Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика и условия организации театрализованной деятельности

  • ГЛАВА 2 . ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • 2.2 Разработка и реализация образовательного проекта «МЫАКТЁРЫ!» Место проведения

  • Сроки проведения

  • Цель проекта

  • Этапы работы над проектом

  • Поисковый этап 1.

  • Аналитический этап 2.

  • Практический этап 3.

  • Заключительный этап 4.

  • дипломная работа. ДИПЛОМ 2021.06.06 (Автосохраненный). Образовательное учреждение киселёвский педагогический колледж организация театральной деятельности в дополнительном образовании


    Скачать 164.42 Kb.
    НазваниеОбразовательное учреждение киселёвский педагогический колледж организация театральной деятельности в дополнительном образовании
    Анкордипломная работа
    Дата03.10.2022
    Размер164.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМ 2021.06.06 (Автосохраненный).docx
    ТипДокументы
    #711741
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Особенности организации театральной деятельности у детей младшего школьного возраста


    Младший школьный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [8].

    В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят профессионально выстроить взаимодействие в работе с детьми при организации театральной деятельности. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми младшего школьного возраста.

    Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

    В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста [19].

    Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

    З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии.

    Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения [21].На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка [21].

    Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина) [22].

    В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [14].

    Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

    Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий.

    Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.

    Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

    Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

    Ведущим типом деятельности детей младшего школьного возраста по классификации А.Н. Леонтьева выступает учебная деятельность, но занятия проводить интересней и продуктивный используя игровую деятельность в урочное и не урочноевремя.

    Игровая деятельность – это вид деятельностивусловиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность как никакая иная, способствует развитию эмоциональных ресурсов младших школьников, помогает сформировать основы правильного эмоционального поведения, выработать его культуру, развить систему взаимодействия между учащимся и педагогом, позволяющую более эффективно достигать целей и задач обучения.

    Существует множество видов игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Театрализованная игра - это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок).

    Игроваятеатрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.

    В младшем школьном возрасте игровая театрализованная деятельность организуется следующими методами: организация представлений с применением разнообразных сюжетов и разновидностей театров; проведение психологических упражнений и тренингов; метод личностно-ориентированного общения. Данный метод основывается на индивидуальных беседах с детьми, посвященных театральному искусству. Организация игровой деятельности сюжетно-ролевой направленности, которая включает проведение упражнений-эмпатий. Они ориентированы на развитие умения сопереживать, проявлять милосердие и сострадание. Проведение игр-тренингов. Проведение упражнений-этюдов. Проведение упражнений на снятие напряжения и расслабление. Организация имитационных игр;. проведение психогимнастики. Проведение дискуссий и дебатов; Музыкальное партнерство [11].

    По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность младших школьников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли(актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре[17].

    Театрализованные игры назвали так по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры. Под театрализованными играми исследователи (Л.Б. Баряева, А. Зарин и др.)понимают «игры в театре», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»[21].

    Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. В настоящее время театрализованная деятельность является не только формой организации досуга, но и становится компонентом для развития личностных качеств и творческого потенциала у младших школьников [10].

    Применение театрализованных игр в процессе обучения как в дополнительном образовании, так и в школе ориентировано на решение большого количества педагогических задач, связанных с социальной адаптацией и личностным развитием учащихся, гармонизации их интеллектуального, физического, эстетического и нравственного развития, творческого потенциала ребенка.

    Существует множество видов театральных игр.

    -Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок;

    -Настольный театр картинок.(в качестве персонажей и декораций в этой игреиспользуются картинки и рисунки.);

    -Стенд-книжка;

    -Фланелеграф;

    -Теневой театр;

    Такие игры позволяют создать творческую атмосферу на учебном занятии. Она развивают навыки исполнительной деятельности, помогают детям развить любовь к искусству, осознать его значимость и ценность [12].

    По типу развития творческих способностей детей можно разделить на следующие категории:

    Ребёнок-«режиссёр». Дети этого типа имеют хорошо развитую память и воображение, они обладают способностью хорошо усваивать литературный текст и видят, как его можно переработать в постановочный контекст, игровой сценарий. Часто такой «режиссёр» обладает хорошими комбинаторными и организаторскими способностями – предлагает включить в ход действа стихи, танцы, песни, какие-то импровизации, ввести новых героев.

    «Режиссёр» берёт на себя функции распределения ролей, определения сценографии в соответствии с литературным сюжетом, руководит развитием драматизации, а также регламентирует и координирует деятельность всех участников спектакля. «Режиссёр» нацелен на результат и уверенно ведёт саму игру и подготовку к ней до конечной точки.

    Ребёнок-«актёр». Дети этого типа также обладают прекрасной памятью и живым воображением. Они легко включаются в коллективное творчество, игру с многими участниками, лучше других постигают процессы игрового взаимодействия. «Актёр» свободно владеет различными способами вербальной и невербальной выразительности и передачи образа героя. Такие дети не испытывают трудности при исполнении взятой на себя роли, с удовольствием импровизируют в процессе работы над образом, умеют быстро находить инструменты, помогающие наиболее точно передать образ. Благодаря своей эмоциональности тонко чувствуют нюансы его передачи [10].

    «Актёр» при этом дисциплинирован, обладает способностью самоконтроля – он чётко следует сюжетной линии, настроен играть свою роль цельно, от начала до конца.

    Ребёнок-«декоратор». Дети этого типа предпочитают воплощать образную интерпретацию литературной основы действа в вещественном оформлении. Им интересны детали, которые окружают героев; атмосфера, царящая в той или иной сцене спектакля; соответствие всего этого выбранным условиям.

    «Декоратор» владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет и форму как в передаче образа героя, так и замысла выбранного к постановке произведения в целом. «Декоратор» вкладывает свои творческие замыслы не в непосредственную работу над ролью, а в художественное оформление спектакля через создание наиболее подходящих декораций, костюмов, игровых атрибутов, реквизита.

    Ребёнок-«зритель». Дети этого типа – обладатели тонко развитых рефлексивных способностей, устойчивого внимания. Они предпочитают участвовать в театральном действе «со стороны». Эмоциональная организация ребёнка- «зрителя» такова, что его эстетическое и творческое наслаждение заключается именно в наблюдении и творческом сопереживании событиям, происходящим на сцене.

    «Зритель» с удовольствием отдаётся процессу анализа просмотренного спектакля, обсуждению своих впечатлений, тонкостей исполнения той или иной роли и развития сюжетных линий. Его критические замечания часто бывают неоценимы для дальнейшей эволюции спектакля. «Зритель» способен передать свои впечатления через доступные ему средства выразительности – рисунок, игру, слово.

    Таким образом, мы определили, что игровая театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля, гдесуществует множество особенностей организации театральной деятельности в младшем школьном возрасте.


      1. Характеристика и условия организации театрализованной деятельности


    С развитием системы дополнительного образования одним из распространённым и востребованным направлением является детская театральная студия. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средство их выразительности и тем самым создает условия для воспитания гармонической творческой личности.

    В словаре Ожегова 6 определений понятия «условие». Применительно к нашей теме мы воспользуемся двумя определениями: «условие», как обстоятельство, от которого что-то зависит. И «условие», как обстановка, в которой  происходит, осуществляется что-нибудь.

    По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения,  близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [.

    И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методика организации театральной деятельности детей, систематизированы методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.

    Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей.

    Кружок

    Одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

    Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

    Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.

    Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

    Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

    Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектныхпоказательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

    Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

    Студия

    Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.

    Первый смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

    Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

    Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).

    В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства» программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

    Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

    учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задачиндивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

    Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

    Театр - творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

    Театральная школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

    Для школ характерны следующие отличительные признаки:

    - наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

    решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

    приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

    наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

    четко обозначенные условия набора и обучения

    наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

    организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

    Театральная мастерская

    Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

    В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

    принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

    приоритет целей обучения и предметно – практических задач

    ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологийдемонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

    Театральная мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

    Итак, что же дают занятия в театральных кружках.

    1. Помимо приятного и веселого времяпрепровождения, это еще, общение с другими детьми. На занятиях обучающийся сможет улучшить свои коммуникативные навыки, завести новых друзей. Это будет несложно, так как группы обычно формируются по возрасту.

    2. Постановка речи. На занятиях обучающиеся учатся красиво и складно говорить, улучшают свою дикцию, справляются с речевыми дефектами (если такие есть). Как следствие, у ребенка будет четкий поставленный голос.

    3. Актерское мастерство развивает воображение и внимание, тренирует память, учит управлять эмоциями.

    4. Физическое развитие, так как занятия в театральном кружке предполагают также уроки пластики/танцев. Ребята учатся плавно двигаться, хорошо владеть своим телом, выражать эмоции через танец.

    5. Занятия в театральных секциях помогают многим обучающимся справиться со своими страхами: боязнь выступать перед публикой, боязнь сцены, а также преодолеть замкнутость и стеснение.

    6. Постановка спектакля – это коллективная деятельность. Так что ребенок получит прекрасную возможность научиться работать в команде, нести ответственность. А играя героев из сказок и пьес, ребята перенимают их опыт, анализируют поступки и действия персонажей.

    Понятие «театральной студии» рассматривается в «словаре С.И. Ожегова»как «независимый, некоммерческий и, как правило, любительский театральный коллектив». В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

    - развитие творческих способностей и творческой самостоятельности младшего школьника;

    - воспитание интереса к различным видам творческой деятельности; овладение импровизационными умениями; развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности, совершенствование познавательных процессов [12].

    В зависимости от сочетания перечисленных факторов руководитель вынужден постоянно искать такие приемы и методы работы с коллективом, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи.

    Занятия в театральной студии будут эффективными если будет учитываться содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй [14].

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

    Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления [15].

    Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. 

    Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований [18].

    Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр побуждает детей действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.

    Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы. Театр, театральное искусство и театральная деятельность являются важнейшими средствами развития личности человека с раннего возраста. Хорошо известна роль семейных детских театров и различных постановок для детей и с участием детей. В нашей стране накоплен богатый опыт театральной педагогики и воздействия театральной деятельности на развитие личности ребенка.

    Детские театральные объединения (театры, кружки, студии, мастерские и др.) представлены сегодня в системе дополнительного образования. Одним из наиболее популярных видов детского объединения является детская театральная студия. Специфика детской театральной студии как формы объединения в том, что она позволяет объединить в своей деятельности образовательную, познавательную и творческо-практическую деятельность, т.е. её участники не только знакомятся с историей театра, познают особенности актерского мастерства, но и могут попробовать свои силы в различных видах театральной деятельности [14].

    Вывод по первой главе
    Таким образом, изучив теоретические аспекты организации театральной деятельности в дополнительном образованиимы определили, что на современном этапе одним из незаменимых условий формирования творческих способностей является занятие театральной деятельностью в рамках театральной студии в системе дополнительного образования.

    Так же мы выяснили, что сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся.

    В отличии от школы, занятия в учреждениях дополнительного образования протекают в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. Именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека.

    Анализ условия организации театральной деятельности в дополнительном образовании показал, что основными формами организации театральной деятельности выступают: театральная школа, театральная мастерская, театральный кружок и театральной студия. Рассмотрев условия организации театральной деятельности, мы отметили, что с развитием системы дополнительно образования одной из эффективных форморганизации выступает театральная мастерская. А также одним из условий содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.


    ГЛАВА 2. ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    2.1 Театральная мастерская как форма организации театральной деятельности детей
    Театральная мастерская- это творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Обычно театральная мастерская представляет собой коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением и общими эстетическими задачами [16].

    Возникновение мастерских было связано с поисками новых путей развития сценического искусства, с рождением режиссуры. В них либо готовили специалистов - артистов, художников, режиссеров, либо изучали основы профессионального мастерства на практике, стремясь выработать новые художественные принципы, новые приемы в искусстве. Движение театральных мастерских и театральных студий получило распространение в те периоды развития искусства сцены, когда театр оказался на пороге важных перемен, когда старые выразительные средства себя исчерпали, когда у деятелей театра появилась неудовлетворенность состоянием сценического искусства. Но история знает и другие примеры расцвета студийного движения. Так, в первые годы после Великой Октябрьской революции в России возникло множество театральных мастерских, что объясняется пробуждением творческих сил народа. Они либо возникали при крупных театрах и развивали их творческие принципы, либо организовывались самостоятельно и занимались поисками новых путей и средств сценической выразительности [23].

    Детская театральная мастерская - это место, где ребенок не только участвует в различного рода постановках, но еще и обучается основам актерской профессии. Занятия в них включают актерское мастерство, сценическую речь, основы движения. Встречаются также такие предметы как сценический бой, фехтование, история театра. Таким образом, в театральных мастерских происходит комплексное развитие учащихся. Дети овладевают навыками анализа художественного произведения из любой области творчества, будь то литература, живопись, музыка и другие. Это формирует эстетическое мировоззрение, учит выделять истинно ценные произведения из массы образцов. Актерское мастерство является для детей превосходной возможностью не только развить навыки сценического действия, но и углубиться в мотивации действий людей, подтолкнет к психологическому анализу поведения человека в различных жизненных ситуациях. Занятия в театральных мастерских формируют лидерские качества, которые способствуют успешной жизнедеятельности в будущем.

    Существует определённые формы организации театральной деятельности:

    - Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).

    - Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности.
    Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    - Интегративные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.

    - Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

    Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

    - Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ.

    Так же в педагогической практике используют следующие формы организации театральной деятельности:

    - Театральные игры;

    - Речевые игры;

    - Ритмопластика;

    - Инсценировка песен, попевок, хороводов;

    - Использование различных видов театра;

    - Драматизация сказок;

    - Посещение театров;

    - Взаимодействие с родителями;

    Основные виды театрализации классифицируются по особенностям отбора материала, средств и приемов в ходе создания сценария массового действа.

    1. Театрализация компилированного (комбинированного) вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и монтажное соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Главной задачей сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционнаявыстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

    2. Театрализация оригинального вида – создание сценаристом и режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. В этом случае создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в создании каждого эпизода и сценария в целом.

    Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умения отбирать и монтировать готовый материал, а также профессионального мастерства сценариста, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал.

    3. Театрализация смешанного вида – контаминация первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового.

    Каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства, возможности и приемы создания художественного образа.

    Сегодня самыми распространенными формами театрализованных действ становятся флешмобы, реальные квесты, батлы, фотокроссы и т.д.

    Флешмоб быстро распространился по всему миру, став неотъемлемым атрибутом городской среды. Именно из-за своей «молодости» флешмоб еще не получил достаточного теоретического обоснования в гуманитарной науке. Сейчас делаются первые попытки в этом направлении.

    «Феномен «флэш-моба» совсем недавно обозначил себя в современной культуре, и многими он пока еще просто не замечен. Между тем, акции мобберов получают все большее и большее распространение, а сам флэш-моб становится подобен эпидемии.

    Флэшмоб или флешмоб (от англ. flashmob: flash – вспышка, миг, мгновение; mob – толпа, переводится дословно как «вспышка толпы», «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, проводит пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия, и затем расходятся.

    В последнее время все большую популярность и широкое распространение получают театрализованные реальные (живые) квесты как один из видов досуговой деятельности.

    Игра в подобном театрализованном представлении подается в художественной форме и театральными средствами. Одним из способов театрализации квеста является создание игрового эпизода, включающего в себя и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Завязка квеста – это вставная сцена, исполняемая между отдельными частями драматургического произведения, а в нашем случае – это сценическая миниатюра, предваряющая игру. В реальном квесте в игровом пространстве создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Персонажи, действующие в сюжете квеста, становятся своеобразными ведущими игры, а вся игра проводится в виде выполнения определенных заданий.

    Дети, занимающиеся в театре, смелее проявляют себя при необходимости публичного выступления. Также следует учитывать, что театр для детей является не просто творческим видом деятельности, но и местом общения со сверстниками. Занятия в студии помогают сгладить последствия переходного возраста, при условии, что коллективом руководит грамотный специалист, который уделяет много внимания воспитательной деятельности [24].

    Занятия в театральной студии и актерское мастерство позволяют ребенку не только выявить свои таланты, но и развить их для получения максимальной пользы. Театр способствует ознакомлению детей с мировой культурой, позволяет примерить на себя образы героев и научиться различать положительные и негативные стороны характера человека. Театральная мастерская - это, прежде всего, тренировка памяти ребенка, развитие фантазии и ассоциативно-образного мышления. Сценическая речь отвечает за становление артикуляции, правильного произношения звуков и чистоту речи, в то время как сценическое движение и импровизация - улучшает природную органику и физическую пластичность [17].

    Таким образом, мы выяснили, что театральная мастерская как форма организации театральной деятельности детей младшего школьного возраста предполагает развитие творческой активности, инициативы, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, а также создание условий, помогающих им проявить свою самодеятельность в области данного вида искусства.


    2.2 Разработка и реализация образовательного проекта «#МЫАКТЁРЫ!»
    Место проведения:муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества».

    Сроки проведения:8.02.2021г.-6.03.2021г.

    Возраст участников: 7-11лет, ученики начальных классов.

    Срок реализации: 1 месяц.

    Ожидаемые результаты (продукт проекта): повышения уровня творческих способностей для прохождения успешного процессасоциализации детей младшего школьного возраста. Для этого былиорганизованы серия занятий совместно с детьми младшего школьного возраста. Продуктпроекта:электронный сборник и видео материалы, которые помогут студентам и педагогам дополнительного образования в организации работы по развитию актёрских навыков и творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    Актуальность проекта:

    В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусстваи основы сценарно-режиссёрской деятельности в школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного кругозора, повышение культуры поведения учащихся – все это возможно осуществлять через творчество.

    Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, а знакомство с позицией актера – творца способствует накоплению и развитию эмоционального, интеллектуального, нравственного, социального и трудового опыта ребенка. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.

    Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Развивая умственные способности, у детей развивается память, мышление, связная речь, внимание, восприятие, воображение. Под понятием «чувства» формируются эстетические, интеллектуальные, нравственные компетенции. Формируются личностные отношения - это взаимопомощь, чувство товарищества, забота, любовь.

    Цель проекта: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путем вовлечения их в различные формы организации театральной деятельности.

    Задачи проекта:

    1. Обучать практическим навыкам театральной деятельности детей;

    2. Развивать культуру и технику речи, артистические и организаторские способности;

    3. Воспитывать в детях интерес к организации и участию в театральной деятельности.

    Проблема проекта:

    В период психологической адаптации ребёнка в начальной школе у младших школьников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у некоторых детей, наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют поведенческие навыки, недостаточно развиты память и внимание. Именно на первой ступени образования в начальной школе у детей возникают сложности и психологические проблемы, которые впоследствии предопределяют трудности в обучении и воспитании. В настоящее время тревожность стала постоянным спутником детей в частности младшего школьного возраста.

    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости и заторможенности – это игра, различные детские выдумки, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театрализованная деятельность.

    Этапы работы над проектом:

    Этапы

    Содержание

    Сроки реализации

    Примечания

    Поисковый этап

    1.

    Поиск и анализ проблемы по организации театральной деятельности. Анализ информационно-теоретических источников. Подборкомплекса диагностик по выявлению творческих способностей детей младшего школьного возраста .

    8-13 февраля





    Аналитический этап

    2.

    Анализ полученных результатов исследования уровня коммуникативных умений.

    Обсуждение с детьми предстоящих театральных постановок, поиск музыкального сопровождения, раздача сценария детям для изучения раздача ролей и.т.д

    15-20 февраля




    Практический этап

    3.


    Организация и проведение занятий по актерскому мастерству. Подготовка к проведению театральной постановки «Проводы зимы» с детьми обучающихся в театральной мастерской «Юные актёры».

    1 занятие «Мы актёры»:

    1. Понятие об актёрском мастерстве;

    2. Упражнение и тренинги на пластику тела, сценическое движение;

    3. Сценическая речь;

    4. Упражнения на развитие дикции;

    5. Актёрское мастерство.

    1. занятие «Актерский тренинг – неотъемлемый компонент творческого саморазвития личности»

    1.Психофизических тренинг;

    2. Психогимнастика:

    Упражнение «Чемодан»

    Упражнение «По команде3-15»

    Упражнение «Морской узел»

    3. Техника речи:

    Упражнение «Говорим и показываем»

    Упражнение «Сломанный велосипед»

    1. занятие «Маска, я вас знаю»

    1. Обсуждение театра и его возникновения

    2. Артикуляционная гимнастика

    3. Упражнение «Передай маску»

    4. Упражнение «Живая иллюстрация»

    5. Мини истории для одного актёра

    1. занятие «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах»

    1. Этюд с воображаемым предметом

    2. Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок»

    3. Упражнение «Невидимая нить»

    4. Упражнение на освобождение мышц «Взрыв»

    5. Упражнение «Суета»  

    6. Упражнение «В летнем кинотеатре»

    7. Актёрский приём – предлагаемые обстоятельства

    1. занятие «Искусство быть разным»

    1.Погружение, тесное взаимодействие актёров

    2. Этюд с воображаемым предметом

    3.Речевые техники

    4.Отработка дикции

    5.Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»

    6. Упражнение «Кнопки»

    7. Этюд вокруг пьесы

    1. занятие «Актёры»

    1.Упражнение «Круг и я»

    2.Упражнение «Групповой узор»

    3.Упражнение «Найди применения»

    4.Рассказ-зигзаг

    5.Упражение «Скульптура чувств»

    6.Упражнения «Образ цвета»

    7.Рекламный ролик

    8.Аплодисменты по кругу
    1. занятие «Театр, вкотом играют дети»

    1. Упражнение «Иллюстрация»

    2. Упражнение «Наблюдение»

    3. Упражнение «Говорим и показываем»

    4. Этюды


    22 февраля- 3 марта




    Заключительный этап

    4.


    Проведения повторной диагностики на выявление творческих способностей и проведение итогового мероприятия « Проводы зимы»

    Анализ совместной организации и проведения театральной постановки «Проводы зимы».

    4 марта

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта