Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Формирование и развитие государственности Древнего Рима (В СКОБКИ ВЗЯТА НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

  • В истории римского государства различают три основных периода. Первый — древнейший царский

  • Их называли патрициями — потомками знатных родоначальников.

  • 12. Рим в царский период В царский период закрепилась следующая социальная структура населения.

  • Что касается власти, то ее осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание Следует начать с правового положения царя в Древнем Риме

  • В народные собрания

  • Игпщс. ИГПЗС БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ-1. Игпзс билеты к экзамену


    Скачать 103.38 Kb.
    НазваниеИгпзс билеты к экзамену
    АнкорИгпщс
    Дата30.06.2022
    Размер103.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГПЗС БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ-1.docx
    ТипДокументы
    #621442
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ИГПЗС БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

    11. Формирование и развитие государственности Древнего Рима (В СКОБКИ ВЗЯТА НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

    Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в средней части Италии (Апеннинский полуостров). Древнеримское государство стало образовываться в X–VIII вв. до н.э. из нескольких поселений земледельческих округов латинян. Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня; несколько таких деревень сливались в окружную общину – пага от латинского, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (поселении) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации. Римская городская община возникает, согласно историческим исследованиям, из объединения таких укрепленных поселений. Формально датой основания Рима является 21 апреля 753 г., когда, согласно преданию, легендарный царь Ромул и образовал древнеримский полис. С его именем связано как само образование города, так и создание первых раннеполитических институтов власти: «Заложив основания города, Ромул разделил всех, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из трех тысяч пехотинцев и трехсот всадников и назывался «легионом», ибо среди всех граждан выбирали только способных носить оружие. Все остальные считались простым народом. Сами римляне считают себя потомками легендарного троянского царя Энея. Здесь же, на полуострове, располагалась область, именующаяся Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена), а к югу — греческие колонисты, представители наиболее развитой в культурном и экономическом отношении народности. Римское государство, сложившееся поначалу из городской общины, первоначально очень походило на типичный древнегреческий полис — с народным собранием, царем и знатью. Оно, представшее последовательно царством, республикой и империей, просуществовало 12 веков.

    В истории римского государства различают три основных периода. Первый — древнейший царский — от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н. э.; второй период — республиканский — охватывает примерно пятивековую историю (509—27 гг. до н. э.). И третий — имперский — распадается на два подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики — главного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината (от лат. dominus — господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н. э. — 284 г. н. э., доминат охватывает период с 284 по 476 г. В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал общинный строй, постепенно изменявшийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жрецы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.).

    Царь Ромул разделил всю землю между членами общины-города и предоставил каждому по два югера (50 соток), которые закреплялись за семьей в виде приусадебной семейной собственности. Пахотная земля, луга, пастбища предоставлялись всем членам римской общины для пользования и владения, но не в собственность. Приусадебные участки были собственностью семьи, однако глава семьи не мог распоряжаться ею неограниченно. Члены рода, в предках которого значился родоначальник по отцовской линии, кроме общего владения землей имели также наследственные взаимные права и обязанности, в том числе поддержания общего культа рода, его предков и домашних богов.

    Родовые общины делились на семейные, и со временем они стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца-домовладыки. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничество за представительство и участие в учреждениях власти.

    Народ римской городской общины состоял из трех племен (латины, сабины и этруски), которые первоначально состояли из 100 родов, а затем долгое время из 300 родов, причем каждое племя включало 10 курий (родовых объединений), удобных прежде всего из военных, административных и финансовых соображений. Во главе курии стоял курион. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями — потомками знатных родоначальников.

    Зависимых от патрициев лиц называли клиентами, а самих покровителей (патрициев) именовали патронами. Клиентами обычно становились отпущенные на волю рабы, остававшиеся жить в семье бывшего хозяина (и затем патрона), которого вольноотпущенник продолжал почитать, следуя за ним на войну и помогая в мирное время. Рабы не были многочисленной социальной группой, столь же незначительной была их доля и роль в хозяйственном производстве. Рабами становились военнопленные, несостоятельные должники или преступники, рабами становились по рождению, дети рабыни считались рабами. Рабы были самой бесправной категорией населения Древнего Рима, они принадлежали семьям свободных граждан и рассматривались наряду с домашними животными или другой собственностью семьи. Рабы передавались по наследству, их могли продать или купить, раб был недееспособным лицом, хотя сделки, совершенные рабом в интересах хозяина, могли считаться правовыми. Преступления, совершенные рабами, карались с особой жестокостью, выдача беглого раба для члена римской общины считалась делом обязательным. Существовали разные способы отпущения на волю и некоторое число ограничительных условий. Устанавливалась квота рабов, отпускаемых по завещанию, не допускалось отпущение рабов во вред кредиторам, особые условия предъявлялись для отпущения рабов моложе 20 лет.

    (В последнем случае законным основанием было признано кровное родство либо случай, когда раб исполнял роль педагога. Другими основаниями были желание сделать своего раба управляющим либо свою рабыню — законной супругой. Отсутствие законного основания делало вольноотпущенника не римским гражданином, а только латином. Если раба отпускали на волю «праведным и законным способом, т. е. посредством жезла, или через внесение в списки ценза, или по завещанию», то он становился римским гражданином. Если же какое-то из условий и оснований не было соблюдено, он становился латином. Отпущение на волю рабов-преступников, отмеченных клеймом, давало им статус не латинов, а чужеземцев, покоренных оружием. Гай называл этот статус «наихудшей свободой».)

    Другим сословием неравноправных, более массовым и более влиятельным, стали плебеи. Это были лично свободные жители римской общины, владевшие землей, платившие налоги и обремененные воинской повинностью. Однако плебеи были лишены права получать наделы земли при дележе завоеванных римлянами земель иностранных государств. Они же испытывали большие стеснения от монополии патрициев в делах судебных, административных и законодательных. Им запрещались браки с членами патрицианских семей и т. д.

    Наибольшей близостью к статусу римских граждан обладали древние латины — обитатели области Лациум (к югу от Рима) и граждане городов так называемой Латинской лиги (до 338 г. до н. э.). Они обладали правом селиться в Риме, вступать в законный брак с римлянами (все эти правовые возможности определялись фактическим местом обитания и принадлежностью к определенной гражданской общине). Однако латины не могли приобретать наследство, оставленное в их пользу, их нельзя было назначать опекунами по завещанию, они были лишены права на завещание, и все их наследство отходило к патрону. Латинами по статусу являлись также перегрины, жители римских колоний. Латины, достигшие высших должностей по месту жительства, получали римское гражданство и могли продолжать политическую карьеру уже в Риме.

    Таким образом, особенностью возникновения Римского государства являлось то, что население Рима формировалось в течение длительного времени из разных социальных групп, сильно различающихся по этническому составу и по социальному статусу. Власти Рима, с одной стороны, поддерживали и укрепляли позиции коренных римлян, с другой — привлекали новых горожан, «укрывали всех подряд», не выдавая ни раба его господину, ни должника заимодавцу, ни убийцу властям, обещая всем неприкосновенность. Поэтому город быстро разросся, хотя поначалу насчитывал не более тысячи домов. Социальная структура римского общества несла на себе отпечаток того периода, когда территория Лациума завоевывалась латинскими племенами. Можно полагать, что покоренные народы по существовавшему в те времена обычаю не изгонялись с захваченной территории и не уничтожались, а ставились в зависимое положение, отчасти включаясь в состав новой социальной общности, естественно с потерей политических прав.

    12. Рим в царский период

    В царский период закрепилась следующая социальная структура населения. Полноправными гражданами Древнего Рима считались патриции, т. е. представители 300 благородных римских родов, которые проживали в Риме с момента его основания и составляли, согласно преданию, собственно римский народ. Эти роды патрициев были объединены в более крупные социальные группы — курии, составляющие основу боевой и политической организации древних римлян. Наряду с патрициями — полноправными гражданами Древнего Рима — существовали две группы зависимого и неполноправного населения. Одни из них — клиенты. Клиент находился в личной и наследуемой зависимости от своего патрона — патриция, полноправного члена городской римской общины, вернее, он находился в личной и наследуемой зависимости от рода, к которому принадлежал патриций. Клиент выполнял определенные повинности в пользу своего патрона, следовал за ним в случае необходимости на войну, обрабатывал его участок земли или оказывал содействие по ведению домашнего хозяйства, он демонстрировал в отношении патрона определенные знаки внимания и почтения. В свою очередь, патрон оказывал клиенту покровительство, представлял его имущественные интересы в суде, в случае необходимости оказывал ему материальную помощь. Отношения между патроном и клиентом, несколькими клиентами (так называемой клиентурой) строились на основании обычаев и освящались религиозными предписаниями. Обязательства патрона и клиента рассматривались в римском обществе как обязательства морально-религиозного плана.

    Третьей важнейшей социальной группой или слоем Древнего Рима были плебеи. Плебеи, в отличие от клиентов или рабов, были лично свободными людьми. Они имели право собственности на землю, делали взносы на общественные нужды и в случае необходимости входили в боевую организация римлян. В правовом отношении плебеи были дееспособными членами римской общины, имели гражданскую правоспособность, т. е. могли приобретать имущество и владеть им, заключать от своего имени сделки и самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако правоспособность плебеев носила ограниченный характер, поскольку они не могли вступать в брак с представительницами патрицианских родов и были лишены права участия в управлении делами римской городской общины, т. е. права участвовать в народных собраниях, занимать ответственные должности в структуре управления государства, получать земельные наделы из государственного фонда и др.

    Рабы не были многочисленной социальной группой, столь же незначительной была их доля и роль в хозяйственном производстве. Рабами становились военнопленные, несостоятельные должники или преступники, рабами становились по рождению, дети рабыни считались рабами. Рабы были самой бесправной категорией населения Древнего Рима, они принадлежали семьям свободных граждан и рассматривались наряду с домашними животными или другой собственностью семьи.

    Что касается власти, то ее осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание

    Следует начать с правового положения царя в Древнем Риме. Он командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом применения принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь облечен был специальными функциями верховного жреца. Жрецы здесь, как и у многих других народов, представляли собой слой наиболее образованных людей (у римлян это понтифики, у галлов — друиды, у славян — волхвы). В Риме долгое время, наукой толкования законов и составлением судебных формул ведали понтифики. Поэтому первый период в истории римского правоведения иногда именуют периодом жреческой юриспруденции.

    Религиозная организация включала специальную иерархию жрецов, установленную еще в эпоху правления первых царей. Среди жреческих должностей важнейшими были фламины, понтифики, авгуры, фециалы, а также жрицы-весталки. Коллегия из 15 фламинов была хранительницей культа главных римских богов: трое старших ведали культом Юпитера, Марса и Квирина, 12 младших отвечали за другие богослужения. Фламины избирались из патрициев и облекались полномочием давать советы царям (впоследствии магистратам). Коллегия из пяти понтификов (букв. «мостостроителей») вела наблюдение за сохранностью моста через Тибр, за его разборкой в случае нападения, а также вела хронологию событий в городе, хранила архив, объявляла счастливые и несчастливые дни для народных собраний и осуществляла надзор за соблюдением норм сакрального права и обычаев. Она же составляла календарь слушания судебных дел и хранила формулы судебных исков.

    Были еще жрецы-авгуры, которые гадали по внутренностям птиц и животных, и коллегия из 20 фециалов, ведавших ритуалом объявления войны и заключения мира. Объявлению войны предшествовали дипломатические переговоры фециалов с противником, где они, призывая в свидетели Юпитера, излагали требования Рима. Выполняя роль вестников войны, они бросали в этом случае на территорию врага копье с окровавленным концом. Весталки круглосуточно дежурили в храме Весты и поддерживали священный огонь. Их служение длилось 30 лет, и на все это время они давали обет девственности и аскетизма. Они сохраняли известную независимость от отца и пользовались большим уважением в обществе. Если во время движения по городу в сопровождении ликтора, расчищавшего ей дорогу, весталка встречалась с процессией, выводящей преступника на казнь, то преступнику сохранялась жизнь.

    В древнейший период царя избирали, поэтому на время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов выбирали 10 человек (интеррегес), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специально уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т. е. высшие властные полномочия в римской общине.

    Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по управленческим вопросам, которые были названы сенатусконсультами (консультационными постановлениями сената). Еще одной формой деятельности сената стало утверждение законов по полномочию. По преданию, законы принимали сами цари.

    В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Римляне называли себя квиритами, сынами бога Квирина. Собрание обладало правом наделять выбираемого им царя высшей властью (империумом), оно же утверждало все принимаемые законы. Еще во времена правления Ромула весь народ был поделен на 30 частей. Эти части Ромул назвал куриями, поскольку он выполнял работу по управлению делами города-государства посредством подачи мнений этих частей. Таким образом, он впервые учредил куриатные законы, которые предлагали и последующие цари.

    Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий.

    ( Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — по 20, а пятый — 30 центурий. Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников, из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие — музыканты и только одну центурию — пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством (proles), а не имуществом. ) Всего было 193 центурии. Абсолютное большинство при голосовании составляли 97 голосов, и это большинство фактически принадлежало высшим классам (только у первого класса с его 80 центуриями тяжеловооруженных пехотинцев и класса всадников с его 18 центуриями было 98 голосов). Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название трибы (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными. В результате таких новаций патрицианские роды навсегда утратили былую монополию на осуществление государственной власти.

    В результате таких новаций патрицианские роды навсегда утратили былую монополию на осуществление государственной власти.

    Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название трибы (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными. В результате таких новаций патрицианские роды навсегда утратили былую монополию на осуществление государственной власти.

    Таким образом, было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении населения и имущественных различиях граждан. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Древний Рим окончательно трансформировался в военное государство, нацеленное на внешнюю экспансию.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта