Главная страница

шпоры. Билет 1 Философия как тип мировоззрения. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения


Скачать 79.86 Kb.
НазваниеБилет 1 Философия как тип мировоззрения. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Дата26.02.2020
Размер79.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры.docx
ТипДокументы
#110033
страница1 из 3
  1   2   3

Билет 1
1. Философия как тип мировоззрения.
2. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

1. Философия как тип мировоззрения. 
Мировоззрение - это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы и общества в целом. 
Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. 
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: 
— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; 
— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; 
— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение может быть: 

— идеалистическим; 
— материалистическим. 
2. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 
Глобальные проблемы характеризуются тем, что: 
• затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества; 
• вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений; 
• они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты; 
• их решение будет способствовать социальному прогрессу. 
Выделяют три группы глобальных проблем: 
1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности. 
2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса. 
3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности.
Билет 2
1. Свобода и ответственность личности.
2. Предмет, структура и функции философии.
1.Свобода и ответственность личности
Человек обладает свободой выбора.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Личной мерой свободы для каждого выступает ответственность перед собой и другими. "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Поскольку поступки одного человека могут ограничивать свободу других людей.
2. Предмет, структура и функции философии.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии Человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теорию познания, проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и историю философии. Предмет философии — изучает мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъективно-объектного отношения, иначе говоря, отношения человек — мир. Таким образом, философия исследует:
1) природу и сущность мира;
2) природу, сущность и назначение человека;
3) систему человек — мир в целом и состояние, в котором она находится.
Функции философии:
1)Познавательная (гносеологическая), изучение взаимоотношений объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.
2)Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира
3)Аксиологическая функция, способствует формированию определенных ценностного отношений к миру.
4)Мировоззренческая функция философии (способствует выработке определенного мировоззрения)
Билет 3
1. Философия Древней Индии (особенности, основные школы и течения.).
2. Личность и общество.
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:
1) Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
2) Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
3) Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).
В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.
К ортодоксальным школам относят
Ньия –мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. Вайшешика проповедовала реинкарнацию, душа ищет гармонию. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения.
Йога – направлена на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.
Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:
Джайнизм –все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех.
Буддизм – конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.

Билет 4
1. Природное (биологическое) и социальное в человеке.
2. Древнекитайская философия.
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природе. Однако человек так же социальное существо. Двойственная природа самого человека объясняется тем, что он, принадлежит к высшим млекопитающим, но живет и существует в особом культурном пространстве общественных связей и отношений.
Есть 2 позиции:
1)Природа человека – как родового существа – может быть только социальной. В рамках этого подхода утверждается, что единственной способностью, с которой человек рождается на свет, является способность «приобретать человеческие способности». Формирование личности, полностью зависит от тех общественных условий, в которых пребывает человек.
2)Природное единстве всего живого. Признается решающее влияние культурной эволюции в развитии человека. Формы, в каких мыслит и действует человек, на структурном уровне детерминируются природным началом.
1)Древнекитайская философия
Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. В основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией Ци, которая делится на два начала – женское инь и мужское янь.
Особенности:
1)Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей.
2)Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и янь произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало янь взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.
Философские школы Древнего Китая
Конфуцианство. Основателем является Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек. Конфуцианство затрагивало управление государством.
Даосизм. Основателем является философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это недеяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
Легизм. Основателем является мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
Моизм. Основателем является Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
Билет 5
1.Особенности и основные школы античной философии.
2.Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.
Античная философия – философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. е Античную философию можно разделить на пять периодов:
1. Натуралистический период, основное внимание уделялось проблемам природы и космоса.
2. Гуманистический период, с вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам.
3. Классический период, с философскими системами Платона и Аристотеля.
4. Период эллинистических школ, занятых моральным обустройством людей
5. Неоплатонизм, с универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином - Боге.
Характерные черты античной философии:
1) Античная философия синкретична (для нее характерна большая слитность проблем, чем для последующих видов философствования)
2) Античная философия  космоцентрична (ее горизонты всегда охватывают весь Космос)
3) Античная философия  пантеистична (не ставит на первое место представление о Боге, а исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого)
4) Этика античности – этика добродетелей ценностей.
1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен)
Выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Природа рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало.
2. Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.)
Первоначало – число. Числовые отношения составляют самую сущность природы,. Поэтому познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений.
3. Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон)
Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Особое внимание уделяли проблеме множественности, которое вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить. Элеаты придумали ряд парадоксов, которые не решены и сейчас. Парадокс – это неожиданное высказывание.
4. Атомисты (Левкипп, Демокрит)
В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов, а небытие – как пустоту. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры. Случайность отсутствует.
5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.)
Софисты были мудрецами, взявшими на себя миссию распространения образования в обществе. Благодаря им философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к самому человеку и его сознанию. При этом софитов интересовало не просто сознание, а в первую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как сразить его полемическим выпадом, как доказать все, что угодно.
6. Афинская школа.
10. Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.))

Скептицизм – «быть в нерешительности». Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.
11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.)
Систематизировали основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма нашли выражение в ранних христианских воззрениях.
2.Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.


Проблема человека в философии – это вопрос о том, какое место занимает человек в мире.
Человеческая проблематика многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Концепции человека делятся на две группы: объективистские и субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Он может меняться в зависимости от исторических условий, от возрастных особенностей.

Билет 6
1. Типология исторического процесса (Маркс, Энгельс).

2. Особенности и основные школы античной философии.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

  1. Первобытнообщинная
    а) примитивные формы труда
    б) отсутствием частной собственности
    в) равенством и личной свободой
    г) отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти
    д) слабой общественной организацией


  2. рабовладельческая
    а) возникла частная собственность
    б) социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение
    в) государство и публичная власть


  3. феодальная
    а) крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов,
    б) труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян
    в) особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

  4. капиталистическая
    основную роль в экономике начинает играть промышленность;
    усложняются средства производства – механизация, объединение труда;
    промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
    основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

  5. коммунистическая (социалистическая)
    а) отсутствием частной собственности на средства производства;
    б) государственной (общественной) собственностью на средства производства;
    в) трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
    г) справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
    д) высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Античная философия – философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. е Античную философию можно разделить на пять периодов:
1. Натуралистический период, основное внимание уделялось проблемам природы и космоса.
2. Гуманистический период, с вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам.
3. Классический период, с философскими системами Платона и Аристотеля.
4. Период эллинистических школ, занятых моральным обустройством людей
5. Неоплатонизм, с универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином - Боге.
Характерные черты античной философии:
1) Античная философия синкретична (для нее характерна большая слитность проблем, чем для последующих видов философствования)
2) Античная философия  космоцентрична (ее горизонты всегда охватывают весь Космос)
3) Античная философия  пантеистична (не ставит на первое место представление о Боге, а исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого)
4) Этика античности – этика добродетелей ценностей.

1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен)
Выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Природа рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало.
2. Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.)
Первоначало – число. Числовые отношения составляют самую сущность природы,. Поэтому познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений.
3. Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон)
Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Особое внимание уделяли проблеме множественности, которое вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить. Элеаты придумали ряд парадоксов, которые не решены и сейчас. Парадокс – это неожиданное высказывание.
4. Атомисты (Левкипп, Демокрит)
В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов, а небытие – как пустоту. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры. Случайность отсутствует.
5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.)
Софисты были мудрецами, взявшими на себя миссию распространения образования в обществе. Благодаря им философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к самому человеку и его сознанию. При этом софитов интересовало не просто сознание, а в первую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как сразить его полемическим выпадом, как доказать все, что угодно.
6. Афинская школа.
10. Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.))

Скептицизм – «быть в нерешительности». Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.
11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.)
Систематизировали основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма нашли выражение в ранних христианских воззрениях.
Билет 7
1. Социальная сфера общественной жизни.
2. Философия Платона.
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений социальных групп по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Она решает весь комплекс социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы.
Платон: является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.
В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;
- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;
- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.
Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.
Билет 8
1. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
2. Социальная сфера общественной жизни.
Аристотель. Ученик Платона, подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного.
Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:
1) теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;
2) практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;
3) поэтическую.
4) логику.
Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а также полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.
Социальная сфера жизни общества система, организованная для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей. Она включает в себя:
• Образовательные и воспитательные учреждения
• Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием
• Культурные организации
• Спортивные организации
• Социальное обеспечение
• Коммунальное обслуживание - ряд служб по хозяйственному обслуживанию
района, города, области
Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании
Билет 9
1. Политическая сфера общества.
2. Особенности и этапы развития философии Средневековья.
Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.
Структуру политической сферы составляют:
-политические институты
-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);
-политическая деятельность;
-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).
Основным звеном политической сферы является государство. Для государства свойственны такие характеристики, как
-форма правления;
-форма государственного устройства;
-политический режим.
Внутренние функции:
-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,
-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),
-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.
Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.
Выделяют следующие особенности средневековой философии:
-Теоцентризм – все сущее является Богом. Он личность над миром.
-Философские мышления приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
-Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
-Ретроспективность мышления – чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее.
-Традиционализм – отрицание новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом.
-Ценностью была приверженность традициям.
-Авторитарность – обращение к Библии.
-Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
-Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
-Дидиктизм – философия приобретает характер учительства, проповедничества.
три этапа развития средневековой философии:
1)Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом.
2) Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей.
3) Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.
Билет 10
1. Философия Августина и Фомы Аквинского.
2. Материально-производственная сфера общественной жизни.

Основы философии Аквинского. Обоснование фундаментальных принципов христианской теологии с помощью логики Аристотеля. Согласно ему высшая истина – это Бог или Божественная истина. Ее познание недоступно человеческому разуму, поэтому он должен принять ее на веру. Отсюда соотношение веры и разума таково, что предпочтение отдается вере.
Обоснование онтологических доказательств бытия Бога:
1) Бог – первопричина всего.
2) Бог – перводвигатель, задающий движение всему.
3) Для Бога случайности нет, необходимо признать его, чтобы понять происходящее;
4) Бог – абсолютный эталон совершенства
5) Только Бог может задать цель для всего, что происходит в природе.
Августин Блаженный философом и богослов периода патристики. Он обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.
Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице».
Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. Опирался на многие философские представления Платона.
Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом.
В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.
Билет 11
1. Структура человеческой деятельности.
2. Характеристика основных школ философии Возрождения.
Структуру человеческой деятельности представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Потребность — нужда чего-то необходимого для нормального существования.
Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана.
Цель - сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.
Средства - используемые в ходе деятельности приемы, предметы.
Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу.
Результат — конечный итог, состояние, в котором потребность удовлетворяется.
Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха XV-XVIII вв.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек центр и высшая цель мироздания. В эпоху Возрождения центральной фигурой философских размышлений становится человек; Бог – начало мира, а человек – его смысловой центр. Происходит возвеличивание человека.
Гуманизм – образ мышления, который провозглашает человека как личность высшей ценностью, отстаивает его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей и объявляет идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Главная задача философии – это помочь человеку стать счастливым здесь, на земле, а не "на небе".
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир, согласно которому Бог как бы сливается с природой, которая тем самым обожествляется. Бог становится безличным божественным началом, максимально приближенным к природе.
Билет 12
1. Эмпиризм философии Нового времени (Ф. Бэкон.)
2. Наука и ее специфика, социальные функции.
Основные положения эмпиризма Ф. Бэкона:
1)В основе познания лежит опыт
2)Чем больше опыта накопила человечество, тем оно ближе к истинному знанию
3)Истинное знание не может быть самоцелью
4)Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности
Эмпиризм:
1) Врожденных идей не существует
2)Ничего нет в интеллекте, чего ранее не было в ощущениях
3)Опыт бывает не только внешний, но и внутренний
2. Наука и ее специфика, социальные функции.
Наука - направлена на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями, научные учреждения, методы научно-исследовательской работы.
Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.
Предмет науки - окружающий мир.
Метод науки - построение согласующихся с экспериментом моделей мира в виде теорий.
Функции науки:
1) Мировоззренческая
2) Управленческая ( зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью)
3) Культурологическая ( наука способна формировать отношения между людьми в обществе )
Специфика науки:
Наука – система знаний о мире и его законах
Основные элементы:
1) Особая система знаний о природе, обществе, человеке
2) Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
3) Система специальных организаций

Билет 13
1.Философия Древней Индии (особенности, основные школы и течения.).
2. Свобода научного поиска и ответственность ученого.
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:
1) Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
2) Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
3) Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).
В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.
К ортодоксальным школам относят
Ньия –мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. Вайшешика – проповедовала реинкарнацию, душа ищет гармонию. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения.
Йога – направлена на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.
Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:
Джайнизм –все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех.
Буддизм – конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.
Научная свобода и научная ответственность.
Научная свобода – свобода заниматься научными исследованиями, осуществлять и применять знания и открыто общаться. Эта свобода неразрывно связана и должна осуществляться в соответствии с научной ответственностью.
Научная ответственность заключается в проведении исследований и применении их результатов в интересах человечества.
Билет 14
1. Древнекитайская философия.
2. Понятие научного метода. Классификация методов научного познания.
1)Древнекитайская философия
Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. В основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией Ци, которая делится на два начала – женское инь и мужское янь.
Особенности:
1)Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей.
2)Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и янь произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало янь взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.
Философские школы Древнего Китая
Конфуцианство. Основателем является Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек. Конфуцианство затрагивало управление государством.
Даосизм. Основателем является философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это недеяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
Легизм. Основателем является мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
Моизм. Основателем является Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой наукиМетод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.
Моделирование – интересующий объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Выделяют следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое.
Наблюдение –метод эмпирического познания. Целенаправленное изучение предметов, опирающееся на ощущение, восприятие, представление. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты).
Измерение – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу.
Эксперимент – метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Билет 15
1. Основные этапы научного познания (эмпирический и теоретический) и их взаимосвязь.
2. Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.


Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание – это познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах. Производится первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. На втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной ступени познания. На данном уровне ученый оперирует только теоретическими объектами. Происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании.
Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания:
Движение научного метода Начинающегося на эмпирическом уровне (наблюдение) невозможно без обращения к теоретическому уровню (гипотеза), а затем – вновь к эмпирическому (эксперимент).
2.Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.
Проблема человека в философии – это вопрос о том, какое место занимает человек в мире.
Человеческая проблематика многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности. Эти вопросы издавна волновали людей. Уже в самых ранних письменных источниках сохранились свидетельства самопознания человека, попыток сопоставления и противопоставления своего бытия миру, попыток понять свою природу и возможности.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Концепции человека делятся на две группы: объективистские и субъективистские.
Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.
Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Он может меняться в зависимости от исторических условий, от возрастных особенностей.
Билет 16
1. Проблема критерия истины в познании.
2. Субъективно-идеалистические воззрения Дж. Беркли и Д. Юма.
Проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий?
В древности крайние точки зрения следующие:
а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон).
в) Софисты считали, что объективной истины нет.
Диалектика наложила отпечаток на понимание истины, и истину стали понимать как изменяющееся знание.
Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей.
Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.
Иррационализм либо отрицает существование истины вообще.
Неопозитивизм. Истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.
2.Субъективно-идеалистические воззрения Дж. Беркли и Д. Юма
В основе берклианства лежит идея: «существовать – значит, быть воспринимаемым». Для Беркли весь мир – комплекс моих ощущений, а вот есть ли за ощущениями какая-то реальность, этого мы, по его мнению, знать не можем.
Продолжая традиции Беркли, Юм выступает против идеи субстанции и понятия причинности. По его мнению, в мире самом по себе нет причин и следствий, представление о причинности появляется у нас вследствие привычки наблюдать чередующиеся события.
Юм также известен как критик религии, он выступает и против понятия Бога, и против чудес.
Билет 17
1. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания.
2. Философия любви.

1) Познание - диалектический процесс целенаправленного воспроизведения сознаний в системе их идеальных образов. Объектом познания является природа. Объект познания формируется практикой. Субъект познания - человечество в целом. Субъект познания исторически конкретен.
Теория познания диалектического материализма - теория отражения.
Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах.
1. Вещи существуют независимо от нашего сознания.
2. Решительно никакой принципиальной разницы между явлениями и “вещью в себе" нет.
3. В теории познания следует рассуждать диалектически, т.е. разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени
1 – чувственное познание (живое созерцание)
2 – логическое познание. (Абстрактное мышление)
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
1) Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление)
2) Формы логического познания: (понятие, суждение, умозаключение)
Чувственное познание ограничено:
1) не выделяет общее
2) не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания.Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь и как она влияет на организм.
Философское исследование любви включает в себя задачу проведения различия между разными видами личной любви.
Разделы философии любви.
Онтология любви
  1   2   3


написать администратору сайта