Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 2 Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна.

  • II тысячелетии до н. э.

  • XII вв. до

  • Реформы Шан Яна.

  • Билет 3 Основные черты права древнего Востока по «Кодексу Хамурапи».

  • ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ КАК ИСТОЧНИК ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОГО ПРАВА

  • Билет 4 Сословная организация в Древней Индии. «Законы Ману».

  • Билет 5 Возникновение государства в Античном мире. Периодизация истории Древней Греции.

  • Билет 1 Особенности общественнополитического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия


    Скачать 470.5 Kb.
    НазваниеБилет 1 Особенности общественнополитического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия
    АнкорIGPZS.doc
    Дата12.12.2017
    Размер470.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIGPZS.doc
    ТипДокументы
    #10975
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет 1

    Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия.
    Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Речь идет о древневосточных цивилизациях, возникших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. На Востоке впервые возникли стратифицированные государственные ( городские, номовые) общности, как в Месопотамии и долине Нила.

    Одной из основных социальных форм, имевших решающее значение в эволюции древневосточных обществ, была община, но не городская, а сельская, основанная на натуральном хозяйстве, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины.

    По мере выделения надобшинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель, где рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц, но владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу на государство или состоящие у него на службе.

    Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:

    1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

    2) свободные мелкие производители общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

    3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и проч.

    Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ выражалось и в существовании различных категорий зависимого населения, занимающих промежуточные позиции между свободными и рабами, и различных (переходных) категорий свободных. Сословно-правовой статус индивида в обществе не всегда совпадал с его социально-экономическим положением.

    Признаки (по лекции):

    1. отсутствие частной собственности и экономических классов

    2. господство аппарата администрации и принцип централизованного распределения.

    3. Автономия общин или иных социальны корпораций при решении своих внутренних проблем. Корпорации (касты, цехи) абсолютно автономны и живут по своим законам.

    4. Произвол власти при соприкосновении человека с государством (принцип поголовного рабства). Причастность к власти дает возможность сохранить собственность. Принцип власти и собственности влечет коррупцию.

    Признаки «восточной деспотии»: это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными. (Китай, Др. Египет)

    Высшая законодательная власть деспота, централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.

    В этой системе монарх выступал в качестве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной.

    Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хозяйственных функций. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства.

    Способы и методы осуществления государственной власти, основанные на применении военной силы.

    Билет 2

    Рабовладельческое государство в Древнем Китае. Реформы Шан Яна.
    История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (1766—1122 гг. до н. э.), период Чжоу (1122—256 гг. до н. э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VII—V вв. до н. э.)1 и Чжаньго - «борющихся царств» (V—III вв. до н. э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

    Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

    Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий.

    Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства -вана.

    В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю.

    Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г.до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

    В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

    Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из ≪одной партии власти≫ в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.

    В основную эксплуатируемую массу населения входили работники, лишенные полностью или в значительной мере собственности на землю и на другие средства производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и малоземельных крестьян, рабы, наемные работники.

    Распространение рабства за счет практики применения наказания в форме обращения в государственных рабов, труд которых широко применялся в царском хозяйстве, в рудниках и на промыслах, как частных, так и государственных. В меньшей мере, на сельскохозяйственных работах.

    Рост крупного землевладения, сопровождаемый массовым обезземеливанием общинников-крестьян, распространением частного рабовладения, в том числе и за счет кабальных займов, подтачивал основы традиционной системы налогообложения податного крестьянства. Катастрофическое сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью реформ ограждать их от разорения.

    Реформы Шан Яна.

    Его земельная реформа предусматривала введение неограниченной частной собственности на землю и разрешала свободную продажу и куплю земли, поощрял крупное землевладение, разрешал любому желающему на льготных условиях обрабатывать пустоши и малоплодородные земли.

    Реформа налогообложения. Прежний налог с урожая был заменен налогом на землю, который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его земельного владения.

    Большое значение имела административная реформа: Циньское царство было разделено на несколько десятков округов, которые в свою очередь подразделялись на более мелкие единицы, вплоть до групп из десяти и даже пяти семей, связанных круговой порукой.

    Военная реформа: отменил колесницы - основу военной мощи знати, заменив их конницей. Было значительно улучшено снаряжение воинов и введено железное оружие. Новый воинский устав предусматривал строжайшую дисциплину. С учетом имущественного ценза и боевых заслуг ввел двадцать степеней рангов знатности. Таким образом, потомственная знать лишилась всех своих привилегий и была отстранена от участия в управлении Циньским государством.

    Билет 3

    Основные черты права древнего Востока по «Кодексу Хамурапи».
    Первые законы, как правило, являлись письменным изложением обычаев родового строя, которым отныне придавалась обязательная сила. Первые законы либо регулировали сферу государственных интересов (например, статус царско-храмового хозяйства или правовое положение лиц, находящихся на государственной службе), либо регламентировали вновь возникавшие правоотношения, не упорядоченные обычным правом (правовой режим собственности, имущественный или торговый оборот).

    Законы долгое время сохраняли нормы обычного права:

    - принцип талиона — возмездие соответственно причиненному вреду («око за око»);

    - кровную месть;

    - принцип коллективной ответственности членов семьи или общины за проступок одного.

    Законы представляли собой собрание судебных решений. В древневосточном праве отсутствовало отраслевое разделение. Основой систематизации правовых норм являлся принцип бытовой ассоциативности.

    Правовые нормы Древнего Востока тесно переплетались с религиозно-этическими нормами. Часто законы содержали правила морального и религиозного свойства (пищевые запреты религиозного характера («нечистая пища»)). Связь с религией обусловила отсутствие четкой дифференциации преступлений и грехов.

    В древневосточном праве сложилась система правовых привилегий, при которой жизнь и достоинство людей расценивалось в зависимости от социальной принадлежности. Поэтому социальный статус преступника и потерпевшего определяли степень вины и ответственности.

    ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ КАК ИСТОЧНИК

    ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОГО ПРАВА

    Законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют собой крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Текст их, высечен на двухметровой базальтовой стеле. Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога (текст был разбит на статьи исследователями для удобства, а сам памятник такого деления не имел).

    Текст Законов Хаммурапи устанавливая одновременно и правила и ответственность за их нарушение. Статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум - "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум - "падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права.

    В ЗХ уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По ЗХ можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии. Были составлены в казуистической форме на основе обычного права и законов предшествующих правителей.

    Посягательство на честь и достоинство граждан(смерть), пособничество бегству(смерть), бандитизм(возмещение), воровство при пожаре(сжечь), уклонение от воинской службы(смерть). Аренда поля, передача имущества, защита арендатора от стихийных бедствий, аренда, ростовщичество, распределение прибыли и убытков товарищества, семейное право(наследование).

    Нет четкого понятия преступления, которое не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и проч. Символична была ответственность за ряд преступлений, например отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка (ст. 194). Формальный и символический характер имела также клятва.

    Билет 4

    Сословная организация в Древней Индии. «Законы Ману».
    Составление ЗМ относят к первому столетию до н.э.. Однако они формировались со 2 в. до н.э. по 2 в. н.э.

    Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ (ШАСТРИНЫ).

    Источником ЗМ послужили не только традиции и обычаи, но также и дхармасутры – сборники фиксированных письменных религиозно-нравственных предписаний, основанных на Веде.

    ЗМ состоят из 12 глав и 2685 шлок-стихов, в которых выражены наставления прародителя человечества полубога Ману.

    Первая и вторая, а также десятая главы ЗМ посвящены социальному строю. В них описаны права и обязанности людей, принадлежащих к различным Варнам. Третья глава дает понятие о браке в Др. Индии и о формах его заключения. Четвертая представляет собой скорее нравоучения, однако в ней встречаются отдельные нормы уголовного права. Пятая глава (а также гл. 9) посвящена взаимоотношениям супругов, т.е. выражает нормы семейного права. Глава 7 представляет собой дхармы царя и позволяет многое понять о его правовом статусе. В этой же главе есть пункты, посвященные административно-территориальному делению. Главы 8 и отчасти 11 содержат уголовно-процессуальные нормы права. Глава же 12 скорее походит на эпилог.

    Итак, ЗМ составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядоченностью, чем предыдущие законы. Следовательно, уровень юридической техники вырос. Однако лишь незначительная часть ЗМ отражает правовые нормы, нельзя здесь разделить и нормы гражданского и уголовного права, ЗМ свойственна противоречивость, т.е. уровень юридической техники всё же нельзя назвать высоким, он скорее средний. Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. И не только для самого правонарушителя.

    Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в ДР. Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

    1. Варны (варновая система – наследие ариев, котрые пришли в 3х Варнах):

    Упоминается четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (слуги). Кроме того, в законах содержатся сведения о «неприкасаемых», которые фактически составляли самую низшую пятую варну. «неприкасаемым» предписывалась работа могильщиков, палачей. Они жили вне селений, любое общение с ними запрещалось.

    Три высшие варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) именовались «дваждырожденными». Второе рождение — обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегию этих варн.. Шудры — «единождырожденные» устранялись от участия в жертвоприношениях и ритуалах.

    За каждой варной закреплялся наследственный круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещалось заниматься ремеслом, торговлей и земледелием. Брахманам следовало изучать Веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Кшатрии — военная аристократия — должны были осуществлять управленческие функции. Вайшьям предписывались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы.
    Билет 5

    Возникновение государства в Античном мире. Периодизация истории Древней Греции.
    Периодизация:

    1. Критоникенский период ( 2 тыс. до н.э. – середина 13 века)

    2. Ахейская Греция (13в. – 11в. до н.э.)

    3. Гомеровский период ( 11- 9вв до н.э.)

    4. Архаический ( 8-6вв до н.э.)

    5. Классический (5-4 вв до н.э.)

    6. Эллинистический ( 3-1 вв до н.э.)

    В Греции зародилась цивилизация западного типа. Волнообразный характер развития греческой цивилизации.

    История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в 1 тысячелетии до н.э. — в начале 1 тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.

    1) Первые очаги цивилизации возникли на о.Крит в эпоху бронзы. На Крите существовало мощное государство (Минойская культура) – расцвет в 15в. до н.э. 15-16 вв – государственность развивается в том же направлении, что и восточные деспотии. Однако здесь главная необходимость – оборонять открытую территорию, а не ирригация. Греции присуща теократия – особая форма царской власти, когда царь обожествляется. Простой смертный не мог видеть царя. Объединяющее начало – дворец царя, который несет военную функцию и религиозную. Было создано единое централизованное государство. Царь Минос (15в) искоренил пиратство. Земля делилась на дворцовую и общинную. Большие отряды работали на общественных работах, но не понятно были ли рабы. Деспотическая власть нужна была, чтобы проложить дороги в горах. Морская торговля способствовала развитию ремесла. Государственная форма налога (отработка) – возделывание долины, где выращивалось зерно. Зерно находилось во дворце, и его распределением занимались там же. Оч сильный военно-морской флот, который содержался дворцом. 15в – конец цивилизации, возможно из-за извержения вулкана.

    2) Микенский период.

    На материке в Микенах возникает новая цивилизация, подражающая Миноской, - разрозненные племена греков-ахейцев. Они завидовали Криту. Основные занятия – война и грабёж. Военная цивилизация. Тип власти – восточная деспотия. Начали строить грубые дворцы, известны своими захоронениями (шахтами). Видимо были серьёзные налоги, а цари любили роскошь и были жадными: золото и серебро могли принадлежать только царям. Власть передавалась по наследству. Было монополизировано ремесло. Население: воины, жречество, земледельцы. Гос-во не дожило до своего расцвета, в 13в. на эту территорию по непонятной причине обрушиваются варварские племена из придуная (дарийцы).

    3) Дарийцы закладывают новую цивилизацию, Греция начинает развиваться. Несколько племён объединяются и выбирают вождя. Появляются Совет старейшин, народное собрание, жрецы. Вся земля принадлежит общине. Обладание землёй дает все права и привилегии. Основная функция гос-ва – военно-оборонительная. Появляется полисная система, которая связана с коллективной собственностью на землю. Население расслаивается: привилегированные слои, родовая знать, свободные общинники, феты (батраки), рабы. Из родовой знати формируется совет старейшин. Торговля – занятие низших слоев.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта