Современная зарубежная журналистика. Зарубежная журналистика
Скачать 0.91 Mb.
|
ежедневные промежуточные «Дэйли Мэйл», Экспресс ежедневные популярные Сан, «Миррор», «Дэйли Рекорд, «Дэйли Стар, «Тудэй»; воскресные качественные «Санди Таймс», «Санди Телеграф, «Обсервер», «Индспендент он Санди», «Санди Бизнес воскресные промежуточные «Мэйл он Санди», «Санди Экспресс воскресные популярные «Ньюс оф Уорлд». «Санди Миррор», «Санди Пипл») 5 Представленная классификация проведена на основе формальных признаков британских изданий и не зависит от других типологических категорий, таких как форма распространения, регион распространения, время выхода. В Германии также налицо деление прессы натри подобные группы – качественную, качественно-массовую и массовую, или бульварную, однако это деление увязывается с регионом распространения СМИ. Вся надре-гиональная общенациональная) пресса – качественная. К таким изданиям относятся «Зюддойче Цайтунг», «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», «Вельт», «Франкфуртер Рундшау», «Тагесцайтунг». Исключение составляет только общенациональная газета «Бнльд» – традиционно бульварная. Качественно- массовыми, как правило, являются региональные газеты («Майнхаймер Морген, «Аугсбургер Альгемайне Цайтунг», «Гамбургер Абендблатт», «Ди Рейнпфальц» н другие. В Соединенных Штатах Америки массовая печать не получила такого развития, как в Великобритании или Германии. На информационном рынке США отсутствуют многотиражные газеты массового характера, сумевшие привлечь к себе внимание значительной части аудитории в масштабах не только всей страны, но и отдельных штатов. Время выхода. В зависимости оттого, когда выходит издание из печати, либо программа в эфир выделяют утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски. Для электронных СМИ возможно более четкое деление, например, 8- часовой утренний выпуск, часовой вечерний и т.д. Периодичность определяется частотностью выхода издания в определенный период времени. Различают ежедневные (выходят 4-5 разв неделю и чаще, выходящие 2-3 раза в неделю, еженедельные, ежемесячные, выходящие разв квартал, разв полгода, ежегодные издания и т.д. Издания также могут не иметь регулярной периодичности выхода. Формат. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (музыкальный, информационно- музыкальный формат. Для печатной продукции установлены стандартные размеры полос – А (большой формат, характерный для качественной общенациональной прессы, A3 (половина большой газетной полосы, таким форматом обычно выходят массовые газеты, А (формат журналов новостей. Современные СМИ Соединенных Штатов Америки Литература. Андрунас Б.Ч. Информационная элита корпорации и рынок новостей. – М, 1991. 2. Власов АИ. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации США. – М, 1982. 3. Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. – М, 1985. 4. Голованова ГА. Печать США вначале х годов. – М, 1996. 5. История мировой журналистики. – Ростов-на-Дону, 2000. 6. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика правила и парадоксы. – СПб., 2002. Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции — типологическая характеристика американской прессы по региону распространения — качественные и массовые издания в США — современное радиовещание и телевидение Соединенных Штатов Америки коммерческое и общественное вещание. Формирование системы СМИ Соединенных Штатов Америки было обусловлено целым рядом географических, исторических и политических факторов. В силу оторванности от европейского континента, внутренних условий развития, политических традиций общества американская журналистика складывалась как особый островной тип (к островному типу относят также журналистику Великобритании. В отличие от континентальной журналистики мнений, где превалирует мнение над фактом (в ХГХ – первой половине XX века это было особенно характерно для Германии, Франции, России, в США господствующее значение имеет факт. Фундаментом экономического и политического развития США изначально были регионы – отдельные штаты и территории. Становление печати также происходило по региональному принципу. Это повлияло на то, что в Соединенных Штатах Америки до второй половины прошлого столетия не было общенациональных изданий, хотя на протяжении многих десятилетий активно развивалась региональная пресса. Важным отличием американской печати, скажем, от европейской является то, что в США не нашел широкого распространения тип массовой, бульварной прессы. Причины этого, возможно, следует искать в культурных, политических традициях американского общества. А) Печать США На рынке американской печати представлены транснациональные, общенациональные, региональные и местные издания. Данное деление проводится по региону распространения печатной прессы. Транснациональные и общенациональные издания Как уже отмечалось, на протяжении XVIII-XIX вв. ив первой половине XX столетия пресса Соединенных Штатов Америки складывалась как система региональных СМИ. С одной стороны, это обусловлено интересом читателя прежде всего к местным новостям, к своему ближайшему окружению, ас другой, – финансовой поддержкой местных рекламодателей. На протяжении длительного периода в США отсутствовала общенациональная пресса в ее традиционном понимании. Только в последние десятилетия некоторые наиболее успешные газеты с большими тиражами начали претендовать на роль национальных американских изданий. Их главное отличие от европейской национальной печати в том, что многие из них издаются за пределами Вашингтона – столицы Соединенных Штатов. Эти издания считаются общенациональными в силу того, что распространяются по всей стране, и на их страницах присутствует информация, актуальная для каждого американца, а не только для жителя отдельного региона или населенного пункта. Одной из первых, как об общенациональном издании нового типа, заявила о себе наиболее молодая из крупных газет Америки «Ю.Эс.Эй.Тудэй», выходящая с 1982 г. Ее издатели изначально задумывали выпустить американскую общенациональную газету. На сегодняшний день «Ю.Эс.Эй. Тудэй» имеет самый большой тираж в Соединенных Штатах – около 1,8 млн. экз. Последние несколько лет тираж издания оставался достаточно стабильным, колебался в пределах 1,5-1,6 млн. экземпляров, и газета занимала второе место после «Уолл-Стрит Джорнэл» с ежедневным тиражом более 1,7 млн. экз. В конце 1999 г. «Ю.Эс.Эй. Тудэй» вырвалась на первое место и заявила о себе как о ежедневном издании с самым большим тиражом в Америке. «Уолл-Стрит Джорнэл», которая на протяжении многих лет удерживала первые позиции на американском рынке, также по праву относится к разряду общенациональных газет и, более того, считается ведущим экономическим изданием не только в США, но и во всем мире. «Нью-Йорк Таймс» – одна из старейших газет Соединенных Штатов. Она была основана еще в 1851 г. Генри Рэймондом для изложения новостей без комментариев – признаки общенационального издания приобрела в е гг. Последние годы в ряду ежедневных газет США «Нью-Йорк Таймс» прочно занимает третье место с тиражом чуть более 1 млн. экз. вслед за «Ю.Эс.Эй. Тудэй» и «Уолл-Стрит Джорнэл». «Ю.Эс.Эй. Тудэй», «Уолл-Стрит Джорнэл», «Нью-Йорк Таймс» на определенном этапе переросли статус общенациональных и стали транснациональными СМИ. Сейчас они распространяются также и за пределами США. Показательный пример – газета деловой информации «Уолл-Стрит Джорнэл»: выходит три выпуска этого печатного органа, рассчитанных на различные регионы мира. Один выпуск – основной – издается в Соединенных Штатах Америки. Другой – европейский, зоной распространения которого являются страны Западной, Центральной и Восточной Европы. Его готовят европейская редакция. Наконец, третий – азиатский – предназначен для государств азиатско-тихоокеанского региона. До недавнего времени над азиатской версией также работала самостоятельная редакция. Безусловно, все три варианта объединены некой общей моделью, наиболее важная и значимая информация дублируется во всех изданиях. Однако приоритетом в информационном наполнении каждой из версий «Уолл-Стрит Джорнэл» является освещение событий того региона, в котором она выходит. Региональная и местная пресса Следует отмстить, что ситуация на медиа-рынке Соединенных Штатов Америки достаточно мобильна. Тиражи изданий подвержены скачками падениям, у газет часто меняются владельцы, собственники. Все это не может не оказывать влияния на географию распространения печатных СМИ. Небольшая провинциальная газета в течение нескольких дней, конечно, вряд ли достигнет масштабов общенациональной, однако многие из региональных изданий при благоприятном стечении обстоятельств могут претендовать на то, что их будут читать во всей стране. К региональным следует отнести газеты, территория распространения которых не ограничивается рамками одного населенного пункта, и, как правило, они издаются в крупных городах. Чикаго Трибун, «Лос-Анджелес Тайм, Бостон Глоуб» – только несколько наименований подобного рода СМИ, которые выходят относительно большим тиражом и завоевали неплохую популярность. Тысячами изданий представлена местная пресса США. Зона распространения этого вида прессы обычно ограничивается небольшими населенными пунктами, а в названия газет или журналов зачастую упоминается тот городили район, где они выходят («Аннистон Стар, «Лонгвью Дэйли Ньюс», «Манхэттен Меркури»). Среди важных тенденций развития местной печати в США – сокращение числа независимых изданий – фамильных предприятий, их переход в состав крупных корпораций, газетных цепей, и как следствие – ослабление конкуренции. Такс появлением и укрупнением медиа-групп в США общий тираж газет увеличивался, а количество их наименований сокращалось. Сокращалось и число городов, где издавалось две газеты и более. Особенно эти тенденции усилились после окончания второй мировой войны общий тираж американских газет увеличился с 48 миллионов в 1945 году до 62 миллионов в 1970, а число городов, где выходило две газеты и более, сократилось со 117 до 37. Количество медиа-групп в США с шести вначале х годов возросло док г. и достигло 157 в 1970. К тому времени медиа- группы объединяли половину ежедневных американских изданий. К 1987 году число таких медиа-холдингов в Америке уменьшилось на 14, но их владельцы контролировали уже три четверти всех ежедневных американских газет (или 80 процентов всех газет, выходивших в Соединенных Штатах. В настоящее время реальная конкуренция существует лишь в 10-15 городах, те. в чуть более 1% городов с ежедневными газетами. Такие крупные города США, как Майами, Питгсбург, Даллас, Хьюстон остались вначале х годов с одной ежедневной газетой. 3 Важной типологической характеристикой американских печатных изданий является также их деление на качественные и массовые. Основанием для подобного рода классификации, как уже отмечалось ранее, является аудиторный признак. Признаками качественной печати обладают уже упомянутые газеты «Нью- Йорк Таймс», «Уолл-Стрит Джорнэп». К этой группе можно отнести также такие известные издания, как Вашингтон Пост, «Лос-Анджелес Таймс», Чикаго Трибун и другие. Эти СМИ предназначены для определенной аудитории – политиков, представителей деловых кругов, тех, кто обладает политической и экономической властью, кто следит за развитием экономических и политических событий. Такие издания обычно подконт- рольны политически влиятельным группам людей, общественным институтам имеют строгую верстку. Массовая печать в современной Америке не имеет столь серьезного веса и устоявшихся традиций, как, например, в Великобритании. Более того, сам термин массовая пресса не употребляется исследователями американской журналистики при характеристике системы печатных СМИ. На протяжении многих десятилетий эволюции печати США издания, обладающие признаками массовой прессы, назывались по-разному. В е годы ХГХ века это были пенсовые газеты, через 50 лет вслед за этим в США наступил век желтой журналистики. Наконец, в 20 годы прошлого столетия в Америке появилась так называемая джазовая журналистика (яркая, кричащая журналистика – (Jazz Journalism»}. Сегодня газеты, которые обладают признаками желтых, массовых изданий, в Америке чаще называют таблоидами. На страницах таблоидов публикуется информация сенсационного характера, факты светской жизни, тематика большинства материалов связана с так называемым человеческим интересом (термин человеческий интерес широко используется в зарубежной печати и применительно к жанровым характеристикам газетных материалов означает публикации о человеческих взаимоотношениях, о домашнем и семейном быте. Формат таблоидов – A3 и совпадает с форматом традиционных массовых изданий в других странах. Традиционно в данном типе прессы используются большие заголовки, здесь много фотографий и иллюстраций. Среди таблоидных изданий современной Америки – «Нэшнл Инкуайер», Стар, «Уикли Уорлд Ньюс». Б) Радиовещание я телевидение США Аудиовизуальные СМИ Соединенных Штатов Америки делится на две большие группы коммерческое и общественное вещание. Коммерческое вещание Составляющими коммерческого вещания являются национальные сети, независимые станции. Кроме того, на рынке коммерческого вещания в США активно функционируют операторы кабельного телевидения. Национальные сети Развитие электронных средств массовой информации в Соединенных Штатах Америки исторически связано сформированием трех общенациональных компаний – вещательных сетей Си-Би-Эс, Эн-Би-Си и Эй-Би-Си. Си- Би-Эс (CBS – Columbia Broadcasting System) была основана в 1927 г, Эн-Би-Си (NBC – National Broadcasting Company) начала регулярное вещание в 1939 г, Эй-Би-Си (ABC – American Broadcasting Company) появилась в 1943 г. Впервые годы своего становления эти корпорации осуществляли радиовещание, впоследствии начали серьезно заниматься телевизионным бизнесом. Сегодня Си-Би-Эс, Эн-Би-Си и Эй-Би-Си – наиболее крупные вещательные сети в США. Телевизионная или радиовещательная сеть объединяет группу местных станций, связанных между собой таким образом, что программы из одного источника может одновременно распространять каждая из них. Местная станция, которая подписывает контракт с одной из сетей, становится ее филиалом. Сеть распределяет программы по своим филиалам, при этом станции получают определенную сумму за предоставление эфирного времени. Плата зависит от рейтинга каждой конкретной станции, от размера зрительской аудитории. Наряду стремя национальными китами вещательного бизнеса в Соединенных Штатах Америки на современном этапе функционируют