Главная страница

История курс лекций. Лекция История как наука. Понятие истории. Основные концепции исторического процесса


Скачать 1.64 Mb.
НазваниеЛекция История как наука. Понятие истории. Основные концепции исторического процесса
Дата20.12.2022
Размер1.64 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория курс лекций.doc
ТипЛекция
#854256
страница1 из 25
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Курс лекций по дисциплине «История»
Лекция 1.История как наука.

  1. Понятие истории.

  2. Основные концепции исторического процесса.

  3. Российские исторические школы и их представители.

1. Долгое время люди рассматривали историю не как науку, а как литературу или искусство. В греческой мифологии покровительницей истории была муза Клио, задачей которой было прославление правителей, выдающихся людей и т.д. Действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном их прославлению.

Само слово «история» – было заимствовано из греческого языка, где так называлось – повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься изменялось со временем. В результате в наше время термин история используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества во времени, во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.

Как правило, ученые называет следующие исторические функции:

1) познавательная, 2) мировоззренческая, 3) прогностическая.

Основу исторического знания составляют исторические факты. На фактах базируются представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории (голые факты); 2) как его отражение в исторической науке (факт-знание). Бесспорно, что между ними существует тесная связь. При этом историки дают объяснение «голым фактам». Поэтому в разных системах взглядов один и тот же факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение – интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Историк, имея дело с прошлым, не может непосредственно наблюдать объект своего изучения, поэтому использует исторические источники. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

Исторические источники делятся на категории:

  1. Письменные:

а) эпиграфические (надписи на камне, металле, керамике),

б) граффити (тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде),

в) берестяные грамоты,

г) рукописи.

2. Вещественные

3. Этнографические

4. Фольклорные

5. Лингвистические (имена, названия)

6. Кинофотодокументы.

Для изучения исторических источников существуют специальные методы исторических исследований:

1) сравнительно-исторический (по предметам или объектам),

2) типологический (разделение на типы, виды процессов и явлений),

3) историко-генетический (изучение процессов и явлений в развитии),

4) системный (рассмотрение предмета как системы).

2. До настоящего времени сложилось несколько основных исторических концепций (интерпретаций).

Христианская концепция. В русле религиозных представлений предпосылки понимания исторического процесса складывались с 4-5 вв. до середины 18 века. В рамках религиозных воззрений формировались основные проблемы и идеи исторической науки. Первая проблема – вопрос о смысле и содержании земной истории. Христианство понимает смысл истории в продвижении человечества к Богу, формируя свободную человеческую личность, преодолевающую свою зависимость от природы. Вторая проблема – вопрос о начале и конце истории. Начало истории связано с грехопадением Адама и Евы и изгнания их из Рая. Идея конца истории, сроки которого скрыты от человеческого разума, имела научное значение в том плане, что накладывала запрет на попытки пророчеств и утопических предсказаний будущего. Третья проблема – вопрос о внутренней структуре исторического процесса, закономерного проходящего определенные ступени. В связи с этим был поставлен вопрос о соотношении общества природы. О влиянии природной среды на исторический процесс. Основная идея - это всеобщность истории для всех народов

Всемирно-историческая (линейная) концепция. С началом Нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. На первый план выдвинулся не Бог, а Разум, а человек стал песчинкой во Вселенной. Рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая ее как царство случайности и произвола. Появилась идея революции как прыжка из «истории» в природу, из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только результаты Великой французской революции реабилитировали историю, сделав ее предметом научного и философского анализа. В основе рационалистической концепции был положен романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт). Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему общеисторической концепции истории, давая два крайних решения в виде теорий К. Маркса и Гегеля. Оба они стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности, при этом история проходит три ступени. У Гегеля это восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса – это азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, позже добавилось посткапиталистическое общество. Данная концепция позволила выявить закономерности, предпосылки и тенденции становления индустриального общества в том виде, как это имело место в Европе.

Культурно-историческая концепция. В ее основу легла идея локальных цивилизаций. Каждая из них самобытна, проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Разработку данной теории дали в своих трудах Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Научное значение этой теории заключается в том, что она способствовала развитию этнографических исследований народов Африки, Азии, Австралии, т.е. теория ликвидировала европоцентризм.

Теория Л.Н. Гумилева. В качестве базовой структуры исторического процесса автор рассматривает этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенную действием пассионарного духа, под влиянием которого тот или иной народ ведет войны, создает государство и культуру.

3. Первыми письменными источниками по истории нашего Отечества являются летописи. Первая летопись – это «Повесть временных лет» Нестора. После него стали появляться общерусские летописные своды и областные летописи. Обоснование сильной государственной и монаршей власти потребовалось и в период образования империи при Петре I, который завил о необходимости всем грамотным людям знать свою историю. Это пожелание государя нашло отражение в труде В.Н. Татищева «История Российская с самых древнейших времен». Таким образом впервые произошло осмысление истории России как истории государства.

Крупнейшим представителем исторической школы является Н.М. Карамзин. Создал труд в 12 томах «История государства Российского», довел повествование до 1612 года. Он был государственником и считал, что Россия – это огромная страна, поэтому ее государственным строем должна быть монархия. История должна учить всех, в том числе и царей на положительных примерах.

Важный этап в развитии исторической науки связан с именем С.М. Соловьева. Он создал «Историю России с древнейших времен» в 29 томах, где довел повествование до Екатерины II. Развитие государства он считал закономерным процессом, большое влияние в котором принадлежит природе, географической среде. Автор указывал все явления взаимосвязанными.

Последователем С.М. Соловьева был В.О. Ключевский, опубликовавший «Курс русской истории». Он отошел от периодизации по царствованиям монархов. Он опирался на триаду «человеческая личность, людское общество и природа страны. Большое внимание автор уделял вопросам социально-экономической истории России. С его точки зрения государство должно быть бесклассовым, защищающим народные интересы.

В 19 веке большое место во всех науках стал занимать марксизм. В России эта теория была разработана М.Н. Покровским в его работе «Русская история с древнейших времен». Вся история разбивается на 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе их смены лежит противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, разрешение которого приводит к изменению способа производства. Главная движущая сила – это борьба между классами. Орудием построения социализма должна стать диктатура пролетариата.

В настоящее время рассматриваются все концепции, сторонники есть практически у каждой.


Лекция 2.Древний мир. Средневековье.

  1. Классификация истории. Древний мир.

  2. Начало Средневековья.

  3. Древнерусское государство Киевская Русь.

1. Исходным периодом для развития человечества было первобытное общество.

В дальнейшем ученые историки выделяют следующие этапы:

Древний мир - кон. 4 тыс. до н.э. – 5 в. н.э.

Средневековье5-17 вв.

Новое время17-19 вв.

Новейшее времяс 20 в.

На рубеже 5-4-х веков до нашей эры шло разрушение первобытно-общинных отношений. Появились ремесло и торговля. Возникает неравенство и переход к соседской общине. Ряд государств переходит к рабовладельческим отношениям, у других – рабства не существовало. Уже на этом этапе выделилось два основных типа общества: восточные и западные (античные).

Древневосточные. Древний Египет, Месопотамия, Индия и Китай. По форме политического устройства – это деспотии, при этом велика роль бюрократического аппарата и общины. Все население выполняло общественные работы. Все древние цивилизации, пережив период расцвета, были завоеваны, исключение составляют Индия и Китай.

Античные рабовладельческие цивилизации. Древняя Греция (с 3 тыс. до н.э.) и Древний Рим. Со 2-го века до н.э. образовали единое государство, которое распалось впоследствии на Западную империю (Рим) и Восточную (Византия). Античная цивилизация достигла высокого уровня развития и в науках, и в производстве. Здесь зародилось христианство. Западная Римская империя пала под ударами германских племен в 5 в. н.э., а Византия – под ударами турок-османов в 15 в.

В это же время у древних славян происходит постепенный переход к раннефеодальному обществу и соседской общине.

2. Средневековье – это период развития феодального общества, основу которого составляло сельское хозяйство, при этом основным средством производства (землей) владел феодал (на Руси – боярин (безусловное владение - вотчина) и дворянин (условное владение – поместье)), а крестьянин был держателем земли и за пользование ею платил ренту (на Руси – оброк и барщину). Формирование феодальных отношений началось на Востоке, где образовалось три основных центра: Китай, Индия и Арабский халифат. В Европе же первым феодальным государством было Франкское королевство, наиболее известным правителем которого был Карл Великий (786-814). Важнейшей особенностью западного феодализма была система вассалитета. Большую роль на Западе играла христианская церковь как в политическом, так и в экономическом аспектах. В 1054 г. христианская церковь раскололась на Римскую католическую (во главе Папа Римский) и Православно-кафолическую (во главе Византийский патриарх).

3. Основные этапы истории Киевской Руси:

- 2/2 9-10 вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти,

- конец 10-11 вв. – расцвет Киевской Руси,

- конец 11-го начало 12-го веков – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы.

По поводу образования государства на Руси существуют теории:

  1. Норманнская (Миллер, Байер, Шлецер). Сторонники считали, что основатели государства – норманны, которых славяне пригласили на княжение, но, с одной стороны, варяги и восточные славяне находились на одном уровне развития, с другой – один человек или группа не может создать государство, для этого должны созреть предпосылки.

  2. Антинорманнская (Ломоносов). Утверждал, что государство складывалось на Руси до прихода варягов, причем в нескольких центрах.

  3. Современная. Считается, что государство образовалось самостоятельно, а варяги лишь ускорили процесс.

В 862 г. в Новгороде появился Рюрик с дружиной, положивший начало династии Рюриковичей.

В 882 г. сподвижник Рюрика Олег и сын Рюрика Игорь пошли в поход на Киев. Они убили местных князей Аскольда и Дира. Объединение Новгорода и Киева историки считают моментом образования древнерусского государства. Олег правил долго, подчинил древлян, северян, радимичей, также был совершен поход на Царь-град в 907 г.

Преемником Олега стал Игорь, наиболее известный своими византийскими походами, приведшими к созданию русско-византийского союза. Был убит древлянами в 944 г.

Его сменил Святослав (регентша – Ольга). Присоединил вятичей, совершил 2 болгарских похода, хотел перенести столицу в Вышгород. Погиб в засаде в 972 г., оставил трех сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк убил Олега, хотел убить Владимира, но не успел.

В 980 г. Владимир стал великим князем, он провел языческую реформу, а в 988 г. Русь приняла христианство

После смерти Владимира вновь начались усобицы, в результате в 1019 г. на троне утвердился Ярослав, известный принятием первого русского законодательства «Русской правды». Активно развивались феодальные отношения, полностью оформилась вотчина. Ярослав умер в 1054 г., после этого вновь усобицы.

1097 г. – Любеченский съезд, провозгласивший новый принцип управления русскими землями: каждый князь - хозяин в своем уделе.

Процесс раздробленности был приостановлен вправление Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)и Мстислава Владимировича Великого (1125-1132 гг.), но после его смерти русское государство окончательно трансформировалось в федерацию княжеств, где формальным главой был князь Киевский.

Основные причины феодальной раздробленности:

  1. развитие вотчин и превращение их в замкнутые экономические единицы (натуральный характер хозяйства);

  2. рост городов и развитие отдельных земель, соперничавших с Киевом;

  3. смещение торговых путей от Киева.

Основные последствия:

  1. ослабление военного потенциала русских земель,

  2. возможность развития отдельных провинций.

3. В начале 13 века Руси угрожали две опасности: с запада – католическая агрессия, с востока – татаро-монголы.

В этих условиях на Руси сложилось две коалиции:

1) во главе с Александром Ярославичем выступала за восточную ориентацию,

2) во главе с Андреем Киевским и Даниилом Галицким выступала за западную ориентацию.

Орудием католической экспансии стали рыцарские ордена.

1204 г. – крестоносцы разрушили Константинополь, тем самым Русь потеряла мощного союзника.

1224 г. – глава ордена меченосцев епископ Адальберт захватил Юрьев и двинулся на Новгород, но был остановлен новгородским князем.

1237 г. – создание тевтонского ордена, который установил дипломатические и военные связи с датчанами и шведами.

1240 г. – Невская битва, в которой столкнулись шведы и датчане, приславшие свой флот в устье Невы, и новгородцы во главе с Александром Ярославичем. Развивая успехи русского оружия, новгородцы освободили Копорье и Псков.

1242 г. – Ледовое побоище, в котором крестоносцы были разбиты. В Новгороде был подписан мир, согласно которому орден отказывался от попыток дальнейших завоеваний.

Не менее сложной была обстановка на востоке, где было создано единое монгольское государство, покорившее соседние с ним народы, в том числе и северный Китай. Монголы совершили ряд пробных походов на запад.

1223 г. – битва на Калке, где было разбито русско-половецкое войско.

1236 г. – начало татаро-монгольского похода в южно-русские земли под предводительством Батыя. В результате кровопролитных боев были захвачены практически все города южной и центральной Руси.

1240 г. – захват Киева.

Северно-русские города от нашествия не пострадали.
Католической агрессии подверглись города северо-западной Руси, но благодаря Александру Невскому удалось изгнать их из русских земель.

Татаро-монгольское нашествие разорило юг и центр страны, многие города были превращены в руины.

На всей территории Руси установилось татаро-монгольское иго, т.е. система мер, предполагавшая вассальную зависимость Руси от Орды. Монгольские ханы не вмешивались во внутренние дела русских князей, не ассимилировали русский народ, не покушались на культуру и язык. Русская православная церковь вообще получила особые права. Но при этом князь обязан был ездить в Орду за ярлыком (политическая зависимость), в случае неявки – карательный поход, что не исключало походы за добычей раз в 20 лет (рабы). Необходимо было платить дань серебром (экономическая зависимость).

Лекция 3. Возникновение и эволюция Древнерусского государства. Борьба Руси с иноземными захватчиками.


  1. Древнерусское государство Киевская Русь (IX – XII вв.)

  2. Борьба русского народа за независимость в XIII веке.


1. Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV – III тыс. до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

- западные славяне – поляки, чехи, словаки;

- южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

- восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Киевская Русь – государство восточно-славянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IXв. до 30-х гг. XIIв. (882 – 1132 гг.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта