Курсовая работа. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративноприкладной деятельности
Скачать 1.47 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой С.А. Новоселов ______ ______________ дата подпись Исполнитель: Эльрих Екатерина Викторовна, обучающийся БН-42 группы ___________________ подпись Руководитель: Куприна Надежда Григорьевна, д-р пед. наук, профессор _________________ подпись Екатеринбург 2018 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...... 6 1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» …………… 6 1.2. Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста ………………………………………………. 12 1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста………... 17 ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …… 23 2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста………. 23 2.2. Проектирование работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности…………………………………………………………………... 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 38 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 42 3 ВВЕДЕНИЕ Современные социально-экономические условия, сложившаяся образовательная ситуация диктуют новые требования к развитию творческой личности, характеризующейся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования выделяется «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях» [23]. В связи с этим на первый план выступает развитие у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, творческого мышления, что является актуальным направлением современной педагогики. Развитое творческое воображение способствует формированию у детей всех высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, что является залогом всесторонне развитой личности. В условиях глобализации, в эпоху телевидения, гаджетов, компьютерных игр и пр., у детей развивается шаблонное мышление, преодолеть которое возможно посредством раннего развития творческого воображения обучающихся. Одним из эффективных средств развития творческого мышления у младших школьников является декоративно-прикладная деятельность. Во-первых, в этот период развития игровая, практическая деятельность остается для детей наиболее интересной, во-вторых, именно творческая деятельность вызывает более сильные эмоции и впечатления. Поэтому в этом возрасте декоративно-прикладная деятельность имеет важнейшее значение для развития восприятия, памяти, воображения, аналитических умственных способностей, эстетического вкуса. Декоративно-прикладная деятельность позволяет обогатить творческие стремления детей младшего школьного возраста, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, 4 умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладной деятельности новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладной деятельности у обучающихся закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно- прикладного искусства в жизни. На необходимость развития творческого воображения указывают многие исследователи: Д.Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Н. Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, К. Хеллер, Дж. Гилфор и др. Анализ сложившейся ситуации в области развития творческого воображения у младших школьников, выявил следующие противоречия: – между потребностью в развитии творческого воображения у младших школьников и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования; – между потенциальными возможностями декоративно-прикладной деятельности младших школьников в формировании творческого воображения и ее недостаточным использованием в образовательном процессе начальной школы. Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы, методы и условия развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, вышеназванные противоречия, а также теоретическая значимость исследования обусловили выбор темы нашей проектировочной работы: «Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности». 5 Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности. Объект исследования – процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности. Предмет исследования – комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно- прикладной деятельности. Исходя из определения цели, были поставлены следующие задачи исследования: 1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение». 2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. 3. Раскрыть возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста. 4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. 5. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности. Теоретико-методологической основой нашей работы явились труды ведущих ученых: – по концепции развития воображения у детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П. Торренс, Д.Б. Эльконин); по вопросам развития креативности, творческого воображения и способностей детей (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, В. Н. Дружинин, А. В.Запорожец, В. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, К. Хеллер, Дж. Гилфорд); 6 по вопросам развития детского творчества (Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, Л. Ф. Обухова); по развитию творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности (Т. С. Комарова, Н. Б. Саккулина, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова); по вопросам взаимосвязи воображения с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, А.И. Савенков, Л.Ю. Субботина). Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: – теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста; – эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование. – методы обработки результатов исследования: статистические, математические. База исследования. Базой нашей работы является муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №88 (МАОУ Лицей № 88), находящийся по адресу: 620062,г. Екатеринбург, проспект Ленина, 64а. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности, а также в возможности применения данного комплекса занятий в педагогической практике начальной школы. Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений. 7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» Одной из важнейших задач образовательной организации на современном этапе является обеспечение гармоничного развития ребенка, что в свою очередь обязательно предусматривает развитие воображения обучающихся. Воображение является высшей психической функцией и отражает существующую действительность. Развитие внимания, памяти, мышления невозможно без воображения. Для выполнения цели исследования, необходимо ознакомиться с понятием и сущностью «творческого воображения». К анализу сущности воображения обращались Аристотель, Кант, Платон, Фихте, Шеллинг. И в наши дни данная тема остается актуальна в разных областях психологии, педагогики. В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина, воображение рассматривается не только как предпосылка эффективного усвоения детьми новых знаний, но и, как условие творческого преобразования у обучающихся этих знаний, способствующее саморазвитию личности. Анализ научной литературы позволил ознакомиться с различными трактовками данного определения. Психологический словарь рассматривает воображение как «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслей на основе имеющихся знаний и опыта» [35, с. 22]. Определение, взятое из психологического словаря Р. Н. Немова, трактует воображение, как «способность создавать представление отсутствующего или реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [29, с. 655]. 8 В «Философском словаре» дается следующее определение понятия воображения: «это способность строить новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании, основанные на преобразовании полученных реальных впечатлений» [40, с. 101]. По мнению Л.С. Выготского, воображение «не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а создает какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, включение в наши впечатления чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [16, с. 12]. В своей работе Е.И. Игнатьев пишет, что «основным признаком процесса воображения выступает преобразование и переработка данных и материалов прошлого опыта, в результате которых вырабатывается новое представление» [20, с. 34]. С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [37, с. 366]. Анализ различных психолого-педагогических литературных источников позволяет сделать вывод о том, что воображение есть процесс создания нового образа на основе имеющегося жизненного опыта. Важной особенностью является то, что воображение протекает и в мыслительном, и в наглядном плане. Поэтому можно отнести воображение и к мыслительной деятельности, и к формам чувственного отражения действительности. Воображение является одной из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. По мнению философа Э.В. Ильенко, «отличительной способностью человека от животного является фантазия или сила воображения. Без нее невозможно сделать ни шагу не только в искусстве, но и перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [21, с. 327]. Д. Дидро считал, что «без воображения нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным 9 человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком» [33, с.65]. Таким образом, воображение свойственно только человеку и выступает важным условием его трудовой деятельности. Практическая деятельность человека неразрывно связана с воображением. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет образ того, что он и как будет делать, т.е. уже заранее создается образ той материальной вещи, которая будет создана в результате последующей практической деятельности. В научной литературе выделяют непроизвольное и произвольное воображение. Воображение считается непроизвольным, когда «специальные намерения человека не участвуют в возникновении образов, и произвольным, когда новые образы появляются в результате специального намерения создать что-то конкретное» [16, с. 58]. Формирование образа воображения в большей или наименьшей степени происходит с опорой на образы памяти. В связи с этим различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. Под воссоздающим воображением понимается создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Примерами воссоздающего воображения могут служить образы, возникающие при чтении каких-либо описаний (литературных, географических, исторических и т.д.), при зрительном восприятии чертежей, при рисовании иллюстраций к прочитанным книгам. Творческое воображение трактуется как целенаправленное создание образов, реализующееся в неповторимых продуктах деятельности; именно творческое воображение является истоком всех технических, художественных и любых иных видов творчества. Если рассматривать творческое воображение как процесс, то можно сказать, что это анализ (разложение) и синтез (соединение элементов в новом сочетании) накопленных человеком знаний. В своей работе О.М. Дьяченко, исследуя феномен детского воображения, выделила два вида воображения: «аффективное и 10 познавательное» [20, с. 53]. В основе познавательного воображения лежит специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. Аффективное воображение «проявляется в ситуациях противоречия, в процессе становления у ребенка образа «Я» и выступает одним из механизмов его построения» [20, с. 54]. Ученые выделяют различные типы воображения: Рис. 1. Типы воображения Воображение различают по степени волевых усилий и по степени активности. Преднамеренное воображение есть самостоятельная мыслительная деятельность по воссозданию образов. Непреднамеренное же является «всплыванием» образов. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. При пассивном воображении образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Различают также репродуктивное и продуктивное воображение. В первом варианте ставится задача воссоздать окружающую действительность в том виде, какова она есть, с элементами фантазии, при этом воображение больше напоминает припоминание, чем творчество. Типы воображения По степени волевых усилий По степени активности Непреднаме ренное Активное Преднамере нное Пассивное 11 Отличие же продуктивного воображения в том, что в нем действительность осознанно моделируется человеком, творчески преобразуется. Воображение является очень важным процессом, и выполняет в нашей жизни специфические функции: представление окружающей действительности в образах и возможность их пользовать в процессе жизнедеятельности, при этом воображение тесно взаимосвязано с мышлением; регуляция эмоциональных состояний, т.е., благодаря воображению человек имеет возможность удовлетворить некоторые свои потребности, нереализуемые в действительности, что может снять напряжение, ими вызванное; регуляция познавательных процессов, таких, как восприятие, внимание, память, речь, эмоции, т.е. человек может управлять ими посредством воображения (например, для успокоения в сложной ситуации, можно припомнить или представить спокойную обстановку); формирование внутреннего плана действий, программирование своей деятельности. Без сомнения, воображение тесно связано с творчеством. И, эта зависимость обратная, т.е. как раз воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Рис. 2. Формы воображения Формы воображения Мечта Грезы Галлюцинации Фантазия Сновидения 12 Сновидение является пассивной и непреднамеренной формой воображения. Во время сна подсознание человека помогает выразить и удовлетворить различные потребности, нереализованные в жизни. Галлюцинации проявляются как фантастические видения, не имеющие, теоретически, почти никакой связи с реальной действительностью, и являются симптомом каких-либо психических нарушений или работы организма. В отличие от галлюцинаций, грезы, – это естественное психическое состояние, которое отражает реальное желание или потребность человека. Мечта есть особая форма внутренней деятельности, заключающаяся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта более связана с действительностью, чем греза [32, с.11]. Большинство педагогов и психологов указывают на тесную связь воображения с другими психическими процессами. В 1868 г. Тиссо выделил четыре способности, из которых состоит воображение: «восприятие, снабжающее нас материалом; память, воспроизводящая этот материал; ум, придающий пропорцию и единство, вкус или интеллектуальная чувствительность, позволяющая испытывать наслаждение при виде или простом мысленном постижении прекрасного ансамбля» [36, с. 23]. Таким образом, воображение тесно связано со всеми психическими функциями – восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, что значительно углубляет и расширяет процесс познания, а также оказывает влияние на становление личности в целом. Именно успешное развитие воображения способствует целостному психическому развитию ребенка, освоению им разных видов деятельности, связанных с восприятием, эмоциями, мышлением и речью. Воображение выступает основой наглядно-образного мышления, которая позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Именно воображение дает возможность сориентироваться и принять правильное решение человеку даже в тех случаях жизни, когда практические действия или не возможны, или 13 затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). В отличие от восприятия, образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них присутствуют элементы фантазии, вымысла [36, с. 25]. Рассмотрим техники воображения. Рис. 3. Техники воображения Существуют следующие приемы преобразования окружающей действительности с помощью воображения: агглютинация, т.е. сочетание или комбинирование различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях (например, персонажи сказок – человек-зверь или человек-птица; акцентирование – это подчеркивание черт (например, карикатура, где характерные черты оригинала воспроизводятся в утрированном виде); схематизация – прием, основывающийся на том, что основные черты сходства сливаются, а различия сглаживаются (например, любой схематический рисунок); типизация – специфическое обобщение, т.е. преобразование образа путем выделения существенного, и упрощение, опущение нетипичных деталей (например, сложившиеся образы врача, учителя, пожарного). Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: воображение представляет собой крайне сложный по своему составу психологический процесс. Эта сложность проявляется в изучении процесса творчества и часто Техники воображения Агглютинация Схематизация Заострение Акцентирование Типизация 14 приводит к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воображения, как психологического феномена, позволяет сделать следующие выводы: – воображение является главным психологическим механизмом творческой деятельности человека; – деятельность воображения – это воспроизведение новых образов вследствие переработки мозгом материала и представлений, полученных в предшествующем опыте; – существует прямая связь между уровнем и характером развития воображения человека и его жизненным опытом; – взаимная связь между воображением и эмоциями требует развития воображения у детей одновременно с развитием их эмоциональной сферы. – источником воображения является объективная реальность; – воображение выступает основой творческой деятельности человека. Рассмотрим подробнее, что такое «творческое воображение». В каждом творческом процессе ключевую роль играет воображение. Это можно проследить на примере художественного творчества. Целью художественного воображения является создание новых образов. Творческое воображение в любом случае основывается на обыденном, знакомом представлении. Но в то же время, способность к творческому воображению обуславливает умение чуть отклонившись от реальности, создать новую ситуацию. Творческие способности есть индивидуальные психологические характеристики человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 15 Под творческими способностями обучающихся подразумеваются комплексные возможности ребенка в совершении определенных действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов. Можно выделить следующие компоненты творческих способностей обучающихся: творческое мышление; творческое воображение; применение знаний о творческой деятельности. Ни одна творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество – есть сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Именно воображение выступает его фокусом, центром. Новый продукт, созданный личностью в процессе творчества, может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). Чаще всего мы можем наблюдать у детей продукты творчества второго вида. Хотя возможны и создания детьми объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творчество и воображение оказывают помощь ребенку формировать свою личность. Основной предпосылкой развития воображения является воспитание ребенка, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Важнейшими условиями для творческого воображения выступают: целенаправленность, то есть сознательное накопление информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; длительное «погружение» в проблему. Специфической особенностью процесса творческого воображения является то, что данные процесс не является планомерным, непрерывным поиском нового образа, повышение творческой активности чередуется с периодами ее спада [3, с. 225]. 16 Формированию творческого воображения и развитию личности ребенка способствует игра. Именно эта особая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром развивает творческое воображение, что позволяет параллельно развиваться и остальным психическим процессам. Необходимо отметить, что человек не рождается со сформированным воображением. Развитие воображения осуществляется в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в последующем будут служить материалом для создания образов воображения. Воображение формируется в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, развития его высших психических функций. Творческое воображение есть вид воображения, которое основывается на самостоятельном создании образов, не существующих доселе, либо это модификация знакомого образа, наделение его новыми свойствами. Исследования ученых (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др.) приводят к выводу, что творческое воображение является не только предпосылкой наиболее эффективного усвоения обучающимися новых знаний, но и условием творческого их преобразования, т.е. систематизации знаний, способствует саморазвитию личности. Анализ научной литературы позволил нам выделить важнейшие составные части творческого воображения: диссоциацию и ассоциацию воспринятых впечатлений. Любое впечатление можно представить как сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация рассматривается как процесс рассечения целого образа на части, с последующим выделением и сравнением этих частей для их сохранения в памяти. Диссоциация, таким образом, лежит в основе будущей деятельности фантазии [6]. Объединение диссоциированных и измененных элементов называется ассоциацией. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Процесс ассоциации может происходить на различной основе и 17 принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям [6]. Творческое воображение развивается при целенаправленной деятельности. В образовательной организации это достигается на уроках труда и изобразительного искусства, и реализуется путем осуществления двух аспектов обучения: работа по приобретению технических приемов (репродуктивные методы); развитие творческих способностей (различные творческое методы). Таким образом, творческое воображение представляет собой процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения) не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. 1.2. Особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста Важное место в отечественной психологии занимают исследования, посвященные развитию воображения у обучающихся начальных классов. А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин связывают развитие воображения с развитием учебной деятельности ребенка, а так же конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной деятельностью. Поступление ребенка в школу, смена игровой деятельности на учебную, включение его в системы межличностных отношений способствуют перестройке всех его познавательных процессов. Основными характеристиками всех познавательных процессов школьника должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. В младшей школе на смену непроизвольному вниманию приходит произвольное, что позволяет ребенку легко переходить с одного вида деятельности на другой без особых затруднений и внутренних усилий [33, с. 145]. Продолжается 18 развитие памяти. Память младших школьников достаточно хорошая, и это в основном касается механической памяти, которая за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в развитии логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью [33]. Учебная деятельность в начальных классах способствует, прежде всего, развитию таких психических процессов как ощущения и восприятие. Для младших школьников характерны острота и свежесть восприятия. Однако в начале учебной деятельности восприятие не достаточно развито. Обучающиеся еще неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты. Им свойственна «недостаточность углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии; связь восприятия с действиями, ярко выраженная эмоциональность» [45, с. 76]. С развитием мышления происходит качественная перестройка восприятия и памяти в произвольные, регулируемые процессы. Воображение, как один из важных познавательных процессов, формируется и развивается в процессе учебной деятельности под влиянием ее требований. На развитие воображения также влияют непосредственные впечатления. К основным тенденциям развития воображения в младшем школьном возрасте относятся: усовершенствование воссоздающего воображения, которое связанно с представлением ранее воспринятого или созданного образа в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и др. Представления младших школьников постепенно становятся более реалистичными, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Также получает дальнейшее развитие творческое воображение. Таким образом, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияний непосредственных впечатлений, с другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанных с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции 19 логики, законов объективного мира. Часто педагоги отмечают, что дети 7-8 лет, пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, неумышленно дополняют, обогащают его выдуманными потребностями. Причем ребенок и сам искреннее верит тому, что так было. Аналогично бывает и в случае, когда ребенок хочет привлечь внимание взрослого к своему рассказу, при желании возвыситься в глазах взрослых или своих сверстников. Труды А.С. Белкина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, раскрывают воображение как предпосылку эффективного усвоения обучающимися новых знаний, умением творческого преобразования этих знаний в жизни, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной мере определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации [18]. И.В. Гете считал, что дети могут из всего сделать все. То есть они применяют творческий подход к преображению окружающего мира. Французский психолог Т. Рибо выделил следующие стадии развития воображения, соответствующие развитию умственных способностей детей: детство и отрочество – много фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – соединение вымысла и деятельности; зрелость – подчинение воображения интеллекту [36, с. 135]. Развитие творческого воображения и получение новых знаний в младшем школьном возрасте неразрывно связаны друг с другом. Воображение тесно связано с развитием высших психических функций (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми для развития учебной деятельности. Поэтому развитие творческого воображения способствует лучшему усвоению знаний. Как пример представим взаимосвязь воображения и внимания: для усвоения абстрактных понятий педагог использует наглядно-образные представления. Обучающиеся младшего школьного возраста часто фантазируют, однако они различают действительность и вымысел, и их фантазии опираются на конкретные знания. Из этого можно сделать вывод, что 20 младшие школьники способны к целенаправленному творческому воображению. Л.С. Выготский в своей работе пишет: «Младший школьник может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, однако, больше доверяя продуктам своего воображения и меньше контролируя их» [16, с. 439]. Творческое воображение выступает психологической основой любой творческой деятельности младшего школьника. Их игровая деятельность, так же, как и учебная, осуществляется благодаря воображению. Чтобы фантазии и грезы не были пустыми, необходимо помочь ребенку правильно использовать свои возможности воображения, научить применять в учебной деятельности, способствовать развитию абстрактного мышления, внимания, речи, творческой деятельности [6, с. 156]. К показателям творческого воображения младших школьников относятся: количественная продуктивность их деятельности; гибкость использования идей; оригинальность воображения. Характерные особенности творческого воображения младших школьников: различная легкость реорганизации реальности в воображении; импульсивность и эмоциональный настрой; отсутствие ярко выраженного устремления к получению высоких показателей в работе. Можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста процесс развития творческого воображения определяется многими факторами. К этим факторам относится общий уровень интеллектуального развития, высокий уровень мышления познавательной активности, а также специфика предметной среды. Также не следует забывать, о том, что важную 21 роль в этом процессе играет личность педагога, его творческий потенциал, а также уровень профессионализма. В последние годы большинство детей получают уже готовые игрушки, которые недостаточно способствуют развитию воображения и тормозят их развитие, в то время, как манипуляции символическими, самодельными игрушками дают простор фантазии. Например, простая палочка в различных играх может выполнять роль дудочки, ружья, лошадки. В процессе становления личности необходимость во внешней опоре (в символической фигуре) исчезает, и происходит интериоризация – переход к игровому действию с несуществующим реально предметом, его игровому преобразованию, к приданию ему новых свойств и качеств, представлению действий с ним в умственном плане. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Развитие есть процесс, в результате которого происходит изменение качества чего-либо, переход от одного качественного состояния к другому, от низшего к высшему. В своей творческой деятельности обучающийся начального звена узнает и начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования – на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности – на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве – на знание правил письменной речи. Благодаря этому, продукты творчества обучающихся становятся более полноценными, однако это зачастую ограничивает его творческое воображение. Развитие творческого воображения необходимо направлять и формировать в процессе учебной деятельности. Это возможно посредством создания педагогом ярких образов, рисующих картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, творчество на определенную тему. 22 Педагог должен формировать и адекватное критическое отношение к творческому воображению и его продуктам. М.Э. Ванник выделила основные этапы творческого воображения у обучающихся начального звена: подготовительный (мотивирование к созданию); вынашивание замысла (эскиз, зарисовка); реализация замысла (создание конкретного образа); представление результата (выставка работ) [11]. При целенаправленном формировании творческого воображения, оно приобретает качественно новые характеристики: появляется большая устойчивость образов воображения, они ярче запоминаются, благодаря расширению кругозора становятся богаче и разнообразнее. Воображение у обучающегося младших классов в значительной степени имеет подражательный, воссоздающий, репродуктивный характер. Обучающийся пробует воспроизвести в своих играх то, что он видел или слышал в окружающей среде, повторить то, что наблюдал. Это имеет большое значение в процессе восприятия нового учебного материала. Следуя вышесказанному, основная задача педагога – развить репродуктивное, воссоздающее воображение у обучающегося, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит педагог. Поэтому часто педагоги используют вспомогательные средства - наглядный материал, строят рассказ эмоционально окрашенным, богатым конкретными фактами. С другой стороны, бесконтрольное применение наглядности затормозит развитие воображения. Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого, репродуктивного воображения. Сегодня существуют различные программы, методические рекомендации, приемы, цель которых есть развитие творческого воображения. Однако обучающиеся начальных классов получают минимальное количество времени на целенаправленное развитие творческих составляющих личности (креативность, продуктивное 23 воображение, ассоциативность мышления). Поэтому именно в начальных классах необходимо проводить различные формы уроков по развитию творческого воображения. Можно выделить основные направления деятельности по развитию творческого воображения младшего школьника: совершенствование планирования создания образов воображения; увеличение точности и определенности образов воображения; повышение разнообразия и оригинальности продуктов воображения; уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов; увеличение реализма и контролируемости образов воображения; усиление связи воображения с мышлением; переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи. Таким образом, если не уделять достаточно внимания развитию воображения, снижается качественный уровень обучения. У детей с развитым воображением больше возможностей успешно обучаться в школе. Развивая у ребенка воображение, мы развиваем все его когнитивные функции и умения, которые необходимы в обучении. Именно творческое воображение помогает детям решать задачи школьной программы, находить подход к той или иной ситуации, способствует самовыражению в различных видах деятельности. Деятельность воображения представляет собой важнейший путь познания и освоения ребенком окружающей действительности, способ увеличения границ личного практического опыта, важнейшую психологическую предпосылку развития способности к творчеству. Для развития творческого воображения младшего школьника важны актуализация и обогащение его эстетического опыта, вовлечение его в разные виды художественной деятельности, развитие речи и ознакомление с различными видами искусства. Одним из средств развития творческого 24 воображения у детей младшего школьного возраста является декоративно- прикладная деятельность. 