Практическая 4. Практическая работа №4__Кубрак В.И.. Содержательная часть к теоретической и практической части занятия представлена в виде текстовых файлов, презентаций и методических видеоуроков по разным предметам
Скачать 70.06 Kb.
|
Практическая работа № 4. Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету. Требования к содержанию учебного занятия: Цели и задачи учебного занятия. Планируемые результаты обучения. Краткое учебное содержание. Виды организации учебной деятельности. Учебные задания для разных этапов учебного занятия. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения. Содержательная часть к теоретической и практической части занятия представлена в виде текстовых файлов, презентаций и методических видеоуроков по разным предметам. Методическая разработка. Проектирование уроков литературы. Оглавление. I. Аннотация. II. Введение. III. Основная часть. 1.Взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков (урока). 2.Проектирование этапов подготовки к восприятию произведения и выявление специфики восприятия. 3. Проектирование этапов изучения произведений. 4. . Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания. IV. Заключение. V. Приложение. № 1. Конспект урока в 11-ом классе по теме «Образ Петербурга в творчестве А.А.Блока». №2.Типы и формы уроков литературы. №3.Основные методы, используемые на уроках литературы. 2 Аннотация. Данная методическая разработка создана с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Литература» и согласовалась также с методической темой школы «Создание системы профильного обучения в образовательном учреждении как условие эффективного профильного самоопределения школьников». В методической разработке рассмотрены основные этапы проектирования уроков литературы с учетом современных требований. К каждому этапу урока, наряду с теоретическим материалом, включены фрагменты уроков, проведенных учителем по данной методике. В работе проанализированы традиционные и инновационные образовательные технологии, используемые при проектировании уроков литературы. Настоящая методическая разработка построена с учетом примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. 3 Введение. Материалом, содержанием урока литературы является художественное слово, а в нем, как точно заметил Ф.Абрамов, скрыта самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа. Урок литературы как искусства слова передает и сохраняет мысль и чувство растущего человека, помогает ему познать самого себя, творит мир ценностей ребенка. Встреча с учителем воспитывает отношение к собеседнику, способность к творчеству, углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, помогает овладеть языком, речью, общением. С этих позиций в современных условиях учитель определяет цели и задачи изучения литературы в школе, место и роль в нем урока, понимает преподавание литературы как художественно-педагогическое творчество. Актуальность данной работы можно сформулировать так: необходимо возвращение современного урока литературы в духовное измерение, которое ставит смысложизненные проблемы, вводит детей в сферу самосовершенствования и принятия ценностей истины, добра и красоты. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям По данным международного исследования PISA-2000 «в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения». Под грамотностью чтения авторами исследования понимается способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также уровень навыков использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. В исследовании приняли участие учащиеся 32 стран, среди которых российские школьники заняли 27-е место. Таким образом, одной из ключевых проблем является слабые умения работать с текстом, неумение творчески анализировать ее. Возросла потребность понять автора, искусство им созданное, и - сквозь «магический кристалл» - человека, жизнь, понять, почувствовать свою сопричастность с жизнью и людьми. Метафоричное сочетание заголовков книг и статей по методике преподавания литературы: «Уроки жизни», «Рождение урока», «Уроки русской литературы», «Творчество урока» и т.д. подтверждают актуальность данной работы. Как построить урок так, чтобы это стало событием и явлением бытия, временем, отведенным на осознание себя человеком? Поиски ответов на этот вопрос являются основной задачей в современной методике преподавания литературы. Основной целью работы стало рассмотрение проектирования уроков литературы с учетом современных требований школьной методики и дидактики, что требует решения целого ряда задач: определить структуру урока, его основные этапы; выявить взаимосвязь целеполагания, учебной задачи и результативности системы уроков (урока); продумать основные этапы урока: проектирование подготовки к восприятию произведения, выявление специфики его восприятия, планирование изучения произведения, обобщения и постановки домашнего задания. Необходимым условием реализации этих задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование методов проблемного изложения, самостоятельной работы, творческой работы, метода проектов и т.д. (См. приложение №6). 4 Основными технологиями при работе с учащимися являются технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, интерактивные технологии и др. Основные типы занятий: лекция, беседа, работа с текстами художественных произведений, семинар, конференция, круглый стол, диспут и др. (См. приложение №5). Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней предложено целостное рассмотрение проектирования уроков литературы с учетом современных требований школьной методики. Кроме того, рассмотрены инновационные образовательные технологии, помогающие при проектировании уроков литературы достичь желаемых результатов, посмотреть по-новому на урок литературы. Практическая ценность работы заключается в том, что материал можно использовать непосредственно на уроках литературы, для обмена опытом с учителями, работающими по данной проблеме, на педагогических семинарах, на консультациях к единому государственному экзамену по литературе, во время репетиторских занятий с будущими абитуриентами. Методология и методы исследования. При разработке данной темы были использованы работы известных ученых и методистов: Альбетковой Р.И., Беспалько В.П., Богдановой О.Ю., Вербицкого А.А., Загвязинского В.И., Зининой Е.А., Маранцмана В.Г., методические рекомендации учителей-новаторов (Открытый урок по литературе. Русская классическая литература. Пособие для учителя. Изд.2, Московский Лицей. М., 2001), материалы лекции, контрольные работы дистанционного курса «Проектирование уроков литературы», пройденного в 2009-2010 учебном году, о чем свидетельствует удостоверение данного курса. 5 Основная часть. Современный урок переживает период эволюции, поиска разумного гармоничного соотношения между формой и содержанием, форма стремится к технологичности, содержание - к интегративности, а в целом урок - к диалогичности. Ведущая тенденция современного урока – это его диалогизация, отказ от назидательного, канонического монолога учителя. Как же проектировать уроки литературы по законам этой технологии? На первый взгляд, проект урока – это обычный конспект: тема, цели, задачи, конспективное изложение теоретического и культурологического материала. И все же попробуем посмотреть на планирование уроков как на творческий акт, в котором вступают в диалог трое: автор, учитель и ученик. Как сложится этот диалог, зависит от учителя: сделать так, чтобы сам урок стал художественным произведением. Итак, первое правило: прежде чем проектировать урок, проанализируйте произведение, осмыслите его, сформулируйте для себя важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею. Второе правило: прежде чем проектировать урок, подумайте о том, как может быть воспринят учениками, определите, кому, где и в чем нужна будет помощь. Мы получаем образы двух субъектов, которым предстоит при нашей помощи вступить в диалог: автора, точнее, его сознания, отраженного в тексте, и читателя-ученика. Третье правило говорит нам о необходимости уточнения требований программы. . Русская классическая литература аккумулировала в себе общечеловеческие ценности и стала выразителем культуры своего времени. Значит, читая, дети смогут впитать в себя культуру, выработанную человечеством за многие века, став свидетелем множества событий, перестрадав в со-бытии с литературными героями, осмыслив их выбор и его последствия. Уроки литературы знакомят учеников с языком словесного искусства, чтобы они в диалоге с представителями разных эпох, двигались «в глубь строки» от значения к смыслу, сопереживая, сострадая, размышляя, могли приобрести ценностный опыт, сформировать свой опыт и на его основе – свое, личностное отношение к миру. Общая цель – культурное развитие ученика – определяет и подчиненные ей цели, которые, в свою очередь, обуславливают и системы уроков и каждый урок в системе. Но любой урок подчинен конкретным целям как содержательным (понимание произведения), так и обучающим и развивающим (обучение школьников языку словесного искусства, развитие умения анализировать художественный текст). Современные образовательные технологии предполагают, прежде всего, уроки-диалоги, когда урок рассчитан на активизацию деятельности учеников. Урок можно считать результативным, если продумана деятельность ученика на уроке. I этап. 1.Проблема целеполагания. 2.Проектирование учебных задач. Проектирование уроков литературы следует начинать с целеполагания. Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называют диагностическими. Алгоритм постановки диагностических целей системы уроков. Шаг 1. Применительно к конкретному произведению формулируем его концепцию. Шаг 2. Формулируем цели в диагностической форме, последовательно отвечая на вопросы: Что смогут узнать ученики из наших уроков? Какие понятия ученики будут осваивать на уроках? Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? Ответ на последний, четвертый вопрос («Что смогут сделать ученики после анализа текста?») и содержит цели, сформулированные диагностически. Диагностическая 6 формулировка целей содержит в себе в сжатом виде содержание урока, так как наглядно демонстрирует, над чем надо будет работать, какие приемы работы помогут ученикам освоить учебный материал, какие виды деятельности обязательно должны предлагаться ученикам на уроке. 2. Проектирование учебных задач. Учитель планирует учебные задачи в структуре урока не только для себя, но и для учеников. Литература требует деликатности, а изучение ее языка – атмосферы непринужденной, внешне вовсе не учебной, а творческой. Сообщать в начале урока о том, чему ребятам предстоит научиться, означает - превратить урок в скучную процедуру выполнения необходимых операций. А скучным урок не должен быть ни в коем случае. Именно уничтожению скуки, обязательности, принуждения и должна способствовать настоящая учебная задача. Учебная задача – это развивающая задача, поставленная перед учениками учителем, и интересная для них, несмотря на ее сложность. Проблемы, которые возникают у читателя при чтении, становятся его учебной задачей, внутренне мотивирующей анализ текста. Учебная задача вытекает не только из задач и целей учителя, но из потребностей ученика разобраться в прочитанном. Учебная задача – это смысловое ядро урока. Обычно учебная задача ставится двумя способами: 1. как аналитическое задание (вопрос, создающий проблемную ситуацию на материале произведения); 2. как творческое задание. Эти два способа обусловлены двумя типами нашего мышления – логического и образного. 3.Проектирование аналитических учебных задач. Это может быть вопрос, заставляющий учеников задуматься над какими-то проблемами произведения; таким образом, создается проблемная ситуация на материале произведения. Н.М.Соколов в книге «Изучение литературных произведений в школе» предложил строить уроки на основе «стержневого вопроса», который позволяет проанализировать все произведение. В.Г.Маранцман, разрабатывая в 60-ые годы теорию проблемного изучения литературы в школе, подхватил идею Н.М.Соколова и назвал такой вопрос проблемным. В.Г.Маранцман выделил признаки проблемного вопроса. 1.Многовариантность ответов, что означает возможность разных оценок, столкновение на уроке разных позиций. 2.Сложность, требующая мыслительной аналитической деятельности: сопоставления образов, знания теоретико-литературных и культурных знаний. 3.Интерес. Вопрос должен вызывать активный интерес ученика, желание, внутреннюю необходимость найти на него ответ. 4.Доступность ученикам. Ответ лежит в зоне ближайшего развития ученика, может быть найден благодаря анализу текста. 5.Емкость. Вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды. Проблемность обусловлена возрастом ученика (5-6классы проблемность в сфере чувств, этических оценок читателей, 7-8 классы - проблемность как вопрос о причинах поступков героев, причины конфликта и т.д., 9-11 классы в центре проблем окажутся авторский взгляд на мир и различное толкование его текста, проблемы художественной форма произведения). 3.Проектирование творческих учебных задач. Проблемный вопрос – не единственный способ постановки учебной задачи. Подобрать аналитический проблемный вопрос к стихотворению бывает сложно, так как лирика связана прежде всего со сферой эмоций, переживаний. В данном случае можно предложить учебную 7 задачу в виде творческой деятельности: оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению, написать сценарий кинофильма или анимационного фильма и т.п. Итак, проектирование урока начинается с целеполагания и постановки учебной задачи. Рассмотрим, как создается проект целеполагания по уроку «Образ Петербурга в творчестве А.Блока» в 11 классе. Конспект урока по литературе. А.А.Блок. Образ Петербурга в творчестве А.Блока. (11 класс. 2 урока в системе). Проект урока сделан на основе программы по литературе для 11 класса под ред. В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского. На уроке №1 учащиеся знакомились с жизнью и творчеством поэта. Урок №2 –« Романтический мир раннего Блока». (Книга первая. «Стихи о Прекрасной Даме»). Урок №3 – «Образ Петербурга в творчестве А.Блока». (Лирика 2-го и 3-го томов – разделы «Город» (1904-1908), «Страшный мир» (1909-1916), «Возмездие» (1908-1913). Урок 3. Образ Петербурга в творчестве А.Блока. Общие цели урока: 1.Выявить, каким изобразил Петербург А.Блок, какой мир царит в этом городе? 2.Выяснить, что роднит его в изображении Петербурга с великими предшественниками и что отличает от них? 3.Проанализировать блоковские образы-символы в изображении Петербурга. 4.Проанализировать, как сказалось новое лирическое «я» поэта во 2-ой и 3-ей книгах? 5. Проследить логику творческого пути А. Блока. От «Стихов о Прекрасной Даме» - к «зову жизни», навстречу «великой грозе». Диагностические цели урока. Ученики смогут: 1.создать словесный образ Петербурга, нарисованный поэтом; 2.назвать схожие и отличительные черты в создании образа Петербурга в творчестве А.Блока и его предшественников; 3.освоить и применить на практике средства художественной выразительности, используемые поэтом при создании образа Петербурга; назвать основные приемы создания образа Петербурга; 4.проследить мироощущение лирического героя, автора в 2, 3 книгах стихотворений; 5.ощутить дух времени, атмосферу города начала XX века в России. II этап. Подготовка учеников к восприятию произведения, или этап создания установки на чтение и восприятия произведения. 1.Подготовка учеников к восприятию произведения. Главная цель этапа - создать мотивацию на чтение произведения, то есть вызвать интерес к тому, о чем по сути он ничего не знает. Между этим этапом и всеми последующими должен существовать временной промежуток, необходимый для прочтения текста: от двух-трех минут на чтение стихотворения до нескольких дней или даже недель на чтение романа. В методике есть несколько традиционных способов создания установки на чтение. Многие программы для основной школы построены по |