Главная страница
Навигация по странице:

  • — Почему одни буквы маленькие Дети отвечают: «Петь надо тихо». — А другие буквы большие

  • Курсы. Музыкальнопевческое воспитание детей по методике д. Е. Огороднова


    Скачать 23.83 Kb.
    НазваниеМузыкальнопевческое воспитание детей по методике д. Е. Огороднова
    АнкорКурсы
    Дата17.04.2022
    Размер23.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла0015f7ee-24a806d8.docx
    ТипДокументы
    #479936

    МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    ПО МЕТОДИКЕ Д.Е.ОГОРОДНОВА.

    Данилина Д.Р.

    МАДОУ «Детский сад № 247

    комбинированного вида

    с татарским языком воспитания и обучения»

    Приволжского района г. Казани

    Хорошо известно, что хоровое пение – это верный показатель духовного и физического здоровья нации. К.Д. Ушинский писал: «Запоют дети – запоёт страна». А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

    Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

    Сегодня в обществе наблюдается явная недооценка значения хорового пения и, как следствие, недостаток эмоционального воспитания молодого поколения.

    Ещё наши предки с античных времен относили музыку к общеобразовательным предметам. Аристотель рассуждал о том, что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, а «раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

    Как же на деле осуществить добротное и массовое приобщение к искусству вообще и к музыке в частности? Оказывается, эту, много веков исследуемую человечеством проблему, можно решить совершенно особым, новаторским способом.

    В конце 50-х годов XX века талантливый русский педагог Дмитрий Ерофеевич Огороднов, увлеченный проблемой совершенствования детского хорового пения, нашёл ключ к музыкальному всеобучу.

    Имея высшее техническое, педагогическое, музыкальное и философское образование, обладая поистине гениальной музыкальной одаренностью, в ходе работы с детьми он интуитивно, в порыве творческого вдохновения находил все новые и новые приемы обучения, которые выстраивались в стройную и удивительно эффективную систему. В поисках естественного выразительного звучания детских голосов Дмитрий Ерофеевич стремился не противоречить законам природы и физиологии человека. И, обратившись к трудам современных ученых – физиологов, психологов, педагогов, кибернетиков и т. д. – он нашел фундаментальные научно-технические обоснования новым практическим приемам обучения.
    Развить музыкальность, истинное и глубокое понимание музыки, а вслед за ней – и искусства, возможно путем воспитания на научной основе полноценной и непринужденной работы голосового аппарата человека, путем бережного развития его индивидуального тембра голоса. Совокупность используемых при этом приемов стала основой методики Комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека. В ходе становления методики произошло преобразование ее конечной цели. Оттолкнувшись от первоначальной задачи – улучшить пение детей, методика выросла, расширилась и стала новейшей педагогической технологией колоссальной развивающей силы.

    Данная методика своей главной задачей ставит бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу и, как следствие, комплексное развитие музыкальных (и не только музыкальных!) способностей, заложенных в человеке.

    В методической системе Д.Е.Огороднова используются современные педагогические приёмы, такие, как программированное обучение с минимальным шагом программы, коллективно-индивидуальные формы работы с учащимися, применение наглядных схем-алгоритмов.

    Система работы включает в себя решение нескольких задач: постановка голоса каждому учащемуся, развитие ладового, метроритмического чувства, формирование понятия о музыкальной форме, воспитание певческого дыхания. Используются также специальные приёмы, развивающие метроритмическое и ладовое чувство – художественное тактирование и ладо-вокальные жесты.

    Художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат учащегося к выполнению более сложной задачи — музыкальному воспроизведению звуковысотных отношений. При этом развитие метроритмического чувства происходит естественным путем и помогает формированию самого ладового чувства, поскольку то и другое имеет общую психофизиологическую основу: как неустойчивый звук тяготеет в устойчивый, так слабая доля тяготеет в сильную долю в смежных тактах.

    Общеизвестно преимущество подхода к воспитанию ладовых представлений с позиции относительной сольмизации («релятива»). Включение в этот процесс «ручных знаков» — большое достижение. Это стало особенно ясно теперь, когда научно доказано существование глубокой связи между работой кистей рук и голосового аппарата. Но в упомянутой «релятивной системе» были упущены по крайней мере три важных момента:

    1. Не поставлено во главу угла полноценное развитие самого голосового аппарата, воспитание вокальных навыков;

    2. «Ручные знаки» носят формальный характер и не отражают ни вокального, ни эмоционального содержания ладовых отношений ступеней;

    3. Слоговые названия ступеней полностью игнорируют вокальные и ладовые свойства  образующих  их гласных и согласных звуков.

    В предлагаемой Огородновым системе ладо-вокальных жестов все это учтено и эффективно реализовано на практике в комплексной работе. Ладовое воспитание тесно увязано с вокальным и музыкальным (эмоциональным) воспитанием учащихся. Движения всегда выполняются обеими руками — и не формально, а эмоционально выразительно. В системе знаков используется «телесная схема» голосового аппарата как наглядная живая шкала ступеней лада.

    Главным достижением методики Огороднова является вокальный алгоритм, выраженный в визуальной схеме. В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса каждому хористу посредством использования психофизиологической связи между голосом, жестом и зрительным контролем. Голос и жест — родные братья, это как две руки. Если они работают согласованно и произвольно управляются из одного центра (мозга), то они способны делать в тысячи раз больше, чем каждая рука в отдельности. Попробуйте, например, вдеть нитку в иголку, работая одной рукой или, тем более — научиться играть на скрипке, если левая рука не знает, что делает правая.

      Педагог-хормейстер воспитывает у детей голос, вокальные навыки в полном согласии с жестом как выразителем чувства, души человеческой, и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм, и многие другие важные качества.

      Педагог должен помогать ученику выполнять все упражнения эмоционально, выразительно. Благодаря этому каждый гласный звук приобретает свой особый, неповторимый тембр: «у» — звучит добрым, «а» — радостно и светло, «о» — выражает достоинство. Если же дать настройку хору в минорном ладу — те же гласные, спетые на той же высоте, приобретают иной оттенок. Звук как бы тускнеет на «а», темнеет на «о» и углубляется на «у», звучит лиричнее, мягче, нежнее и даже кантиленнее.

      Важнейшие инструменты педагога-хормейстера — это голос, артикуляция и жест, и еще — доброе сердце. Чтобы воспитывать в ребенке артиста (а всякий хорист — артист), хормейстер обязан сам воспитывать себя и быть на занятиях артистом. Он должен заниматься с детьми не только той музыкой, которая ему самому интересна, а той, которая принесет пользу в деле воспитания ребенка как гармонично развитой личности. Карл Орф говорил, что на начальном этапе обучения музыка может быть совсем простой, лишь бы это была музыка, и лишь бы ребенок, исполняя ее, достаточно свободно владел инструментом.

    В методике КМПВ две задачи музыкального воспитания решаются в комплексе. Хормейстер-педагог должен помочь ребенку и овладеть инструментом, т. е. своим голосом, и научиться музицировать. Не следует забывать, что голосовой аппарат — очень сложный инструмент, и чтобы усовершенствовать его, нужна систематическая тренировка. Для этого и созданы вокально-ладовые упражнения, выполняемые по алгоритму.

    Вокально-ладовые упражнения являются основой вокальной работы на уроке. Но к пению этих упражнений, то есть к вокальной работе по алгоритму, надо подводить осторожно, постепенно.

    Предварительно учитель объясняет детям общие правила пения, так называемую «певческую установку». Петь надо стоя, корпус прямой, плечи расправлены, но не напряжены, Голову держать прямо, свободно.

    Учитель говорит детям: «Для того, чтобы развить голос, надо научиться петь на одном звуке — не выше и не ниже — и на одном гласном. Какие гласные вы знаете? (Дети отвечают.) Нам надо начать с самого простого. Когда плачет маленький ребенок, что он произносит? (Выясняется, что УА.) Значит, гласный У и есть самый простой. Если даже малыш умеет его произносить, то вы это сделаете отлично...».

    Детям предлагается песня-игра «Ворон». Учитель поет запев песни: «Сидит ворон на дубу, он играет во трубу.» Дети отвечают за ворона: «у-у-У». После ознакомления детей с этой песней-игрой перед ними вывешивается схема-алгоритм. Объясняется, что петь следует только тогда, когда учитель показывает указкой соответствующий элемент по схеме. При этом показываются только точки (слабая доля) и жирная линия — дуга (сильная доля), а не буквы.

    Раскрывается смысл записи. При этом учитель помогает детям самим догадаться об обозначениях, задавая вопросы:


    — Почему одни буквы маленькие?

    Дети отвечают: «Петь надо тихо».


    — А другие буквы большие?

    Ответ: «Петь громче».


    — Что означают точки над буквами?

    Дети: «Точки означают, что петь надо коротко».


    — Что означает дуга?

    Дети: «Линия дуги означает, что надо петь протяжно».

    — Что означает двойная линия большой буквы У?

    Дети: «Надо ниже опустить подбородок, шире открыть рот, особенно когда указка движется по утолщенной части дуги».

    Исполняя запев «Ворона», учитель сам должен показать пример выразительного пения и хорошо открывать рот на всех открытых гласных(У, О, А). Первоначально этот навык, дети осваивают в произношении гласного У. Им помогает образная сторона песни. Ворон играет на трубе, значит, рот должен быть открыт, и губы вытянуты трубочкой.

    Занятия по алгоритму и дидактическим упражнениям решают одну из главных задач – формирование и осмысление своего собственного тембра как инструмента выразительности, не только певческой, но и речевой. Занимаясь по алгоритму, ученики погружаются в пространство звука, осознают и развивают свою личность посредством голоса. Умение чувствовать тембр своего голоса одинаково важно как для профессионального певца, так и для любителя пения.

    В каждый момент урока, который проводится по данной методике, ученик что-то выражает в голосе, в жесте, все его действия произвольны, осознаны. Эмоциональная составляющая этого выражения контролируется и направляется учителем. Ведь она должна быть исключительно положительной и художественно ценной.

    «Музыка, как и всякое искусство, пробуждает в человеке «чувства добрые». Музыка может быть и в одном звуке, если звук выражает что-то, если он организован, влит в музыкальную форму, если мы чувствуем метроритм, чувствуем, как слабые доли тяготеют в сильные, наконец, если дети владеют этим звуком, т.е. владеют своим голосом и могут в нем выражать себя».Музыка и должна бытьв одном звуке, то естьв каждом звуке.

    «Знаменитый итальянский педагог Ноццари часто напоминал своим ученикам, что самое главное качество в голосе – нежность, что «сила голоса приобретается от упражнения и времени, а раз утраченная нежность навсегда погибает».

    Д.Е. Огороднов подчеркивает, что и при исполнении упражнения или песни в голосе необходимо «выражать, прежде всего, свою доброту».

    Таким образом, методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека не только решает на научной основе проблему воспитания музыкальности в целом у всех учащихся, но и способствует воспитанию в человеке самых лучших, гуманных качеств. Не так давно Д. Е. Огородновым было предложено новое название методики – КОВЧЕГ: КОмплексное Воспитание ЧЕловека Гуманного. На основе полученных знаний и навыков учащиеся приобретают способность импровизировать мелодию на заданный текст, художественно исполнять стихотворения с глубинным проникновением в их смысл, а также слышать музыку как своеобразную эмоциональную речь, организованную по законам устойчивости/неустойчивости, метроритма, формы. И даже не просто слышать, а ощущать музыку всем человеческим существом. Подобного развития музыкального чувства не дает теоретический подход к слушанию музыки, распространенный в нашей стране.

    Благодаря координации, благодаря совершенствованию (на основе этой координации) голосового аппарата, движений человека, его внутренней системы управления и слежения, разработанная Д. Е. Огородновым методика формирует человека с новыми, значительно более высокими способностями не только к творчеству, но и к жизнедеятельности вообще. Глубинное, истинное приобщение человека на основе этой методики к классической музыке и к искусству вообще обогащает его, развивает, делает его более человечным, гуманным. 


    написать администратору сайта