еще несколько компаний, которые способны составить им конкуренцию. Речь идет, прежде всего, о Си-Эн-Эн (CNN – Cable News Network) и компании Фокс (Fox Broadcasting Company). Независимые станции Количество независимых станций (станции, которые не входят в сети и корпорации, ведут бизнес самостоятельно) в Соединенных Штатах Америки значительно меньше (примерно в два раза, чем станций-филиалов вещательных сетей. Данный фактора также сравнительно маломощный сигнал независимых вещателей, который может приниматься на небольшом расстоянии, влияет на то, что у этих станций ограниченная аудитория и соответственно невысокие доходы от рекламы. Лишенные возможности получать сетевые программы, независимые станции сами заботятся о заполнении эфира. Они производят собственные программы, чаще всего новости. Вообще, на региональном уровне телерадиокомпании больше всего средств затрачивают на выпуски новостей. Ежедневные новости привлекают огромную аудиторию, а, следовательно, и рекламодателей. В результате выпуски новостей приносят крупные дополнительные прибыли. Для того чтобы заполнить эфирное время независимые станции вынуждены покупать программы у студий-производителей (продакшн-студий). Соединение двух элементов телевещания – производства и распределения программ называется синдикатом. Синдикатные шоу имеют высокие рейтинги на радио и телевизионных рынках – Колесо Фортуны, «Джепарди» и др. Синдикаты служат главным рынком для сериалов. Только за один сезон снимается 22-24 новых сериала. Производящие компании очень рискуют, но если сериал или шоу становятся популярными, то компания может заработать на нем сотни миллионов долларов. К крупнейшим компаниям, занятым выпуском синдицированных программ, относятся «Лоримар-Телепикчерс», «Юниверсал Телевижн», «Парамаунт Телевижн», «20 век-Фокс», «Уорнер Бразерс Телевижн», «Коламбиа Пикчерс Телевижн», «Уорлдвижн». В целях более успешного ведения бизнеса независимые вещатели объединяются в кооперативы, консорциумы, своего рода мини-сети. Еще в 1975 году телестанция «Дабл-Ю-Пи-Ай-Экс», входящая в состав Трибун Компани», вместе с несколькими другими создала информационный кооператив. Для сбора и распространения информации использовалась спутниковая связь. В 1980 году та же станция сделала следующий шаг – членам кооператива каждый вечер стала предлагаться полностью готовая получасовая программа внутренних и международных новостей. Число членов кооператива заметно увеличилось ив году составило 115, те. примерно треть общего числа независимых станций. Служба, которая называется «Индепендент Нетуорк Ньюс» (ИНН), поставляет программы независимым станциям на бартерной основе, те. они ничего не платят, а расходы возмещаются продажей времени в этих программах национальным рекламодателям 4 Кабельноетелевидение Форма распространения телевизионного и радиосигнала в современных США комбинированная компании одновременно могут использовать эфирный, кабельный, спутниковый каналы доставки информации. На начальном этапе развития электронных СМИ существовал единственный - эфирный – способ передачи сигнала. В последние 20-30 пет телевизионный рынок Соединенных Штатов уверенно завоевывают кабельные компании. Кабельные сети составляют отдельную достаточно влиятельную группу вещателей. Первоначально кабельное телевидение появилось как средство передачи эфирных программ в маленьких городах или отдаленной сельской местности, где не было уверенного (или вообще никакого) приема телевизионных сигналов. В середине х годов, с созданием компании «Хоум Бокс Оффис», началась эра программ, предназначенных специально для кабельного телевидения. Расширением выбора программ было обусловлено постепенное распространение кабельного телевидения также ив крупных городах. В е годы в США существовало примерно 50 программных компаний кабельного телевидения. За немногим исключением (прежде всего, конечно, круглосуточной Си-Эн-Эн), эти компании поставляют специализированные программы, рассчитанные на удовлетворение интересов определенных категорий зрителей музыкальный какал МТБ, религиозный Си-Би-Эн, финансовой информации ФНН и т.д. На некоммерческой основе действует финансируемая кабельной индустрией компания «Си-Спэн», которая передает полностью слушания в Конгрессе, съезды политических партий и другие подобные мероприятия. Кроме базовых программ, которые зритель получает, внося абонементную плату за пользование кабелем, существуют службы так называемого платного телевидения, за программы которых абонент, если он хочет их получать, должен платить дополнительно. Развитие кабельного телевидения сопровождается быстрой концентрацией кабельных систем (две крупнейшие компании – Ти-Си-Ай и Ти-Би-Эс – контролируют уже более 30 % аудитории. Общественное вещание Феномену общественной журналистики («public journalism») на протяжении последних десятилетий в Соединенных Штатах Америки уделяется достаточно большое внимание. Связано это с популяризацией идей некоммерческой журналистики и их активным воплощением на практике ряд СМИ заявляют о поддержке особых стандартов профессиональной деятельности. Понятие «public journalism» устойчиво употребляется в исследовательской литературе. Данный тип журналистики подразумевает реализацию средствами массовой информации определенных функций, наиболее важными среди которых являются налаживание диалога между обществом и властью, побуждение граждан к активной общественной и политической жизни, устранение конфликтных ситуаций. Предполагается, что роль журналистов в данном случае заключается в полном и адекватном информировании аудитории о происходящих событиях, приоритетом для работников СМИ становятся общественные интересы. При этом политики, представители общественных организаций получают равные возможности для высказывания своих взглядов в СМИ. Кроме того, идеальным воплощением идеи общественной журналистики является независимость радио, либо телевизионной станции от идеологического влияния государства и частного капитала. Термин «public journalism» в общенациональном масштабе в США стал широко использоваться в конце х годов XX века, характеризуя деятельность определенного типа радио и телевизионных, станций. В 1967 г. был опубликован доклад Комиссии Карнеги Общественное телевидение программа к действию. Комиссия была образована в 1965 г. фондом Карнеги. Ее первой рекомендацией было – провести различия между коммерческим телевидением (предназначенным для большой или массовой аудитории, учебным телевидением (основное содержание которого составляют образовательные передачи) и общественным телевидением (служит целям налаживания общественных отношений. Было также рекомендовано создать Корпорацию общественного телевидения для аккумулирования средств от государства и из других источников, разработать систему стимулирования для поощрения взаимосвязей между различными станциями. Через 7 месяцев, в ноябре 1967 Закон об общественном вещании (Public Broadcasting Act) вступил в сипу. Он устанавливал организационные и финансовые условия функционирования общественных аудиовизуальных СМИ. Общественное вещание в США пришло на смену образовательному (educational broadcasting). Так называемые образовательные вещательные станции существовали в Америке уже с х годов. Они, как правило, функционировали