Главная страница

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКА МЕТОДАМИ ТРИЗ. Занятие по развитию связной речи и воображения Детский сад в Волшебном телевизоре


Скачать 100.58 Kb.
НазваниеЗанятие по развитию связной речи и воображения Детский сад в Волшебном телевизоре
Дата16.03.2023
Размер100.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКА МЕТОДАМИ ТРИЗ .docx
ТипЗанятие
#994815
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 3. Методы ТРИЗ, в работе с дошкольниками.


Лекция.

Методы ТРИЗ, их характеристика

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приѐмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Вот некоторые из них:

Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как уберечь продукты от мышей;

  • как не намокнуть под дождем;

  • как мышам достать сыр из-под носа кота;

  • как выгнать лесу из зайкиной избушки;

  • как потушить пожар, если в доме нет воды;

  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

  • как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

  1. исключение всякой критики;

  2. поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Примерные варианты заданий:

  • изобрази будильник, который забыли выключить;

  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;

  • изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота,

восторженного кролика;

  • представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3.Морфологический анализ МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определѐнного объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода – выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Например, изобретаем новый стул. На одной (вертикальной) оси отложены возможные формы, на другой (горизонтальной) – возможный материал, из которого он может быть сделан:

  • дерево

  • железо

-стекло

  • пластмасса

Затем выбираются различные сочетания элементов разных осей (стеклянный квадратный стул – для принцессы, он красивый, удобный, но может легко разбиться; железный круглый стул – для пианиста, на нем можно легко повернуться, так как он крутится, но тяжело сдвинуть с места и т. д.) Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.

Можно предложить детям придумать новую кровать, ковер, игру (в последней по одной оси можно выложить часть тела, с помощью которой можно играть, а по другой – приспособления для игры: мяч, ракетка, скакалка и т. д.). Приведем пример применения метода с использованием «ящика», т.е. таблицы. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев.

Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов.

Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д.

Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:

Возраст

Место жительства

Средство передвижения

Стиль одежды

Характер

Ребѐнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый

Подросток

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредный

Юноша

Лес

Ролики

Строгий костюм

Нытик

Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах.

Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое.

Сколько простора для детского воображения! Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т.д.

Затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать и им трудно удержать в памяти большое количество характеристик объекта. В этом случае воспитателю необходимо продумать, какими символами он будет обозначать их Используя морфологическую таблицу, можно, комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, сочинять новые волшебные истории.

При этом необходимо сразу определить, кто будет злым, а кто – добрым героем, с каким злом будут бороться герои, какие волшебные силы будут помогать, какие – мешать и т.д.

4.Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Не секрет, что творческое рассказывание даѐтся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.

Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим.

Взрослый задаѐт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой.

Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.

Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.

При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

  • наличие положительного и отрицательного героев;

  • зло, причинѐнное отрицательным героем;

  • борьба положительного героя со злом;

-присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой?

Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал?

Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всѐ закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был… И был он какой?.. Умел делать что?.. Делал он это, потому что… Но в это время жила-была… Она была… Однажды между ними случилось… Им помогла… Сделала она это, чтобы… и т. д. Вопросы можно варьировать в зависимости от развѐртывания сюжета.

Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Не следует ожидать, что дети с первого раза сочинят интересную, красивую историю.

Как показывает практика, первоначально дошкольникам трудно преодолеть психологическую инерцию и стереотипы: они повторяют идеи друг друга, дублируют события знакомых сказок, иногда вообще молчат. Первые истории, придуманные детьми, как правило, примитивны, неинтересны и кратки.

Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки.

Постепенно рассказы становятся всѐ более распространѐнными, интересными, волшебными, увлекательными. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

5.Данетка

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте.

На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков.

Как правило, первый вопрос:

- это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений.

Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное?

Это птица? Это рыба? и т.п.

Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

6. Метод Робинзона

Формирует умение находить, применение, казалось бы, совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры «Аукцион» в старшей группе и подготовительном классе.

Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение.

Следующий вариант использования этого метода: воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.)

Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.

7. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-

премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление – объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление – ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино – живое дерево; Снегурочка – живой снег; Колобок – живое тесто и т.

д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. Системный оператор Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещѐ более мелкие части. Все системы существуют во времени.

Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний.

В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребѐнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определѐнный отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира имеет своѐ прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени.

Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определѐнных составляющих, имеющих определѐнные свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щѐтка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.

Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы, Н/С Н/С Н/С С С С П/С П/С П/С прошлое настоящее будущее где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется.

Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и

т.п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта) В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом домашняя утварь бытовая техника бытовая техника веник пылесос скоростной аппарат по уборке помещений прутья и верѐвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щѐтка, колѐсики, шнур с вилкой, кнопка для включения составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей прошлое настоящее будущее .

Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определѐнный отрезок времени.

Например, дерево. корни, тонкий невысокий ствол, ветви корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды корни, сухой обрубок ствола саженец дерево пень растение леса растение леса - прошлое настоящее будущее Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.

Технология ТРИЗ пользуется ещѐ многими методами и приѐмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование, синектика и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнѐров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.


1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта