|
Итоговая таблица. Произведения Взгляды педагога
Педагог
Страна
Годы жизни
Произведения
| Взгляды педагога
| Особенности мировоззрения педагога
| Природа ребенка и его развитие
| Цели и принципы обучения и воспитания
| Организационные формы обучения
| Основные направления и аспекты воспитания
| Роль учителя
| Роль семьи
| Что внес в педагогическую теорию и практику
| Мишель де Монтень Франция 1533 - 1592 «Опыты»
| Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий.
Скептицизм как течение в философии является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами.
| Считал, что природа каждого ребенка уникальна и каждого необходимо воспитывать исходя из его задатков и склонностей.
Из «Опытов»: «…люди же, быстро усваивающие привычки, чужие мнения и законы, легко подвержены переменам и к тому же скрывают свой подлинный облик.
Трудно поэтому преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, чего те как следует усвоить не в состоянии. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах следует неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души…»
Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по своему объему, и по своему характеру, го нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.
| Основной целью обучения было развивающее образовании, способствующее выработке самостоятельного мышления. Из «Опытов»: «…Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже слушал своего питомца…»
| Преподавать должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.
Преподаватель должен наставлять ученика, помогать ему, но не делать все за ученика.
Из «Опытов»: «…Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни…»
| Направления воспитания: гуманитарные и естественнонаучные дисциплины такие, как: логика, физика, геометрия, риторика, философия, история. Также де Монтень считал необходимым в воспитании игры и физические упражнения.
Из «Опытов»: «...Даже игры и упражнения - и они станут неотъемлемой и довольно значительной частью обучения: я имею в виду бег, борьбу, музыку, танцы, охоту, верховую езду, фехтование. Я хочу, чтобы благовоспитанность, светскость, внешность ученика совершенствовались вместе с его душою. Ведь воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое...»
| Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Автор выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения.
Из «Опытов»: «…столь безграничная власть учителя чревата опаснейшими последствиями, особенно если учесть характер принятых у нас наказаний…»
| Семья должна воспитать человека, которые руководствуется в жизни основными человеческими ценностями, физически здоров, интеллектуально развит. Он сможет создать хорошую семью, работать на благо общества, сможет достойно и счастливо жить в этом мире.
| Педагогические взгляды Монтеня: он сторонник развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались. Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
| Владимир Мономах Россия
1053-1125 «Поучение»
«Летопись»
«Устав»
«Письмо к Олегу Святославовичу»
| Владимир Мономах отличался христианским сердечным умилением: слезы текли, обыкновенно текли из его глаз, когда он молился за Отечество и народ в храме.
| Воспитание ребенка должно проходить в вере. Ребенок должен слушаться родителей и учителей.
| На первом месте нравственное и духовное воспитание, обучение толерантности и терпимости, сострадательности к бедным, больным, сиротам.
| Были созданы сборники: «Поучение детям», в которых были правила поведения, нравственности и морали.
| Направлял обучение на совершение добрых дел, поступка благодетеля. «О, дети мои! Хвалите Бога, любите так же человечество. Ни пост, ни уединение, ни монашество спасет вас, но благодеяние…»
| Учитель требовал большого уважения к себе. От него зависело каким вырастет ребенок и что будет уметь
| Родители должны воспитывать ребенка в вере. Ребенок должен был с детства утешать, быть жалостливым по отношению к другим.
| Один из первых педагогов. Учил добру, справедливости. Впервые ввел сборник для детей.
| Сильвестр ?-ок.1566
Россия
«Домострой»
«Малый Домострой»
| Религиозное мировоззрение.
Житейская мудрость,
обязанности религиозные и семейно-общественные, а также домашнего хозяйства.
"Домострой" изображает жизнь богатого человека.
| «Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и непощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши…»
| По содержанию "Домострой" делится на три части:
1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте;
2) "о строении мирском" - ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам;
3) "о строении домовном" - множество мелочных наставлений по части домашней экономии.
| Следует почитать духовного отца, повиноваться ему во всем, каяться перед ним со слезами, исповедовать свои грехи без стыда и без срама, и соблюдать его наставления.
(«Домострой»)
| Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие то "чудеса и якобы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" Сильвестр прибег, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах".
| Духовный отец.
«Приискать отца духовного доброго, боголюбивого, и благоразумного, и рассудительного, а не потаковщика пьяницу, не сребролюбца, не гневливого».
| «…заботится о чадах своих отцу и матери, обеспечивать их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей»
| Излагает права жития.
Святоотеческие наставления о христианской жизни.
«Домострой» является воспитательной и наставляющей книгой.
| Ян Амос Коменский Чехия
1592 – 1670
”Великая дидактика”
| Выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Впервые сумел осмыслить и обобщить накопленный опыт воспитания и образования подрастающих поколений
В семье и школе, вскрыл коренные пороки практики воспитания своего времени.
| Жизнь подрастающего поколения делит на 4возрастных периода:
1) Детство (рождение - 6) характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
2) Отрочество (6-12) развитие памяти и воображение с их исполнительными органами - языком и рукой;
3) Юность (12-18) помимо указанных качеств, характеризуетсяся более высоким уровнем развития мыления;
4) Возмужалость (18-24) развитие воли и способность сохранять гармонию).
| Коменский полагал, что в каждом человеке должна быть развита человеческая сущность и в этом состоит главная цель воспитания.
| Коменский являлся родоначальником педагогического реализма, не только вступив с уничтожающей критикой схоластической школы средневековья с её исключительным влиянием к латинскому языку, но и разработав новое содержание образования, основанное на новейших достижениях наук того времени.
| Разработал стройную педагогическую систему, учитывающую особенности естественного развития детей и способствующую этому развитию.
| Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным, трудолюбивым, должен быть авторитетом для учеников. Учитель должен совершенствоваться в своих знаниях и умениях.
| Первой ступенью воспитания и образования для детей от рождения до 6 лет должна быть так называемая материнская школа-воспитание в семье под руководством матери. Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, послушанию, любви к людям.
| В своем наиболее известном педагогическом труде “Великая дидактика” Коменский предложил впервые в истории педагогики систему школ, аргументируя её разработанной им же самим возрастной периодизацией от рождения до зрелости, по Коменскому до 24 лет.
| Джон Локк Англия
1632-1704
"Мысли о воспитании"
"О пользовании разумом"
"Опыт о человеческом разуме"
| Любовь к Богу, преклонение перед его мудростью и силой.
| Отрицал врожденность идей, выступал за опытное происхождение человеческого знания. Душа человека - белая бумага, "без всяких знаков и идей", заполнить которую надлежит воспитанием.
| Обеспечение счастьем индивида, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой "здоровый дух в здоровом теле". Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование—важнейшие задачи воспитания. Стремился придать обучению практический характер.
| Настоящий джентльмен воспитывается дома. Следует избегать как физических наказаний, так и особых поощрений и наград.
| Выделял физическое, умственное, религиозное, нравственное, трудовое воспитания. В обучении нужно опираться на интерес и любознательность детей.
| Учитель должен быть примером для подражания. Обращал внимание на важность индивидуального подхода к учащимся с учётом их психологического склада, наклонностей, возраста и уровня развития.
| Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей и позволяло создать упорядоченную, "нравственную" среду.
| Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa» (чистой доске), наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.
| Василий Никитич Татищев
Россия
1686-1750
«История Российская»
«Записка об учащихся и расходах на просвещение в России»
«Духовная моему сыну»
«О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»
«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»
| В. Н. Татищев изложил собственное мировоззрение, покоящееся на идеях естественного права, естественной морали, естественной религии.
Основной идеей мировоззрения была модная в то время идея естественного права, естественной морали, естественной религии.
Высшая цель или «истинное благополучие», заключается в полном равновесии душевных сил, в спокойствии души и совести», достигаемом путем развития ума «полезной» наукой (медицина, экономия, законоучение, философия).
| Школы должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста», что в известной мере предвосхищало основную педагогическую идею Н.Г. Чернышевского.
Проблемам школьного обучения и нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение В.Н. Татищева «Духовная моему сыну» (1734). В содержание образования дворянских детей он помимо письма и знания законов вводил широкий круг точных и прикладных наук: арифметику, геометрию, пушкарское дело, фортификацию, русскую историю и географию, немецкий язык, открывающий путь к новой европейской школьной учебной книге. После школьного этапа образования дворяне с 18 до 30 лет должны были, по мнению В.Н. Татищева, развивать свои познания, умения и навыки, находясь на государственной службе, и лишь после 30 лет они должны были думать о женитьбе.
Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников
| В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
Принцип «разумного эгоизма» должен предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра.
Выделял 3 этапа обучения:
1) начальное образование;
2) общее образование: главная задача обучения на этом этапе — освоить, по его словам, «нужные науки». Они должны были дополняться «науками щегольскими»: поэтикой, музыкой, танцами, живописью. В совокупности они должны были служить целям самопознания и подготовки к практической жизни. В связи с этим значительное место в общем образовании следовало уделять домоводству — обучению ведению домашнего хозяйства;
3) профессиональное образование: необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей.
| Методы обучения вполне традиционны для российских училищ того времени. В частности, он рекомендовал широко использовать метод обучения старшими учениками младших.
| Рекомендовался учебник Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», а в качестве прописей — листы заводской документации. В содержание общего образования должны были входить: письмо, грамматика родного языка, обучение красноречию, иностранные языки, математика, физика, ботаника, анатомия, русская история, отечественные законы, география, врачевание, умение владеть оружием. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др., по мере практической надобности.
| Учитель — не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду. Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимания уделяя тем предметам и наукам, к которым ученик проявляет склонность.
| Задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета. Одно из требований — говорить с детьми в домашних условиях на иностранных языках, обучать детей светским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице, учить танцам, умению красноречиво говорить. Данное произведение настраивало на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его к будущей придворной деятельности.
| Татищев впервые в истории общественной мысли в России объявил принцип "разумного эгоизма" универсальным критерием всей совокупности человеческих отношений.
Татищев утверждает, что чувства и воля отдельного человека обязательно должны сдерживаться разумом. И хотя человек обязан во всем исходить из пользы для себя, однако делать это следует разумно, то есть соотносить свои желания с желаниями других людей и общества в целом. Важнейшей обязанностью человека Василий Никитич считал служению своему Отечеству. Известную идею "общей пользы", которая главенствовала в теоретических трактатах западноевропейских ученых, он трансформировал в идею "пользы Отечества".
В.Н.Татищев принял характерную для XVIII века практическую трактовку существа научного знания. Знание-сила, оно нужно для осуществления практических дел. Ценность знания - в его способности выполнять роль средства преобразования окружающего мира. Образование же - это знание в действии.
| |
|
|