Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Введение Актуальность исследования.

  • Проблема исследования

  • Объект исследования

  • Методы исследования: - теоретические

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • дипломная работа. ДИПЛОМ 2021.06.06 (Автосохраненный). Образовательное учреждение киселёвский педагогический колледж организация театральной деятельности в дополнительном образовании


    Скачать 164.42 Kb.
    НазваниеОбразовательное учреждение киселёвский педагогический колледж организация театральной деятельности в дополнительном образовании
    Анкордипломная работа
    Дата03.10.2022
    Размер164.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМ 2021.06.06 (Автосохраненный).docx
    ТипДокументы
    #711741
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «КИСЕЛЁВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


    Выпускная квалификационная работа
    Карбовой Софьи Алексеевны

    группа ПДО – 41
    Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
    Научный руководитель:

    преподаватель

    Алёна Александровна Водяха

    Киселёвск

    2021

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………………3




    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



    1.1 История развития театральной деятельности в России………………….....8




    1.2 Особенности организации театральной деятельности у детей младшего школьного возраста ...............................................................................................13




    1.3 Характеристика и условия организации театральной деятельности в дополнительном образовании…………………………………………………...21




    ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


    2.1 Театральная мастерская как форма организации театральной деятельности детей……………………………………………………………………………….32




    2.2 Разработка и реализация образовательного проекта «#МЫАКТЁРЫ!»….37







    2.3 Анализ реализации образовательного проекта «#МЫАКТЁРЫ!»……….61




    Заключение………………………………………………………………………..67



    Список литературы……………………………………………………………….70



    Приложения …………………………………………………………..………….72




    Введение
    Актуальность исследования. Разработанная в 2015 году Стратегия развития воспитания в стране ориентирует нас на «обновление воспитательного процесса в системе  дополнительного образования, на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

    На современном этапе значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

    Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К. С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

    По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, М. Д. Маханевой идр.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, такие как развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельности мышления у младших школьников. Так же младший школьник может совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованную деятельность, кроме этого, театрализованная деятельность помогает ребенку обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь, воспитывает гуманные чувства у детей.

    В особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию

    Развитие речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия учащихся является важнейшей задачей современной школы. Особую значимость в художественно-эстетическом развитии младших школьников играют предметы художественно эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, хореография и др.

    Одним из незаменимых условий формирования творческих способностей является занятие театральной деятельностью в рамках театральной мастерскойв системе дополнительного образования. Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.

    В отличие от школы, занятия в учреждениях дополнительного образования протекают в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. Именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека.

    Занятия в театральной мастерской оказывают непосредственное эмоционального воздействия на личность ребенка. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, ребенок вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка.

    Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в этом возрасте, жизненной позиции.

    Но на практике, недостаточно используются возможности формирования творческих способностей младших школьников с помощью театральной деятельности. В системе дополнительного образования недостаточно развернута сеть театральных студий и других театральных объединений.

    На каждом возрастном этапе подходы к содержанию и методике работы с детьми должны быть разными. Для развития детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности необходимо предоставить всем детям равные возможности для участия в инсценировке, т.е. дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей. В младшем школьном возрасте театрализованная деятельность должна быть построена на принципах реалистического театра, школы переживания.

    Дляразвитиямладших школьник в театрализованной деятельности можно использовать комплекс упражнений и тренингов из арсенала театральнойпедагогики, которые прошли широкую апробацию в воспитании актеров и учащихся, включенных втеатральнуюдеятельность. Существует очень много упражнений на развитиевнимания, памяти, концентрации воли, быстроты реакции, которые используют педагоги-практики на театральных занятиях с подростками.

    На начальном этапе работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

    Очень важен подбор репертуара для театральной постановки, т.к. не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Наиболее оптимальным вариантом для начала являются фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

    Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    Развитие детей в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка (Т.Н. Доронова); развитие его коммуникативных способностей и психических процессов (М.Д. Маханеева).

    Все выше сказанное подтверждает актуальность темы нашего исследования «Организация театральной деятельности в дополнительном образовании». В соответствии с темой исследования был сформулирован научный аппарат.

    Проблема исследования: каковы условия организации театральной деятельности в дополнительном образовании.

    Цель исследования: изучение и практическое обоснование условий организации театральной деятельности в дополнительном образовании.

    Объект исследования: процесс организации театральной деятельности детей в дополнительном образовании.

    Предмет исследования: условия организации театральной деятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании.

    Задачи исследования:

    1. Изучить современное состояния проблемы организации театральной деятельности в дополнительном образовании.

    2. Рассмотреть особенности организации театральной деятельности у детей младшего школьного возраста.

    3. Рассмотреть условия организации театральной деятельности

    4. Разработать и реализовать педагогический проект «#МЫАКТЁРЫ»

    5. Составить электронный сборник по организации театральной деятельности «#МЫАКТЁРЫ!»

    Методы исследования:

    - теоретические: (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение, систематизация);

    - эмпирические: беседа, наблюдение , методика оценки сочинённой ребёнком сказки, творческое задание «Покажи, как двигается, говорит», «Озвучь роль».

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


      1. История развития театральной деятельности в России


    Театр - искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление (словарьС.И Ожегова)[1].

    Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни общества того времени. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события [2].

    В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было – много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда. Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня.

    Возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Т.о., первыми профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – плакальщики, певцы, танцоры, прославлявшие древних богов – Диониса, Сатурна, Осириса, Ваала, Коляду, Астарту [3].

    Здесь же впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра – идеологическая. Близость к богам дает жрецам власть; для того, чтобы ее поддерживать, необходимо формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т.е. коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.

    Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства – коммерчески-развлекательная, она скорее есть производная от идеологической как отвлечение от наиболее острых проблем. Вспомним лозунг римской черни эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ» (лат. Panemetcircenses). И как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур. Так, обе социальные функции театра на протяжении всей его истории существуют во взаимообусловленном единстве, порой переплетаясь самым прихотливым образом. В истории русского театра принято выделять несколько этапов [4].

    Первый этап начинается с формирования родового общества и длится до XVII во. Второй этап завершается созданием постоянного профессионального театра в середине XVIII в. Следующий период - с конца XVIII. до начала XX в., который ознаменовал появление режиссерского театра и новых эстетических концепций[1].Первый этап- самый длительный в истории русского театра. Ни один праздник на Руси не обходился без театрализации. Сначала это были простые представления, в которых принимали участие целые деревни, позже они превратились в народные драмы. Магический элемент уже терял свою силу и значение - зарождались элементы коллективного творчества.

    Первоначально представления были хороводного типа, в них преобладала монолитность драматического и хорового действия. Все это сопровождалось диалогами и монологами, песнями, которые наполняли представления нужным смыслом[2].

    Придворный театр характеризовался регулярными представлениями по случаю государственных праздников, приема гостей и т.д. Главными действующими лицами были скоморохи и шуты, но к участию привлекались иногда и бояре. Появлялись первые зачатки театрализации этих вступлений, декорации и костюмы, высоко ценилось художественное обрамление представлений.

    Не менее празднично и интересно проходили народные праздники. Актеры народных театров не имели постоянного текста, это была импровизация. Они высмеивали богачей, духовенство, т.е. в центре их представлений стояли социальные проблемы. Исполнялись сказки и былины, которые передавались из уст в уста. Скоморохи народного площадного театра, как правило, кочевали из города в город [1].

    По настоянию Петра 1 появился так называемый школьный театр, целью которого было церковно-богословское образование: через аллегории зрителю преподносилось толкование таких понятий, как порок и добродетель, грех и раскаяние. Но Петр 1 хотел видеть театр светским, понятным для понимания, и в 1702 г. предпринял попытку создать публичный театр, приближенный к действительности. Хотя постоянным этот театр при Петре так и не стал, он заложил прочный фундамент для дальнейшего развития театра в России.

    Русский театр разнообразен представлениями и большим количеством драматургов, его особенностью становится идея народности, которую можно увидеть в творчестве В.И. Лукина и Д.И. Фонвизина. В середине XVIII в. театр стал исключительно придворным, в нем ощущалось влияние классицизма, который проникал из Франции. Большое распространение получают французские пьесы, но и российские драматурги А.П. Сумароков и Я.Б. Княжнин создают немало пьес, в которых стараются перенести действие на русскую почву. Появилась мода на собственные театры, актерами в которых была дворовая челядь. Из крепостной среды вышло немало прекрасных актеров, особо талантливых даже отсылали учиться к иностранным театральным мэтрам.

    Театр в России постепенно завоевал не только обе столицы, но и губернские города, в которых уже в начале XIX в. появились театральные кружки, любительские и так называемые солдатские, т.е. гарнизонные театры. Во главе подобных театров обычно стояли увлеченные сценическим искусством подвижники, которые желали приобщить простого зрителя к театральной культуре.

    В XIX в. каждое десятилетие возникают новые театры в Москве, Санкт-Петербурге, провинциальных городах, открываются театральные училища в Москве.

    В результате преобразований была создана профессиональная труппа при Московском университете, затем на ее основе образован драматический Петровский театр, а после строительства постоянного помещения он был переименован в Малый [2].

    На рубеже XIX и XX вв. в России появляются великие теоретики и практики театра. С новаторскими идеями в театральный мир приходят К.С. Станиславский (1863-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943). Они создают Московский Художественный театр (МХТ), который по замыслу основателей становится общедоступным. На подмостках этой сцены игрались пьесы М. Горького и А.П. Чехова, постановка которых произвела настоящую революцию в театральном искусстве: принципиально новой стала игра актеров, они буквально жили на сцене жизнью своих героев; способ подачи текста изменился интонационно - стал естественным, исчезла излишняя патетика.

    В числе новшеств появились декорации, максимально приближенные к жизни, помогающие после открытия занавеса сразу же создать необходимое настроение. Публика принимала спектакли МХТ с восторгом.

    Театральная жизнь в России начинает интенсивно развиваться. Система Станиславского обретает реальное воплощение и завоевывает последователей во всем мире, поскольку главным в системе стало учение о сверхзадаче - основной мысли пьесы, ее идее [3].

    Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами –П.Фоменко,В.Фокиным, О.Табаковым, Р.Виктюком, М.Левитиным, Л.Додиным,А.Калягиным, Г.Волчек успешно работают К.Гинкас, Г.Яновская, Г.Тростянецкий, И.Райхельгауз. Активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции. И.Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в своем театре «Тень».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что театр – это искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление. История развития театра в России уходит глубоко в корне, но на современном этапе не стоит на месте и развивается с каждым днем [6].

      1.   1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта