Главная страница

Билет Объект изучения и предмет социологии


Скачать 250 Kb.
НазваниеБилет Объект изучения и предмет социологии
Дата24.10.2018
Размер250 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKratkie_otvety_sociologiya-1498.doc
ТипДокументы
#54423
страница1 из 4
  1   2   3   4

Билет 1. Объект изучения и предмет социологии
Социология — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

По мнению классиков социологии Вебера, Спенсера:

Объект изучения социологии - это общество как организованная социальность или целостная социальная система в единстве всех его структурных компонентов и подсистем в его антологической данности

Предмет изучения социологии – это сущность и структура общества как организованной и целостной социальной системы, объективные законы, тенденции, закономерности, самоорганизации, устройства и социодинамики разнотипичных объектных систем, а так же основные формы проявления и механизмы действия последних в конкретных исторических условиях.
Билет 2. Структура и функции социологии
Структура социологии (О. Конт)


  1. Фундаментальное социологическое знание

  2. Социологические теории среднего уровня, социальное значение

  3. Эмпирическое социологическое значение

Функции социологии как науки:


  1. Гносеологическая (познавательная)

  2. Прагматическая

  3. Управленческая

  4. Мировоззренческая социализации

Билет 3. Этапы исторической эволюции социальных знаний об обществе

Выделяют два этапа в эволюции социального знания:

  • V в до н.э. – 1839 год – Философская предыстория науки социологии

Оперирует абстрактно-схоластическими знаниями. Схоластика – средневековая философия: синтез христианскогобогословия и логики Аристотеля.

Большую роль сыграли Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Эпикур, Марк Тулий Цицерон.

Теологические теории возникновения и формирования общества – Аврелий Августин Блаженный, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский.


  • 1839 год – наши дни – Социологический период эволюции социальных знаний

    • 1839 – 20-годы XX века – классическая социология

    • начиная с 20-ых годов XX века – современная социология

Билет 4. Философская предыстория социологии

  • V в до н.э. – 1839 год – Философская предыстория науки социологии

Оперирует абстрактно-схоластическими знаниями. Схоластика – средневековая философия: синтез христианскогобогословия и логики Аристотеля.

Большую роль сыграли Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Эпикур, Марк Тулий Цицерон.

Теологические теории возникновения и формирования общества – Аврелий Августин Блаженный, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский.
Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)
Средние века

Человек выступает как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нём едино. Доминировала идея регресса: человек изначально греховен.
Эпоха Возрождения

Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (1478—1538), Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.
Новое время

Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде Левиафан осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (1632—1704) Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность.

Кондорсе (1743—1794) Прогресс — основной закон жизни человечества. Все ведет к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведет к прогрессу.

Билет 5. Основные направления классической социологии

Выделяют два этапа в эволюции социального знания:

  • V в до н.э. – 1839 год – Философская предыстория науки социологии

  • 1839 год – наши дни – Социологический период эволюции социальных знаний

    • 1839 – 20-годы XX века – классическая социология

    • начиная с 20-ых годов XX века – современная социология


Этапы классической социологии:


  • 1839 год – середина XIX века.

Огюст Конт – родоначальник социологии (воспитан социалистами-утопистами Франции)

Основание позитивистского направления классической социологии. Основатель – Огюст Конт (трактат «Дух позитивной философии»). В Англии – преемник Герберт Спенсер (трактат «Основы социологии»). Он представляет свою собственную теорию организационного общества индустриального общества, определив предмет социологии и структуру знания. Спенсер сравнивал общество с животным организмом. Во Франции преемник – Эмиль Дюркгейм, дезорганизованное общество.

Позитивизм Огюста Конта заключался в том, что они сделали социологию по аналогии с естественными науками точной наукой, оперирующей позитивными знаниями об обществе

Позитивно – значит опытно подтвержденное, достоверное, конкретное, проверяемое знание об обществе. Для его получения были использованы методологические принципы и гносеологические методы.

  • 40-е годы XIX века - Марксистское (диалектико-материалистическое) направление. Основатели Маркс и Энгельс, Эдуард Бернштейн и Прудон.
    Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”

Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм.

  • 2-ая половина XIX века – антипозитивистское направление. Основатели - Альфред Шюц, Георг Зиммель, Фердинанд Тюнин, Макс Вебер. Концепция осмысления социальных действий, “понимающая социология”

Работали в русле понимающей социологии и обогатили социологию различными интересными концепциями.

Поведенческий базис социального общества.

  • Конец XIX века - Технократический период

Основатели - Торстейн Веблен, Джон Рисмэн, Томас Стоунтен.

Для возникновения технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов. Это произошло лишь во второй половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других.

Технократия - социальная прослойка (страта) высококвалифицированных специалистов.

Изначально, в концепции Веблена, технократы противопоставлялись предпринимателям, позже бюрократам.

  • Рубеж XIX—XX веков. Социально-психологический период

Основатели - Густав Лебон, Габриаль Гард, Бруно Берельсон, Петер Лазерфельд, Гарольд Лассуэлл.

На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.

Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.

  • Конец XIX века – социал-дарвинизм

На основе теории естественного отбора Дарвина. В XX века произошел диалектический скачок и переход к современному этапу социологии

Людвиг Гумплович, Австрия. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

Герберт Спенсер, основоположник социалорганицизма и эволюционизма. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.
Билет 6. Ключевые направления современной социологии

  • Понимающая социология Макса Вебера

Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект.


  • Неопозитивизм и постпозитивизм

Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Симулякр – полуживые модели социальных действий, постоянно находящиеся в активном состоянии. Люкремакс – его противоположность.


  • Неомарксизм о и постмарксизм

Франкфуртская школа. Герберт Маркузе (трактат “Одномерный человек”).

Методологические принципы:

1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов.

2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.

3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.


  • Бихевиоризм

Концепцию разработал Б.Скиннер (1904—1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и для человеческого поведения. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи).


  • Теория культурно-исторических типов.

Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.


  • Цивилизационная социология (Тойнби, Шпенглер)

Освальд Шпенглер – немецкий социолог, трактат «Закат Европы».

  • Смысл: Эволюция человеческого общества развивалась не только в формационном ключе, но и в цивилизационном. Европейская цивилизация – фаустовская, умирающая.

Арнольд Тойнби Он излагает социологическую теорию круговорота локальных цивилизаций.


  • Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина

Во второй половине 20-го века в противовес локалистам появились глобалисты, постулировавшие единство всемирного цивилизационного процесса:

Питирим Сорокин разработал интегральную социологическую концепцию. С его точки зрения историческая эволюция человечества осуществляется поэтапно и выражается в последовательном переходе человечества от низшей, теологической, фазы через идеалистическую фазу к современной, фазе цивилизационного развития, каждой из которых соответствует своя суперсистема.


  • Теория трех фаз эволюции


Элвин (Олвин) Тоффлер и примкнувшие к нему Джон Несбит, Патриция Эбурген, также назвали фазы эволюции.

Три волны – традиционная или аграрная цивилизация, космогенная цивилизация. Ей на смену пришла техногенная цивилизация, которая во второй половине 20-го века привела к возникновению на западе антропогенной цивилизации или к обществу постмодерна.
Билет 7. Социологическая мысль России
Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Нельзя не отметить ее тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии. Это стало основанием появления направления русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.

Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная на­ука стала проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта.

На ранних этапах своего развития российская соц­иология не выдвинула теоретиков мирового масштаба.
В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

  • Первый этап — с середины XIX века до 1918 года

    • Субъективная социология (Лавров, Михайловский)

В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

    • Позитивизм (М. Ковалевский)

Из естественной науки сделать точную.

    • Социология марксизма

Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации”

    • Теория культурно-исторических типов

Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России».

Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского является цикличность цивилизационного процесса.

    • 1850 -е – зарождение основных направлений классической социологии

1. Объективная социология (Данилевский, Ковалевский)

2. Субъективная социология (Михайловский – трактат “Гений и Толпа”)

3. Марксистская социология (Плеханов, Ленин)

4. Экономистическая социология (Петр Струве, Туган Бараноовский)

5. Правовая социология (Евгений Эрин, И. Хатиенский, Тарановский, Ковалевский, Лебраницкий)


  • Второй этап — с начала 20-х годов до конца 50-х годов

    • Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина.

От низшей фазы к цивилизационной фазе (на каждом этапе супер-система).

Характеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института.

Питирим Сорокин разрабатывал теорию социальной мо­бильности и стратификации, которая будучи “теорией среднего уровня” позволяла прослеживать динамику со­циальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества.


  • Третий этап — с начала 60-х до наших дней

    • Социальное планирование.

Первые признаки “подъема” обнаруживаются в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду.

    • Теория модернизации.

Характеризуется главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа.

    • Реальный социализм (60-е) – Зрелый социализм (70-е) – Теневая экономика (80-е)

    • Современная социология. Политизация и идейный вакуум В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал, выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-экономического могущества. В современной России положение социологии доста­точно двойственно.



Билет 8. Огюст Конт - родоначальник социологии и позитивистского направления

Огюст Конт - французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Позитивизм Огюста Конта заключался в том, что они сделали социологию по аналогии с естественными науками точной наукой, оперирующей позитивными знаниями об обществе

Позитивно – значит опытно подтвержденное, достоверное, конкретное, проверяемое знание об обществе. Для его получения были использованы методологические принципы и гносеологические методы.

Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика (классическая философия) — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит.

Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития.
  1   2   3   4


написать администратору сайта