феодальных повинностей. Поэтому надежды короля на лояльность и поддержку делегатов от третьего сословия не оправдались. 5 мая 1789 г. в Версале, близ резиденции короля, состоялось открытие Генеральных штатов. Больше месяца делегаты спорили о регламенте работы, порядке принятия решений. Старый порядок голосования, за который ратовали духовенствои дворянство, предполагал раздельное голосование но палатам, в соответствии с которым каждое сословие имело один голос. Против этого были делегаты от третьего сословия, общее число которых превышало число депутатов двух привилегированных сословий. Представители третьего сословия требовали совместного голосования и принятия решений большинством представительного органа.В ответ на отказ короля принять новый порядок голосования 17 июня 1789 г. депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием. Позднее к ним присоединились либеральные депутаты от духовенства и дворянства. С этого момента только с ведома Собрания король мог взимать налоги. Делегат Генеральных штатов мог действовать только от имени своего округа в пределах данного ему наказа. Депутат же Национального собрания являлся представителем всего народа. Игнорируя приказы и протесты короля, 9 июля 1789 г. Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, т.е. заявило о своем праве выступать от имени французского народа, создать новые политические и государственно-правовые институты, разработать и утвердить Конституцию. Попытка короля разогнать Учредительное собрание с помощью 20 тыс. солдат под командованием маршала Брольи заставила народ взяться за оружие. 14 июля 1789 г. вооруженные парижане разгромили символ королевского абсолютизма – крепость-тюрьму Бастилию. День взятия Бастилии стал национальным праздником французского народа. По всей стране восставший народ смещал королевскую администрацию и создавал новые органы местного самоуправления – муниципалитеты. Период создания новой власти на местах (с июля по август 1789 г.) получил название муниципальной революции.Основные этапы революции и учреждение конституционного правления. Французская буржуазная революция подразделяется на три периода, каждый из которых характеризуется изменениями в государственном строе, связанными с переходом от абсолютизма к конституционному правлению.Первый период: 14 июля 1789 г. – 10 августа 1792 г. – свержение абсолютизма и установление конституционной монархии во Франции.Второй период: 10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г. – учреждение Первой республики во Франции (жирондистская республика).Третий период: 2 июня 1793 г. – 27 июля (9 термидора) 1794 г. – якобинская диктатура.Переход от абсолютизма к конституционному правлению во Франции происходил в борьбе политических сил внутриУчредительного собрания и третьего сословия. Их соотношение на каждом этапе революции предопределял выбор той или иной формы правления, основные цели государственной политики, которые закреплялись в законодательных актах.Конституционная монархия и законодательство Учредительного собрания. На первом этапе революции из различных политических группировок внутри Учредительного собрания наибольшим влиянием пользовались фельяны – конституционалисты-монархисты (их сторонники заседали в монастыре Фсльянов) во главе с графом Мирабо, маркизом Лафайстом, мэром Парижа Байи, аббатом Сисйссом. Они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Их политическим идеалом была конституционная монархия. Поэтому основным содержанием первого периода революции являлись борьба Учредительного собрания за конституцию, которая ограничила бы королевский абсолютизм, и учреждение конституционной монархии. Законодательство Учредительного собрания было направлено на постепенное преобразование абсолютной монархии в конституционную. Тем не менее депутаты не могли игнорировать требования широких слоев города и деревни. В начале августа 1789 г. они приняли ряд декретов, составивших умеренное антифеодальное законодательство, и наиболее значимый из них – Декрет об уничтожении феодальных прав и привилегий от 11 августа 1789 г. Согласно ему отменялись все сословные преимущества, феодальные права, церковная десятина и объявлялось равенство всех перед законом в уплате государственных налогов. Однако на практике были отменены лишь церковная десятина и личные феодальные повинности крестьян в отношении сеньоров. Реальные же феодальные платежи – оброк, барщина, чинш, двадцатина – подлежали выкупу.Первый конституционный акт – "Декларация прав человека и гражданина", определивший контуры нового политического порядка, был принят 26 августа 1789 г. Его создателями являлись Лафайет, Мирабо, Дюпор. Доктринальную основу Декларации составляет учение философов-просветителей о естественных и неотъемлемых правах человека как единственном основании справедливого общественного порядка. Декларация состоит из вводной части и 17 статей. В вводной части записано, что причиной пороков правительства и общественных бедствий являются невежество людей, забвение естественных, неотъемлемых и священных прав человека. Далее в 17 статьях закреплены принципы организации нового буржуазного гражданского общества и правового государства."1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах...2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому...5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества...6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании.7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом...8. Закон может устанавливать наказания лиц строго и, бесспорно, необходимые.9. Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное...11. Свободное выражение мыслей и мнений – есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно под угрозой ответственности лишь за злоупотребления этой свободой в случаях, предусмотренных законом...15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.17. Собственность есть право неприкосновенное и священное... никто не может быть лишен ее..."Положения "Декларации прав человека и гражданина" не имели юридической силы и прямого действия, они носили характер политической хартии, в которой представители революционного народа сформулировали желаемую модель конституционного порядка. Несмотря на это, она пережила свое время и заложила основы современного правового демократического государства, в котором взаимоотношения личности и государства регламентируются не традицией и средствами прямого насилия, а законом. Идеологически Декларация была направлена против королевского абсолютизма и принципа сословных привилегий. Вместо сословной иерархии она учреждала гражданское общество, основанное на равенстве экономических и политических прав, которые может гарантировать лишь демократическое правовое государство.Права и свободы авторами Декларации разделены на две группы – права и свободы человека и права и свободы гражданина, поскольку они имеют различную природу. Права и свободы человека имеют своим источником природное равенство людей: это естественные права, принадлежащие человеку в силу рождения, а потому неотчуждаемы и священны. К ним относятся свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Идея свободы является центральной идеей Декларации, она определяется достаточно широко: как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Личная свобода включала свободу собственности, предпринимательства, передвижений, вероисповедания, печати. Осуществление свободы, как и других естественных прав человека, встречает "лишь те границы", которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом (ст. 4), который "есть выражение общей воли" (ст. 6).Права и свободы гражданина обусловлены принадлежностью человека к государству и являются производными от естественных прав. Среди политических свобод в Декларации упоминаются свобода голосования, свобода правотворчества (право участвовать в создании закона лично или через своих представителей), однако отсутствует свобода собраний и союзов. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина требует учреждения публичной власти – государства, которое используется в интересах общего блага.Декларация содержит механизм обеспечения естественных прав в емкой формуле правового государства (ст. 16): "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Во-первых, гарантией против деспотического правления является система конституционных принципов, в соответствии с которыми организована государственная власть: принцип народного суверенитета, разделения властей, верховенство прав и свобод человека, принцип законности. Во-вторых, Декларация предусматривает процессуальные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Торжественно провозглашается равенство людей перед законом. Декларируется неприкосновенность личности: "Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом... Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение, или прикажет его выполнить, подлежит наказанию..." (ст. 7). Провозглашаются принцип: "Нет преступления без указания о том в законе" (ст. 7, 8), и презумпция (предположение) невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ст. 9).Под давлением революционного народа самая влиятельная политическая группировка в Учредительном собрании – фельяны, приверженцы конституционной монархии, были вынуждены принимать декреты, преобразующие абсолютную монархию в конституционную.Декретами 8 и 10 октября 1789 г. был изменен старинный титул французских королей, который теперь звучал как "милостью Божьей и в силу конституционного закона государства король французов". Согласно этим законам менялся конституционно-правовой статус монарха. Теперь король являлся главой государства и главой исполнительной власти, тогда как законодательная власть принадлежала Законодательному собранию. Министров король назначал сам, они были ответственны перед ним. Монарх не мог самостоятельно объявлять войну и заключать мир, он обладал правом отлагательного вето.Декретами от 2 ноября и 24 декабря 1789 г. были осуществлены секуляризация церковных земель и церковная реформа. Церковная собственность была конфискована и признана национальным имуществом. Проданное с торгов по высокой цене, оно попало к буржуазии, отчасти к зажиточному крестьянству. У церкви было отнято право регистрации браков, рождений и т.д. Священнослужителей заставили присягать новому строю. Политическое влияние церкви существенно уменьшилось, она ставилась под контроль государства и не зависела от Ватикана. Епископов и аббатов следовало избирать, казна обязывалась платить им жалованье.Декрет о феодальных правах 15 марта 1790 г. отменял без выкупа сеньориальные права (личную зависимость, крепостное состояние, связанное с происхождением). Однако повинности, связанные с земельными отношениями, могли быть выкуплены, но лишь всеми членами общины одновременно в размере двадцатикратной суммы годичных платежей. Обременительные условия выкупа позволили воспользоваться законом ограниченному числу крестьян. Декретом от 19 июня 1790 г. было отменено наследственное дворянство, титулы и гербы. Французы стали называть друг друга "гражданин" и "гражданка", по фамилии и имени. В феврале 1791 г. был издан декрет об упразднении цехов и регламентации промышленности. Была решена и налоговая реформа. Остались всего три вида налогов (на землю, движимое имущество и доходы от частного предпринимательства).Все эти преобразования были осуществлены в интересах буржуазии и способствовали упрочению единства нации. Было отменено старое административно-территориальное деление: упразднены провинции, губернаторства, сенешальства, и введено новое, по которому страна делилась на 83 департамента. Они управлялись выборными органами – директориями – в составе 8 человек. В каждый департамент входили дистрикты (округа), кантоны, коммуны. Городам предоставлялось самоуправление.В сфере политических прав, напротив, Учредительное собрание на практике отказалось от принципа равноправия, закрепленного в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В Декрете об избирательных правах от 22 декабря 1799 г. оно разделило граждан на "активных" и "пассивных". Пассивные отстранялись от участия в выборах. Для того чтобы попасть в категорию активных граждан, необходимо было соответствовать целому ряду цензов: "...1) быть французом; 2) достигнуть 25-летнего возраста; 3) прожить фактически в данном кантоне не менее одного года; 4) платить прямой налог в размере трехдневной заработной платы; 5) не быть в положении прислуги, т.е. не быть слугой на жаловании". Для тех активных граждан, кто мог быть избран в органы власти, устанавливался еще более высокий имущественный ценз. Они должны были обладать земельной собственностью и платить налог стоимостью в одну серебряную марку, что составляло по тем временам весьма значительную сумму, равную 50 ливрам. Декрет о "марке серебра" вызвал недовольство даже среди состоятельных граждан. В 1791 г. Учредительное собрание решило несколько понизить имущественный ценз, ограничив его доходом с собственности или узуфрукта в размере, равном местной средней оплате наемного труда за 200 дней в городах с населением свыше 6 тыс. человек. Равноценным признавался наем жилых строений, дававший доход, равный соответственно 150 и 100 рабочих дней, или аренда поместья, оцененного в сумму, равную местной зарплате за 400 дней.В ответ на возросшую политическую активность трудящегося населения 14 июня 1791 г. по инициативе депутата Ле Шапелье был принят декрет, запретивший рабочим объединяться в союзы, проводить стачки. Вожаков стачек разрешалось штрафовать на сумму в 500 ливров, лишать прав активных граждан или заточать в тюрьму. Закон Ле Шапелье продолжал действовать несмотря на смену режимов и окончательно потерял силу лишь в 1864 г.Завершающим этапом в работе Учредительного собрания стало принятие |
|
|