Главная страница

Шпаргалка. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы


Скачать 413 Kb.
НазваниеПонятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
АнкорШпаргалка.doc
Дата11.03.2017
Размер413 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка.doc
ТипДокументы
#3640
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1. Понятие мировоззрения: виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы.

Мировоззрение – общее понимание человеком окруж-го мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Это необходимая составляющая человеческого сознания. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социального общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа Мировоз. - знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информационная но и ценностная насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений (интеллектуальная позиция, эмоциональное состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей, взглядов, поступки человека). В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Философия придает М. завершенный вид, которая объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека. Исторически, в процессе развития, чел-во сменило 3 главенствующие формы мировоззрения:

  • Мифологический способ мышления: действ. лица: персонифиц-ые сущ-ва – боги, стихии. Миф не треб-ет док-ва и подтвержд-я и базируется на силе обществ-го мнения, предрассудках. Миф: 90%- фантастика и 10% - интуит. поним-ие мира.

  • Религиоз. способ мышл-я: основана на мифе. Отличие: из множ-ва мифов выбир-ся несколько. Миф твориться общ-вом стихийно, бессознат-но. Религ. миф обрабат-ся и перерабат-ся идеолагами общ-ва применительно к потребн. и задачам гос- ва.

  • Филос-ий способ мышл-я: базируется на науч. способе мышл-я. Такая Ф. возникла только в Европе. Мышление освобождено от оков религии, основ-я на научном подходе – секулярное.

Два уровня мировоззрения: 1) чувственный как мироощущение и 2) рациональный – на уровне разума как миропонимания, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне, основывается на теоретических законах развития объективных процессов. Но оно может осуществляться только на основе их чувственного восприятия, поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального.

2.Мифология, как тип мировоззрения и форма общественного сознания. Особенности мифологического освоения действительности. Миф и современность. Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлена в форме: мифов, преданий, сказаний. Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Миф - это слово, образ, представление о боге и о мире. Полуфантастика, мировозз, в кот. сочетаются реальность и фантазия, вымысел и действительность, ложь и истина. Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Сущ. у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение. миф - наиб ранняя форма дух культ чел-ва, выражал мироощущение, мировосприятие, миропономание людей той эпохи, в кот. создавался. Это наиб. ранняя форма духовной культуры чел - ва, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Выполнял опред. ф-ии: «связб времен»,формировалось духовное единение поколений, закрепляло в опред. обществе систему ценностей, форму поведения. Мифолог. сюжеты вошли во многии религии. некоторые особенности сохр даже тогда, когда мифолог утрачивает прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и др. мифотворчество сущ. и активно проявляет себя и в наши дни.
3. Религиозное мировоззрение и его особенности. Основные принцыпы и установки религиозного сознания.Актуальность и значение религии в современном мире. Позднее возникает Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса.(досократовская философия); Теоцентризм (Теос - Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм). Религия четко фиксирует: вначале ничего не было, только слово и Бог, не было мира. Бог создает мир из НИЧЕГО! посредством слова. Существует два мира: земной – временный, несовершенный, изменчивый и божественный – вечный, бесконечный, абсолютный, неизменный, совершенный. Эсхатология – наука о конце света, основу которой составляет учение Нона Богослова. Смерть – переход либо в ад либо в рай. Первый принцип религиозного открытия. Теизм – сформировался в европейской культуре в 18-19 веке. Умеренная форма богоотрицания, согласно которому бог создает мир, приводит его в движение и больше не вмешивается, он больше не нужен. Пантеизм – признание бога как первосущности, стоящей по ту сторону мира. Пан – всё. Всё есть бог, бог есть всё. Атеизм – отрицание бога. По Ницше Бог умер, т к люди его убили. Достоевский – Бога нет – все дозволено! Но нет бога, нет и человека. Сверхчеловек не знает понятий добра и зла. Мерой добра и зла в человеке является совесть, если её нет, то нет и человека.

Основные принципы религиозного мировоззрения. Принцип откровения.

  1. Теизм есть признание в какой то мере бога как первосущности.

  2. Креационизм (творческий) – принцип творения, согласно которому бог сотворил мир.

Два варианта творения – теизм и пантеизм. В первом случае бог творит мир из ничего посредством слова, слово – божественный логос. Согласно этому варианту творения существуют два противоположных мира.

4.Судьба как мифологема и философско - религиозная проблема: понятие рок, фатум и фортуна в истории философии.

Главным принципом мифологического сознания является судьба. Ключевая идея мифа - идея судьбы (рока, фатума), предопределенность жизни. Нет ничего случайного. Идея судьбы присутствует в восточной философии. В дальнейшем эта идея судьбы трансформирует в ключевой философский принцип детерминизма.

Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость в конечном счете достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.
5.Философия как особая форма и тип мировоззрения. Понятие философии, ее предмет, методы, основные вопросы, проблемы. Философия возникает в 6 веке до нашей эры в 3х точках цивилизации: Др. Индии, Др. Китай и Др. Греции.

Философия (греч.) – любовь к мудрости. Ф. – наука мировоззренческая. Мировоззрение начинает складываться у индивида с первых дней его существования и обусловлено социальным положением, образом жизни, уровнем образования, судьбой, интеллектом, типом личности, способностями...

Философия – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Она является самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий. В отличии от мифологии, с ее фантастическими образами и ориентацией на традиции, и в противоположность религии, основанной на вере и апелляции к сверхъестественному, содержанием философии является осмысление результатов познавательной деятельности человека на основе принципов разума и данных науки. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир?

Основные функции философии:

  1. Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.

  2. методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

  3. познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.

социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.

6. Проблема генезиса, характеристика основных этапов развития философии и ее роль в современном мире. Философия - любовь к мудрости. Необходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Надо рассуждать критически. Второй этап. Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Средневековье. Третий этап. Возрождение (ренессанс). Возведение человека в центр Вселенной. Четвертый этап (новое время). Философ, обосновывающий введение науки. Пятый - философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Немецкая философия (критическое отношение ко всему). Философия 19 века (наука сама себе философия). Позитивная наука. Философ связан с развитием человека или науки.

В двух моментах своего генезиса : на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось переплетенным с естественнонаучным. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения( вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и религиозного. Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе , и в науках о природе. На этой основе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о пространстве, детерминизме, о всеобщих принципах, методах познания, о познавательных субъектно - объектных отношениях. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук(“атом”, “вещ-во”, и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания(например, “Закон сохранения и превращения энергии”). Та или иная система знаний считается научной, если она отвечает определенным критериям.

7. Принципы, основные формы и эволюция материализма и идеализма в истории философии. Солипсизм как крайняя форма субъективизма.

Материалистическое и идеалистическое понимание общества

История человечества - это история множества народов и государств, стран ирегионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических связий, процесс связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд-вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления динства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического

Солипси́зм (от лат. solus, «один», и лат. ipse, «сам») — радикальный и спорный философский подход, антагонистичный как материализму, так и другим формам идеализма. Крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

В различных трактовках подразумевает:

- Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего,

- Отрицание реальности всего, кроме собственного Я,

- Отрицание духовности всего, кроме собственного Я.

Считается, что понятие солипсизм ввёл Рене Декарт, известный французский математик и философ, в его работах солипсизм получил первое глубокое исследование, благодаря чему солипсизм стал популярным.

Одним из наиболее спорных моментов солипсизма является его непротиворечивость, попытки опровергнуть которую так и не увенчались заметным успехом. Таким образом, солипсизм своей непротиворечивостью ставит под сомнение состоятельность материализма и идеализма.

8. Основные сферы фил - го знания: главные проблемы и вопросы онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики, философии истории и др.

По мере усложнения общественной жизни происходит дифференциация разделов Ф.

В Древней Греции – 3 отдела: натурфилософия (о природе); логика (приемы и способы мышления); этика (о поведении).

В наше время существует около 15 разделов Ф.:

Онтология (что есть что) – учение о бытии, о сущем, что есть каждое явление. Решает основной вопрос Ф. (первооснова, прародитель природы, общества, человека).

Гносеология - учение о познании, то есть о том, может ли человек познать мир, истинно ли его знание, как происходит познание мира.

Логика – учение о приемах, методах, способах, законах человеческого мышления.

Этика – учение о морали, о поведении людей, причинах появления морали, ее сущности и законах.

Эстетика – учение об искусстве, о законах и причинах прекрасного.

Религиоведениеучение о причинах появления веры в Бога, истории различных религий.

Социология – учение об обществе, законах его существования и развития.

Аксиология – учение о ценностях и идеалах людей, путях их развития, рождения и существования.

Философские вопросы естествознания – обобщает данные естественных наук, предлагает принципы программ их развития.

Культурология – о культуре

Футурология – ставит задачи прогнозировать и изучать будущее человечества.

Философская антропология – как возникло человечество, причины и движущие силы его появления.

История Ф. – как развивалась Ф. в отдельных регионах, почему Ф. отдельных регионов так отличаются друг от друга.

9. Главные категории онтологии: бытие и небытие, действительность и возможность, понятие субстанции, движение 5ак способ бытия, пространство и время как формы бытия субстанции.

Субстанция – единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия. Быть – это значит постоянно изменяться, находиться в движении, развитии. Именно из этого положения формируется диалектическое понимание мира или диалектика бытия как учение о развитии всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений и событий бытия. Но при этом диалектика распространяется не только на бытиё природы, общества и человека, но и на познавательную деятельность человека – на познание. В др. гр. Сократ – я знаю что ничего не знаю. Истина рождается в споре – метод майефтики Сократа. Истина – результат борьбы противоположностей, истина – не результат а процесс. Гераклит Эфесский – Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Почему все изменяется? Источник развития – борьба противоположностей. Борьба противоположностей – отец всего. Гармония противоп. – мать всего. Источником всякого развития выступает противоречие – внутреннее и существенное или отношение противоположностей. У Гераклита – формула о взаимопроникновении противоположностей. Теплое – остывает, холодное нагревается. Пример: Стрельба из лука – тетива из кривой становится прямой и стрела летит. Геометрическое определение бога. Бог – это сфера, границы которой нигде, а центр которой везде. В условиях бесконечности пространства центр – везде, а значит нигде. Коперник =»Бруно =» Галлилей. Проблема центра мироздания. Развитие – это направленная изменчивость, направленное движение. Результатом развития выступает новое качество. Если мир изменчив, то значит автоматически необходимо говорить о пространстве изменчивости и о времени как длительности этой изменчивости. Пространство предметного бытия – это его пределы, протяженность или сумма трех измерений. А время – форма бытия, характеризующая длительность и последовательность смены состояний. Время – мера изменчивости бытия. Истинное бытиё неизменно, а все что мы считаем изменяющимся – иллюзия. Всякое изменение всегда ведет к изменению, распаду. Подлинное бытиё – неизменное бытиё. Родоначальником этого подхода выступает Эллейская школа. (Парменид, Зинон) Бытиё – это то о чем можно мыслить. Панлогизм – мышление тождественно равно бытию.Все есть мысль, все что есть, есть мысль. Никто не может доказать что несуществующее существует, поэтому есть только бытиё. Логика – наука о формах и законах мышления. Главный закон логики – недопустимость логического противоречия. Логика – либо есть что-нибудь, либо нет. А не и/и. В эллейской школе мышление совпадает с бытиём, бытиё должно быть непротиворечивым. Между тем движение (изменение) и в своем логическом определении и в своем реальном проявлении есть противоречие. Движение – это такое состояние (изменение), когда тело находится в данной форме и одновременно в ней не находится. И на этом основании движения как непротиворечивого основания быть не может. Подлинное бытиё неизменно. Небытиё отрицается как логическое противоречие. Небытиё – пустота. Эти идеи в дальнейшем получаю развитие в системе Платона, согласно которому существуют два мира: мир идеальных первосущностей, неизменных идей и производная от него – изменяющийся материальный мир веще. Мир идей Платона – объективный мир, не зависит от человека. Все идеи человек черпает оттуда. Философия Платона не совпадает с языческими представлениями о мире. В любой религии есть два мира: Первый – вечный, божественный, неизменный. Второй – тварный, сотворенный. Основной вопрос Онтологии – что значит быть? Соотношение единичного и общего бытия – одна из центральных проблем онтологии. Источник бытия – концепция Праны. Восточная философия предельно субъективна. Что есть и что существует. Как это существует.

10. Познание как отражение реальности: соотношение чувственного и рационально - логического моментов в познании.

Уровни НП: 1) теоретич: что делают – формализация, моделирование, индукция-дедукция, анализ-синтез; что получают – принципы, теории, гипотезы, законы, категории

2) Эмпирич: что делают – наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение; что получают – факты, эмпир законны, мат модели.

Закон – это наиб существ, повторяющ необх связь явл-й, объектов и сост-й этого мира

Гипотеза – 1-й шаг теор мышления – научное предположение, основ лишь на части фактов изучаемой области.

Теория – мысленная конструкция, основ на проверке гипотез. Это подтвержден практикой гипотеза.

Принципы – наиб общ установки, подходы в рассмотр-и целой области, действит-ти.

В истории Ф и Н давно шел спор о путях познават деят-ти: спор сенсуалистов и рационалистов. В 20 в этот путь обозначил Ленин «от чувств созерцания к логич мышлению, а от них к практике». Спор сенсуал и рационал марксизм разрешил путем введения в познание принципа практики – не только наблюдение и эксперимент, но и производств деят-ть Ч, житейски-бытов деят-ть, процесс обучения и воспитания, худож тв-во, соц практика.

11. Проблема познаваемости мира: диалектика познавательного процесса, критика скептицизма, релятивизма, агностицизма.

Гносеология - теория познания. Познаваемый мир - эта проблема вытекает из основного вопроса философии ( взаимодействие сознания и материи). Познание - это всегда отношение, взаимодействие человека с виром, объекта и субъекта, в процессе которого человек получает некую информацию в форме знаний об окружающем мире, о свойствах этого объекта. Центральными проблемами является проблема истины и метода познания этой истины.

1. Человек есть мера всех вещей. Имеет гносеологический мысл. Субъективистское понимание истины. 2. Принцип релятивности. об одной и той же вещи можно высказать как мин 2 прямопротивоположных суждения, оба из которых истинны. У Канта это будет наз. антиномией истинного разума. Антиномия Канта будет служить для него неким критерием ограничения до которого мы можем познать. Агностицизм - форма скептицизма. нельзя быть абсолютно уверенным в знаниях, всегда есть сомнения. для софистов истина не явл. самоцелью. Познай самого себя и ты познаешь весь мир. Я знаю, что ничего не знаю, а др., кот. утверждают, что все знают, не знают даже и этого.

12. Проблема истины и метода как главные вопросы гносеологии и из решение в истории философии.

От греческого Гносис –знание. Философское учение о познании. Ее главный вопрос – что есть истина и как ее найти. Для Сократа знание есть высшая добродетель человека. Этический рационализм: Все зло есть результат невежества. Согласно Сократу именно знание делает человека свободным. Сократ-Спиноза-Гегель-Маркс. Развитие познавательного процесса движется от мифа к …(?). К субъективному знанию и наконец к гносису – логическому и практическому обоснованному знанию. Гностицизм – истинное знание есть только у бога. Бог, для того чтобы спасти людей, посылает миссию. Гносеологически, основной вопрос философии – соотношение между субъектом и объектом. Познание есть процесс взаимодействия, это отношение субъекта и объекта, оно целенаправленно и осмысленно. Познавательное отношение между субъектом и объектом – знание. Знания могут соответствовать объекту, тогда они будут истинными и не соответствовать, тогда они будут ложными. Критериями истинности и лжи выступают практика и логика. Объективность истины и диалектика познавательного процесса. Закон – общая объективная связь. Законы бытия – объективные, общие существенные и необходимые связи между явлениями бытия. Объективная истина – такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и всего человечества, т к содержанием наших знаний является объективный окружающий мир, тогда как по форме своего проявления истина всегда субъективна. В истории философии многие направления, начиная со скептиков подвергали сомнению возможность получения объективной истины. Крайняя форма скептицизма получила название агностицизм – отрицание возможности познания сущности бытия. Наиболее ярким проявлением скепсиса является гносеология канта, согласно которой существуют некоторые вещи в себе. Они принципиально недоступны сознанию. Диалектическое определение истины: истина есть момент тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Абсолютная истина есть тот предел наших знаний, (постоянно отодвигающийся) складывающийся из абсолютной суммы истин относительных – временных, неполных, ограниченных.) Таким образом, истина есть бесконечный процесс обновления и накопления знаний.

13. Наука как общественное явление и тип мировоззрения: сущность и социальные ф-ии науки. Критика сциентизма.

Наука, как и философия, родилась в Др. Греции. Н. стала важнейшим фактором научно - технического прогресса, цивилизации. В мировоззрении играют большую роль. 3 периода:

1. совокупное знание древних, обращенное к самым разным предметам. 2. специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания. 3. формирование теоретических разделов ряда наук.

Научно - философским мировоззрением можно назвать такую систему познания мира и места в нем человека, которая ориентирована именно на науку.

Ф-ии науки: обобщение, открытие наиболее общих закономерностей, связей, формирование гипотез об общих принципах, тенденция развития

Предпосылки возникновения Н:
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта