Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Философия в системе духовной культуры.Соотношение философии,мифологии,религии и науки.

  • 3.Античная философия:первые философские школы(ионийская,элейская,пифагорейская,атомистическая школы).Космоцентризм ранней греческой философии.

  • 4.Философия Платона.Учение об идеях,о познании,о государстве.

  • 5.Философия Аристотеля и ее место в развитии античной философии.

  • 6.Теоцентризм как особенность мировоззрения эпохи европейского Средневековья.Средневековая философия,ее особенности и основные этапы развития.Патристика(Аврелий Августин).

  • 7.Средневековая схоластика:проблема соотношения веры и разума,спор об универсалиях.Фома Аквинский.

  • 8.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.Натурфилософия Возрождения.

  • 9.Научная революция 17в. и ее влияние на философию Нового времени.

  • 10.Проблема научного метода в эмпиризме(Ф.Бэкон) и рационализме(Р.Декарт).

  • 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение


    Скачать 52.35 Kb.
    Название1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
    Дата19.01.2023
    Размер52.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_fila_1_-1.docx
    ТипДокументы
    #894497
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.

    Предмет философии является отношение ”человек–мир”.

    Структура философии:

    1.Онтология-учение о бытиях

    2.Гносеология-учение о познании

    3.Этика-учение о нравственности

    4.Эстетика-учение о прекрасном

    5.Социальная философия-учение об обществе

    6.Философская антропология-учение о человеке.

    7.Логика-учение о законах мышления

    8.Аксиология-учение о ценностях.

    Функции философии:

    1.Мировоззренческая-состоит в создании целостной системы знаний о мире и человеке, целостной картины мира, в которой на единой основе понимаются мир и действующий в нем человек.

    2.Познавательная-состоит в приращении знаний, получении новых знаний о законах и закономерностях наиболее общих отношений человека и мира, интеграции, синтезе существующего знания, систематизации знаний и их объединении в целостное знание.

    3.Методологическая-это функция философии по отношению к познавательной деятельности в целом и к научному познанию.

    4.Аксиологическая-состоит в разработке и формировании духовных ценностей человека, представлений об идеалах общественного устройства, о моральных нормах и нравственных ценностях, о справедливости, добре и т.д.

    5. Прогностическая-позволяет предвидеть возможные будущие состояния реальности на основании знания о существующих закономерностях ее развития.

    6.Логическая-состоит в том, чтобы научить человека правильно мыслить, видеть за случайным – необходимое, за явлением – сущность; правильно давать определения понятий; философия воспитывает культуру мышления и формирует умение находить аргументы в споре.

    7.Критическая-по отношению к заблуждениям, предрассудкам, устаревшим взглядам, другим видам мировоззрения, а также по отношению к действительности, не соответствующей ценностям и идеалам.

    Философия и мировоззрение.

    Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, об отношении человека к окружающей его действительности и самому себе.

    Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие, миропонимание, т.е. разные уровни и разную глубину познания человеком мира.

    Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Между ними существует самая тесная и непосредственная связь. Философские размышления – это средство разработки мировоззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концепциях, в конечном счете, выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений.

    Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения.

    2.Философия в системе духовной культуры.Соотношение философии,мифологии,религии и науки.

    культура – это то, что противостоит и противоположно природе, то, что создается человеком как субъектом творческой деятельности в процессе преобразования природы.

    Виды духовной культуры:

    1.Мифология-целостная картина мира,в которой элементы знания переплетены между собой,характерна для различных этапов развития общества.

    От мифологии философия унаследовала вопросы о происхождении и взаимоотношении человека, мира и общества.

    2.Религия-вера в сверхчувственный мир и признание сверхъестественной реальности.

    Общее можно найти в том, что философия, так же, как и религия, стремится выйти за пределы возможного опыта, она также нацелена на поиск человеком глубинных оснований собственного бытия и бытия мира.

    3.Философия-система знаний о фундаментальных принципах человеческого бытия и об отношениях человека к миру.

    Философия взаимосвязана со всеми видами духовного освоения действительности, и, вместе с тем, является самостоятельным типом мировоззрения.

    4.Наука-область человеческой деятельности,направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

    Роль философии в науке заключается в методологии научного познания.

    5.Искусство-способ отражения действительности в форме художественных образов.

    3.Античная философия:первые философские школы(ионийская,элейская,пифагорейская,атомистическая школы).Космоцентризм ранней греческой философии.

    Античная философия(7-6 вв.до н.э -5 в.н.э.)

    Этапы развития:

    1.Натурфилософский(доклассический)(7-5 вв. до н.э.)

    2.Классический(5-4 вв. до н.э.)

    2.1.Гуманистический(5 в. до н.э.)

    2.2.Классический период(5-4 вв. до н.э.)

    3.Эллинистический(4 в. до н.э.-3 в.н.э.)

    Ионийская(милетская) школа:

    Считается первой философской школой Древней Греции.

    Отправной точкой философских рассуждений о мире и его первоначале милетским мыслителям служит представление о существовании стихий, или первоэлементов.

    Таких стихий ранняя греческая философия выделяет четыре: вода, огонь, воздух, земля; позже добавится пятая – эфир.

    1) Фалес (основал школу): Первоначало-вода, т.к. 1) вода источник жизни. 2) текуча, а соответственно изменчива. 3) преобладает в природе.

    2)Анаксимандр(ученик Фалеса):Первоначало-апейрон(беспредельная субстанция, неопределѐнная первоначальная вещественность).

    3)Анаксимен:первоначалом всего существующего считал воздух, из которого путем разрежения и сгущения образуются вода, земля, огонь.

    Элейская школа:

    Основные идеи элеатов были изложены Парменидом в поэме «О природе». Парменид рассматривает два главных вопроса: 1) вопрос об отношении бытия и небытия, и 2) вопрос об отношении бытия и мышления.

    Элеаты впервые ввели категорию бытия в область философской мысли и поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Вместе с тем, элеаты установили качественное различие между тем, как мир дан нам в чувствах и как он постигается в мысли.

    Пифагорейская школа:

    видели начало всех вещей в числах. Числовые пропорции и законы, по мнению пифагорейцев, можно найти в музыке и звуках, в смене времен года и т.д.

    Атомистическая школа:

    Создатель этой школы Демокрит.

    Первоначала всего сущего – атомы и пустота.

    Бесконечное число форм атомов объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются друг от друга порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

    Космоцентризм-космос в центре мировоззрения.Человек есть микрокосмос.

    4.Философия Платона.Учение об идеях,о познании,о государстве.

    Платон ученик Сократа.

    Философия Платона носит характер объективного идеализма. Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире, и связывает их с сущностями, которые он именует идеями (видами), или эйдосами (образами).

    Идея является: 1) причиной возникновения вещей; 2) образцом, в соответствии с которым вещь формируется; 3) целью, к которой вещь стремится в своем развитии.

    Платон делит мир на 2: мир вещей и мир идей.

    Мир идей - подлинное и истинное бытие. Совершенный. Вечный. Неизменны и неподвижны.

    Мир вещей – кажущееся бытие. Несовершенный. Конечный.

    Учение о познании

    Он разрабатывает собственную теорию познания.Он выделил следующие виды знания: чувственное и интеллектуальное. Чувственное состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое мыслительное построение вещей, основывающееся на «вере». Знание такого рода- не истинно, и Платон называет его мнением. Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину. Оно делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, направленную на изучение (тщательное наблюдение) объекта. В сфере рассудка познающий пользуется умом, чтобы понимать чувственные вещи как образы.

    Учение о государстве.

    Люди должны делиться на 3 сословия:1)ремесленники,рабочие;2)воины и стражи

    3)правители-философы.

    5.Философия Аристотеля и ее место в развитии античной философии.

    Аристотель ученик Платона

    Аристотель считал, что подлинным бытием обладает не общее, не идея, не число, а конкретная единичная вещь.

    Закон непротиворечия:невозможно,чтобы одно и тоже время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении.

    Учение о 4 причинах(причины существования):

    1.Сущностная-сущность (форма/схема/план)

    2.Материальная-материя (из чего?)

    3.Движущая- источник (кто?)

    4.Целевая-конечная цель

    Учение о душе:

    1.Растительная душа-питание,развитие,размножение

    2.Животная душа-ощущения

    3.Разумная душа-рефлексия

    Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мысли действительности.

    Сформулировал 3 закона логики:

    1.Закон тождества:каждая мысль или понятие о предмете должны быть чѐткими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.

    2.Закон(запрета)противоречия:: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них обязательно ложно.

    3.Закон исключенного третьего:истинно либо суждение, либо его отрицание, а третьего не дано.

    Существенное внимание Аристотель уделял изучению государства и общества. В его трудах поставлены проблемы, которые актуальны до наших дней: проблема справедливого устройства государства, цель создания государства, проблема зависимости социальной активности от имущественного положения гражданина.

    6.Теоцентризм как особенность мировоззрения эпохи европейского Средневековья.Средневековая философия,ее особенности и основные этапы развития.Патристика(Аврелий Августин).

    Теоцентризм-Бог в центре.Мир и человек существуют благодаря богу. Источником всякого бытия является бог.

    Особенности средневековой философии (СФ):

    1) Главная особенность заключается в тесной связи с философии с Богом.

    2)Философия сохраняет свою связь с разумом, но при этом призвана рационально доказывать догматы церкви, отсюда знаменитая фраза: “Философия - служанка религии”

    3)Человек занимает особое место в мире как образ Бога. Задача человека - стремиться к безгрешности бога, его любви и святости.

    Креационизм - мир сотворен Богом из ничего

    Провиденциализм - Бог управляет миром

    Эсхатологизм - вера в неизбежный конец мироздания (страшный суд).

    Этапы средневековой философии(5-15 вв.н.э.):

    1.Патристика-становление христианского учения, деятельность отцов церкви.

    2.Схоластика-систематизация и обоснование христианского вероучения. Центры интеллектуальной жизни перемещаются из крупных городов в монастыри.

    Этапы Патристики:

    1.Апологетика-защита и оправдание христианского вероучения.

    2.Классическая патристика-систематизация христианского вероучения.

    3.Заключительный период-положение религии

    Этапы Схоластики:

    1.Ранняя

    2.Зрелая

    3.Поздняя

    Аврелий Августин.

    Теория времени:время существует в прошедшем,настоящем и будущем.Однако прошлое уже не существует,а будущего еще не существует,а настоящее стремится исчезнуть.Настоящее невозможно разделить на части.

    Теория веры и разума: Вера и разум не противоречат друг другу.Любое познание начинается с веры.

    Теории добра и зла: зло не в мире,а зло в человеке.

    7.Средневековая схоластика:проблема соотношения веры и разума,спор об универсалиях.Фома Аквинский.

    Фома Аквинский

    Фома Аквинский утверждал, что бог представлен в человеке в виде совести. Разделял добродетели (нравственные качества человека) на умственные (интеллект), нравственные (добро, и прочие моральные нормы) и богословские (вера, надежда, любовь), последние считал наивысшими.

    Фома Аквинский утверждал, что зло – менее совершенное благо, допускаемое Богом, чтобы вселенная достигла высшего блага. Если бы не было зла, не было бы многих благ.

    5 причин обоснований бытия Бога

    1.Доказательство от движения

    2.От природы действующей причины

    3.От вида бытия

    4.От разных степеней совершенства

    5.От порядка

    Спор об универсалиях:

    3 типа спора

    1.Номинализм.Универсалии живут только в языке и благодаря языку. Т.е. это только мысленные образы.

    2.Реализм..Универсалии существуют реально и независимо от сознания. Они основаны на реальном сходстве.

    3.Концептуализм.Среднее между предыдущими двумя. Признавали универсалии как что-то живущее только в разуме, но при этом они основывались на реальном представлении о вещах.

    6 типов государства.

    Правильные:

    1.Монархия(власть одного)

    2.Аристократия(власть знати)

    3.Демократия(власть народа)

    Неправильные:

    1.Тирания(власть тирана)

    2.Олигархия(власть богачей)

    3.Охлократия(власть толпы)

    Проблема соотношения и разума:

    должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере?

    Основные подходы:

    1.Вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях.

    2.Вера и разум дополняют друг друга

    3.У веры и разума собственные истины.

    8.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.Натурфилософия Возрождения.

    Философия эпохи возрождения (16 в).

    Гуманизм.

    Признание человека, как личности.Главная идея состоит в том, что человек понимается как самостоятельный источник творческих сил. Одной из особенностей гуманизма является критическое отношение к церкви и священнослужителям. Основные проблемы данного философского направления; утверждение нравственного идеала; воспитание человека; формирование человеческого самосознания.

    Антропоцентризм.

    Человек понимается как центр мироздания. Человек, как Бог, является творцом, он такое же творческое начало, как и Бог, а значит способен творить и преобразовывать мир, в чем заключается его высшее предназначение.Основные проблемы: воспитание человека и утверждение нравственного идеала, формирование чел. самосознания.

    Натурфилософия.

    Согласно Кузанцу, человек есть микрокосм, т.е. миниатюрное повторение всей природы, маленький мир. Человек стоит выше всех остальных творений Бога, за исключением ангелов, максимально приближен к Богу. Подобно богу, человек представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

    По Бруно, цель философии заключается в познании природы.

    Еще в это время начинается о яростном развитии нумерологии, алхимии и тд, т.е все исследования и мировоззрения пропитаны некоторой магической составляющей

    9.Научная революция 17в. и ее влияние на философию Нового времени.

    Новое время(17 в.)

    17 в. время научной революции и формирование науки,как отдельного вида духовной культуры.

    Возникло опытно-математическое естествознание, произошла научная революция. Успехи в развитии науки вселяли определѐнный оптимизм во многие философские представления о познании, об истине и возможности еѐ достижения.

    Влияние научной революции на философию:

    1.Предпосылки формирования новой картины мира.

    2.Появление нового способа познания природы -математического естествознания. Его суть состоит в математизации описания всех природных процессов.

    Важнейшей характеристикой Новой эпохи стала секуляризация (освобождение от религии) общественного сознания. Источником истинного знания для рождающейся науки, а также для новой философии, был признан естественный человеческий разум.

    Эмпиризм – источником познания является опыт.

    Рационализм – источником знания является разум.

    10.Проблема научного метода в эмпиризме(Ф.Бэкон) и рационализме(Р.Декарт).

    Эмпиризм – источником познания является опыт.

    Бэкон разделяет всю философию на 3 этапа:

    1.Досократовский(изучение природы)

    2.Сократовский(построение систем)

    3.Древнеримский(прагматизм)

    Бэкон считал,что до него методом познания была дедукция(от общего к частному).

    Индукция- от частного к общему.

    4 идола.

    1)Идолы рода/племени-присущие человеческому роду вследствие ограниченности ума и чувств людей.

    2)Идолы пещер-связанные с тем, что у каждого человека есть свой субъективный мир.

    3)Идолы площади или рынка-связанные с неправильным употреблением слов.

    3 вида слов:истинные,ничего не обозначающие и плохо образованные

    4)Идолы театра-представления, некритически взятые людьми из разных философских систем.

    Пути науки.

    1.Путь паука/догматика-стремление к приумножению законов и правил.

    2.Путь муравья/эмпирика-сбор фактов без анализа

    3.Путь пчелы/ученого-сбор,анализ,систематизация и вывод.

    Рационализм – источником знания является разум.

    Метод дедукции (ход мысли от общего к частному).

    Рациональный метод Декарта можно свести к двум положениям:

    1) в познании нужно исходить из интуитивных ясных истин, т.е. в основе его должна лежать интеллектуальная интуиция, которая рождается посредством самого ума и не вызывает сомнения.

    2)в познании нужно исходить из тех следствий, которые выводятся из этих интуитивных воззрений путем дедукции.

    Дедукция – это процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений к их следствиям.

    Именно мышление оказывается первой, исходной интеллектуальной интуицией, которая затем удостоверяет существование всего остального.

    Новые методы истинны.

    Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

    Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

    Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

    Четвёртое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

    Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. Декарт полагал, что только Бог достоин именоваться субстанцией в полном смысле этого слова.

    Декарт – сторонник онтологического дуализма. Он утверждает существование в сотворенном мире двух «параллельных», независимых друг от друга субстанций:

    1) мыслящая субстанция, дух, сознание

    2)физический мир, материальная Вселенная
      1   2   3   4


    написать администратору сайта