1.3. Возможности декоративно-прикладной деятельности в развитии творческого воображения у младшего школьника На современном этапе развития российской образовательной системы наблюдается тенденция разрыва между собственно жизнью (социокультурной средой) и образовательной системой, которая имеет воспроизводящий характер и сводится к механической передаче знаний, умений, навыков. Однако, с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), появилась необходимость в формировании УУД – универсальных учебных действий, представляющих собой обобщенные действия, дающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Именно для развития УУД необходимо наличие творческого воображения и мышления, способствующие формированию личности обучающихся. Согласно ФГОС НОО, основными задачами педагога на уроках декоративно-прикладного творчества являются: – сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитии человека; – сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; – овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 25 – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Теоретико-практические вопросы организации преподавания основ декоративно-прикладной деятельности освещены отечественными педагогами В. В. Корешковым, Н. Р. Макаровой, Н. М. Сокольниковой и др. Исследованиями русского народного искусства занимались педагоги А.В. Бакушинский, В.С. Воронов, Д.С. Лихачев, М.А. Некрасова и др. В своих трудах они раскрыли гуманистическую и образовательную функции декоративно-прикладной деятельности. Декоративно-прикладная деятельность в изобразительной деятельности младших школьников рассматривается Е.С. Лыковой. Е. Н. Сухоленцева раскрывает методическую систему эстетического воспитания обучающихся средствами народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании в сельской местности, С. А. Сандюкова описывает способ формирования художественно-эстетических потребностей обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Декоративно-прикладное искусство – является одним из древнейших видов искусства. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались, развивались веками, передаваясь из поколения в поколение. Россия богата разнообразием народного декоративного творчества. Это и росписи и резьба по дереву, плетение, вышивка, кружева, ткачество, работа по металлу и др. Хочется отметить близость декоративного искусства к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность, передавая все это в своих образах, произведениях искусства. 26 Так появились в элементах и композициях декоративного искусства растительные формы. В творческих узорах мы видим стилизованные изображения животных, объектов природы, переданные выразительно и лаконично. Подлинно народному искусству присуще особая простота, вкус, выразительность, что делает его понятным и доступным всем людям и даже самым маленьким – дошкольникам и младшим школьникам. Также произведения народного декоративного искусства отличаются красочностью, яркостью. В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные. Сюжетные узоры включают стилизованное изображение птиц, животных. Часто данные образы имеют символическое значение (например, образ льва означает силу, сокола – смелость, отвагу). Узор – более широкое понятие, чем орнамент. В отличие от орнамента, узор может быть создан непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются, т.е. основным свойством орнамента является ритм. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм – чередование одного и того же элемента через одинаковое расстояние друг от друга. Орнамент в переводе с латинского – украшение (живописное, графическое или скульптурное). Узоры подразделяются на геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В работах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной не раз отмечалось, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному, им свойственно глубокое и полное восприятие работ народных мастеров, что помогает учителю в развитии у младших школьников художественного вкуса. Большинство педагогов отмечают огромное влияние прикладного искусства на формирование у детей представлений о Родине, чувства любви к ней. Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем ярко выражены лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. 27 Исследователи доказывают важность декоративно-прикладной деятельности для всестороннего развития обучающихся начальных классов: развитие способности разносторонне и вариативно оценивать ситуации не только в учебной деятельности, но и в жизни, формирование собственных эстетических оценок и предпочтений, осуществление активного самовыражения в деятельности, активизация творческого воображения [27]. Хочется отметить, что декоративно-прикладная деятельность является важнейшим средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству можно максимально развить творческое воображение младших школьников. Создавая новый продукт, обучающийся приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; овладевает различными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Декоративно-прикладная деятельность выступает составной частью культуры человечества. Она развивает умение наблюдать и анализировать; творческие способности, эстетический вкус, воображение. В работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. показано, что творческая деятельность выступает основой для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняет важную роль в формировании эмоционально-волевой сферы формирующейся личности. Необходимость применения специальных средств декоративно-прикладной деятельности была рассмотрена в трудах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой и др. [41, 43]. Обзор различных форм декоративно- прикладной деятельности представлен в Приложении 1(табл.5). Рассмотрим некоторые формы декоративно-прикладной деятельности: шитье – это создание стежков и швов с помощью иглы и ниток, лески; пэчворк (лоскутное шитье) – вид рукоделия, когда сшивается цельное изделие из кусочков ткани по принципу мозаики; вышивание – украшение ткани различными узорами; 28 – выжигание – нанесение выжженного рисунка на поверхности. Работа с бумагой является наиболее интересной и доступной для обучающихся младшего школьного возраста. Простота ее обработки стимулирует творческую активность обучающихся, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками, в короткое время увидеть результат работы. Работа с природным материалом, более сложна, однако сильнее способствует развитию творческого воображения, обучающийся может придумать сюжет к своей творческой продукции. Обучающиеся сами, с учетом увлечений и способностей могут определить материалы и изделия, над которыми будут работать. Это уже творчески самостоятельное решение, результат сформированного творческого воображения. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность способствует развитию воссоздающего воображения и на его основе развитию творческих способностей, воспитанию эстетических чувств и интереса к творчеству. На уроках декоративно-прикладного искусства задействованы сразу два вида мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Социальная, художественная и педагогическая ценность народного декоративно-прикладного искусства несомненна и общепризнана. Она состоит в его познавательном, эстетическом и идейно-воспитательном значении, которые взаимосвязаны между собой и оказывают неоспоримое влияние в процессе формирования личности. 1. Произведения народного творчества передают особенности реальной жизни и дают обширные знания об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое. 2. Произведения народного творчества способствуют развитию у младших школьников эстетических представлений, чувства прекрасного, красивого, чувство формы, ритма и т.д., эстетической культуры. Именно многообразие народных ремесел является выражением материальной и духовной культуры народа. В синкретичности ремесла и 29 искусства, т.е. в неразрывности материального производства и духовной культуры лежит ключ к пониманию истинного характера декоративно- прикладной деятельности. Для развития творческого воображения обучающихся используются специальные методы и приемы. Так, в работе Р.М. Чумичевой рассмотрены следующие методы и приемы развития творческого воображения: – метод вызывания адекватных эмоций – способствует установлению ассоциативной связи с уже имеющимся опытом, что дает возможность с помощью произведений декоративно-прикладной деятельности восстанавливать увиденное и пережитое раньше, вызывая при этом у обучающихся определенные чувства, эмоции, настроение; – тактильно-чувственный метод – способствует созданию и корректировке эмоционального состояния. При прикосновении к различным материалам (дерево, пенопласт, глина, шерсть) активизируются различные чувства детей; – метод музыкального сопровождения – основывается на том, что при помощи восприятия обучающимися произведений декоративно-прикладного творчества: звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, и помогает облегчить процесс восприятия и настроить на творческое воображение [42]. Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками. Использование данных методов при организации декоративно- прикладной деятельности детей позволяет обогатить у них творческие устремления, развить оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальность восприятия художественных образов, умение всматриваться и наблюдать, а также преобразовывать реальные предметы, привнося в них элементы сказочности и новизны. В процессе создания 30 нового продукта, обучающиеся приобретают различные знания, овладевают различными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, уточняются и углубляются их представления об окружающем мире. Декоративно-прикладная деятельность является составной частью культуры человечества. Используя различные формы декоративно-прикладной деятельности, мы помогаем не только развитию творческого воображения обучающихся начальной школы, но и их всестороннему личностному развитию. Таким образом, декоративно-прикладная деятельность играет важную роль в развитии творческого воображения у младшего школьника. 31 |