на базе колледжей и университетов и впоследствии стали основой нового типа вещания. В соответствии с новым законом была создана Корпорация общественного вещания (Corporation for Public Broadcasting – СРВ), в которую затем вошли Служба общественного вешания (Public Broadcasting Service – PBS) и Национальное общественное радио (National Public Radio – NPR), организационно объединившие общественные телевизионные и радиостанции всей страны. Управление СРВ было возложено на совет директоров, состоящий из 15 членов, каждый из которых назначался президентом Соединенных Штатов с согласия Сената, причем не более 8 из них могли принадлежать одной политической партии. Финансирование Корпорации общественного вещания осуществлялось за счет государственных средств и грантов частных организаций. Такс по 1980 гг. Конгрессом США на нужды общественного вещания было выделено свыше 800 млн. долларов. Вместе стем Фонд Форда с по 1972 гг. в виде грантов предоставил Корпорации общественного вещания сумму в размере 90 млн. долларов» 6 Специальным биллем Конгресса США 1981 г. была создана Временная Комиссия по альтернативному финансированию общественных телекоммуникаций. В 1981 г. особым Актом власти разрешили проведение месячного эксперимента, согласно которому 10 общественных телевизионных станций получали бы смешанное финансирование – из бюджета и от рекламы. Однако он не нашел поддержки, поскольку с одной стороны рекламодатели не особенно активно стремились вкладывать деньги и элитарное телевидение, ас другой у самих властей, похоже не было особого желания превращать общественное телевидение в коммерческое. В настоящее время СРВ также получает финансирование из бюджетных и внебюджетных источников. Так, согласно финансовому отчету за 2001 г, Корпорация в течение года получила 340 млн. долларов из федерального бюджета США. Полученные средства распределяются среди 350 некоммерческих телевизионных станций, входящих в PBS и 650 радиостанций NPR. Следует отметить, что на каждый бюджетный доллар, вложенный в Корпорацию общественного вещания, приходится 5-6 долларов из негосударственных источников (частые инвестиции, доходы от продажи продукции образовательного характера кассеты с записями образовательных программ, дистанционное обучение и т.д.). Необходимо указать па to, что в процессе утверждения идеологии общественной журналистики среди печатных гаданий (ив этом отличие от рынка электронных СМИ) американское государство не играет заметной роли. Федеральные и местные органы власти не закладывают в бюджет расходы на финансирование газет и журналов, заявивших о себе как об общественных изданиях, нет специальных законов, регулирующих деятельность подобного рода СМИ. Поддержка "public journalism" в данном случае зависит от позиции журналистов и редакторов конкретных печатных изданий. Таких изданий известно уже немало, и это, как правило, небольшие местные частные газеты («The Wichita Eagle», «The Charlotte Observer», «Star Tribune», «Wisconsin State Journal», «The Virginian-Pilot» и др. Зачастую редакции этих СМИ участвуют в реализации совместных проектов с общественными телевизионными и радиостанциями по освещению событий общественной и политической жизни в соответствии с принципами общественной журналистики. Следует особо отметить, что увеличению сторонников общественной журналистики среди редакторов местных газет способствовало широкое публичное обсуждение этой темы вначале х. В эти годы в США вышло немало исследовательских работ, посвященных данной тематике. [ 1 ] См Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика правила и парадоксы. СПб., 2002. С. 301. [ 2 ] Daniel H. The Media in America. Washington, 1995. P. 177. [ 3 ] См Голованов ГА. Печать США вначале х годов. // Акценты. Новое в журналистике и литературе. Альманах. Воронеж, 1997, № 3-4. С. 77. [ 4 ] См Андрунас Е.Ч. Информационная элита корпорации и рынок новостей. МС См Blakely R. To serve the Public Interest. N.Y., 1979. P. 197. [ 6 ] Ibid., P. 201. Современные СМИ Великобритании Литература. Беглов С.Н. Четвертая власть британская модель. – М, 2002. 2. Бегяов СИ. Империя меняет адрес. – М, 1997. 3. Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. – М, 1985. 4. Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании. – М, 199S. 5. Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990-2002 гг. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1990-2002. № 4-6. Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции — типологическая характеристика печати Великобритании — структура британского радиовещания — эфирное, спутниковое, кабельное телевидение Великобритании. А) Печать Великобритании Современная система британских СМИ – итог их летнего развития. Первая лондонская газета «Дэйли Мэйл» вышла в 1702 г. К концу XX века сформировалась достаточно стройная модель прессы Великобритании, уникальность которой заключается в ее экономическом и типологической своеобразии С экономической точки зрения рынок печатных СМИ Британского Королевства поделен между крупными газетными корпорациями. Любопытно, что перед тем как в середине XX столетия появились влиятельные медиа- группы, владельцами печатных изданий в Великобритании были предприниматели, которых называли не иначе, как лордами. Они-то и положили начало фамильным монополиям, внедрили рыночный подход в британскую журналистику. Среди них лорд Нортклиф и его племянник С. Кинг, лорд Ливербрук и лорд Ротермир. Можно назвать также лордов Астора, Кемсли, Кэмроуз, Саутвуда, семейства Скоттов и Карров. Тиражи современных изданий в большинстве своем поделены между мощными корпорациями, владеющими средствами массовой информации. Несколько наиболее крупных из них определяют ситуацию на газетном рынке Великобритании — «Ньюс Интернэшнл» – Руперт Мэрдок (ежедневные Сан, «Тудэй», «Таймс», а также воскресные «Ньюс оф Уорлд» и «Санди Таймс»); — «Миррор Груп Ньюспейперс» («Дэйли Миррор» вместе с шотландским изданием «Дэйли Рекорда также воскресные «Санди Миррор» и «Пипл»); — «Юнайтед Ныоспейперс» – лорд Стивенс (ежедневные «Дэйли Экспресс и «Дэйли Стара также воскресная «Санди Экспресс — Телеграф Груп» – Конрад Блэк (ежедневная «Дэйли Телеграф и воскресная «Санди Телеграф — «Ассошиэтед Ныоспейперс» – лорд Ротермир (ежедневная «Дэйли Мэйл» и воскресная «Мэйл он Санди»); — «Ньюспейпер Паблишинг» (ежедневная «Индепендент» и воскресная «Индепендент он Санди»); — «Пирсон» (ежедневная «Файнэншл Таимс» и еженедельник Экономист «Гардиан Медиа Груп» (ежедневная «Гардиан» и воскресная «Обсервер»). С учетом стандартных типологических характеристик британская печать подразделяется на несколько категорий национальная и региональная качественная, промежуточная и массовая ежедневная и воскресная. Национальная пресса Великобритании издается в столице страны -Лондоне – и распространяется на территории всего государства. Ниже приводится таблица, в которой отражена классификация национальных британских газет по указанным параметрам. (См. Таблицу 1). Таблица 1. Классификация газет Великобритании по типологическим характеристикам Название Год основания Издатель Ежедневные качественные Таймс Индепендент Гардиан Файнэншл Таймс Дэйли Телеграф 1785 1986 1821 1888 1855 Ньюс Интернэшнл Айриш Индепеадент Ньюспейкрс Медиа Гардиан Груп Пирсон Телеграф Груп Ежедневные промежуточные Дэйли Мэйл Экспресс 1896 1900 Ассошиэйтед Ньюспейперс Юнайтед Ныос энд Медиа Ежедневные популярные Сан Миррор Дэйли Рекорд Дэйли Стар Тудэй 1964 1903 1903 1978 1986 Ньюс Интернэшнл Миррор Груп Миррор Груп Юнайтед Ньюс энд Медиа Ньюс Интернешнл Воскресные качественные Санди Таймс Санди Телеграф Обсервер Индепендент он Санди Санди Бизнес 1822 1961 1791 1990 1998 Ньюс Интернэшнл Телеграф Груп Медиа Гардиан Груп Айриш Индепендент Ньюспейперс Юропиан Пресс Воскресные промежуточные Мэйл он Санди Санди Экспресс 1962 1918 Ассошиэйтед Ньюспейперс Юнайтед Ньюс энд Медиа Воскресные популярные Ньюс оф Уорлд Санди Миррор Санди Пипл 1843 1963 1881 Ньюс Интернэшнл Миррор Груп Миррор Груп Если содержание национальных СМИ, как известно, ориентировано на общенациональный информационный рынок, то региональные издания помещают на своих страницах локальные новости, предоставляют газетную площадь местным рекламодателям. Среди региональных ежедневных газет с наибольшими тиражами выделяются вечерние «Ивнинг Стандарт (Лондон, 450 тыс. экз, «Ивнинг Мэйл» (Бирмингем, 195 тыс, Манчестер Ивнинг Ныос» (180 тыс, Экспресс энд Стар (Вулверхэмптон, 200 тыс, Глазго Ивнинг Таймс» (117 тыс утренние Йоркшир Пост (Лидс, 75 тыс. экз, Вестерн Мэйл» (Кардиф, 64 тыс, «Айриш Ньюс» (Белфаст, 133 тыс, «Дэйли Рекорд – шотландское издание «Дэйли Миррор» (600 тыс.) 3 Региональную печать Великобритании отличает стабильность в экономическом положении. Основа этой стабильности – устойчивые многолетние связи с рекламодателями, постоянный круг читателей. Б) Радиовещание и телевидение Великобритании Радиовещание Первая радиопередача в Англии была выпущена в эфир в 1922 г. кони Компанн» с дозволения британского Почтового управления. В 1925 г. после выхода соответствующего парламентского указа был создан Комитет (под председательством Крофорда) для определения политики в области радиовещания. Было решено оставить «Маркони Компани» единственным вещательным институтом страны. При этом особо оговаривалось, что компания должна была оставаться общественной, те. не зависеть от правительства, либо от коммерческих структур. Финансироваться она должна была посредством сбора платы с радиослушателей, передача коммерческой рекламы была запрещена. Тем самым закладывались основы общественно-правового вещания в Великобритании. 1 января 1927 г. была издана Королевская хартия, определявшая деятельность Британской вещательной корпорации – Би-Би-Си (ВВС. При разработке Хартии за основу были приняты рекомендации Комитета Кро- форда. Согласно основным положениям нового документа, политику радиовещания Би-Би-Си должен был определять Совет попечителей, члены которого назначались королем Совет должен был следить затем, чтобы деятельность корпорации отвечала интересам всего британского общества, а не той или иной партии. Таким образом, Би-Би-Си оказалась, с одной стороны, отделенной от правительственных структура с другой была связана сними монарх назначал членов Совета попечителей по рекомендациям правительства. После начала регулярного телевизионного вещания в 1936 га затем и развития коммерческого телевидения, аудитория телевидения росла, а аудитория радиовещания сокращалась. Дополнительный удар по радиовещанию нанесли пиратские радиостанции, передававшие музыку для молодежи с кораблей, расположившихся за пределами трехмильной территориальной зоны. В 1967 г. для более успешной конкурентной борьбы с этими радиостанциями Би-би-си создала собственную радиостанцию, которая транслировала популярную музыку. Она получила название «Рэйдно-1». В том же году начало создаваться местное радиовещание Би-Си-Си. В 1971 г. правительство Великобритании учредило местное коммерческое радио. Как планировалось, условия конкуренции общественных и коммерческих станций должны было стимулировать развитие радиовещания. Принятый в 1990 г. Акт о вещании предусматривал создание трех новых коммерческих национальных радиостанций (две из них музыкальные, одна — разговорная. Число небольших коммерческих радиостанций в Великобритании к концу х годов увеличилось до 174 (по сравнению св начале х годов. Толчок этому был дан тем же парламентским актом 1990 г, который привел к широкой коммерциализации вешания. К середине х годов развитие коммерческого радиовещания вширь в основном закончилось, и начались процессы концентрации и монополизации, приведшие к образованию таких радиосетей, как «Джи-Даблю-Ар», состоящей из 31 радиостанции, включая общенациональную станцию классической музыки Классик ФМ»: или «Имэн рэйдио», состоящую из 20 радиостанций, включая лондонскую музыкальную станцию «Мьюзик ФМ». Дог. все британские национальные станции принадлежали Би-Би-Си. Входящая в состав корпорации станция Радио передает популярную музыку, комедийные и драматические постановки. В эфире Радио звучит легкая музыка и развлекательные программы. Радио специализируется в основном на классической музыке и джазе, на волнах этой радиостанции можно также услышать документальные и поэтические передачи. Слагаемыми фирменного стиля Радио являются новости, обзоры национальных и международных текущих событий, публицистические программы. В августе 1990 т. на Би-Би-Си вступила встрой новая радиостанция Радио- 5» – первая вновь созданная национальная радиостанция за последние 23 года. Она адресована главным образом молодым радиослушателями любителям спорта, передает почти все спортивные радиопередачи, идущие по радио Би-Би-Си. В прямом эфире Радио нередко звучат дискуссии, участники которых обсуждают актуальные для жителей Великобритании события. В состав Би-Би-Си входит Всемирная служба радиовещания (ВСР), которую слушают примерно 130 млн. радиослушателей на 44 языках 5 Телевидение На телевизионном рынке Великобритании сосуществуют эфирное, спутниковое и кабельное телевидение. Эфирное телевизионное вешание Датой начала регулярного эфирного телевизионного вешания в Великобритании считается 2 ноября 1936 года. В этот день Би-Би-Си приступила к регулярной трансляции телевизионных программ. Вещание было приостановлено с началом второй мировой войны и возобновилось только в 1946 г. В 1951 г. пришедшее к власти правительство консерваторов приняло решение ввести на телевидении рыночные отношения – конкуренцию и свободу выбора. В июле 1954 г. консервативное большинство приняло Акт о вещании, позволяющий выдавать лицензии коммерческим телевизионным станциям, которые должны были финансироваться за счет рекламы. С этого момента Би-Би-Си действует в условиях конкуренции. Для привлечения внимания зрителей Би-Би-Си начала включать в свои программы телевизионные игры и развлекательные передачи. В сентябре 1955 г. лицензии получили первые две частные компании, которые вещали на Лондон «Ассошиэйтед Редифьюжн» и «Ассошиэйтед Бродкастинг Компании. Формирование сети коммерческого, или, как его порой называют, независимого телевидения (1TV) продолжалось дог, после чего Великобритания была поделена на 14 регионов вешания, приблизительно соответствовавших регионам вещания Би-Би-Си. Таким образом сформировался еще одиннациональный частный канал, на сегодняшний день – й канал (ITV- Ай-Ти-Ви). Сейчас его транслируют несколько региональных телекомпаний, которые обязаны вставлять региональные программы в телепрограммы за исключением утренних передач, которые транслируются на всю страну. После длительных дискуссий и переговоров, ив качестве своеобразной компенсации за необходимость приспосабливаться к условиям конкуренции, Би-Би-Си получает разрешение на открытие второго канала. В 1964 г. начал вещать второй канал общественного телевидения -Би-Би-Си-2. Объем вещания Би-Би-Си-2 долгое время был достаточно скромным 4 часа в сутки в вечернее время. Он стал каналом, ориентированным на культуру и образование. В сетке вещания доминировали опера, авангардистский театр, научные передачи, образовательные программы Открытый университета телевизионные игры также были сориентированы на этот высокий интеллектуальный уровень. Вначале х начал работу й канал эфирного телевидения. Четвертый канал является государственным каналом, который финансируется за счет рекламы. Руководит им корпорация четвертого канала. В конце марта 1997 г. был открыт новый национальный канал 5. В г. это был самый быстрорастущий канал британского эфирного телевидения. Канал ориентированна сравнительно молодых и небогатых телезрителей, не имеющих в домах кабельного и спутникового телевидения, и дает для них дешевые и жизнерадостные развлекательные программы. Спутниковоетелевизионное вещание Великобритания впервые в Европе в 1982 г. начала спутниковое вещание. Вещание осуществляла корпорация «Бритиш Сэтеллайт Бродкастинг» (Би-Эс- Би – Британское спутниковое вещание. Акционерами компании выступали главным образом владельцы британских эфирных коммерческих телекомпаний и периодических изданий. 2 ноября 1990 г. было объявлено о слиянии британской Би-Эс-Би со спутниковой телекомпанией «Скай Телевижн» (Скай Ти-Ви – Небесное телевидение, принадлежавшей корпорации «Ньюс Интернэшнл» – британскому филиалу мэрдоковской «Ньюс Корпорейшн». В результате слияния образовалась новая организация спутникового телевидения «Бритиш Скай Бродкастинг» (Би-Скай-Би – Британское небесное вещание. Она получила статус небританской службы, что в правовом аспекте сняло проблему контроля над британской собственностью со стороны совладельца, не имеющего английского гражданства. Особое ускорение в развитии спутниковое телевидение получило в эпоху внедрения цифровых технологий. Несмотря на то, что первой в Британии и во всем мире цифровое вещание начала общественная корпорация Би-Би-Си (11 июня 1998 г, коммерческие станции вскоре заняли доминирующее положение в этой области. Еще в 1997 г. крупнейшие коммерческие телекомпании Великобритании «Карлтон Ю-Кэй Продакшнз» и Гранада Телевижн» создали консорциум цифрового вещания «Бритиш Диджител Бродкастинг» (ЕДЕ. 2 октября 1998 г. Би-Скай-Би ввела встрой свою систему из 140 спутниковых цифровых телеканалов, получивших название «Скай Диджител», а 20 ноября БДБ ввела свою систему из 30 каналов, имеющую название «Ондидиджител». Между этими системами развернулась острая конкурентная борьба. На Би-Ди-Би («Ондидиджител») помимо собственных каналов, показывающих программы «Карлтона» и Гранады, изначально были размещены также цифровые каналы Би-Би-Си и новый цифровой канал Ай-Ти-Ви-2, являющийся коллективной собственностью всех коммерческих компаний эфирного телевидения Великобритании, входящих в ассоциацию независимого телевидения. Он вступил встрой декабря 1998 г. Этот канал является цифровым дополнением к старому аналогичному каналу Ай-Ти-Ви. В отличие от регионального принципа Ай-Ти-Ви, вещание по Ай-Ти-Ви-2 идет централизованно, из единого передатчика. Продажа программ также осуществляется централизованно. Несмотря на то, что для приема «Скай» нужна спутниковая тарелка, тогда как каналы Би-Ди-Би принимаются на обычный телевизор, к концу 1999 г. число подписчиков «Скай Диджител» составляло около полутора миллионов, а «Ондидиджител» – около 400 тыс. Возможно одной из причин этого является количество каналов («Скай» – 140, «Ондидиджител» – 30). Число информационных каналов «Скай» к концу х годов достигло пяти. На «Скай Диджител» есть также большой выбор специальных документальных каналов. Это, прежде всего группа качественных документальных каналов, принадлежащих американской фирме «Дискавери»: основной канал «Дискавери», историко-культурный канал «Дискавери Сивилайзейшнз», географический «Дискавери Трэвэл энд Эдвенчер», канал о жизни животных «Дискавери Энимел Плэнит» и канал бытовой информации «Дискавери Хоум энд Лежер». 12 каналов платформы «Скай Диджител» посвящены кинофильмам. Каждый вечер передается до 25 кинофильмов. Среди самых популярных киноканалов – три, показывающие современные фильмы «Скай Премьер, «Скай Премьер и «Скай Премьер Уайд Скрин» (последний предназначен для- яшрокоформатных телевизоров. Киноклассику показывает канал «Скай Синема», развлекательные фильмы – «Скай Мувимэкс». Серьезным каналом является также «Филм Фор», показывающий кинопрограммы четвертого эфирного канала (в основном это также киноклассика, легенды мирового кино. В дополнение к этому заказной канал «Скай Бокс Офис предлагает ежедневно набор из 20 фильмов по 3 ф. ст. за просмотр. Флагманским, каналом Би-Скай-Би остается развлекательный канал «Скай- 1», существующий с самого момента создания «Скай Телевижн» в 1989 г. По нему идут популярные сериалы, большое число кинофильмов, игровые шоу, мультипликационные фильмы, научно-популярные сериалы и документальные фильмы. К популярным развлекательным каналам на Би-Скай-Би можно отнести также комедийный канал «Парамунт Комеди», принадлежащий американской компании «Парамаунт». Большой популярностью пользуются спортивные каналы Би-Скай-Би: круглосуточные «Скай Спортс-1», «Скай Спортс-2», а также «Скай Спортс-3». Они показывают репортажи о спортивных состязаниях, проходящих в Великобритании и по всему миру. Имеется также круглосуточный канал спортивных новостей «Скай Спорте Ньюс» и интерактивный канал «Скай Спорте Экстра, по которому можно получить дополнительную информацию о спорте графики состязаний, таблицы, расположения команд, повторы, архивные данные, аналитические материалы. Самую большую группу составляют музыкальные каналы Би-Скай-Би. Основным в ней является международный канал «Эм-Ти-Ви», самый популярный в мире музыкальный спутниковый канал для молодежи. Кроме него можно выделить «Эм-Ти-Ви Бэйз», передающий танцевальную музыку «Эм-2», посвященный отдельным музыкальным событиям «Ви-Эйч-1 Классик, по которому идет ностальгическая музыка х – х годов «Эм-Ти-Ви Экстра, предлагающий видеоклипы на заказ из архивов «Эм-Ти-Ви». Имеется заказной музыкальный канал Бокс, непрерывно показывающий видеоклипы с заказом по телефону. Кроме указанных работают еще несколько десятков музыкальных каналов как популярной музыки таки специализированных, для любителей отдельных музыкальных направлений. Особую группу составляют детские каналы Би-Скай-Би. Сюда входят «Дисней Чэинел», показывающий мультипликационные фильмы американской компании «Дисней»; канал «Фокс Кидс», принадлежащий американской компании «Фокс Телевижн» Руперта Мэрдока и другие. Кабельное телевидение. Кабельное телевидение в Великобритании начало активно развиваться в середине х годов. Изначально кабельное телевидение было нерентабельными владельцы станций зачастую, продавали их фирме, связанной с американской телефонной компанией Белл. Эта практика вскоре была запрещена Британским министерством внутренних дел. Постепенно завоевывая рынок, компании кабельного ТВ к 90 годам уже имели возможность делать инвестиции в развитие коммуникаций. Так, в 1995 году британские кабельные телевизионные компании вложили более 2 млрд. ф. ст. в развитие инфраструктуры. В конце 90 кабельные телекомпании, как и другие ведущие британские СМИ, оказались подвержены процессам консолидации. В то время велись активные переговоры о слиянии крупнейших компаний «Кэйбл энд Уайерлесс Коммьюникэйшнз» (КУК) и «Телеуэст». Однако третья компания «Нэшнл Транскоммьюникэйшнз Лимитед» (НТЛ) при поддержке своего союзника и акционера «Франс Телеком» сумела оттеснить «Телеуэст» и добиться соглашения о слиянии с «Кэйбл энд Уайерлесс». В свою очередь «Телеуэст», вторая по величине кабельная компания Великобритании, объявила в конце 1999 года о слиянии с компанией «Флекстек», которой принадлежат каналы спутникового телевидения. Это пучок каналов «Ю-Кэй Телевижн», которым она владеет совместно с Би-Би-Си, а также общеевропейские каналы «Бравоу» и «Чилдренс Чэннел». Наряду с развитием технических возможностей поиски путей к консолидации кабельной индустрии Великобритании объясняются и ее трудным финансовым положением большинство кабельных компаний, затратив большие деньги на прокладку кабелей и не окупив их, имеют долги. Они пытаются решить финансовые проблемы разными путями. Так, крупнейшая кабельная компания Великобритании «Кэйбл энд Уайерлесс Коммью- никэйшнз» (КУК) создает глобальную сеть служб, предоставляющих деловую информацию с использованием Интернета. Эта система получила название «Глоубел Оперэйшнз». См Беглов СИ. Империя меняет адрес. МС. Подробнее см Беглов СИ. Печать Великобритании // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2000. № 3. С. 44-56. [ 3 ] Беглов СИ. Четвёртая власть британская модель. МС См Любимов Б.И. Великобритания и глобализация мирового теле- и радиовещания (коммерциализация телевидения – дорога к глобализации) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1999. № 6. С. 62. (European Campaign Planner. Spring. P. 107; Guardian. 1994. 20 Dec. P. 9) [ 5 ] См Любимов Б.И. Великобритания и глобализация мирового теле- и радиовещания (коммерциализация телевидения – дорога к глобализации) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1999. № 5. С. 74. [ 6 ] Observer. – 1999. 3 Oct. Sec. B. P. 8. Современные СМИ Германии Литература. Вороненкова Г.Ф., Чесаное А.А. Периодическая печать Германии. – СПб., 2001. 2. Вороненкова Г.Ф. Средства массовой информации Германии в е годы. – М, 1998. 3. Материалы о зарубежных средствах массовой информации в 1990- 2002 гг. // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 1990-2002. № 4-6. 4. Орлов Ю.А. Печать ФРГ. – М, 1970. Основные вопросы, которые рассматриваются в лекции — печать Германии после второй мировой войны ив годы объединения ФРГ и ГДР — типологическая характеристика современной немецкой прессы — общественно-правовое и частное телерадиовещание Германии. А) Печать Германии После окончания второй мировой войны на формирование системы немецких СМИ существенное влияние оказали события, связанные сформированием послевоенного устройства Германии, а также процессы объединения Германии в конце XX века. Завершилась вторая мировая война, и Германия была поделена на четыре зоны оккупации – американскую, английскую, французскую и советскую. Общие принципы преобразований в Германии, как и самой судьбы страны после войны, были выработаны странами-победительницами на Тегеранской (28 ноября – 1 декабря 1943 г, Ялтинской (4—12 февраля 1945 г) и Потсдамской (17 июля – 2 августа 1945 г) конференциях. Главная суть их заключалась в демократизации, денацификации и демилитаризации. Информационная политика соответствовала общей политике стран- победительниц. Газеты часа ноль – так называют в Германии послевоенную прессу. До конца мая первого послевоенного года газеты появились в Кельне, Франкфурте, Касселе, Брауншвейге, Эссене и Бамберге. 12 мая 1945 г. представители союзных военных властей издали в Берлине совместное предписание об оккупационном контроле № 1. Согласно этому предписанию издание национальных органов периодической печати наряду с газетами военной администрации доверялось только лицам, не скомпрометировавшим себя при гитлеровском режиме, и обусловливалось в каждом отдельном случае получением специального разрешения – лицензии от военных властей соответствующей оккупационной зоны. В то время как в советской зоне оккупации лицензии выдавались общественным организациям антифашистского толка, в западных зовах их получали только частные лица, даже если при этом было известно или предполагалось в виде условия, что эти лица будут в качестве издателей представлять интересы определенных политических партий или других организаций. Различия в западных зонах заключались лишь в том, что американцы сводили под одну редакционную крышу представителей разных политических направлений, создавая таким образом «надпартийные» газеты англичане, наоборот, предпочитали органы, ориентирующиеся на какую- то определенную политическую партию во французской же зоне прижились издания итого и другого типа, но важно, что ив томи в другом случае они функционировали как частные предприятия. В основу политики США в области формирования СМИ в американской оккупационной зоне был положен план, разработанный в последние месяцы войны группой американских и английских специалистов. Он подразумевал несколько ступеней развития от полного запрещения любой информационной деятельности через выпуск информационных бюллетеней союзников до издания газет под контролем военных властей. В соответствии с этим планом уже с ноября 1944 г. выходит официальный орган военного командования США в Европе на немецком языке – газета «Нойе Цайтунг» (Новая газета. Возникновение лицензионных газет в западных оккупационных зонах связано с двумя изданиями – «Лахенер Нахрихтен» («Аахенские новости) и «Франкфуртер Рундшау» (Франкфуртское обозрение. В январе 1945 г. английское командование разрешает Генриху Голласу в Аахене издавать газету «Аахенер Нахрихтен». Первый номер вышел 24 января 1945 г, однако официальное разрешение – лицензия № 1 – на издание было выдано только 20 июня 1945 г. Лицензию № 2 Германии получила «Франкфуртер Рундшау», иона стала первой в американской зоне после неудачной попытки издания газеты в Мюнхене) для распространения на четверти территории Германии. «Франкфуртер Рундшау» вышла 1 августа первого послевоенного года во Франкфурте-на-Майне. За разрешением для издания газеты (лицензией) предписывалось обратиться с письменной просьбой к американским военным властями дать обязательство выполнять все указания оккупационных властей. Любые формы критики оккупационных властей на страницах газет запрещались. Право на изъятие лицензии американские оккупационные власти сохраняли до конца лицензионной политики в своей оккупационной зоне. В американской зоне оккупации не разрешалось создавать чисто партийные газеты. В британской зоне оккупации к ноябрю 1945 г. было 18 лицензионных газет. Их политика лицензирования была не менее строгой, чему американцев. В самом начале после поступления заявки на лицензирование власти проверяли просителей лицензий на партийно-политическую лояльность у бургомистров городов, но затем отказались от этого. К началу октября они отказались и от обязательности групповых лицензий, как это было в американской оккупационной зоне, и лицензию мог просить один человек. Каждый заявитель лицензии должен был представить нулевой номер газеты. После выхода издания в свет они подвергались предварительной и постцензуре. Если в титульной информации печатного органа была ссылка на какую-либо партию, то власти проверяли, поддерживается ли владелец лицензии этой партией. 18 сентября 1945 г. вышел в свет нулевой номер «Норддойче Цайтунг» (Се- верогерманская газета. 10 ноября 1945 г. британские власти заявили о создании новой газеты доя своей оккупационной зоны под названием «Ди Вельт» Мир. В отличие от американцев, британские власти разрешали издание партийных газет. К сентябрю 1946 г. в британской зоне оккупации возникло 42 издания, которые четко заявляли о своей партийной принадлежности. Лишь 7 газет объявили себя надпартийными. Во французской зоне оккупации печатные издания стали появляться в августе 1945 г. Первый номер газеты Бадей Тагеблатт» (Баденский ежедневный листок) датирован 8 августа. В августе вышел и первый номер газеты «Нойе Саарбрюкер Цайтунг» (Новая саарбрюкская газета. В сентябре вышло еще пять газет. 26 сентября вышел первый номер военной газеты на французском языке «Nouvelles de Prace». В отличие от других оккупационных властей, французские были более либеральны, было меньше контроля над прессой и больше свободы мнений. Каждая политическая партия и каждый печатный орган имели возможность свободно обсуждать германские политические проблемы. Все информационные газеты могли публиковать различные точки зрения. Для того чтобы это стало гарантией, каждой партии, допущенной к выборам 18 мая 1947 г, разрешалось иметь свою газету. В советской зоне оккупации строительство послевоенной системы прессы осуществлялось по образцу в подобию СССР – сверху, однако с учетом национальных особенностей Восточной Германии – многопартийной системы. Лицензии выдавались партиями общественным организациям, физическим лицам не разрешалось издавать печатные органы. В качестве ограничителя тиражей выступало решение о распределении бумаги. Первой газетой, вышедшей в Восточной Германии, на территории будущей ГДР, была газета «Тэглихе Рундшау» (Ежедневное обозрение, которую издавало командование Красной Армии с помощью немецких активистов- антифашистов. В качестве приложений к «Тэглихе Рундшау» через год стал выходить еженедельник «Иллюстрирте Рундшау» (Иллюстрированное обозрение) и политический научно-популярный журнал «Нойе Вельт» Новый мир. В июне 1945 г. вышел первый номер газеты Коммунистической партии Германии (КПГ) «Дойче Фольксцайтунг» (Немецкая народная газета, явившейся преемницей газеты германских коммунистов «Ди Роте Фане» (Красное Знамя, которая была основана еще в 1918 г. К. Либкнехтом и Р. Люксембург. В апреле 1946 г. произошло объединение КПГ и СДПГ, в результате которого была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Соответственно были объединены газеты «Дойче Фольксцайтунг» и «Дас Фольк» в одну, получившую название «Нойес Дойчланд» (Новая Германия. Затем последовало слияние печатных органов обеих партий. В каждой земле выходили газеты от имени СЕПГ, С осени 1949 г, после провозглашения Германской Демократической Республики (ГДР) и Федеративной Республики Германии (ФРГ, печать начала развиваться по двум различным направлениям. В ГДР утверждалась нерыночная социалистическая система печати, в ФРГ складывалась западная, рыночная модель СМИ. Прямо или косвенно средства массовой информации ГДР контролировались государственными партийным аппаратом, и высшей руководящей инстанцией для журналистов ГДР был отдел агитации и пропаганды Центрального Комитета СЕПГ. Несколько десятилетий спустя, накануне объединения Германии, система печати ГДР объединяла более 600 газет и журналов руководящей партии ГДР – СЕПГ, десятки изданий крупнейших массовых общественных организаций – Объединения свободных немецких профсоюзов и Союза свободной немецкой молодежи, периодику дружественных СЕПГ политических партий – Демократической крестьянской партии Германии, Либерально-демократической партии, Национально-демократической партии и Христианско-демократического союза. В систему печати ГДР входили издания центральных государственных органов, массовых общественных организаций, народных издательств, частных владельцев лицензий. В ФРГ сформировалась рыночная модель СМИ. Если в ГДР печать находилась в зависимости от партийно-государственных органов, тов Федеративной Республике Германии концентрация прессы происходила вокруг крупных экономических предприятий – медиа-концернов. Среди ведущих издательских групп, которые сложились в Западной Германии к концу х годов можно выделить издательство Шпрингера (издания «Бильд», «Вельт», «Берлинер Моргенпост»), группы ВАЦ («Вестдойче Альгемайне Цайтунг» – Западногерманская всеобщая газета, Зюддойчер Ферлаг («Зюддойче Цайтунг»). После объединения Германии вначале х годов рыночная модель средств массовой информации стали господствовать на территории всей страны. Западногерманские концерны поглотили многие издания Восточной Германии и быстро распространили свое влияние на восточные земли. К основным типологическим характеристикам печати современной Германии относится территория распространения, аудитория. По территории распространения газеты делятся на национальные (или надрегиональные) и местные. К национальным изданиям относятся «Зюддойче Цайтунг» (Мюнхен, «Франкфуртер альгемайне Цайтунг» (Франкфурт-на- Майне), «Вельт» (Берлин, «Франкфуртер Рундшау» (Франкфурт-на-Майне), «Бильд» (Гамбург) и «Тагесцайтунг» (Берлин. Особенностью национальной печати Германии является то, что местом выхода прессы необязательно является столица страны. Газеты, выходящие в Гамбурге, Мюнхене или во Франкфурте-на-Майне распространяются на многие немецкие регионы и поэтому имеют статус национальных (зачастую их еще называют надрегиональными изданиями. Региональные газеты предназначены для жителей отдельных регионов и населенных пунктов. Они также широко распространены во всей Германии. К местным газетам относятся, например, «Штутгартер Нахрихтен», «Зюдвест Прессе (земля Баден-Вюртемберг), «Мюнхенер Меркур» (Бавария, «Гамбургер Абендблатт» (Гамбург) и другие. Среди качественных изданий наиболее крупными по тиражу являются «Зюддойче Цайтунг», «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», «Ди Вельт». Качественно-массовыми, как правило, являются региональные газеты (например, «Берлинер Моргенпост»). Наряду с качественными и качественно- массовыми существуют массовые или бульварные издания. Среди них наиболее многотиражной и самой распространенной в Германии является «Бильд». К другим массовым газетам относятся «АбендцаЙтунг», «Берлинер Курир», «Берлинер Цайтунг», Экспресс, Дюссельдорф Экспресс. Следует отметить, что в ряде случаев тираж массовых газет значительно, зачастую на порядок, превосходит тираж качественных. Так, массовая «Бильд» распространяет более 4 млн. экз, в то время, как качественная «Зюддойче Цайтунг» едва достигает тиража 400 тыс. экз. Б) Радиовещание и |