РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКА МЕТОДАМИ ТРИЗ. Занятие по развитию связной речи и воображения Детский сад в Волшебном телевизоре
Скачать 100.58 Kb.
|
Тема 4. Развитие способностей детей с использованием РТВ.Лекция. Методы РТВ: круги Луллия метод морфологического анализа метод фокальных объектов метод эмпатии типовые приемы фантазирования (уменьшение – увеличение изменение строения изменение подвижности преобразование свойств времени прием «Наоборот») метод проектирования и метод получения ИКР Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребѐнка. Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества. Воображение связанно со способностью и необходимостью творить чтото новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области. Воображение бывает воссоздающее или творческое: Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертѐж, схема). Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление. Воображение - это психический процесс. Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов. До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности. Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд. Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми: Накопление впечатлений. Спонтанное выражение творческого начала. Поиск творческих решений Самостоятельность Индивидуальное и коллективное творчество. Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения. Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества. Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое. Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре. Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия. Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей. Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей. Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств. Нетрадиционные техники рисования превращают изо - деятельность в познавательную игру. Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение. Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте. В современной психологии воображение рассматривается как сложная «психологическая система» и оно является центральным психологическим новообразованием ребенка-дошкольника. Л.С. Выготский считает, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность и др. Именно воображение является основой любого творчества и его нужно развивать в дошкольном детстве. А творчество ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В творческой деятельности меняется человек - форма и способ мышления, формируется уникальная творческая личность. Теоретический анализ научной литературы, проведенный в первой главе, свидетельствует о том, что творческое воображение интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Это связано как с обогащением личного опыта ребенка, так и степенью сформированности у него способов создания образов воображения, навыков к перекомбинированию элементов этого опыта. Следовательно, одновременное формирование в процессе обучения структурного и операционального компонентов воображения должно дать больший эффект, чем традиционно практикуемый путь развития этого процесса через обогащение чувственного опыта детей. Еще Л.С. Выготский указывал на ведущую роль обучения в процессе развития. Многочисленными исследованиями психологов и педагогов была показана зависимость конкретных особенностей развития каждого ребенка от характера воспитания и обучения. Таким образом, правильная организация процесса обучения, учет основных закономерностей и особенностей развития психических функций ребенка позволят в значительной степени создать условия для полноценной реализации потенциальных возможностей детей. С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности: игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности и прежде всего предметнопрактической. Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в обучении детей с целью развития психических процессов, в том числе воображения. Для того чтобы деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения, она должна отвечать принципам развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не совсем сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения (учение о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского). Ориентируясь на положения поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), целесообразно на начальных этапах обучения предлагать детям задания, выполняемые во внешнем плане, при манипулировании непосредственно предметами и их образами, затем задания, решаемые в плане внешней речи с использованием наглядных опор (а затем и без них), и, наконец, во внутреннем плане. Эффективность деятельности человека определяется не только актуальными и потенциальными его способностями, но и силой его мотивации, побуждающей к деятельности, придающей ей субъективно-смысловую окраску. Иными словами, деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенку необходимо испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. В ходе обучения необходимо установить доброжелательные отношения между педагогом и детьми, заинтересовать их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации обучения, разъяснения практической значимости выполняемой работы, поддержки любых конструктивных предложений, поступающих от детей. Одним из средств активизации детей является словесное и наглядное поощрение их деятельности со стороны психолога, введение элемента соревновательности при проведении занятий. Большое внимание следует уделять созданию проблемных ситуаций, постановке логических задач, предполагающих неоднозначность выполнения, предоставлять детям определенную самостоятельность. Система работы по развитию творческого воображения должна строиться на основе деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), на принципах развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков), а также на следующих положениях: Формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора. Формирование операциональных компонентов творческого воображения за счет развития у детей способностей к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Спонтанное развитие этих навыков происходит крайне медленно, в связи с чем работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план. Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и то же элемент для создания различных образов. Создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения. Ученые ищут эффективные пути и средства развития воображения в различных видах деятельности и, каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития и основывается на развитии воображения, то есть создании образов новых на материале прошлого восприятия (Б.Н. Теплов). Воображение имеет важное значение в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Так, В.Г. Злонников указывает, что художественное творчество характеризуется непрерывным единством познания и воображения, практической деятельности и психических процессов; оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства. А.Е. Флерина (исследователь детского творчества) оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструкции, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картинку и др. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому. Таким образом, педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности рисование влияет на развитие творческого воображения. Так, Т.Г. Казакова рассматривает обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке как основу развития творческого воображения и что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. «Изобразительная деятельность» (рисование) - это, прежде всего, одно из наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование для детей - это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием приносят пользу, развивая память, внимание, речь, мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование претерпевает значительный скачок в развитии в дошкольном возрасте. Ребенок пытается нарисовать то, что ему интересно. У многих детей наблюдается интерес к фантастическому миру, другие рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование помогает ребенку осваивать его социальное окружение. Также отмечается, что все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают в рисовании не спонтанно, а при условии влияния со стороны взрослых, которое должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью для еѐ изображения, способность оперировать образами и создавать на их основе новые, формировать познавательные интересы у детей, без чего воображение будет значительно отставать в развитии. Так в рисунке детей дошкольного возраста образы воображения характеризуются наглядностью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью и в них присутствуют творческие переработки представлений. Из этого следует, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения. Изобразительная деятельность в развитии творческого воображения является самой важной, так как она одна единственная область творчества, где в процессе обучения необходима полная свобода. Чтобы рисование способствовало развитию воображения, важно показать, как с помощью карандаша и кисти изображать разные предметы и явления окружающей действительности. Многие отечественные и зарубежные исследователи (К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, К. Риччи, Л. Тэдд и др.) подчеркивали особую важность обучения технике рисования, без которого детское творчество развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Поэтому педагог сам должен много рисовать и давать наблюдать за этим процессом создания художественного образа. Известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше разнообразных материалов по развитию творческого воображения, которые А.Я. Цукарь разделяет на традиционные и нетрадиционные. К традиционной технике и материалам относятся бумага, карандаш, уголь, восковые и полимерные мелки, сангина, пастель, гуашевые краски, тушь, кисти. Т. Комарова же говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, именно для развития творческого воображения: «пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», «тампонирование», разбрызгивание, монотипия, «кляксография», «цветные ниточки», граттаж, рисование по мятой и сырой бумаге, пухом тополя, камышом, шишками, маком и др. Так всякие открытия чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству. Таким образом, изобразительная деятельность развивает: эстетическое восприятие, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Как отмечал Л.С. Выготский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»; образное мышление - творческой профессии; воображение, без которого невозможна ни одна художественнотворческая деятельность и развивающиеся на основе комбинированные образы. Воображение детей психолог развивает средствами самой изобразительной деятельности; владение способами деятельности (овладение ими и их приемами) - независимость и свобода в творческом проявлении; эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа) - удовлетворение в деятельности потребностей ребенка: интеллектуальных и коммуникативных. Развивая творческое воображение в изобразительной деятельности, совершенствуются познавательные процессы, способность к творчеству, формируется личность ребенка. Таким образом, специально организованные занятия по изобразительной деятельности могут способствовать развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. В качестве основного средства программы развития творческого воображения нами предлагается использование нетрадиционных техник рисования. Остановимся подробнее на характеристике предложенной программы: занятия разбиты на 2 блока - более простые и более сложные в усвоении для детей. В первый блок вошли следующие занятия: «Печать от руки», «Набрызг», «Монотипия», «Кляксография», «Волшебные картинки». Именно этот блок занятий направлен на то, чтобы формировать у детей умение видеть разнообразные образы в получившемся изображении. Также эти занятия способствуют формированию способа включения, так как эти техники дают возможность детям в процессе рисования добавлять (дорисовывать, додумывать) к получившемуся рисунку различные элементы, получая новый образ. Во второй блок включены более сложные техники нетрадиционного рисования: «Рисование по сырой бумаге» «Печатка», «Рисование по мятой бумаге», «Цветные ниточки», «Тампонирование», «Рисование свечой», «Граттаж». Например, такие техники, как рисование по сырой и по мятой бумаге заставляли детей размышлять над тем, что именно можно нарисовать на каждой из этих бумаг. Длительность проводимых занятий, на которых дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, составляет 20-25 минут. Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Таким образом, программа рассчитана на 1,5 месяца. Занятие 1 «Печать от руки». Обмакнуть всю ладонь или ее часть в краску и оставить на бумаге отпечаток. Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечаток одного или двух пальцев в разных комбинациях. Занятие 2 «Набрызг». Зубной щеткой набрать краску, а стекой проводить по поверхности щетки к себе. Занятие 3 «Монотипия». Нарисовать половину круга на правой стороне бумаги, согнуть пополам, левой стороной прижать и разгладить. Занятие 4 «Печатка». Взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова. Прижать ее к подушечке краской, затем к листу бумаги. Занятие 5 «Кляксография». Поставить большую яркую кляксу. Трубочкой подуть на нее. Занятие 6 «Рисование по сырой бумаге». Понадобятся влажные салфетки, емкость с водой. Намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Взять акварельный мелок и нарисовать что-либо. Занятие 7 «Цветные ниточки». Длина нити 25-30 см, окрасить их в разные цвета, выложить на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток вывести наружу. Прижать стороны листа, разгладить, не снимая ладонь с бумаги. Правой рукой выдернуть нити. Развернуть. Занятие 8 «Рисование по мятой бумаге». Смять аккуратно лист бумаги, развернуть, нанести краску. Занятие 9 «Рисование восковыми мелками или свечой». Краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок. Занятие 10 «Граттаж». Нанести цветной фон акварелью на бумагу, подсушить. Весь фон полностью затереть воском, парафином или свечой. Налить в розетку черной гуаши, добавить немного шампуня и тщательно перемешать. Покрыть этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. Взять заостренную палочку и процарапать рисунок. Занятие 11 «Тампонирование». Сделать тампон из марли или куска поролона. Штемпельная подушка - палитра. Набрать краску и легкими прикосновениями к бумаге рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное. Занятие 12 «Рисование мыльной пеной». Намылить поролоновую губку и выжать из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом нарисовать контур. На карандашный рисунок наложить чистое оргстекло. Мыльной пеной раскрасить на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой взять пену и опустить в акварельную краску нужного цвета. Рисовать раскрашенной пеной на стекле, дать ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смочить водой и влажной стороной наложить на оргстекло, прижать, затем оторвать от стекла. Также возможно использование заданий, непосредственно направленных на развитие у дошкольников способа включения при решении задач на воображение: испытуемым предлагаются различные фигуры, которые должны быть дорисованы. Среди таких фигур могут использоваться как простые (круг, квадрат), так и более сложные (трапеция, многоугольники, различные фигуры округлой формы). Подводя итоги, следует отметить, что для успешного осуществления деятельности по созданию оптимальных условий для развития творческого воображения необходимо: знать основные закономерности психического развития в дошкольный период, опираться не только на игру как ведущий вид деятельности дошкольников, но и на такие виды продуктивной деятельности как рисование в нетрадиционной технике; иметь в своем арсенале не только широко известные методики диагностики творческого воображения детей, такие как «Дорисовывание» или «Придумай сказку», но и оригинальные диагностические задания, разработанные отечественными психологами («Солнце в комнате» и др.); в процессе организации и проведения психокоррекционных занятий с детьми активно использовать разные формы деятельности (игру, конструктивную деятельность, наблюдение за объектами и др.). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов; создавать условия для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения детей. С целью определения эффективности предложенной программы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста было проведено повторное обследование испытуемых с помощью тех же методик диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Количественный и качественный анализ результатов был проведен на основе сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Обобщая данные всех диагностических методик, можно отметить, что у испытуемых произошла определенная динамика в развитии творческого воображения: увеличилось число детей со средним уровнем развития творческого воображения, уменьшилось - с низким, а также появились дети с высоким уровнем, что отразилось в качестве выполнения детьми заданий. Во-первых, дошкольники стали проявлять большую заинтересованность к предложенным заданиям, активно действуя со стимульным материалом. Во-вторых, качественно изменились ответы детей: они стали более развернутыми; их мыслительная активность ярко проявлялась в речи, часто звучали реплики типа «А если сделать так, то получится …». |