Главная страница

Шпоры ИГПЗС. 1 Гос и общ строй стран Др. Востока в др Востоке существовало несколько форм собственности


Скачать 0.63 Mb.
Название1 Гос и общ строй стран Др. Востока в др Востоке существовало несколько форм собственности
Дата01.01.2020
Размер0.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпоры ИГПЗС.doc
ТипДокументы
#102621
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1)Гос. и общ.строй стран Др.Востока

В Др Востоке существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.В состав господствующих верхов входили следующие основные прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих общин. Осуществляли высшую политическую власть, обладая правами верховного собственника . Экономическое могущество определялось кол-вом земли, источников водоснабжения, тяглового скота, рабов, денежных средств. Которые формировались путем царских пожалований, раздачи земельных наделов и рабов, насильственных изъятий общинной собственности, за счет иных поступлений (военная добыча, получение выплат из гос казны) Высокое положение жрецов: храмы- центр пол эконом и культ жизни общеста.

Рабы первоначально были военнопленные. Многие военные походы совершались ради рабов. При условии господства натур хоз рабы как бы входили во владевшую ими семью в качестве бесправных ее членов; они обычно жили под одной крышей с хозяином, хотя и выполняли более тяжелую, чем остальные домочадцы Допускалось, чтобы раб мог иметь семью. Гос-во как рабовладельческий тип(основе на не численности рабов к числу свободных жителей, а тем что институт рабовлад проникал во все сферы жизни, определяли господ гос идеологию и формировали обществ психологию)

Свободные мелкие производители занимали промежуточное положение в социальной структуре древневосточного общества. отличие от гос верхов в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к существованию собственным трудом. С другой стороны, от рабов их отличал статус личной свободы.

Мелкие свободные производители: сельское население общин и городское ремесленное население. Они подвергались эксплуатации со стороны государства, поскольку несли на себе основную тяжесть податного обложения (налоги составляли до двух третей урожая), были обязаны исполнять военную службу, выполнять другие повинности (строительную, транспортную и т. п.). Хар-но абсолютное отсутствие у них не только политических прав гражданина, но и полное игнорирование властями их человеческого статуса.

Городские ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были свободными людьми, сдавая в виде налога часть своей продукции.

Отличительная особенность: социальное (классовое) деление общества здесь органически дополнялось сословным делением. При этом, как правило, сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением.

2)Формы гос-в Др Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия).
Для стран Др В характ ранняя централиз гос власти, способств формир особой формы гос-ва- деспотии. Она представл собой неогранич монархию со специф сист админ и правов отнош. Власть принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладал законодат и судебн властью. полномочия деспота вытекали из администр-хоз функц, котор изнач явл осн для др востока. Гос-во в лице правителя организовывало обществ работы, связанные с сооружением сист искусствен орошения, со строит-вом дворцово-храмовых комплексов и обработк царск земельн фонда. В итоге гос-во регулир земледелие, ремесло и торговлю. наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Др Месопотамии и Др Индии была огранич. для Месопотамии характерн существ крупных городов- гос-в. Наиболее полной царская власть была в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792- 1750гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю.

в период деспотии сохранялась автономия общины (действовали общин органы управл, выполн админ-финанс и судебн функц). Цивилизация:характерн существ слабых и кратковремен гос-в. Ограниченность монарх. власти в Др Индии связ с сист варн и автономностью общин. Почти любая деспотия - теократическая монархия. Правитель счит ставленником или потомком богов, выступая в кач-ве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. неотъемлемым политико-правовым признаком в странах ДрВостока явл развитой военно-бюрократ аппарат. В усл доминирования общинного произв-ва и примитивн рыночн отнош аппарат выполнял регул и координир функц. Многочисленная админ-ция была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управл - центр, региони местн (общинном). Жесткая, иерархич сист предполаг соблюд субординации, подчин нижестоящ чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии зависело от соц пол. коллективн формы произв-ва, незыблемость соц структуры, огромная роль религии предопредел традиционность древневосточн общ-в.

3)Образование и развитие Вавилонского государства.Ввавилонское общества III-II тысячелетий до н.э.
Вавилонское гос-во возникло в начале 3 тыс. до н.э. в Азиатском междуречье Тигра и Евфрата в Месопотамии. На этой терр. сначала располаг. небольшие города-гос-ва, в котор еще долго сохран пережитки родоплеменной орг-ции.Правители заключали союзы с сильными соседними гос-ами - Ларсой, Исин. Первые 5 вавилонских царей смогли расширить собств владения Ситуация меняется при шестом царе Вавилона-Хаммурапи, который был одним из самых известных политиков древнего мира.

Основных периоды:

1) Старо-Вавилонское царство (1894-1518)

2) касситский период (1518-1204)

3) период политического ослабления (1204-626)

4) Ново-Вавилонское царство (626-539).

Общ строй:

1)Рабы= военнопленные, порабощенные, бесправные свободные: царские, храмовые, частнособственные, наличие метки раба на теле, рабы=вещь(продажа, залог) за прич уберба=возмещение ущерба как за вещь нет права собственности

2)свободное население а)полноправные(авиум):владение землей, имущественные и личные повинности б)неполноправные(мушкен)=жители покоренных областей, городов,

В)разделение по проф деятельности: придворные служ(царские телохранители, высшие жрецы) военнослуж, храмовые служ, чиновники, купцы врачи предприниматели ремесленники

Рабовладельческий строй имеет особенности:

1)длительное сохран значит пережитков первобытнообщин строя в рабовладельч общ-ве Вавилона. 2)Быстрое развитие производ сил в плодородных долинах Двуречья 3)Классовое общ-во сложилось при не изжитых еще полностью явлениях матриархата, при слабом развитии частной собственности.

4)Общин собс-ность на землю и рабов сохран в Вавилоне с образован классов. общ-ва и гос-ва, а условия кримата и почвы приводят к длит сохран общинн. и гос. собс-ти на землю сохран коллективн (гос, храмовой, общинной) собст-ти на рабов. 5)При гос собс-ти на землю - слияние ренты с земли с налогом. Рента-налог нередко поступает в гос казну как натур сбор с крестьян.В вавилонском общ-ве наблюд постепенное развитие товарно-денежных отнош.

4)Источники права Месопотамии:

1)обычное право(ранние законодат акты

2) законы царя Ур-Намму

3) законы Хаммурапи

4) связь с религией- книга религиозных заклинаний «Шурпу».

Законы Хаммурапи – важнейш правов док Вавилона. Во введении Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого»

Источники ЗХ: обычное право, шумерийские судебники, законод-во Хаммурапи. Своим законод-вом Хаммурапи пытался закрепить обществ.строй гос-ва, господств. силой которой явл мелкие и средн рабовладельцы. Это первый извест сборник законов, показ рабовладельческий строй, частную собс-сть. Содержит пережитки родового строя: суровость наказаний, принцип талиона, ордалии.

Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общиннная, частная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, но еще не в полной мере

Виды обязательств: • аренды; • имущественного найма; • личного найма; • займа; • купли-продажи; • хранения; • товарищества; • мены; • поручения.

Брачно­семейные отношения. Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж мог истребовать выкуп у отца жены, но отцу возвращалось приданое. Развод был упрощен только для мужа. Основные поводы для развода: прелюбодеяние жены; бесплодие жены). Жена (статус выше, чем в Индии ) могла развестись только в случае долго длящейся измены мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену».Если муж избивал, унижал и изменял жене, то она могла вернуться в дом отца вместе с приданым. Браки могли заключать между собой рабы, свободный мужчина с рабыней и раб со свободной женщиной . Запрещались кровосмесительные браки между родственниками и свойственниками . Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Отягчающие вину обстоятельства — посягательство на жизнь. Возможны были наказания и без вины (если крыша упала на сына хозяина дома, то наказывали сына строителя). Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления Виды преступлений. Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены,похищение и подмену ребенка. Против личности. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способств возникнов особого тарифа ранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Имущественные кража скота, рабов, грабеж, укрывательство раба.

Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание.
5)Гос и обществ строй Древней Индии. Законы Ману

Развив концепция единоправителя, власть которого распростр на огромн терри. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодат властью, назначал гос чиновников, явл главой администр, верховный судьей.Терр гос-ва делилась на провинции, из котор 4 главн провинции обладали особым статусом. Во главе - царевичи.существов делен на обычн провинц, обл, округа. Высокое положение занимали специ чиновники по охране границ.Одна из самых древних цивилизаций сложилась более 4000 лет назад в долине Инда. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.Период развития Древней Индии с середины II тыс до н. э. до первой полов I тыс до н. э. получил назва ведийского. Хар-но: образов классового общ-ва и гос-ва, усил обществ неравенства. Руководил племенем военный вождь – раджа. Органы племенной администр перерастают в гос органы. Рабовлад знать занимает высш должности в гос администр. Разложение первобытно—общинного строя и развит обществ и имуществен неравенства привели к появлению сословий – варн. Существовали варны: брахманы – члены жреческих родов; кшатрии – военная аристократия; вайшии – свободные полноправные общинники; шудры – низшая варна, неравноправные члены общества.Переход из одной варны в другую строго запрещался. Не допускалось вступление в брак с представителями другой варны, устанавл разн материальное возмещение за убийство лица в зависим от его социположения в обществе.Законы Ману- основной правовой документ Древней Индии.Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману явл религиозн окраска всех его положений. Законы указыв 7 возможн способов возникнов права собс-сти: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Положение женщины- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Преступления :государственные , против собственности, имущественных Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь членовредительские наказания; штрафы, изгнание, тюремное заключение и др.

6) Государственный и общественный строй Древнего Китая. Право Древнего Китая – общая характеристика
Глава гос-ва- наследственный Ван (император). Ван распоряж землей, ведал полит и эконом жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. На втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Ведомства управл: финансов, военн и обществ работ. В Китае складываются сословно-классовые границы между двумя соц слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. Рабы в Др Китае жили семьями. Позднее формир– сословие чиновников различн рангов, существ за счет той же ренты-налога, получаем с определенн общин, территор. Первоначально право ДрКитая базиров на нормах обычн права с дополн норм, сформирован на осн отдельн судебн реш и постановл центральн власти. влияние на развит права -конфуцианство и школа легистов.

В развитии древнекитайского права 3 этапа.

На 1 этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулиров обществ отнош главн роль играли этические нормы , определ отнош членов китайск общ-ва к правителю - вану и внутрисемейные отношения.

На 2 этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усилив роль права с его стабильн комплексом наказаний.

3 этапе-формальн победа конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение.
7) Особенности общественного и государственного строя Афин и Спарты.
Территорию Аттики в конце 2 тыс. до н.э. населяли четыре племени, во главе вожди — базилевсы , народное собрание — экклесия , совет старейшин .С развитием производящей экономики происходят изменения в родоплеменной общине. Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы Тесея (легендарного героя) в VIII в. до н.э. В результате племена Аттики объединились в единый афинский народ с единым Советом для управления (синойкизм ). Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.Складывается социальная структура: эвпатриды — благородные (верхушка); геоморы — земледельцы; демиурги — ремесленники; феты — зависимое население, рабы. Ухудшается положение мелких землевладельцев — они закладывают за долги землю. Широкое развитие получает долговая кабала — должник может быть продан в рабство за границу. Постепенно эвпатриды ограничивают власть базилевса . Его функции переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам —архонтам. К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно­денежных отношений приводит к социальному расслоению. В 594 г. до н.э. были проведены реформы архонта Солона . Их цель— смягчить противоречия. Реформы Солона явились важным этапом в образовании, политической революцией. Солон провел сисахфию — долговую реформу, т.е. отменил долговое рабство. Следующим шагом в установлении и укреплении государственно­правовых институтов стали реформы Клисфена в 509 г. до н.э. С помощью этих реформ в Афинах ликвидированы последние остатки родового строя. Аттика была разделена на 10 территориальных фил , которые делились на демы . Новый орган управления— Совет Пятисот — сформировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью страны между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

По форме правления Спарта была государством военной рабовладельческой демократии.Государство возникло в VIII—VII вв. до н.э. в Лаконике и Мессении . Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление государства насильственного фактора. Спарта образована дорийцами на юге .Спартиаты поработили соседние народы. Спарта была окружена горными хребтами, что препятствовало развитию торговли и товарно­денежных отношений. В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя. Во главе государства стояли два архагета, главы двух племен — дорийского и ахейского. В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.
8) Древнегреческое право – источники и общая характеристика.
Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Ареопаг приспособлял обычаи, которые шли от первобытнообщинного строя к условиям образовавшегося и укрепляющегося гос-ва, посредством своих толкований. Далее появляется писаное право в виде Законов Драконта. Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. В качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда. Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын. Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны. Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию. Наказание для рабов и свободных было различным. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику. Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта