Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Высшие ценности и ценности-средства. Иерархическая пирамида А. Маслоу;

  • 3. Гносеологический смысл понимания и значения, их роль и свойства в отношении к языку и мудрости. Различие между знанием, информацией и мнением в гносеологии;

  • 4. Жизнь и смерть как основополагающие феномены и тайны человеческого бытия;

  • 5. Значение и понятие аксиологии в структуре философского знания. «Предметные» и «субъектные» ценности;

  • 6. Значение и смысл гносеологии в структуре философского знания;

  • 7. Способ общественного производства как основа развития общества и его особенности;

  • 8. Интегральные онтологические модели и их смысл;

  • 9. Исторические формы социальных общностей. Основные модели общественного устройства;

  • 10. Концепции антропогенеза М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера и Тейяра де Шардена;

  • 11. Марксистская антропология и ее особенности;

  • 12. Материальное и идеальное как предельные основания осмысления бытия;

  • 13. Метафизика как исторически фундаментальный способ осмысления действительности;

  • 14. Общество как целостная структура в системе философского знания и ее основные элементы;

  • 15. Онтология как древнейшее учение о бытии в структуре философского знания;

  • 16. Основной проблемный вопрос философского знания, его смысл и значение;

  • 17. Основные этические концепции в истории немецкой классической философской мысли;

  • 18. Основные этические концепции в философии периода античности;

  • 19. Особенности познания и творчества, их роль в психике человека. Понятие и различие между сознанием и бессознательным;

  • Билеты по философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания


    Скачать 128.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания
    Дата16.10.2022
    Размер128.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по философии.docx
    ТипДокументы
    #735703
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Перечень вопросов для подготовки к экзамену:) ❤️

    1. Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания;

    Агностицизм — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.

    Агностицизм полностью отрицал возможность познать материальный, объективный мир, познать истину и отвергал объективное знание. По отношению к Богу, агностицизмом отрицается возможность познания Бога, то есть получения знаний или любой достоверной информации о Боге, а тем более отрицается даже сама возможность решить однозначно вопрос о существовании бога. Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли. Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и "новых", т.е. эволюционистов (Герберт Спенсер).

    Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др.

    · Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины;

    · Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности познания в следствие якобы полной относительности всех наших познаний;

    · Иррационализм - философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира;

    · Религиозное откровение – форма проявления Бога в мире людей через их веру и интуицию.

    Проблема веры и знания

    Эта проблема была одной из важнейших в средневековой философии. Она рассматривалась как в патристике (учение святых отцов церкви), так и в схоластике(фил мысль развитая в монастырских школах). Главная проблема патристики – выяснение природы истинного знания. Она была связана с дуалистическим решением проблемы бытия. Дуализм средневековой философии проявился в представлении божественного бытия и природы.

    Главной формой познания мира является вера, дающая истинное знание об истинном бытии. Вера противопоставляет рациональное знание, ценность которого была неприложна для античной философии. Проблема соотношения веры и разума возникает в результате соединения в средневековой философии христианского мировоззрения с античным философским наследием.

    Второе направление –схоластика (философы александрийской школы). Александрийцы утверждали, что разум должен помогать обоснованию истинной веры там где возможно, отказываться от разума не следует, так как разум дар божий, а античная философия откровение данное богом древним грекам. Сущность проблемы соотношения веры и разума состояла в выяснении связи между знанием иррациональным, знанием откровения, и рациональным знанием, на которых основаны философия и наука. В схоластике эта проблема получила дальнейшее развитие. Наука и образование были признаны способами достижения единого, благого, истинного знания, включавшего в себя познание слова божьего (библия) и познания творца через творение (природу).
    2. Высшие ценности и ценности-средства. Иерархическая пирамида А. Маслоу;

    Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Аристотель признает самодостаточные ценности, к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т. д. К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. (Это прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности; ценности самосохранения; ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств и др.) Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению справедливости, он никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств недостижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств.

    В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу. Он считал, как уже было отмечено, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения).



    3. Гносеологический смысл понимания и значения, их роль и свойства в отношении к языку и мудрости. Различие между знанием, информацией и мнением в гносеологии;

    Понимание – это истолкование значения заключенное в знаке.

    Значение – это то, что представляет ценность для человека;

    Мудрость – это ум, осознающий свои границы;

    Роль и свойства понимания и значения заключается в том, что понимание истолковывает знаки, а язык – это знаковая система. То есть зная и понимая знаковую систему, человек может истолковывать и анализировать изложенную информацию, следовательно, выделять то, что нужно (значение). Осознавая важность, ценность сказанного или написанного, мы определяем подходит нам представленная информация или нет и пытаемся найти что-то другое. Таким образом, мы становимся мудрее, поскольку при поиске необходимых знаний открываем для себя все больше нового и у нас появляются новые интересующие нас вопросы, требующие ответа.

    Информация – это способ существования и средство, активизирующее деятельность сложных динамических систем (кибернетических систем), обладающих способностью саморегуляции и самоуправления.

    Мнение – это внешние, поверхностные, субъективные представления людей, сочетающие в себе случайные и произвольные свойства предметов и явлений.

    Знание – это содержание человеческого сознания, его положительная или отрицательная ценность. Знание же должно отвечать критериям объективности, достоверности, необходимости и общезначимости.

    Мнение не всегда может претендовать на статус "знание". Информация часто неотделима от определенного материального носителя, знание же всегда идеально, т.е. находятся в сознании человека, то есть нематериально. Также информация лишь активизирует накопление знаний, знания же сами по себе ценны.
    4. Жизнь и смерть как основополагающие феномены и тайны человеческого бытия;

    Смерть и жизнь – фундаментальные понятия человеческого бытия. Это одновременно все и ничто. Смерть отнимает у человека жизнь, но и жизнь возникает из ничего. Мы боимся смерти, но не боимся быть не рожденными вовсе. С первого дня своего рождения человек пребывает в процессе умирания. Так как каждый год, месяц, неделя, час, минута, секунда приближают его к смерти. Смерть – это такое изменение, которое навсегда уничтожает и саму возможность изменений, и изменяющуюся субстанцию, то есть саму сущность подверженного изменениям бытия.

    Человек боится не только потерять всё, что у него есть здесь и сейчас, но прежде всего это боязнь неизбежности, бесконечной непознаваемости, непостижимости. Он осознает фундаментальное значение конечности своего бытия. Такое осознание смерти может оказать на человека неоднозначное влияние: с одной стороны, вселить ужас перед небытием и конечностью. С другой стороны, осознание смерти придает жизни смысл, делает ее более полной и содержательной.

    Смысл жизни – абсолютное и безусловное начало, охватывающее бытие человека в целом. Человек долгое время может заботиться только о преувеличении своего богатства, о карьере, об удовольствиях, но факт приближения смерти неустраним и влечет за собой поиск смысла жизни. Вопрос в том, когда возникает эта потребность поиска смысла жизни – глубинная, мировоззренческая потребность. Умение находить, понимать и переживать смысл своего бытия является основой духовного бытия человека. Таким образом, проблема смысла жизни относится к категории так называемых «вечных» вопросов нравственности. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества.

    В мировой философской традиции существуют три основных типа представлений о жизни после смерти. Первый тип отображает смерть как продолжение этой, земной жизни, в которой человек занят своими повседневными делами. Данное представление отражено в характере захоронения и предметах, которые кладут в могилу с умершим. Второе знаковое представление о посмертном существовании предполагает, что будущая жизнь проходит в особом, другом мире, который расположен либо под землей, либо над землей (на небе) и ничего общего с этой жизнью не имеет. В зависимости от своей жизни на земле, усопшие пребывают в блаженстве за свою праведную жизнь, либо обречены на вечные мучения за совершенные ими злодеяния. В этой концепции загробный мир делится на ад и рай. Третье философское представление – это представление о переселение души умершего человека в другое живое существо. В этом случае присутствует идея загробного воздаяния, но в некотором видоизмененном виде. За праведную жизнь душа умершего переселяется в тело богатого и знатного человека, за неправедную – в тело нищего или даже в животное.

    5. Значение и понятие аксиологии в структуре философского знания. «Предметные» и «субъектные» ценности;

    Аксиология - философское учение о природе возникновения ценностей и их взаимосвязи между собой в качестве социально-культурных факторов формирования личности.

    Ценность является особым типом мировоззренческой ориентации человека, представлениями, которые сложились в той или иной культуре об идеале, нравственность, добро, красоту. Любые события и явления в природе, обществе, жизни индивида воспринимаются им не только с помощью научно обоснованных теорий, но и пропускаются через призму собственного отношения к ним. Ценности в познании — форма проявления социальной и культурно-исторической обусловленности познания субъекта. Термин «ценность» употребляется не только в естественном языке, но и в науке, искусстве, морали, религии и др. сферах духовной жизни. Сохраняется многозначность термина, но в большинстве случаев ценность понимается как функциональное бытие идеи, знания, «вещи», определяемое их значимостью для человека и общества.

    Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

    Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

    Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются установки, оценки, требования, запреты и т. д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».
    6. Значение и смысл гносеологии в структуре философского знания;

    Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

    Одной из основных проблем гносеологии является проблема границ познания, насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было отмечено еще философами древности. Еще одна трудность познания связана с конечностью человеческой жизни. Дело в том, что Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно.

    Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

    Будучи философской дисциплиной, гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания, рассматривая их в контексте человеческого бытия. В развитии философии гносеология играла ведущую роль, поскольку обосновывала и оценивала различные характеристики бытия, определения природы, общества и человека, нормы и критерии научного познания. В связи с тем, что познание традиционно считалось наиболее важным компонентом деятельности человека, а познавательная деятельность высоко оценивалась в культуре, гносеология выступала отправным пунктом для объяснения структур и связей человеческого бытия, задавая ценностные ориентации для других разделов философии, а затем и для отделяющихся от философии наук. Современная гносеология опирается на данные специальных наук о знании и познании, взаимодействует с ними, стимулируется рассматриваемой в них проблематикой, не теряя в то же время своей специфики философской дисциплины, вписывающей феномен познания и знания в общий контекст бытия человека в мире.

    Поскольку специфика философии как формы мировоззренческого сознания заключается в рационально-рефлексивном подходе к своему предмету, анализ способности человека адекватно познавать мир и ориентироваться в нём, осознавать своё место и назначение в этом мире выступает как необходимая предпосылка достаточно развитой философской мысли.
    7. Способ общественного производства как основа развития общества и его особенности;

    Создателями формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основным положением этой теории является утверждение, что доминирующим фактором развития общества является преобладающий на данный момент способ производства. От способа производства, который Маркс называл базисом, зависит развитие всего остального: политической системы, государственного строя, культуры, морали, традиций, обычаев. Соответственно, все это – надстройка. Меняется способ производства, то есть меняется базис, меняются и все элементы надстройки. Маркс выделил пять этапов развития способа производства. Соответственно, в человеческой истории он выделял пять этапов. Каждый такой этап он называл формация. Соответственно, человеческая история проходит пять формаций:

    – первобытнообщинная;

    – рабовладельческая;

    – феодальная;

    – капиталистическая;

    – коммунистическая.

    Смена формаций происходит болезненно. Для трех формаций, рабовладельческой, феодальной и капиталистической, характерно противостояние классов. И в конечном итоге конфликт между этими классами, конфликт между производственными отношениями и производительными силами приводит к революции. Тем не менее все страны рано или поздно должны пройти эти пять формаций и прийти к коммунизму. Это теория однолинейного исторического процесса, по которому все страны проходят один путь развития.

    Надо сказать, что для своего времени марксистская теория была прогрессивна.

    Во-первых, Маркс и Энгельс предложили теорию истории на материалистической основе. Они сформулировали представление об объективных законах истории. До этого историки или объясняли развитие истории чисто человеческим фактором, или исходили из теологической концепции. Маркс и Энгельс поставили вопрос о существовании объективных законов, которые действуют независимо от человека, человек не может их изменить, и эти законы можно только учитывать, точно так же как и законы природы.

    Во-вторых, Маркс и Энгельс посмотрели на развитие человеческого общества комплексно. Они показали взаимосвязь между различными сферами жизни общества. До этого исследователи особо не задумывались, какая связь между событиями в экономике и политике, в культуре и экономике. Маркс и Энгельс посмотрели на общество как на сверхсложную систему, в которой все взаимосвязано.

    Таким образом, способ производства, прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовой структуры; способ производства во многом определяет развитие политической жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы, которые определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни.
    8. Интегральные онтологические модели и их смысл;
    Осознание необходимости совмещения трех имманентных линий в онтологии (философии природы, спекулятивной метафизики и антропологии) привело в конце XIX — начале XX в. к созданию нескольких синтетических онтологических моделей, оказавшихся, правда, невостребованными в то время ни широкой научной, ни философской мыслью. Я имею в виду софиологию в рамках русской традиции «метафизики всеединства», модель эволюционирующей Земли в «Феномене человека» П. Тейяра де Шардена, а также интегральную йогу индийского мыслителя Шри Ауробиндо Гхоша.

    В трех указанных выше концепциях, представляющих не только разные религиозные системы, но и разные культурно-исторические миры, можно выделить следующие общие черты:

    • неразрывную связь материальных и идеальных начал бытия , а также науки, философии и религии. Это благоприятствует синтезу натурфилософского, спекулятивно-метафизического и антропологического ракурсов онтологии;

    • наличие идеи эволюции, но без претензий на завершенность концепции и абсолютность зафиксированных закономерностей;

    • выделенность человеческого существования в составе космического целого, где человек, наделенный сознанием, выступает в качестве его важного эволюционного фактора;

    • тесную связь с научными данными без позитивистского подчинения философии научному дискурсу. Отстаивание права философии на спекулятивную метафизическую гипотезу и универсальные обобщения;


    9. Исторические формы социальных общностей. Основные модели общественного устройства;

    Исторические формы социальных общностей:

    Род – это коллектив кровных родственников, осуществляющий совместное производство, потребление, самозащиту и воспитание подрастающего поколения. Родовая организация жизни характерна для первобытных обществ и обусловлена примитивностью орудий труда и вытекающих отсюда низким уровнем потребления; Племя – это совокупность родов. Родоплеменному строю свойственна неполитическая организация общественной жизни, т.к. в обществе, где господствует коллективная собственность на средства производства и уравнительное распределение, интересы людей. Отношения между людьми внутри родов и племени, а также с другими племенами осуществляются на основе обычаев; Народность – формируется как союз племен, но на основе разложения родоплеменной организации общественной жизни. Народность образуется благодаря общности языка и территории; Нация – это социокультурная общность людей, объединенная общностью языка, религии, обычаев. В формировании и существовании нации решающее значение имеет миф нации, или национальная идея.

    Модели социальной дифференциации — Классово-статусная модель Макса Вебера: Понятия классов, статусных групп и партий были введены в социологию социальной стратификации Максом Вебером; Классы, как и все остальные формы стратификации, строятся вокруг некоторой формы, некоторого способа апроприация, некоторого способа для доминирующей, господствующей элиты монополизировать для себя жизненные шансы. По Веберу, любая элита хочет ограничить доступ большинства к каким-то ценным ресурсам, к которым имеет доступ она, и передать эти шансы по наследству своим детям. Любая стратификация строится вокруг конкретного способа, которым достигается эта цель. В случае с классовой системой этот способ —обеспечение экономических прав: или прав собственности, или прав работников на рынке. Дихотомная классовая модель Карла Маркса: буржуазия которыми располагается мелкая буржуазия, дифференцирующееся интеллигенция, причем эволюция классовой структуры идет по направлению усиления антагонизма между двумя основными классами и в конечном итоге приводит к социалистической революции, уничтожающей деление общества на классы; Классовая модель Пьера Бурдье: классовое сознание возникает в результате приобретения исторически и социально детерминированных привычек, которые образуют ограниченность наших собственных возможностей исходя из нашего собственного самоорганизованного принципа действия, предопределяющего наши принципы, установки, цели и желания. Это состояние Бурдье назвал Габитусом.
    10. Концепции антропогенеза М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера и Тейяра де Шардена;

    Концепция антропогенеза М. Шелера

    С его точки зрения, философская антропология — это наука о сущности и структуре сущности человека. Во-первых он пытается найти и определить сущность этого центра — персонального бытия человека, понять единичность, самоопределяемость и саморегуляцию человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь. Во-вторых, двумя атрибутами, составляющими сущность человека, являются: "порыв" — некое витальное ядро (это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание — все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения). Фиксируя сущность человека с помощью двух его атрибутов: порыва и духа в их бесконечной форме, философская антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека. Таким образом, человек, занимая центральное место в философии М. Шелера, является духовным существом, а основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

    Именно культура компенсирует—считает А. Гелен — природные недостатки человека. При этом культура в его понимании — не есть нечто внутреннее неотделимое от человека это всего лишь фон, нечто внешнее эрзац существующий сам по себе неподлинный мир компенсирующий человеческую ущербность. А. Гелен вводит понятие "культуроформирующей энергии", то есть биологический фактор, который определяет появление культуры как искусственно обработанного и приспособленного человеку мира. В результате у Гелена получается, что культура — это как бы итог биологического овладения человеком естественной природой, а сама человеческая биология характеризуется при этом некой витальной "хаотичностью" и иррациональной неопределенностью. Гелен выделил несколько основных инстинктов, которые он называет социальными peгyляторами. Эти инстинкты есть и у животныx, и у людей, и они поддаются обьективному биологическому описанию. Инстинкт заботы о потомстве; — инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью, гибнущей; — инстинкт безопасности

    Концепция антропогенеза Х. Плеснера

    Задача философской антропологии - выявление «базисной структуры» человеческого бытия. Плеснер рассматривает человека и как природное существо, и как личность. При этом он отвергает как строго естественнонаучный, так и экзистенциалистский (Экзистенциализм) подходы как односторонние. Экзистенциализм, по его мнению, избегает проблемы телесности, которая не менее существенна для человека, чем субъективность.Для характеристики живого Плеснер использует понятие «позициональности» как поля взаимодействий организма со средой. Плеснер различает растение, животное и человека в зависимости от соответствующей «позициональности». Растения организованы «открыто», они не имеют центральных органов. Животные организованы «центрично», они воспроизводят себя как систему органов, которая строится вокруг центра. Человек, характеризуется «эксцентричной позициональностью», поскольку постоянно выходит за свои пределы и границы. Позиционируя, т.е. занимая позиции в мире согласно мере дистанцирования от природно-телесной реальности, человек, по Плеснеру, творит себя как личность. По Плеснеру, человек «поставлен на ничто». В силу этого частные науки неспособны ухватить ускользающую суть человека, к этой задаче может подойти лишь философия, которая и есть мысль, стремящаяся размышлять о «ничто». Сама философия является беспочвенной, открытой, она представляет собой дерзание, риск.

    Согласно эволюционной теория антропогенеза антрополога и теолога П. Тейяра де Шардена переход к «феномену человека» определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. После появления человека эволюция природы уступает свое место историческому развитию личности. Цель человечества в изменении самой природы. Ум, вера, знание должны привести к полной персонализации мира. Развитие космоса созвучно развитию и понятию жизни. Космическая эволюция строится по схеме: Преджизнь - Жизнь – Мысль – Сверхжизнь. Эволюционизм Тейяра де Шардена носит ярко выраженный персоналистический характер. Человек является не статическим центром мира, как в классическом антропоцентризме, а центром и вершиной эволюции. Тейяра де Шарден выступает за синтез науки и религии, доказывает, что у них имеется общая цель. Появление «планетарного разума» единой человеческой личности должно быть направлено на преображение самой природы, что приведет к возникновению сверхчеловеческого существования единой личности.
    11. Марксистская антропология и ее особенности;

    Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека. Особенностью марксистской антропологии было, во-первых, признание отсутствия по отношению к человеку неких «высших» сил, отрицание «духовной» сверхъестественной составляющей человеческого бытия (монизм). Марксизм является последовательно арелигиозным светским учением. Все стороны бытия человека имеют естественный природный материальный характер. Идеализм и идеализации предшествующей философии отрицаются марксизмом. Во-вторых, предшествующие периоды развития философии выдвигали на первое место такие человеческие качества как разумность (уже с античности), сознание, понимаемое либо как созерцательность, либо чисто духовная активность. Марксизм же выдвигает на первое место в характеристике человека его предметно-чувственную, природопреобразующую деятельность. Субъектность человека есть не что иное, как его собственная жизнедеятельность. Отсюда и требование, выдвигаемое Марксом к философии: не объяснять мир, а переделывать его. Тождество субъекта с объектом обнаруживается, по Марксу, не в абсолюте, как это было у Гегеля, а в деятельности, реальных отношениях с действительностью. И, в-третьих, сущность человека коренится в его общественной природе. При этом сами общественные отношения носят материальный характер и связаны с развитием материальных сил и средств, воспроизводящих саму человеческую жизнь (средств производства). В единстве субъектного и сущностного определений человек – это предметно-социально-деятельное существо. Или более кратко: общественно-производящее существо. Сознательная деятельность, идеальная субъективность человека – вторичны, несубстанциональны.
    12. Материальное и идеальное как предельные основания осмысления бытия;
    Идеальное бытие многообразно в своих проявлениях и многозначно в своих характеристиках. Оно может существовать в виде чувственных образов и концептов умственной деятельности, в формах общественного сознания и процессах духовного творчества. Поэтому правомерно выделить различные виды идеального бытия: психическая жизнь и мышление, общественное сознание и духовный мир личности. Особого внимания заслуживает вопрос о существовании трансцендентного идеального бытия как субстанции, которая не зависит от материального мира и человеческого сознания и выступает как порождающая причина по отношению к ним. Признание такого объективной идеальной субстанции служит линией разграничения между объективным идеализмом и субъективным идеализмом в философии. Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) утверждают необходимость существования трансцендентного бытия, в качестве которого они принимают мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею. В отличие от них, субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте, Ф. Ницше) либо отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривают ее как нечто, полностью определяемое активностью его способностей (ощущения, разум, воля). Таким образом, если субъективные идеалисты объясняют материальный мир, исходя из человеческого субъекта, то объективные идеалисты указывают в качестве его причины на идеальную субстанцию. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и/или объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; Материальное бытие Из всех форм бытия наиболее распространенной и изученной является материя. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя": 1.Материалистический подход (диалектический материализм), согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие, а сознание вторично. Бытие определяет сознание – формула материализма; К.Маркс. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее. Автор концепции В.И. Ленин.
    13. Метафизика как исторически фундаментальный способ осмысления действительности;
    Метафизика – это не только философское понятие способа осмысления действительности – способ познания и отношения человека к реалиям мира вокруг себя и к самому себе. Метафизика – это свойство человека, заложенное в его биологической и духовной сущности.

    По мнению сторонников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного изменения. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи. К примеру, семя растения это не что иное как просто растение в миниатюре и в процессе его роста оно качественно не меняется. Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения. Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог.
    14. Общество как целостная структура в системе философского знания и ее основные элементы;
    В истории философии понятие общества долгое время не играло существенной роли. Общество воспринималось философами как первичная данность, самоочевидная реальность, не требующая философского анализа. При всем своеобразии общества по сравнению с природой оно тем не менее воплощает в себе такие универсальные свойства бытия в целом, как дискретность, структурность, изменчивость, динамика. По мере осознания этого единства общества с природой философы, начиная с Огюста Конта, признанного отца социологии, все чаще стали выделять в общественной жизни два ее основных аспекта — статику и динамику. Под статикой понимают сложившуюся структуру общества, его составные части, элементы, а также связи, отношения между ними. В качестве элементов общества могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Указанные понятия во всяком случае обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны. Самый «первичный» элемент общества — человек. но элементами могут быть и семья, и населенный пункт и населенная территория. Вторым элементом является объект социальной деятельности.

    1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир;

    2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре: - Экономическая; - Политическая; - Социальная; - Духовная. Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим.

    15. Онтология как древнейшее учение о бытии в структуре философского знания;
    Онтология - учение о сущем, о бытии, как таковом; это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения. Является наиболее древним разделом философии. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определённое и неопределённое, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, переход и ряде других. Онтология оказывается своего рода картиной действительности, определяющей позицию человека в мире, ориентации частных видов деятельности и познания, функции и ограничения отдельных наук. Онтология такого типа как бы надстраивается над всем философским и научным познанием, претендуя на обобщение того и другого, на объединение различных представлений бытия в системе категорий.
    16. Основной проблемный вопрос философского знания, его смысл и значение;

    Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, мышлением и бытием. Поэтому многие философы проблемы выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, мышлением и окружающим нас бытием называют основным вопросом философии. Основной вопрос философии можно сформулировать так: как относятся между собой сознание и внешний мир (бытие), мышлени и окружающее нас бытие? Этот вопрос имеет две стороны: 1.Что первичнее, что возникло раньше и является определяющим –мышление или бытие, сознание или материя? 2. Как относится наша мысль к окружающему миру? В состоянии ли человек познать окружающий мир, и, если да, как это познание осуществляется? Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии. Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона – вопрос о первичности материи или сознания. В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов. Ф. Энгельс предложил тех, кто первичным называет материю считать материалистами, а тех, кто первичным называет сознание, идею, дух или бога – идеалистами. Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гностики считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф. Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений.
    17. Основные этические концепции в истории немецкой классической философской мысли;

    В процессе познания субъект не пассивно воспринимает чувственные впечатления, а активно, при помощи априорных форм чувственности и рассудка конструирует знание о предметах внешнего мира. Такое понимание познания вынуждает Канта выделять понятия “вещь в себе” (то, каким образом вещи являются нашему сознанию). Мы можем знать только “вещь для нас” и нам принципиально недоступна “вещь в себе”. Познание может быть рассмотрено не только со стороны форм и содержания знания, но и с точки зрения его границ. Знание, соотносимое с реальным опытом, Кант называл имманентным. Знание, лежащее в пределах возможного опыта, называл трансцендентальным. (Например, идея Демокрита об атомах нашла эмпирическое подтверждение в современной физике) Наконец, третий род знаний, который принципиально не может быть дан нам в чувственном опыте, он называет трансцендентным, а содержание этого знания составляют идеи разума, свобода, Бог и бессмертие души. Попытки доказывать и обосновывать идеи разума рационально приводят к неразрешимым противоречиям - антиномиям разума. Антиномичность разума, по Канту, свидетельствует о том, что его идеи не могут служить теоретическими положениями, а всего лишь регулятивными понятиями, имеющими практическое значение для поведения человека. Так, гносеология переходит в этику. В этике Кант исходит из идеи автономности морали, т. е. ее независимости от: Эмпирического мира, чувственных побуждений, склонностей людей (например, стремления к счастью). Последнее не может служить всеобщей основой морали, так как представления людей о счастье разные. Нравственные законы не эмпирические, а априорные. Божественной воли. Бог не является источником нравственности. так как надежда на Божественную благодать, бессмертие души искажают чистоту мотивов человеческих поступков, т. е. не делают их нравственными. Мораль есть не что иное, как сторона, свойство всякого сознания (человеческого, Божественного или всякого разумного существа) и существует в нем в виде объективного, т.е. независимо от самого сознания, закона. Представление об этом законе в человеческом сознании называется велением разума, а формула веления - категорическим императивом (абсолютным повелением). Кант приводит несколько формул категорического императива: “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом” (Например, самоубийство не есть нравственный поступок, ибо оно не может стать всеобщим правилом). “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку в лице самого себя и других людей только как к цели, но никогда как к средству” С точки зрения Канта, сущность морали составляет долженствование, подчинение долгу: “Не страх, не склонность, а исключительное уважение к закону составляет тот мотив, который может придать поступку моральную ценность”. Только те поступки считаются моральными, которые совершены из чувства долга, все остальные внешне правильные поступки называются легальными. В реальной жизни люди далеко не всегда следуют за повелением долга. Кант объясняет отступления людей от морального долга тем, что природа человека двойственна: он одновременно есть феномен и ноумен (принадлежит к духовному миру). Противоречие между феноменом и ноуменом Кант пытается снять введением 3 постулатов: свободы, Бога, бессмертия души. Свобода - придание силы сознанию долга.. Подлинно свободен тот, кто поступает по долгу. Например, солдат, до конца исполняющий свой долг, свободен, а дезертир - не свободен. Бог - гарант совпадения долга и счастья, закона и воли. Девиз Канта: “Человек не должен стремиться к счастью, а может быть достоин его” Бессмертие души - далеко не всегда люди долга счастливы на земле
    18. Основные этические концепции в философии периода античности;

