этнические конфликты. 4 Определение и классификации этнических конфликтов
Скачать 35.49 Kb.
|
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования 4.1. Определение и классификации этнических конфликтов Главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Под этническим конфликтом в широком смысле слова мы понимаем любую конкуренцию между группами – от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной Социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Виды межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей (наиболее значимые) В.А.Тишков говорил, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует Многие конфликты являются взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, (в силу состава СССР, практически любой конфликт приобретал этническую окраску) Классификации этнических конфликтов (по целям): социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения): культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности; территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому государству или создания нового независимого государства политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма) Определение по Тишкову «этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» Но само противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией На Земле почти повсюду существуют противоречия между этническими общностями – межэтническая напряженность в широком смысле слова. Без нее, не обходится ни одно полиэтническое общество. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством Напряженность может быть - открытой (проявляющейся в форме конфликтных действий) - скрытой, тлеющей (проявляется в виде социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной) Стадии конфликта: 1) Чаще до начала конфликтного взаимодействия проходят многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Если объективная конфликтная ситуация осознана даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности, могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии конфликта 2) На стадии конфликтного взаимодействия этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию, которая означает, что стороны переходят от «легких» к «тяжелым» тактикам: от массовых действий ненасильственного характера (митингов, манифестаций, акций «гражданского неповиновения») к столкновениям, которые рано или поздно приводят к крови и к военным конфликтам 3) Психологи выделяют и еще одну стадию конфликта – его разрешение или урегулирование Так же, с точки зрения психолога, конфликт не только не начинается с началом конфликтных действий, но и не заканчивается с их окончанием. После завершения прямого противодействия – на этапе «зализывания ран» – конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в образе врага и предубеждениях. (Пример: В 90-х годах 24% русских респондентов, переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы – исконные враги русского народа) 4.2. Этнические конфликты: как они возникаютпричины этнических конфликтов В английском языке используются разные слова для двух видов причин: «reason» (то, во имя чего происходит конфликтное действие, цель действия) «cause» (то, что приводит к враждебным действиям или межгрупповой конкуренции). Психологические характеристики causes: Межгрупповые конфликты как продукт универсальных психологических характеристик. В.Макдугалл приписал проявление коллективной борьбы «инстинкту драчливости». Агрессивность, не является реакцией на раздражение, а тем, что в организме человека присутствует некий импульс, обусловленный его природой. Эту модель он назвал гидравлической Гидравлическая модель психики лежит и в основе идеи З.Фрейда о причинах войн в человеческой истории. Фрейд считал, что враждебность между группами неизбежна, так как конфликт интересов между людьми в принципе разрешается только посредством насилия Враждебность между группами благотворна и для группы, так как способствует стабильности, установлению чувства общности у ее членов К.Лоренц также говорил, что агрессивное поведение людей, является следствием биологически заданной агрессивности. Для человека характерна внутривидовая агрессия, направленная на враждебных соседей и способствующая сохранению группы Н.Миллера и Д.Долларда, утверждали, что универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации Л.Берковиц расширил понятие объекта агрессии до целой группы. Он полагал, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. Основной недостаток перечисленных подходов состоит в том, что все они сводят межгрупповые конфликты к внутриличностным или межличностным, а если даже вводят групповой контекст, как это сделал Берковиц, то не обращают внимания на роль норм, ценностей и других регуляторов социального поведения. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. концепция «авторитарной личности» Исследовательский проект ТАдорна, Э.Френ-кель-Брунсвик, Д.Левинсона и Р.Санфорда был направлен на выявление индивидов, восприимчивых к антисемитской идеологии («потенциальных фашистов»). Исследователи выводят отношения к другим группам из процесса социализации в раннем детстве (семья). У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем индивид себя не идентифицирует, т.е. на внешние группы. К примеру, заменителем ненавидимого отца часто становится еврей Теория реального конфликта Теория исходит из предположения, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой М. Шериф выдвинул предположение, что функциональная взаимозависимость двух групп в форме конкуренции непосредственно ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям Это единственный подход к анализу межгрупповых конфликтов, в котором причина-reason межгрупповой враждебности (реальный конфликт интересов) рассматривается одновременно и ее причиной- cause. Теория социальной идентичности А.Тэшфел доказал, что несовместимые групповые цели не являются обязательным условием для возникновения межгрупповой конкуренции и враждебности. Достаточным основанием может оказаться осознание принадлежности к группе, т.е. социальная идентичность и связанные с ней когнитивные и перцептивные процессы Для доказательства Тэшфел проводил эксперименты в которых стремились выявить минимальные условия, необходимые для появления дискриминационного поведения по отношению к членам чужой группы. Между группами, участвовавшими в экспериментах, не было конфликта интересов или истории межгрупповой враждебности. Испытуемые – английские школьники – не взаимодействовали ни в группе, ни на межгрупповом уровне. Сами группы были выдуманны, детей только убедили, что они сформированы по результатам предварительного эксперимента. Испытуемых «приписали» к группам в случайном порядке. Однако, при выборе способа распределения денежного вознаграждения анонимным членам своей и чужой групп за участие в эксперименте для испытуемых более важным оказалось установление различий в пользу своей группы, чем выделение для ее членов максимально возможной суммы денег, если при этом «чужим» досталось бы еще больше Также было доказано, что члены доминантной группы демонстрируют большую тенденцию к социальной конкуренции В реальной жизни ситуация «чистой» социальной конкуренции встречается крайне редко. С другой стороны, невозможно привести пример реального конфликта интересов, на который не оказывали бы влияния психологические процессы, связанные с групповым членством 4.3. Этнические конфликты: как они протекаютБольше внимания исследователи уделяют продолжительным, носящим базовый характер изменениям в когнитивной сфере. Начать рассмотрение когнитивных процессов, влияющих на протекание этнических конфликтов, следует с социальной категоризации: В ходе конфликта возрастает значение двух важных последствий социальной категоризации: Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутригрупповом сходстве приводит к деиндивидуализации. А деиндивидуализация облегчает осуществление агрессивных действий по отношению к «врагам». При исследовании традиционных культур было обнаружено, что чем больше сходных элементов оформления внешности (одежда, прически, раскраска лица и тела), способствующих деиндивидуализации, у членов племени, тем более оно агрессивно. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга формой, чем они есть на самом деле. Часто культурные и даже языковые границы между этническими общностями неопределенны и трудно уловимы. Но в конфликтной ситуации субъективно они воспринимаются как яркие и четкие. Показательный пример этой тенденции – подчеркивание и преувеличение различий между народами тутси и хуту в Руанде, что способствует многолетней трагедии руандийского народа – резне и «чисткам» по этническому признаку, унесшим миллионы жизней как хуту, так и тутси. А задолго до начала конфликтного взаимодействия между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средствах массовой коммуникации обеих республик стал планомерно формироваться образ врага как географически близкого, но культурно далекого народа. Во время конфликта единство в негативных оценках чужой группы часто является необходимым условием для победы в конфликте. Еще одним когнитивным феноменом, влияющим на протекание этнических конфликтов, является иллюзорная корреляция Иллюзорная корреляция обозначает, что два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается. Феномен иллюзорной корреляции помогает понять механизм формирования и причину устойчивости социальных стереотипов (негры – ленивы, турки – грязны, немцы – милитаристы) Негативные стереотипы о группе меньшинства могут быть усилены особостью двух классов явлений, их отличием от остальных: с одной стороны, эта группа рассматривается как отличающая, члены группы меньшинства часто имеют явные отличительные особенности, например цвет кожи. С другой стороны, с негативно оцениваемым поведением, например криминальным, человек встречается реже, чем с позитивно оцениваемым, поэтому оно тоже рассматривается как отличающееся. В результате совпадение этих двух явлений в принимаемой информации приводит к формированию иллюзорной корреляции и усилению негативных стереотипов типа «все чеченцы' – преступники». Механизм социальной каузальной атрибуции (приписывании социальным объектам причин и мотивов поведения) Особая форма каузальной атрибуции – атрибуция заговора, обеспечивающая простые объяснения для сложных событий. На основе атрибуций заговора строятся отличающиеся большим разнообразием концепции заговора. Черты концепций заговора: - возникают в ситуации экономического, социального, политического кризиса или бедствий типа эпидемии - подчеркивается групповой характер заговора – вредителями объявляются группы меньшинств (масоны, ведьмы и т.п.) Самый яркий и страшный пример концепции заговора – «еврейская объяснительная модель» эпидемии чумы в позднем Средневековье: Психолог С.Московичи попытался ответить на вопрос «почему возникает страх перед группами меньшинства, почему на них возлагается ответственность за все беды и несчастья какой-либо группы или всего общества?» Ответ: это происходит потому, что любое меньшинство, даже не подозревая об этом, нарушает запреты, обязательные для каждого в том или ином обществе. Своим стилем жизни, взглядами, действиями оно бросает вызов тому, что свято для людей, среди которых живет. в глазах большинства членам группы меньшинства, несмотря на слабость и незащищенность, «позволено делать то, что они хотят». Но чтобы нарушать табу, они должны обладать какими-то таинственными силами, какой-то тайной властью. Кроме ненависти и презрения к меньшинству, большинство также испытывает чувства подчиненности, страха и скрытой зависти 4.4 Урегулирование этнических конфликтовОсновные стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне: применение правовых механизмов – должно стать изменение всего законодательства в полиэтнических государствах где привилегии между группами распределяются неравномерно (между евреями и арабами в Израиле, латышами и русскими в Латвии) переговоры – основная форма участия психологов в конфликтологической службе – это организация посредничества в ведении переговоров с субъектами конфликтов информационный путь взаимный обмен информацией между группами, способствующих изменению ситуации. Психологи должны участвовать в выборе способов подачи информации в средствах массовой коммуникации при освещении острых конфликтов, так как даже нейтральные с точки зрения стороннего наблюдателя сообщения могут привести к вспышке эмоций и эскалации напряженности. Следует отказаться от подхода, согласно которому межэтнический конфликт лучше не обсуждать в средствах массовой коммуникации, чтобы не будоражить большинство населения. Так же необходимо признать ошибочной популярную среди журналистов точку зрения, согласно которой конфликты достойны внимания лишь тогда, когда они разразились и стали материалом сенсационных репортажей Улучшению отношений между культурами способствует информация о сходстве и различиях между культурами и их представителей Целенаправленный показ в американских кинофильмах преуспевающего афроамериканского бизнесмена или ученого вместо ленивого и грязного «ниггера» представляет собой попытку трансформировать стереотип конкретной группы. Белые сотрудники правоохранительных органов могут быть жестоки или коррумпированы, но среди их черных коллег отрицательных персонажей почти не встречается. КЛоренц вводит понятие «переориентированная агрессия», которая, с его точки зрения, способна предотвратить социально вредные проявлений агрессии. Например, может быть использована культурно-ритуализированная форма борьбы – спорт. самыми мощными силами, противостоящими агрессии КЛоренц считает: - личное знакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности; - воодушевление людей одним идеалом. концепция Т.Адорно так как личность авторитарного типа формируется в процессе семейной социализации, а общество способно повлиять на тип отношений между родителями и детьми. На смену строгости и эмоциональной сухости пришли отношения более непосредственные и свободные. (?? я так и не поняла) М.Шериф предложил простое лекарство для лечения межгрупповых конфликтов – введение надгрупповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих групп, но достичь которых они могут, только объединив усилия (Например: решение экологических задач, ликвидацию последствий стихийных бедствий, борьбу со смертельными болезнями) Стоит помнить, что Шериф не смог добиться полного разрешения конфликта. Смысл был не в устранении конфликта интересов, а в том, чтобы помочь людям изменить восприятие ситуации, рассматривая надгрупповые цели Этот способ отлично подходит для отношений в коллективе школьников, но в широком масштабе изменить восприятие конфликтной ситуации с помощью надгрупповых целей чрезвычайно сложно. Во-первых, само обеспечение кооперативного взаимодействия конфликтующих групп сталкивается с серьезными препятствиями Во-вторых, даже если удается добиться кооперативного взаимодействия двух групп, оно не всегда способствует урегулированию конфликта. Категоризация на «мы» – «они» делает невозможным смягчение межгрупповой враждебности. Надгрупповые цели «срабатывают», если группы кооперируют без ущерба для групповой идентичности. Психологи школы Тэшфела основную стратегию урегулирования конфликтов видят в уменьшении, и в конечном счете, устранении различий между своей и чужой группами Наиболее эффективным подходом к этому они считают стимулирование трансформации межгрупповых отношений в отношения внутригрупповые через создание общей или надгрупповой идентичности. Выводы Однако, межэтническая и межкультурная гомогенность невозможна, так как многие категории, в том числе и этнос, можно уничтожить, только уничтожив всех его членов. Она нежелательна из-за возможной утраты культурных различий, обогащающих человеческое сообщество. При урегулировании этнических конфликтов часто помогает не надгрупповая идентичность, а введение дополнительных идентичностей для членов противоборствующих групп Французские психологи по этому способу создавали франко-германские клубы для школьников и формируя спортивные команды из представителей двух народов. Таким образом, идентификация с командой оказывалась очень значимой для детей, а влияние этнической идентичности уменьшалось Впрочем, и эта психологическая модель урегулирования межгрупповых конфликтов далеко не всегда оказывается действенной Ни один из психологических способов урегулирования конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы |