Главная страница
Навигация по странице:

  • Право характеризуется следующими признаками

  • Право и мораль

  • Под источниками права понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных органов, устанавливающих нормы права

  • 1)путем правотворчества

  • 2)путем санкционирования

  • 1) Правовой обычай

  • 2) Юридический прецедент (судебная практика)

  • 3) Нормативно-правовой акт

  • Вопрос №4 К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы.Закон

  • Конституция есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер

  • Конституция - как Основной Закон характеризуется стабильностью

  • Правоведение. Лекция 1 Понятие и сущность права План лекции


    Скачать 89.73 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Понятие и сущность права План лекции
    Дата02.02.2023
    Размер89.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПравоведение.docx
    ТипЛекция
    #917574
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Лекция № 1 Понятие и сущность права

     

    План лекции

    1. Происхождение, сущность и признаки  права 2. Право в системе социального регулирования

    2. Источники (формы) права.

    3. Источники права Российской Федерации

     

    Вопрос №1

    Право как особая сислекция юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно.

    Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

    Коренной исторической задачей нового, сменившего родовые обычаи, регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства - скотоводства и земледелия.

    Обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, освещаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из важнейших источников права (правовой обычай). В них еще сохранились остатки обычаев родового строя, но все большее звучание приобретали нормы патриархального быта сельской общины, запрещающие неравенство членов «большой семьи», привилегии высших сословий и обязанности низших.

    Правовые обычаи содействовали укреплению царской власти, утверждая ее божественное происхождение и устанавливая «страшную» кару за бунт, покушение на правителей и чиновников.

    Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

    С развитием письменности появляются и первые писанные законы.

    Древнейшие памятники права закрепили имущественное  неравенство, привилегии богатых, бесправное положение рабов, ограниченные права и повинности низших слоев населения. Собственность и личность знати пользовались несравненно большей защитой.

    Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.

    Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового (кастового, сословного) государства. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь любого общества.

    Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения -экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.

    Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой. Право характеризуется следующими признаками:

    1)  нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

    2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости от того, как те к ним относятся;

    3)  формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словеснописьменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;

    4)  системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

    5) гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

    6) многократностью применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

    Функции права 

    Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

    1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

    2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

    3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

    4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

    5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

    Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

    Вопрос №2

    Под социальным регулированием понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

    Такое упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.

    Технические нормы - это правила использования технических средств и предметов природы в процессе их использования, эксплуатации. Данные нормы выступают как средства организации производственных и иных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Эти нормы регулируют отношения типа “человек-машина (природа)”, т.е. субъект-объект.

       Социальные нормы представляют собой средства организации общественных отношений, т.е. поведение людей в обществе. Они упорядочивают отношения типа “человек-человек”, т.е. субъект-субъект.

       При посредстве указанных средств осуществляется социальное нормативное регулирование. Однако в обществе кроме сугубо нормативного регулирования существует и ценностное регулирование, которое опирается на традиции исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

       Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает соотношение правовых норм с точки рения их единства и различия, взаимодействия и противоречия. Наиболее значимыми среди последних является нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы.

       Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

       Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием обстоятельств и выполняемые в силу привычки.

       Корпоративные нормы - это правила поведения, установленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами.

       Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

    Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты:

    а)    принадлежат    к    социальным   нормам    и    обладают   общим свойством нормативности;

    б) являются основными регуляторами поведения;

    в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей

    сохранения и развития общества как целого;

    г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

    д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

    Различия:

    1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

    2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая сислекция. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует сислекция общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

    3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. 

    4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом

    5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Однако они могут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. 

    6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная сислекция, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (закономерности связи элементов) как сислекция права.

    7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственнопринудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали

    Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

    а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психологии);

    б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

    в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

    г) представляют собой точные модели (“слепки”) тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

    д) каждый обычаи имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

    е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

    ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;

    з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

    Среди других социальных норм обычаи выделяются, прежде всего, особенностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычаи). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обьгааи, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и действует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.

    Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: “1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.

    Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего моральнонравственного содержания. Например, такие заповеди Нагорной проповеди Христа - “не убий” и “не укради”. При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

    Рассмотренные социальные нормы, а также право представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимом ситуациям. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

    Вопрос № 3

    Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

    Под источниками права понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных органов, устанавливающих нормы права.

    Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.

    Официальный характер источникам права придается двумя путями:

    1)путем    правотворчества,    когда    нормативные    документы принимаются

    компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;

    2)путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы

    В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт государственного органа; юридический прецедент; договор нормативного содержания; общие принципы права; идеи и доктрины; религиозные тексты.

    Выделяют  три основных вида источников права.

    1) Правовой обычай. Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения.

    2) Юридический прецедент (судебная практика) - более распространенный источник права в современном мире. Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное  решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. 

    3) Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

    Вопрос №4

    К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы.

    Закон - это нормативно правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающей высшей юридической силой.

    Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:

    а) основные (это Конституция РФ, Конституции республик в составе РФ);

    б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно

    Конституции РФ по предметам ведения РФ;

    в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения  РФ и субъектов  РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

    г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

    Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяются кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы.

    Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они - суть подзаконные акты.

    Значительное место среди подзаконных актов как источников права, занимают указы Президента РФ. Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания Совета Федерации и Государственной Думой, Правительством РФ.

    На территории субъектов РФ, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это уставы краев, областей, др. правовые акты.

    К источникам права РФ относятся также договорыФедеративный договор, подписанный 31.03.92 г. субъектами РФ, международные договорыдоговоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

    Конституция является основным законом государства и общества. Само понятие Конституция в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство.

    Как основной закон государства и общества Конституция в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

    Конституция есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер

    Конституция обладает. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том,  что все законы и иные нормативные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

    Конституция - как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.

    Стабильность Конституции - как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта