ку. Занятие. Здравствуй, театр!
Скачать 483.87 Kb.
|
Этюд «Тень». Парный этюд. Ребята выбирают партнера. Молча договариваются – кто будет Человеком, а кто тенью. Человек ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения. Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие. Этюд Разные отношения В этом этюде участвуют четыре человека. Один и трое, каждый из них разные по отношению к одному из участников. Условие: к разным людям мы относимся по разному, представим себе что вчера, один из вас забыл какую-то вещь и желает ее найти. Он должен подойти к другу, к недругу, к какой-то важной персоне. Как необходимо спрашивать у каждого из них? Здесь демонстрируется личное отношение к каждому по-разному. Этюд «Сад» Это Групповой этюд, говорят один из любимых упражнений Станиславского. В саду рвут яблоки и груши. Дети должны не просто показать, как рвать яблоко с дерева, а именно найти верное напряжения в руках. В размерах и формах яблоки разные: маленькое, кривобокое, его легко сорвать или огромное, на толстом черенке, на него нужно больше усилий. Помочь себе внутренними видениями, и почувствовать правду действия. Напряжение в пальцах должно быть максимальными. Потом- рывок. И тут все напряжение сразу спадает, потому что яблоко сорвано. Главное - последнее действие: яблоко сорвано, пальцы освободились после рывка, стали легкими, теперь требуется совсем небольшое напряжения, чтобы удержать в руке плод. Выше перечисленные и рекомендованные этюды содержат в себе задание выполняемые публично, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение, необходимые для личностного полноценного развития школьника. ОБ ОСНОВАХ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА. ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА. Основы актёрского мастерства. Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений Задачи: Образовательные: познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме «Актерский тренинг» и их значением в практической работе Развивающая: сформировать способности к импровизации; развить умения анализировать и синтезировать свои ощущения; развить речевой аппарат; развить пластические возможности тела,; развить умения взаимодействовать с партнёром; Воспитательная:сформировать навыки КТД. Ожидаемый результат: избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу. Методы обучения: использование личностно-ориентированных технологий с элементами игровых технологий Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, коллективная Оборудование: музыкальный центр Ход занятия Приветствие «Комплемент» (приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему). Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие. Воспитанники стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу. Теоретическая часть. Психофизический тренинг Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение? Ожидаемые ответы: Педагог: В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как? Сейчас мы узнаем это. Во-первых, упражнения по психофизическому тренингу (обучению) помогут нам: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоции и воображение. Во-вторых, активная психофизика немыслима без упражнений на внимание (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д, которые будут полезны в партнерской работе и т. д. В-третьих, упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием. И наконец, в четвертых, собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы). Практическая часть. Психогимнастика Цель: освобождение от мышечных зажимов Упражнение «Чемодан» Все участники группы встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз) Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления; Упражнение «По команде «3-15» Упражнение выполняется сидя в кругу Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)». Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти. Упражнение «Морской узел» Упражнение выполняется стоя в кругу Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три». После того как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе очень часто участники не могут справиться с поставленной задачей. Педагог: Я так понимаю, вы не смогли справиться с поставленной задачей, но задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг). 2. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Вопрос педагога: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» Педагога:Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления… необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе. 3. Техника речи Цели: развитие голоса – силы, высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениями тела. Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность. Упражнение «Говорим и показываем» Сейчас будем читать любимые вами стихи, используя пластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение). Для начала разучим пластический рисунок на примере первого четверостишья известного стихотворение М. Лермонтова «Парус». Пластический рисунок для второго и третьего четверостишье можно предложить для освоения самостоятельной работы Белеет парус одинокой (движения ног: вперед-назад, движения рук: верх-вниз) В тумане моря голубом!.. (движения ног: вперед-назад, движения рук: поочередно в стороны –поочередно вниз) Что ищет он в стране далекой? (движения ног: вперед-назад, движения рук: вперед ладонями вверх-вверх-в стороны-вниз) Что кинул он в краю родном?.. ? (движения ног: вперед-назад, движения рук: в стороны- вверх - вперед ладонями вверх-вниз) Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Упражнение «Сломанный велосипед» Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С...; Упражнение «Комарик» Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!...; Упражнение «Столяр» Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!...; Упражнение «Косари» Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!...; Упражнение «Золушка» Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! 4. Игра «Загадки-ситуации» Цели: развитие нестандартного мышления Правила игры: ведущий рассказывает игрокам некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «Да». «Нет». «Не имеет значения» 1. От тщеславия она лишилась пищи. (ворона) 2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (части снеговика, который растаял) 3. Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза) 5. Рефлексия Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки Вопросы педагога участникам тренинга: в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх? что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров? как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца. Голос и речь человека. Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности. • Работа над дикцией и чистотой произношения. • Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии. • Развитие импровизационных способностей. • Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом. Задачи: • - создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности, для открытия и развития способностей в артистической, художественной, литературной деятельности; • - способствовать повышению роли самоуправления в планировании, организации и анализе деятельности; • - сформировать круг тренингов, позволяющий оптимально распределить участников по способностям; • - способствовать творческому самовыражению. Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой. Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия. Тезис: Все талантливы! I блок. Разминка. 1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг. Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Сегодня мы поговорим о Н.В.Гоголе. Надеваем на голову веночки. Сегодня мы на Украине. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром. 2. Этюд с воображаемым предметом. Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”: Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты • Накормил ли я кошку? • Когда дядя выйдет из больницы? • Мне нечего сказать Опасения по поводу участия в ходе занятия • Смогу ли я справиться с волнением? • Попросят ли меня говорить? • А вдруг я отвечу не так, как нужно? Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть. II блок. Речевые техники. 3. Отработка дикции. Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу» Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. • вдох – руки и голову поднять вверх; • выдох – наклон. Упражнение «Кнопки» «Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо. Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в легких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением. Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Мама мыла Милу мылом. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок. У быка была губа, была тупа Купи кипу пик (3 раза) Петр – повар, Павел – повар (3 раза) Во дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова. 4. Театральные правила: - тишина за кулисами - нельзя поворачиваться спиной к зрителям - в роли находиться до конца представления - уметь слушать своих партнёров - все действия совершаем по хлопку (Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения). III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности. 5. Определяем «зерно» характера! Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров. - Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево… Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения. 1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной». 2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». 3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи». 4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги». 6. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства. Внезапно на сцене появляется плачущая девочка. Что будет делать каждый из участников? Проанализировать. А теперь попробуем повторить всё сначала. Сможем? Легко будет? Очень важно помнить, что ты чувствовал…..Запомни это состояние! |