Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»)

  • Ассоциативные детали художественного текста как средства создания образа персонажа (на материале современной англоязычной прозы)

  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

  • Актуальность

  • Объектом

  • Методологическую

  • Теоретическое

  • Практическое

  • ГЛАВА 1. АССОЦИАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИСССЛЕДОВАНИЙ 1.1 Ассоциативная природа художественного текста

  • Дарма В.С. - 4 Англ - диплом (рецензия отзыв). Английский язык и литература


    Скачать 87.93 Kb.
    НазваниеАнглийский язык и литература
    Дата10.08.2022
    Размер87.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДарма В.С. - 4 Англ - диплом (рецензия отзыв).docx
    ТипРеферат
    #643793
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    (ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ»)


    Филологический факультет
    Кафедра английской и восточной филологии

    ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

    И.о. заведующего кафедрой

    ___________Новикова А.А.

    «____» _____________ 20__ г.


    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    на соискание квалификации бакалавр
    Ассоциативные детали художественного текста как средства создания образа персонажа (на материале современной англоязычной прозы)
    Направление подготовки 45.03.01 «Филология»

    профиль «Английский язык и литература»

    выполнил студент 4 курса

    Дарма В.С.
    Научный руководитель:

    канд. пед. наук, доцент кафедры

    английской и восточной филологии

    Ткачева Е.А. ________________
    Рецензент:

    доцент кафедры

    романо-германской филологии

    Гайворонская Л.Ю. ________________


    Луганск, 2022

    СОДЕРЖАНИЕ





    ВВЕДЕНИЕ
    «Слова, если они хорошо подобраны, владеют огромной силой до такой степени, что написанное часто производит более сильное впечатление, чем то, что видишь своими глазами», ‒ писал английский политик и публицист Джозеф Аддисон.

    Каждый писатель старается красочнее изобразить персонажей и их поступки, чтобы читатель думал, чувствовал и переживал. Автор словесно рисует картину, благодаря чему слово в художественном тексте обретает глубочайший смысл.

    В.В. Виноградов считал, что произведение писателя, личность автора, герои, темы, идеи и образы заложены в его языке и только в нем и через него могут быть поняты.

    Одной из самых универсальных и сложных эстетических категорий, используемых во многих научных дисциплинах, является «художественный образ». При этом ракурс рассмотрения, понимания и определения этой категории меняется в каждом конкретном случае.

    Образность – это не просто главная черта произведения. И.В. Арнольд отмечает, что образы информируют читателя про то уникальное видение мира, находящееся в тексте, которое присуще лирическому персонажу, автору или его герою, а так же характеризует их. По этой причине образы героев занимают одну из важнейших ролей в развитии характеристик персонажей, идей и тем произведения.

    Грэм Грин ‒ яркий представитель классической англоязычной литературы ХХ века. Его романы имеют динамичные сюжеты и отражают действительность того времени (в романе «Комедианты» автор умело погружает читателей в атмосферу диктаторского режима на Гаити). Более того, его персонажи полны тайн и загадок, даже после полного раскрытия характера у читателей остается ощущение недосказанности. Поэтому изучение языковых средств, используемых писателем, представляет большой интерес, так как их анализ позволяет полностью «расшифровать» характеристики персонажей романа. В ходе обзора произведений, посвященных изучению языковых средств, мы заметили, что очень мало внимания уделяется не только этому роману, но и творчеству автора в целом, а также более полному изучению художественной картинки.

    Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения англоязычных прозаических произведений, в том числе и изучаемого автора, а также тем, что в нашем научном исследовании осуществляется описание в совокупности, с помощью которого создаются внешние и внутренние параметры образа персонажа в современной прозе.

    Объектом исследования является художественный образ персонажей современной английской прозы.

    Предметом исследования выступает языковая среда создания художественных образов персонажев в художественном тексте.

    Целью данной дипломной работы является описание комплекса словесно ‒ речевых средств, с помощью которых автор создает образ персонажа в своем романе.

    Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

    1. Раскрыть ассоциативные приемы как объект лингвистических исследований.

    2. Выделить функции стилистических методов в разработке авторских идей.

    3. Исследовать художественный образ как основу художественного текста

    4. Определить и описать языковые средства, которые использует автор для создания характеристик персонажей.

    5. Сделать вывод по данной теме.

    Методологическую основу исследования составляет квантитативный метод, метод сплошной выборки, описательный метод (приемы: наблюдение, сопоставление, классификация, обобщение, интерпретация). Частично были применены компонентный и лингвостилистический анализ текста.

    Материалом исследования послужил оригинальный англоязычный текст романа Грэма Грина «Комедианты» («The Comedians» by Graham Greene). Всего было отобрано 128 языковых средств.

    Теоретическое значение данной дипломной работы в том, что данная работа вносит определенный вклад в лингвостилистику и функциональную стилистику. Исследуя ассоциативные детали художественного текста как средства создания образа героя, работа способствует развитию когнитивных подходов к изучению художественных текстов.

    Практическое значение данной работы: учитывая интерес к выбранной теме, можно сделать вывод, что изученные нами ассоциативные приемы художественного текста, а так же проделанный нами анализ образов персонажей в романе Г. Грина «Комедианты» («The Comedians» by Graham Greene) может послужить отличным подспорьем для более детального изучения данной темы специалистами, которые работают в рамках курсов: стилистики, практического перевода, языкознания в целом.

    Структура данной дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

    Во введении обосновывается актуальность проводимого исследования, формулируются основные цели и задачи, определяются объект, предмет и методы исследования и указывается основная теоретическая база исследования.

    Первая глава посвящена теоретической концепции и характеристики понятийно-терминологическому аппарату работы. Рассматриваются ассоциативные приемы как объект лингвистических исследований. Во второй главе рассматривается развернутое описание слов и выражений, которые используются в англоязычном художественном тексте для создания характеристик персонажей в рамках исследуемого романа. В заключении изложены итоги проведенного анализа.

    ГЛАВА 1. АССОЦИАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИСССЛЕДОВАНИЙ
    1.1 Ассоциативная природа художественного текста
    В художественном произведении слово является многомерным, значение которого состоит из главных и второстепенных значений, образующийся в ассоциативном поле читателя, разные смысловые оттенки взаимодействуют и нередко создают новое значение. Для художественного текста имеет смысл сама форма, для нее характерны новизна и оригинальность, «растянутая» метафоричность. Как писал М.Ю. Лотман «художественная литература имеет особенный язык, который строится на естественном языке как на вторичной системе», которую можно использовать для моделирования идеального мира. [29, с.30]

    Ю. А. Сорокин называл художественный язык «образным, блестящим, талантливым», «безошибочным, умным, индивидуальным; ясно, конкретно», «образно, стилистически выразительно». Наличие в нем образно-ассоциативных средств относил к признакам художественного текста: это «текст ясный и стилистически простой, без закономерностей, различный по языку»; который занимает и мысли человека, и его воображение. Текст ассоциативен, образен, эмоционален», «он единичен, незаменим, уникален, индивидуализирован, ассоциативен», «присутствуют метафоры, тропы и фигуры, образы, комбинаторные приращения смысла». [34, с.14, 16]

    Согласно Т. М. Дридзе в тексте присутствует вторичный смысл, основанный на ассоциациях и образах, возникающих в сознании читателя и не запланированных автором. [19, с.59]

    В результате, художественный текст держится на законах ассоциативно-образного мышления, который заключается в способности человека отмечать связь между фактами, предметами, событиями или же отдельными явлениями, отраженными в сознании индивида и зафиксированными в памяти. Понятие «ассоциация» в психологии объясняется как «взаимосвязь между психологическими явлениями, в процессе которой актуализация первого из них приводит к возникновению другого». [44, с.28]

    В конце 20 века русскими психолингвистами (И. Г. Овчинникова, В. В. Андриевская, Л. В. Сахарный и др.) были проведены исследования, которые показали, что выбор словесных ассоциаций ‒ это один из видов стратегии построения всего текста. Возникновение слова-раздражителя и ассоциативная реакция на него, а также установление связи между ними, характеризующие противопоставление, тождество или противоположное отношение, лежат в основе построения синтаксических конструкций в процессе текстообразования. Авторское ассоциативное мышление дает возможность образовывать новые смысловые идеи и связи, стимулирует творческое воображение.

    Ассоциации играют важную роль в процессе текстовой деятельности: они ориетируют читательскую деятельность, а так же создают ситуации для обычной оценки и узнавания читателем реалий авторского поэтического мира; играет важную роль в диалоге между автором и читателем. [9, с.36] Индивидуальные и авторские ассоциации вызывают уникальную художественную и образную конкретизацию, определяют авторский идиостиль [10, с.133] и дают возможность читателю получше узнать своего собеседника. Ассоциации ключевых слов ‒ это основы создания и расширения текста [9, с.36], а также основы второстепенной текстовой деятельности, активирующие мысли получателя. [43, с.59-64]

    Работа над художественным текстом требует от автора осторожности в выборе слов. Ассоциации играют важную роль в этом сложном процессе, поскольку, как отмечает Ю.Н. Караулов, лексикон и семантика в структуре языковой личности ‒ это ассоциативная семантическая сеть. [22, с.86, 94]

    В исходной текстовой деятельности авторское ассоциативное мышление работает таким образом, что узнает личный опыт автора, который фиксируется в памяти как энграмма, то есть следы памяти, образы явлений, предметов, ассоциативные связи, факты действительности, находящиеся между ними. Таким образом, ассоциации, всплывающие в сознании автора художественного текста, часто носят неожиданный для окружающих творческий характер, что отражается на образовании художественных образов, употреблении слова в образно-выразительной функции. Ассоциации в соотношение, а так же аналогии находятся в основе образования метафор. Например, в поэтических текстах С. Есенина часто встречаются метафоры отдельных авторов, которые основаны на особых ассоциациях: «Чешет тучи лунный гребень» (ряд ассоциаций «месяц» является неполной луной ‒ «гребень»), «вызванивают в четки вербы – кроткие монашки» («вербы» ‒ «монашки).

    Теория текстовых ассоциаций доказывает значимость ассоциативных связей слова в формировании текста. Эта теория рассматривает типы текстовых ассоциаций, ассоциативно-доминантный строй текста, ассоциативное поле слова и текста, также изучает роль ведущих слов в развитии текста. Текстовые ассоциации называют ассоциации, которые возникают в сознании реципиента, стимулируемые текстом и его отдельными структурами и элементами. [6] В основе текстовых ассоциаций лежит способность слова вызывать у человека ассоциации с реальностью либо иными словами. По словам Н. С. Болотновой, под влиянием лексического строя художественного текста, как реакции на единицы текста, в сознании реципиента происходит ассоциативное развертывание. «В широком смысле ассоциативное развитие текста рассматривается как формирование и содействие в сознании читателя различных ассоциаций, связанных с текстом», уточняется в трудах А. А. Васильевой. [10, с.133]

    Структура текста устанавливает ход деятельности ассоциации через ассоциативные и общесмысловые поля основных слов. [7, с.13] Ключевые слова понимаются как «наиболее важные в идейно-художественном и прагматическом смысле лексических единиц, преднамеренно актуализируемые автором, являющиеся «узловыми элементами» ассоциативно-семантической сети текста». [8, с.421] В результате, текст, с помощью ассоциативных полей, ориетирует второстепенную деятельность текста. Н.С. Болотнова отмечает ядро ​​ассоциативного поля и периферию. Последнее взаимодействует с главным содержанием текста и идеей, а познавательная деятельность в процессе восприятии текста носит ассоциативно-образный характер. [7, с.11]

    Одним из ключевых понятий в теории ассоциаций текста является понятие ассоциата. Этот термин называется «смысловым коррелятом раздражителя, соотносимым в сознании субъекта перцептивного текста с реальностью сознания или художественного мира, а также с другими словами». [9, с.32] Текстовые ассоциации показывают связь между ассоциатом и словом-стимулом. В работу ассоциирования слова включены его форма и содержание. В ходе изучения свойств ассоциативного выстраивания поэтических текстов О.Э. Мандельштама, А. А. Васильева приходит к выводу, что в тексте могут находиться ассоциаты трёх этапов: 1) ассоциаты, материализованные в лексической структуре текста целиком; 2) частично материализованные, а также «достраиваемые» в сознании читателя; 3) ассоциаты, которые не присутствуют в тексте, однако к нему относящиеся и определенные самим текстом как мотивом. Ассоциативный эксперимент, который провел автор на основе стихотворения «Я содрогаюсь от холода...», указал, что в сознании реципиентов появляются разные поля ассоциаций, с 1) космосом, мирозданием, 2) небесным божественным миром. , 3) хаосом, 4) внутренним миром человека, включающий любовь, одиночество, боль, скуку, страх и т. д., 5) отношением к жизни, ее быстротечность, 6) творчеством, 7) судьбой поэта и т. д. В тоже время некоторые ассоциативные реакции, как подчеркнуто А.А. Васильевой, бывают общие, некоторые единичные. [10, с.82 – 83]

    Поэтому каждый элемент художественного текста создает в сознании субъекта, воспринимающего этот текст, некоторые ассоциаты, которые могут выражаться в первичном тексте или имплицитно существовать. Концептуальные ассоциированные элементы следует считать фундаментальными. Иногда ключевые авторские ассоциации ставятся на сильную позицию в тексте, в том числе и в заголовке. Таково, например, А.Н. Островского «Гроза», содержащая самые разные ассоциации: стихия ‒ гроза ‒ буря ‒ страх ‒ угроза ‒ беда ‒ наказание и т. д.

    Н.С. Болотнова разделяет лексические ассоциации на некоторые видов:

    1). Референтные. Основаны на соответствии лексических структур художественного текста с конкретной действительностью художественного мира, которые вызывают в сознании четкий наглядный и чувственный образ.

    2). Когнитивные. Появляются в то время, когда текстовый стимул запечатлен в сознании языка коммуникантов за некоторыми фрагментами знаний, а именно понятиями, концептами, идеями.

    3). Языковые. Данный вид связан с тем, что он является зависимым в языковом сознании читателя слова-стимула из художественного текста, а также иных слов на основании синонимических, лексико-семантических, антонимических и других отношений.

    4). Культурологические. Построенный на связи стимулов текста с другими факторами культуры. [5] На основе этой классификации можно выделить ассоциации разного типа в поэтике М. Цветаевой «Стихи о Москве». Мы видим референтные ассоциации в первом стихотворении, которые имплицитно представленные: «ребенок» ‒ «невесомое дерево», «ребенок» ‒ «царь». Примером познавательной ассоциации является образ голубей, пролетающих над столичными храмами (второе стихотворение), который имеет ассоциацию с символом благой вести и мира (голубь принес известие об окончании потопа Ною), кротостью, чистотой, доверием. Также голубь в Евангелии ‒ это символ Святого Духа, сошедшего во время крещения Иисуса Христа в Иордане. Языковые ассоциации, представленные в цикле, включают оппозицию «царствование» ‒ «оплакивание», «жизнь» ‒ «смерть» (первое стихотворение), «божественное» ‒ «земное» (стихотворение 5). В поэтике представлены культурные ассоциации: каждое стихотворение имеет символы православной культуры, также создает у читателя рождение ассоциативного ряда, связанного с традициями и православными праздниками: «Праздник Троицы» ‒ « Иоанна Богослова» ‒ «Пасха», «Иверская икона Божией Матери» ‒ «красное сердце» и др.

    К факторам создания текста Н.С. Болотнова обращается не только к личности творца и его мировоззрению, которые определяют выбор им языковых средств текста, метод их сочетания, введение в текст тематических групп слов, а также основных методов, использование конкретных стилистических способов, но и ассоциативные нормы, которыми косвенно (интуитивно) или прямо руководствуется автор, создавая произведение. Под ассоциативной нормой «понимается центральная часть коллективного ассоциативного поля, выявленная в свободном ассоциативном эксперименте или отраженная в ассоциативных словарях». [9, с.32] В работах различных авторов можно увидеть сходство ассоциаций, актуализирующих цвет, звук или иной образ. Например, в трудах большинства поэтов можно встретить ассоциации сна и зимнего затишья: «лес засыпает под сказку сна» (С. Есенин), «ветер спит и все онемело» (А. Фет), «сумрачный лес, накрывшийся пышной шапкой и уснувший глубоко, глубоко...» (И. Суриков), «спят ваши села под песни метели, дремлют в снегу одинокие ели» (И. Бунин).

    Считается ли ассоциация, которая вызвана каким-либо раздражителем, типичной и можно ли ее считать ассоциативной нормой, либо она была частью индивидуальных реакций, устанавливается в процессе ассоциативных опытов, когда частота каждой ассоциации, актуализируемой в сознании участников, когда раздражитель воспринимается, определяется статистическими приемами. Ассоциативные нормы в работе с текстом не являются жесткими и характеризуются субъективностью и вариативностью; авторские ассоциации часто новы и своеобразны, связаны с творческим воображением и движимы эстетической задачей.

    В теории текстовых ассоциаций особое значение имеет ассоциативный слой, так как его идентификация является способом понимания авторского замысла, по выражению Н.С. Болотновой: «Выявляя ассоциативный пласт представленного в тексте, исследователь отталкивается не только от своих ассоциаций, интуиции и самоанализ, но и от имеющихся в самом тексте коммуникативных сигналов, на отраженную в нем систему регулятивных средств, которые контролируют познавательную деятельность читателя. [6, с.75]

    Таким образом, признание ассоциативного характера художественного текста, а также опора на теорию ассоциаций в работе с текстом устанавливает необходимость включения работы над текстовыми ассоциациями в основе учебной текстовой деятельности. Отталкиваясь от теории текстовых ассоциаций были разработаны методические подходы к формированию текстообразующих навыков учащихся: средства, приёмы и методы, которые используются учителем для выполнения данной деятельности на ассоциативной основе.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта