Анатомия для исцеления и боевых искусств
Скачать 24.28 Mb.
|
М А Р К Т Е Д Е С К И АНАТОМИЯ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ и БОЕВЫХ искусств Москва 2005 УДК 615.8:796 ББК 53.584 (7США) Т29 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Цель этой книги — предоставить читателю информацию. Автор и издатели не дают гарантии ни успешного применения показанной здесь техники в реальных ситуациях самозащиты, ни соответствия последствий ее применения степени опасности ситуации и действующим правовым нормам. Автор и издатели предуп реждают о возможности получения травмы при попытке самостоятельно освоить показанную здесь технику, рекомендуют проконсультироваться с врачом и найти хорошего инструктора, прежде чем приступить к занятиям. Тедески М. Т29 Анатомия для исцеления и боевых искусств / Марк Тедески. — Пер. с англ. А. Дробышева. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 184 с: ил. — (Боевые искусства). ISBN 5-8183-0644-5 (рус.) ISBN 0-8348-0443-3 (англ.) Эта книга знакомит читателей, и особенно целителей и мастеров боевых искусств, с основопо лагающими теориями строения тела человека, принятыми в западной и восточной медицине. При веденные здесь обзоры анатомических концепций, детальное описание меридианов, точек акупунк туры, приемов самомассажа и оживления дают исчерпывающую картину взаимосвязи биологичес ки активных точек со строением тела человека и его уязвимыми областями. Около 200 цветных и черно-белых иллюстраций делают информацию максимально наглядной. УДК 615.8:796 ББК 53.584 (7США) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-8183-0644-5 (рус.) ISBN 0-8348-0443-3 (англ.) Copyright Weatherhill, Inc., New York and Tokyo First edition 2000 © Издание на русском языке, перевод на рус ский язык, оформление. ФАИР-ПРЕСС, 2004 ПРЕДИСЛОВИЕ Книга предназначена для тех, кто занимается боевыми искусствами или целительством. Она содержит основ ные сведения о теле человека в свете традиций как за падной, так и восточной медицины. В современном под ходе к целительству и боевым искусствам глубокое по нимание как тех, так и других воззрений имеет решаю щее значение: взгляды здесь хотя и различны, но дополняют друг друга. Западная медицина уделяет боль шое внимание научному методу, благодаря чему мы смогли понять материальные принципы действия человеческо го организма. Традиционная восточная медицина, обогащенная более чем трехтысячелетним философским наследием, помо гает нам понять холистический (целостный) и энерге тический подходы к концепции тела человека, а запад ная медицина только начинает осваивать его. Благодаря одновременному сравнительному изучению и тех и других традиций мы, вероятно, сумеем прибли зиться к более полному, научно обоснованному взгляду на организм человека, что, возможно, позволит чуть глуб же постичь тайну сокровищ боевых искусств и искусств врачевания. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Для мастеров боевых искусств и целителей со вершенно необходимо изучение анатомии челове ка, поскольку именно на знании анатомии основа на эффективность технических приемов как в той, так и в другой области. На основе ограниченных знаний вырабатываются грубые, малоэффектив ные приемы, в то время как богатые знания со здают основу для высокой эффективности приемов воздействия на противника и для дальнейших спортивных достижений. Например, детальное знание точек акупрессуры (чувствительных точек на теле человека, на которые воздействуют на жимом) можно использовать и для усиления эф фекта от ударов и болевых приемов, и для уско рения лечения травм. В настоящей книге освеще ны важнейшие анатомические принципы, функции тела человека и жизненно важные области тела с точки зрения как восточной, так и западной меди цины — обе системы имеют огромную ценность для мастеров боевых искусств и для целителей. КОНЦЕПЦИИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА Существуют различные системы, описываю щие строение и функционирование тела челове ка. Западная медицина основывается на изуче нии органов и их систем, на результатах науч ных наблюдений, на анализе явлений, которые можно измерить и сосчитать. Это привело к по явлению так называемой системной концепции, согласно которой тело состоит из различных ос новных систем: нервной системы, системы кро вообращения, скелетно-мышечной системы и др. Традиционная восточная медицина имеет глу бокие корни в античных философских системах и воззрениях на тело человека и сильно отличает ся от западной. Например, в ней не существует концепции нервной системы, а есть только самые общие представления об анатомической структу ре тела. Организм рассматривается как сложная взаимосвязь процессов жизнедеятельности, в ко торых главную роль играют потоки жизненной энергии. Хотя каждая европейская нация до опре деленного исторического момента развивалась обо собленно и вследствие этого современная запад ная медицина возникла как результат объедине ния всех европейских культур, ни одна из них не содержит этой фундаментальной идеи. Например, медицинские традиции Китая, Ко реи и Японии рассматривают тело человека как сложную сеть меридианов, представляющих со бой пути движения жизненной энергии (ее назы вают Ци, иногда Чи) к тем или иным областям тела. В некоторых местах меридианы проходят близко от поверхности тела. Вдоль этих путей име ются расположенные на поверхности или неглу боко под ней небольшие участки-точки. В науч ной литературе их называют по-разному — чув ствительными, биологически активными (БАТ), точками акупунктуры, электроактивными точка ми, китайскими точками. Эти точки можно ис пользовать для регулирования потоков Ци. В восточной медицине на точки акупункту ры воздействуют массажем, нажимают на них пальцами (акупрессура), подвергают воздей ствию иглоукалывания и других целительских процедур. В боевых искусствах эти точки ис пользуются для увеличения эффективности уда ров, блоков, удержаний и бросков. Медицинские и философские традиции Индии близки к упомянутой энергетической концепции тела человека. Так, в медицинской системе «Аюрведы» и в йоге человеческое тело рассмат ривается как вместилище семи важнейших энер гетических центров, называемых чакрами. Глав ные семь чакр окружены сложной системой дру гих чакр, меньших по силе и значению. Чакры регулируют потоки жизненной энергии, называе мой Праной. Они управляют всеми процессами жизнедеятельности человеческого организма. Прана циркулирует по всему телу по путям, ко торые называются «нади». В традиционной ин дийской медицине качество жизни и происходя щие вокруг события рассматриваются как фак торы, влияющие на здоровье. 7 Некоторые сравнения Разницу между восточной и западной систе мами можно лучше понять, рассмотрев несколь ко примеров. Восточная медицина признает связь между специфическими точками акупун ктуры на поверхности тела человека и специфи ческими внутренними физиологическими функ циями. Например, введение игл в специфичес кие точки на руке при акупунктуре может пони зить кровяное давление. Западная медицинская наука не дает физического объяснения этого яв ления, хотя уже в течение десятков лет появля ются публикации, в которых ученые пытаются дать материалистическое обоснование восточ ной медицины. В настоящее время высокое кро вяное давление в основном пока лечат лекар ствами, вызывающими изменения в нервной системе и системе кровообращения. Другой пример — из области боевых искусств. С точки зрения западной медицины нокаут мо жет быть вызван сильным ударом в голову, в ре зультате чего происходит удар мозга о внутрен нюю поверхность черепа. При этом мозгу может быть нанесена травма-сотрясение. Восточная боевая техника может вызвать потерю сознания легким прикосновением к ряду ключевых точек акупунктуры на теле или конечностях. Научного объяснения этому явлению нет, хотя издавна было замечено, что удары по точкам акупунктуры при носят ощутимые, видимые результаты. Подобный метод требует значительно мень шего силового воздействия, но исключительной точности, мастерства и знаний. Хотя восточная и западная системы медицины могут показаться совершенно различными, они, тем не менее, одинаково признают жизненно важными или биологически активными многие области и точки на теле человека. Например, чувствитель ные точки вдоль локтевого и срединного нервов соответствуют точкам акупунктуры меридианов Перикарда и Сердца*. Для боевых искусств и целительства не так важно, как подобные точки идентифицировать. Гораздо важнее знать, где они находятся, каков максимальный эффект от воздей ствия на них и как достичь желаемых результатов. А то, как будет трактоваться данный эффект: по-западному — как следствие изменения нервных импульсов, изменения электромагнитных полей, биохимической активности — или по-восточно му — как результат воздействия на точки акупун ктуры, вызывающего изменения потока Ци, или биоэнергии, — это в данном случае не имеет зна чения. Мастера боевых искусств больше заинте ресованы в фактических результатах, чем в спе цифических или философских понятиях, стоящих за ними. Удар наносится с абсолютно определен ной целью: отвлечь внимание, лишить возможно сти двигаться, убить. Чем точнее они могут пре дугадать результат от применения того или иного приема, тем эффективнее действуют и обладают большим контролем над конкретной ситуацией. Той же точки зрения придерживаются и многие цели тели: они заинтересованы скорее в максимальном лечебном эффекте, чем в точном объяснении дей ствующих при этом механизмов и законов. РАЗВИТИЕ ЦЕЛИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА Большинство историков считают, что величай шие мировые целительские традиции зародились приблизительно в один и тот же период времени в Китае, Индии и в странах Средиземноморья. Все эти традиции явились отраженьем духовной и философской практики народов этих стран. Это и привело к формированию значительного числа * В этой книге восточные названия внутренних органов пишутся с прописной буквы, чтобы отличить их от западных аналогов, имеющих то же название. Например, следует отличать Сердце в понимании восточной медицины от сердца в западной трактовке. — Прим. пер. 8 Энергетические термины На протяжении истории появилось много терминов для обозначения фундаментальной жизненной силы, или энер гии, дающей жизнь всему живому. Вот некоторые из них. ареалоха акеис астральный свет барака биоплазма биоэнергия бог вакан вис натуралис дух ка керей мана мумиа мунго нервный эфир нумен оренда параэлектричество пневма прана рэйки сила одика синтропия тин тонди хуна чи, ци, ки элима эсканкар Слева. Тело человека состоит из взаимосвязанных систем: нервной, кровеносной, костной, мышечной и других. На этом рисунке воспроиз ведена работа Везалия, выполнен ная в XVI веке. Он основан на ана томических наблюдениях, получен ных в результате препарирования тела человека. В центре. Восточная философская концепция рассматривает тело че ловека как сложную сеть меридиа нов (путей распространения жизнен ной энергии — Ци). Здесь изображе на карта меридианов, относящаяся к 200 году до н. э. Древние восточные целители не занимались изучением анатомии человека. Справа. По индийской духовной концепции, тело человека состоит из сложных энергетических центров и каналов, по которым распростра няется жизненная энергия — Пра- на. Здесь приводится современное изображение, так как в древности не существовало традиций выпол нения медицинских иллюстраций. Сравнение концепций строения тела человека 9 уникальных подходов к медицине, однако все они развивались на основе взаимовлияния, а не изо лированно друг от друга. Приемы целительства передавались как часть культуры того или иного народа — вместе с воззрениями, религиозными, философскими, научными и военными знаниями. Медицинские традиции Древней Индии миг рировали с распространением буддизма на тер ритории Юго-Восточной и Центральной Азии. Опыт китайской медицины проникал и распрос транялся в соседних регионах — в Корее, Япо нии, на полуострове Индокитай. Тибетская ме дицина, возникшая в VII веке в результате вза имовлияния медицины Индии и Китая, а также других стран Востока, спустя тысячу лет укоре нилась в Монголии. Западные греко-романские медицинские традиции, усвоенные арабо-ислам- ским миром, в VII веке распространились и в Индии. Что касается западной медицины, то до XVII века она разделяла многие натуралистичес кие и природно-ориентированные концепции, обыч но связываемые с восточной медициной, а за тем ее развитие шло уже по пути рационализма и науки. Как нетрудно заметить, несмотря на уни кальность медицинских традиций разных наро дов, между ними существовало взаимное влия ние, конечно, до определенной степени. В резуль тате все они имеют немало сходных моментов. что ждет нас в будущем? Единое мировоззрение? В последние десятилетия было принято про тивопоставлять восточную медицину западной, и наоборот; рассматривать их как системы, опира ющиеся на диаметрально противоположные точ ки зрения. И хотя здесь присутствует известный момент исторической правды, легко заметить четкую разницу между традиционной и современ ной восточной медициной. В то время как оба подхода сейчас повсеместно распространены в Восточной Азии, возможно, кто-то удивится, уз нав, что в современной китайской больнице за падные медицинские процедуры применяются более широко, нежели восточные. На самом деле здесь нет ничего удивительного, поскольку мно гие восточные медицинские традиции возникли под влиянием различных зарубежных культур. По мере расширения контактов с Западом традици онные медицинские подходы даосов и шаманов дополнялись западными идеями. Китайцы, корейцы и японцы, развивая свои це- лительские традиции, охотно заимствовали и ас симилировали знания и опыт других культур. Пос ле «культурной революции», происшедшей в 60—70-е годы XX века, правительство Китая вело очень активную деятельность с целью освоения западной медицины и интеграции ее в нацио нальную систему здравоохранения. Был взят курс на модернизацию традиционной китайской меди цины, на устранение из нее суеверий и проведение интенсивных научных исследований для матери алистического обоснования традиционных восточ ных медицинских теорий. Сегодня в Китае, Корее и Японии беспрепятственно сосуществуют вос точные и западные медицинские практики. На Западе тоже начинают признавать дей ственность восточной медицины и включают мно гие ее процедуры в клиническую практику. Это происходит даже в крупных центрах здравоохра нения и медицинского страхования, хотя еще в недавнем прошлом принципы восточной медици ны упорно игнорировались. Ныне комплексное ле чение, сочетающее как восточные, так и запад ные традиции, широко применяется на Западе. Его часто называют альтернативной, холистичес кой (целостной) или интегрированной медициной. Возможно, наблюдаемые в настоящее время тенденции — первые шаги к интегрированию этих разных целительских традиций в единое мировоз зрение: в этой книге, например, достаточно под робно показано, как постепенно сходят на нет различия в применении методов лечения в ме тодике работы современных медицинских учреж дений и индивидуально практикующих врачей, а также в методике обучения в медицинских кол леджах. Акцент сдвигается в сторону более це лостной, научно обоснованной медицины. 10 новые концепции Современные западные ученые много внима ния уделяют энергетике человеческого организ ма. Сейчас широко признается, что тело чело века, подобно магниту, обладает ощутимым электромагнитным полем. В этом нет ничего уди вительного, ведь известно, что нервный импульс передается посредством цепи электрохимичес ких реакций между нервными клетками. Боль шинство ученых признают существование в организме электромагнитных полей, однако они пока не в состоянии выяснить их роль в физио логии человека. Многие восточные теоретики пытаются соотнести электромагнитные поля че ловека с восточной теорией меридианов. Одна из наиболее смелых гипотез заключа ется в том, что тело человека — всего лишь энергия, а ее физическая, материальная фор ма — это лишь более плотный уровень энерге тической субстанции, которая существует в виде энергетического поля, распространяющегося вокруг. Именно большая плотность поля и де лает тело видимым и осязаемым. Полагают, что этот мощный энергетический уровень ок ружают другие уровни с меньшей энергетичес кой плотностью и поэтому невидимые (см. рис. вверху справа). Иными словами, энергетичес кое поле имеет внешне организованную струк туру; оно образует оболочку, состоящую из по дуровней, переходящих в конце концов в физи ческий уровень, где она становится видимой и осязаемой для органов чувств человека. Вооб ще говоря, такая энергетическая модель про тиворечит нашим современным научным пред ставлениям, которые гласят, что все энергети ческие образования начинаются на молекуляр ном уровне (физическом) и простираются наружу (постулат теоретической физики). Теоретическая восточная концепция электромаг нитного поля человека по отношению к энерге тическим центрам Ци Теоретическая западная энергетическая концеп ция тела человека. Энергетическое поле образу ет замкнутую оболочку |