    Этическая философия периода Античности формировалась в VIII-IV вв. до н.э. Была, прежде всего, учением о добродетелях и о добродетельной личности. Исходила из убеждения, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. Основные школы: 1. Софисты (Протагор, Горгий и другие). Софисты первыми поставили человека в центр философского познания, рассматривая ее как творческое начало мира. Представители этого течения рассуждали о значимости и ценности вещей для человека, обосновывали ее право смотреть на мир сквозь призму своих целей и интересов. По их мнению, человеческое бытие не сводится к естественному, а охватывает также неестественное, общественное (культуру). 2. Сократа. Большую роль в развитии учения о человеке и морали сыграл Сократ. Основной интерес Сократа – выяснить, что такое человек и как развивается человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа и основная идея его этики. 3. Аристотеля. Материальное - сущность человека, материальное есть также его специфическое благо, которое как актуальное и реализованное, делает человека счастливым. Поскольку благо - природа в ее непосредственности. Благо — это и наслаждение. 4. Эпикура (эпикурейцы). Эпикур на первый план ставил не общество, а отдельного человека. Цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, наслаждение. Добро воспринималось им как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания. Высшее удовольствие по Эпикуру – невозмутимость духа, душевный покой, безмятежность. 5. Стоики (Сенека, Эпиктет и другие). Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Отличительные черты этики Античности: 1. Принцип эвдемонизма-счастье, блаженство как смысл человеческой жизни. (Демокрит, Сократ, Аристотель, стоики, Спиноза, Гольбах) 2. Принцип гедонизма-стремление к наслаждению внутренний импульс, движущая сила развития (Аристипп, Эпикур, Гоббс) 3. Принцип аскетизма-ограничение мирского и сосредоточение на духовном (Платон, Зенон, Диоген Синопский).
    19. Особенности познания и творчества, их роль в психике человека. Понятие и различие между сознанием и бессознательным;

    Творчество – это создание чего-то нового, того, чего ранее не было. Бывают разные виды творчества.

    1. Художественно творчество

    2. Прикладное творчество

    3.Политическое творчество

    4.Производственно-техническая

    5.Научное творчество

    Творчество обязательно отличает такое качество, как индивидуальность. Результат творческой деятельности одного человека не может совпадать с результатами творческой деятельности другого человека, если это действительно творчество.

    Рассмотрим специфические особенности человека как объекта познания и связанные с этим особенности его познания: восприятие и понимание. Восприятие – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей в социальной психологии определяется термином социальная перцепция. Есть основания считать, что философское осмысление познания и выделение его общих свойств и закономерностей происходили безотносительно к специфике объекта и без учета такого уникального объекта познания, как человек. По сути, он приравнивался к объекту или вещи, хотя он не может быть таковыми, поскольку является субъектом и личностью.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта