Естествознание. Практическая №2. Занятие 2 Словесные методы ознакомления с природой детей дошкольного возраста Студентка ипп 3дол зфо
Скачать 76.53 Kb.
|
Легенда о ландышах Она сидела на полянке среди Ландышей. Бережно детскими пальчиками перебирала нежные цветы. Вдыхая аромат их, Она уносилась в будущее. Вот Он, он несёт ей букет Ландышей. Он знает, что Она их любит больше всего, а Он любит её. И Солнышко весёлое пело ей песню. Выйдя из электрички, Она шла по знакомой с детства тропинке к полянке, где цвели любимые Ландыши. Интересно, как Она в детстве не замечала комаров. Быстро набрав букетик, пошла назад. Стучали колёса поезда, и под их мерный стук ей снилось, что он вошёл в распахнутые двери. Он вошёл с букетом Ландышей, пахнущих Лесом и Весной. Да, Он принёс её Ландыши. Он знает, что Она их любит больше всего, а Он любит её. Уставшая она шла с работы домой. Холодный весенний ветер трепал ей причёску, пробирая тело насквозь сыростью. В подземном переходе Она купила Ландыши. "Женщина, стойте, вы сдачу забыли,-" крикнула ей в след продавщица. Но Она не слышала. Лаская взглядом нежные цветы, вдыхая аромат их, она вдруг увидела как Он, неожиданно встретив её, протягивает бережно букет ландышей. Он знает, что она их любит больше всего, а Он любит её. Она сидела в комнате рядом с открытой книжкой, а на столе в маленькой вазочке стояли ландыши, наполняя комнату нежным весенним ароматом. Она неустанно смотрела на них, изредка поправляя спадавшие на глаза седые пряди волос, и тихо улыбалась. Вот-вот раздаться стук, и Она, открыв дверь, увидит его на пороге с букетом ландышей. Только Он знает, что Она их любит больше всего на свете. А Он любит только её… Легенда о млечном пути Геракла еще в детстве его мать Алкмена бросила в чистом поле. Однако Зевс - отец Геракла, приказал Гермесу подобрать новорожденного и ночью, тайком накормить его молоком матери богов Геры. Гермес принес младенца на Олимп и приложил его к груди спящей Геры, дабы маленький Геракл мог вкусить божественное молоко из ее груди, способное сделать его бессмертным. Но Гера проснулась и возмущенно оттолкнула ребенка от себя, а божественное молоко из ее груди разлилось по небу. Таково сказание о возникновении Млечного пути. Легенда о солнце и луне Однажды, сидя на берегу моря юноша мечтал о счастье. Вдруг в бесконечной глади моря он увидел отражение девушки, совсем не похожей на всех других. Она пленила юношу своей красотой. Он оглянулся и ни кого не увидел. Тогда он обратился к отражению: "Кто ты ?". Отражение молча выплыло из воды, взяв юношу за руку, взвилось к небу. Чем выше они летели - тем больше разгоралась любовь юноши. Наконец, эта любовь охватила юношу необъятным пламенем. Таким, что тепло его стало доставать далеко - далеко к земле. А девушка? Она превратилась в один из многочисленных лучей юноши и стала как раз тем лучом, что дает земле жизнь. Имя этого юноши - солнце. 8.Разработать варианты использования произведений устного народного творчества в процессе ознакомления детей с природой. Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности личности, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остается в памяти человека. И чем раньше введем детей в прекрасный окружающей их мир природы, тем больше знаний, навыков и умений они получат. Природа – это чудо, великолепие, она учит детей образному мышлению, наблюдательности, развивает внимание, умение быть добрыми и ласковыми. Маленькие дети способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы – взрослые должны только помочь ребенку. В младших группах детского сада задачи экологического воспитания по объему небольшие и формулируются кратко. Чтобы реализовать поставленную задачу, воспитатель должен применять разнообразные методы и приемы в разных сферах деятельности детей: наблюдение, изобразительная деятельность, фольклор, игра и музыка. Установлено: экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу ребенка, а также в процессе его деятельности в природе. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через произведения малых фольклорных форм. На современном этапе устное народное творчество служит важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Малые фольклорные формы являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетические аспекты. Стихотворения, песенки и сказки помогают ребенку накопить представления о животном мире. Ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок трех лет знает, что «петушок раньше всех встает и голосисто поет» - будит всех по утрам. Ему понятно содержание «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он: «Здравствуй» и т.д. Произведения устного народного творчества дают возможность познакомить ребят с животными, которых они видели только на картинке (заяц, волк, лиса и другие). Через сказку, стихи, потешки, прибаутки о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках, например, «Зайчишка-трусишка по полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит грызет». Эти произведения помогают заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Через устное народное творчество расширяются знания детей о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т.д.); человек и растительный мир; человек и животный мир и многое другое. Малые фольклорные формы помогают расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды. Чтение произведений целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок в лес, на реку, в поле, на луг. Дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений: солнышко-ведрышко, радуга-дуга, «на тонкой мокрой ножке дождик скачет по дорожке» и т.д. Разрабатывая технологию экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста, использую также малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки, прибаутки, песенки-попевки, считалки и т.д., которые дают возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей - это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними отобрала художественные тексты, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, а с другой – может быть использованы в режимных моментах. При умывании малышей напеваю: «Водичка, водичка умой личико…» или «Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды…». Причесываю их и приговариваю «Расти, коса, до пояса – не вырони ни волоса». Накормить ребенка помогают потешки «Как на нашем на лугу, стоит чашка творогу» и «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайка – за капустку, мышка – за корку, детки – за молочко». Большинство потешек, закличек, кричалок, прибауток создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. Собирая детей на прогулку, замечая то или иное природное явление приговариваю потешки: «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, ждут малолетки!» Или «Дождик, дождик полно лить, малых детушек мочить» На прогулке разыгрываю с детьми несложные игровые потешки, например, «Скачет зайка маленький около заваленки. Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!» Сначала детям было непривычно слышать проговаривание потешек. Иногда они даже протестовали: «Не говорите, не надо!». И лишь спустя некоторое время привыкли к ним и начали повторять их за мной. Еще одна особенность фольклорного материала, ритмичность насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет использовать его на экологических занятиях младших дошкольников. В своей педагогической деятельности ориентируюсь на уровни развития детей, использую разнообразные методы и приемы, соответствующие данному возрасту. Непосредственно организованная деятельность с использованием фольклора проходит не как традиционная форма обучения, а как яркое общение с малышами. Например, удачно прошло занятие «Знакомство с козой и козлятами». Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Я взяла на себя роль козы. Дети с радостью общались со мной, были активны, охотно отвечали на вопросы, «имитировали» голоса козлят, с удовольствием играли. Потешка про козу вызвала желание детей двигаться, тем самым обучая их ритмичному бегу, прыжкам и другим движениям. А вот непосредственно организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой было построено на основе русской народной песенки «Уж как я ль мою коровушку люблю!». Малыши в элементарной форме познают роль, место и значение животного в жизни человека и его отношения к нему. «Уж как я мою коровушку люблю! Уж как я-то ей крапивушку нарву! Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, буренушка моя! Уж как я мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была коровушка моя, Чтобы сливочек буренушка дала» В гости к малышам приходила «бабка» (кукла), персонаж русских народных сказок, что вызвало положительные эмоции и интерес к занятию. Она знакомила их с коровой (игрушка), разыгрывала с ней действия по песенке: давала ей траву, гладила, поила из ведерка. Второй раз бабка пела песню раздельно: спев первое четверостишие, предложила детям самим покормить корову, ласково погладить ее; после второго четверостишия, предложила напоить корову из ведерка. Эта игра позволяет малышам познать сельскую действительность, развивает их игровые умения и воображение. После физминутки мы перешли к следующему этапу работы - это художественно- продуктивная деятельность. Предложила детям накормить коровку, чтобы она дала много молока. Дети с радостью рисовали гуашью травку для коровки. В конце занятия дети пили молоко: «Молочка дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботиться о ней, коровка дает много молока, вот и нам досталось!». Важное значение в приобщении подрастающего поколения к знаниям природоведческого характера является изучение загадок, которые в необычной поэтической форме содержат характеристику растений и животных, вызывающую интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными, например: «Вот на встречу к нам идет, Рыжая плутовка, Пушистым хвостиком метет за собою ловко. И не заяц, и не птичка, А зовут ее … (Лисичка) Для ознакомления детей фольклором природоведческого характера в группе подобрана библиотека книг. В ней есть сказки, потешки, стишки, загадки и другое. В своей практике так же использую примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем», которая знакомит детей с детским фольклором, народными играми и забавами. Мордовская художественная литература несет черты национальных традиций, а так же способствует формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, воспитание любви и чуткости к природе. Большую помощь в ознакомлении детей с родной природой оказывают родители. Они рассказывают о деревьях, кустарниках, о явлениях природы, используя при этом произведения малых фольклорных форм: потешку, песенку, прибаутку, и т.д. Совместную работу с семьей я строю на следующих основных положениях: 1. Единство. 2. Системность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи. 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. В этих целях широко использую: - информацию для родителей на стендах, папках-передвижках; - анкетирование; - консультации; - устные журналы и дискуссии; - семинары-практикумы; - «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий - досуги и праздники с участием родителей; Таким образом, устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт. |