Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировосприятие

  • Мировоззренческие универсалии

  • 2.Предфилософское значение мифологии и религии.Основные черты религии.Предпосылки и черты возникновения философии.Функции философии.

  • черты

  • в специальных местах .Предпосылки

  • Функции философии. Мировоззренческая функция

  • Методологическая функция

  • Дуализм

  • Философия как самосознание культуры

  • Философия и искусство.

  • 5.Социально- исторические предпосылки формирования античной философии.Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли.Милетская школа(Фалес, Анаксимен,Анаксимандр) о первоначале мира.

  • К социокультурным предпосылкам

  • (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

  • билеты по философии. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления


    Скачать 109.43 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Уровни мировоззрения. Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления
    Анкорбилеты по философии
    Дата19.04.2022
    Размер109.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты по философии.docx
    ТипПрограмма
    #485410
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. Понятие мировоззрения.Структура и функции мировоззрения.Уровни мировоззрения.Мировоззренческие универсалии как всеобщие схемы человеческой деятельности и мышления.


    Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

    человека, на отношение человека к окружающей его действительности и

    самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения,

    идеалы, ценностные ориентации.

    В мировоззрении различима устойчивая структура. Можно

    выделить следующие компоненты мировоззрения.

    1. Знания – определенные представления о мире, полученные из

    собственного опыта или через учение.

    2. Ценностные установки – отношение к происходящему, к тому, что

    человек осмысливает.

    3. Система жизненных и социальных идеалов – в них выражена желаемая

    цель, дистанцируемая в будущем.

    4. Программа действия – важно не только сохранение и усвоение знаний, но у человека вырабатываются определенные стандарты действий.

    5. Убеждения – представления, которые служат основанием личного выбора

    и деятельности, или: смысложизненные установки.
    К основным функциям мировоззрения относятся:

    познавательная: базируется на обобщенных знаниях – повседневных,

    профессиональных, научных и т.д.

    ценностно-нормативная (оценочная): человек должен

    руководствоваться определенными общественными регуляторами.

    поведенческая (практическая): жизненные планы, целеполагание,

    программа социального поведения и т.д.
    Можно выделить три уровня мировоззрения:

    Мироощущение – несистематизированная картина реальности, где

    главная роль отводится эмоционально-образному воспроизведению мира.

    (Например, любовь или ненависть с первого взгляда, формируется на

    бессознательном уровне).

    Мировосприятие – формирование определенной системы

    представлений о мире, в которой реальность предстает как целое.

    Миропонимание – раскрытие сути происходящего, осмысление

    значения процесса.

    Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия

    2.Предфилософское значение мифологии и религии.Основные черты религии.Предпосылки и черты возникновения философии.Функции философии.
    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Человечество в форме мифов, сказаний, преданий, пыталось дать ответ на происхождение и устройство мироздания. Задача мифа не дать человеку какое-то знание или объяснение, миф служит для оправдания определенных общественных установок. И по сей день язык мифологии позволяет формулировать философские идеи.
    Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Основной элемент религии - культовая система, отношения со сверхъестественным. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Философское значение религии: попытка обосновать статус, смысл определенных идеалов.
    Характерные черты религии:

    1.Религия имеет набор символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговейного страха.

    2.Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах, проводимых общиной верующих. Ритуалы, связанные с религиями, очень разнообразны. К ритуальным актам относятся молитвы, песнопения, употребление пищи определенного вида или пост – отказ от нее на несколько дней.

    3.Официальные церемониалы обычно проводятся в специальных местах.

    Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)
    1. Возможности человека:
    - выделение умственного труда;
    - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
    - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

    И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;
    2. Потребности человека:
    - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
    Функции философии.
    Мировоззренческая функция -способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.
    Методологическая функция -заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Гносеологическая функция одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
    Аксиологическая функция -заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

    3.Проблема основного вопроса философии.Отношение человека к миру как предмет философии.Рефлексивный характер философии.Специфика языка и аргументации в философии.Материализм,идеализм и диалектический идеализм.
    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
    Типы отношений человека к миру позволяют выделить три основные части философии как теоретического мировоззрения.

    Онтология – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.

    Гносеология – учение о познании, о структурах и формах знания, о методах познания и критериях истины.

    Аксиология – учение о ценностях, о природе ценностей, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности.
    Рефлексия является продуктом коммуникации, а теоретический разум - продукт разума коммуникативного. Рефлексия есть один из видов актов сознания, а именно акты сознания, направленные на свое знание. Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя.
    Богатство языковых форм философии отражает специфику ее предмета, то что она опирается и на образно-эмоциональные средства самовыражения души человека, и на понятийно-рефлексивное сознание, стремящееся к точности понятий.
    Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

    - материя реально существует;

    - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

    - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

    - материя существует и различается по своим внутренним законам;

    - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
    Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    реально существует только идея;

    идея первична;

    вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

    «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.).
    Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

    существуют две независимые субстанции материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

    все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

    в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

    материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия.

    4.Основные разделы философского знания:онтология,гносеология, аксиология, праксиология.Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания.Философия и наука, философия и искусство:единство и различия.
    Онтология— философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

    Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы.Самыми общими являются категории «бытия» и «небытия». Все, что существует, составляет бытие, а то, чего нет, относится к небытию.Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

    Гносеология занимается поиском ответов на вопросы: насколько познаваем наш мир, как человек познает мир, каково соотношение истины и заблуждения, как подтвердить истинность наших представлений и др. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, и что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно.

    Аксиология — философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни, это раздел философского знания об основных (универсальных) ценностях человеческого бытия, таких как Жизнь, Добро, Справедливость, Истина, Польза и др. Им противостоят «антиценности» — Смерть, Ложь, Несправедливость, Безобразие, Вред и т. д. Содержание положительных и отрицательных ценностей конструируется на основе обобщения жизненного опыта индивида, социальной группы, всего общества, его истории путем придания определенным реальным образцам поведения людей статуса должного, необходимого, универсального.

    Праксиология — общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной природы и сущности человека, а также любых социальных систем и общества в целом, вычленение основных видов человеческой деятельности и их соотношения (особенно соотношения материальной и идеальной, познавательной деятельности), определение структуры и всеобщих характеристик всякой деятельности. Праксиология представляет собой теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных и социальных изменений.

    Философия как самосознание культуры, духа народа и каждой отдельной личности находится в постоянном самодвижении к пониманию нового знания о мире, жизни. В этом смысле философия содержит в себе особую духовно-культурную самоценность благодаря специфической способности удовлетворять интеллектуальную потребность человека в получении целостного знания о бытии. Развитое философское самосознание медиков как самобытная культура их духа способно логически оформлять и Обосновывать все научные концепции (парадигмы) о здоровой жизни людей и формировать новые мировоззренческие картины объективного развития природы.

    Науку и философию роднит то, что они ориентированы на достижение истины с помощью разума(рациональная деятельность).

    Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:


    1. любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого.


    Философия и искусство.

    Искусство во многом сближается с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями.
    Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств.

    Эмоции, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство.Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии.

    5.Социально- исторические предпосылки формирования античной философии.Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли.Милетская школа(Фалес, Анаксимен,Анаксимандр) о первоначале мира.

    К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов , создававших стихотворные афоризмы.

    К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны.(Гоклениус) При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий.

    В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. Граждане полиса ощущали себя полноправными и свободными людьми и искренне любили свой полис. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами. Однако, стоило греку оказаться в другом полисе – и он превращался в бесправного метэка.
    Милетская школа. Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика.

    Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта