Главная страница
Навигация по странице:

  • постановка проблемного вопроса.

  • Постерная презентация

  • Приём «Опорный конспект».

  • Прием « Пятиминутное эссе».

  • Рецензия, отзыв или аннотация на самостоятельно прочитанное литературное произведение

  • Создание страницы литературных героев в социальных сетях.

  • Приемы и способы формирования навыков анализа текста. Приемы и способы формирования навыков анализа худ. текста_Дишков. Приемы и способы формирования навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы


    Скачать 33 Kb.
    НазваниеПриемы и способы формирования навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы
    АнкорПриемы и способы формирования навыков анализа текста
    Дата12.04.2022
    Размер33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПриемы и способы формирования навыков анализа худ. текста_Дишков.docx
    ТипУрок
    #464528

    Приемы и способы формирования навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

    Учитель русского языка и литературы – Дишкован Н.М.

    Основные задачи изучения литературы в школе – формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, создавать собственный текст.

    Практика преподавания литературы показывает необходимость введения приемов и методов, которые должны не только научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах, но и стимулировать у учащихся интерес к урокам литературы. Ведь работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ученик испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ученика, заставит задуматься о чем-то важном для себя и приобрести что-то новое. И тогда каждое новое произведение будет как открытие чего-то нового лично для него.

    Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, используются на уроках литературы? Большинство из них традиционны, но существенным отличием современного урока стало то, что используются они в сочетании с ИКТ, которые позволяют осуществить различные подходы к изучению текста.

    На этапе восприятия художественного произведения эффективно использовать традиционные приемы послетекстовой деятельности: беседа по первым впечатлениям, составление планов, рассказ от имени героя, сравнительная характеристика, анализ образа героя, работа с иллюстрациями к произведению, сопоставление интерпретаций профессиональных и непрофессиональных исполнителей, сопоставление восприятий художественного произведения читателями разных эпох и др.

    Если для анализа выбрано небольшое по объёму произведение, то текст может быть прочитан прямо в классе. В данном случае самым продуктивным предоставляется использование одного из приёмов технологии критического мышления - так называемого чтения с остановками,позволяющего «погрузить» учащихся в текст, приучающего к медленному, вдумчивому, аналитическому чтению и одновременно повышающего интерес к тексту, развивающего образное, творческое мышление детей, делающего их как бы соавторами писателя. Данный прием содержит стадии:

    1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

    2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

    3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

    Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

    Ещё один эффективный приём постановка проблемного вопроса. Это вопрос, который выходит за рамки анализа содержания и связан с личным опытом школьника, затрагивает его мировоззрение. При этом ученики не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. При постановке таких вопросов нельзя ожидать однозначных ответов, а потому выработать единственно верную точку зрения часто бывает невозможно. Поэтому важно, что урок с использованием проблемных вопросов возможен только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения.

    На своих уроках, используя данный приём, предлагаю детям такие задания: подвожу детей к противоречию и предлагаю найти способ его решения; побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование; даю исследовательские задания по тексту.

    Среди нетрадиционных методов следует выделить ролевые игры: «я - читатель, критик, исследователь, писатель, экскурсовод»…

    Ролевая игра «Я - критик» направлена на анализ произведения. Здесь можно взять интервью у писателя или литературного героя, создать алгоритм анализа текста, организовать дискуссию критиков по одному и тому же произведению. Можно за круглый стол пригласить писателей, которые создали произведения на одну и ту же тему, и поговорить о жизненных уроках, которые вынесли они из детства. Такой разговор возможен лишь тогда, когда обе повести с одноимённым названием будут прочитаны.

    Ролевая игра «я - писатель» направлена на овладение навыками написания сочинения. Нелюбовь к одной из самых сложных форм работы могут помочь преодолеть творческие задания малого объёма, например, анонсировать книгу.

    Ролевая игра «я - экскурсовод», конечно, самая востребованная. Учащиеся активно привлекают ИКТ, отбирают текстовый материал.

    Например, после изучения повести «Чучело» Железникова учащимся предлагается следующее задание: представим себе, что у нас есть возможность отправить смс, которое может изменить ход событий повести. Написать нужно каждому из ключевых героев. Подумать, подобрать нужные слова, чтобы именно ваши слова смогли убедить, предотвратить, спасти. Есть два условия не называть имен и не выдавать секретов (Приложение 1)

    Постерная презентация - представление информации в виде постера, выполненного в технике коллажа. Такой прием использовала с учащимися 11 класса при обзорных уроках по современной литературе. Дети самостоятельно читали произведение из предложенного списка, затем готовили постерную презентацию и выступали перед классом. (Приложение 2)

    Приём «Опорный конспект».

    Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаю задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

    Технология приема:  

    Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Такой прием можно использовать при самостоятельной работе, при подготовке к экзаменам. Этот приём хорош не только на уроках литературы.

    Прием « Пятиминутное эссе».

    Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь

    ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

    Отдельно следует рассказать о творческих приёмах и способах, требующих больших затрат и времени, и сил, но не менее эффективных.

    Рецензия, отзыв или аннотация на самостоятельно прочитанное литературное произведение – это форма осмысления прочитанного. Эту традиционную форму работы обычно даю учащимся в начале учебного года, и она не только знакомит с читательскими пристрастиями автора сочинения, но, прежде всего, учит рассуждать, обосновывать, аргументировать, оценивать. Кроме того, учащиеся охотнее читают ту книгу, которую рекомендовал его сверстник, чем не учитель. Так в начале учебного года после написания отзывов был оформлен стенд «Давайте читать хорошие книги». (Приложение 3).

    Создание страницы литературных героев в социальных сетях. Можно предложить ребятам создать реальную страницу или на листе ватмана изобразить, используя графику и дизайн «ВКонтакте», «Одноклассников» или других соц. сетей. Но заметки, посты, творческие работы должны быть выполнены по произведению, можно использовать стиль автора, оценивать современные реалии с точки зрения литературных героев. Вот возможные темы:

    1) Блог Печорина «Как завоевать сердце девушки? Пошаговая инструкция».

    2) Блог Наташи Ростовой о воспитании детей.

    3) Блог саморазвития « Советы Пьера Безухова».

    4) Экономический блог «Как накопить на шинель? Советы Акакия Акакиевича».

    Учителю нужно только дать направление для деятельности учащихся, импульс к творчеству, остальные темы сами предложат (Приложение 4)

    Еще одним способом разнообразить учебный процесс является использование комиксов на уроках русского языка и литературы. Комикс представляет собой некую историю в картинках. То есть это своего рода мультфильм, нарисованный на листе бумаги. Комикс обычно описывает приключения или просто какую-то цепочку событий.

    Создание комиксов на уроках литературы практикую давно. Обычно предлагаю ребятам нарисовать комиксы в качестве домашнего задания, но на уроке проводится подготовительная работа.

    Этапы работы над комиксами.

    1. Выбрать эпизод.

    2. Эпизод разбить на кадры.

    3. Определить, на каких планах будет дальний, общий, крупный план.

    Важно помнить о правилах построения планов:  

    Дальний план — показывает место действия. Персонажи в таком случае выглядят очень маленькими.  

    Общий план — когда видно всего персонажа. Такая композиция тоже подходит для показа места действия.

    Средний план — используется, когда взаимодействуют двое или несколько человек. Вариант – вид героя по пояс.  

    Крупный план — когда показана лишь голова персонажа. Применяется также для выведения объекта из фона.  

    Макроплан — когда показана отдельная деталь. Данный план создан для экстремальных ситуаций.

    1. Придумать или выбрать из текста краткие надписи, передающие основную мысль кадра.

    2. Выбрать реплики героев.

    3. Распределить кадры учащимся.

    Комиксы можно рисовать всем классом, в группах или создавать индивидуальные работы. Комиксы обладают большими возможностями использования в учебной деятельности учащихся. Учащиеся дома готовят комиксы по прочитанному произведению, на уроке работают в парах, меняются своими комиксами и пересказывают друг другу отрывок, изображенный в комиксе. Класс делится на команды, каждой команде предлагается комикс по разным отрывкам изучаемого произведения, передают друг другу комикс и по цепочке пересказывают эпизод. Готовые комиксы разрезать, перемешать, ученикам необходимо восстановить сюжетную цепочку произведения. Класс делится на группы, каждая группа создает комикс без надписей, передают комиксы другим группам. Те должны найти отрывок, по которому создавался комикс, и заполнить надписями и репликами.

    А если ещё эти комиксы «оживить», создав анимационный ролик, то счастью детей не будет предела. (Пример создания видеоролика смотрите в Приложении 5).

    Буктрейлер – небольшой видеоролик длительностью до 3 минут, созданный по мотивам книги. Целью его применения является заинтересовать, привлечь внимание к книге. Иногда перед восприятием литературного произведения предлагаю детям просмотреть буктрейлер по нему. После просмотра провожу беседу, чтобы уточнить первоначальные представления о произведении. Но интереснее всего создавать буктрейлер совместно с детьми – эта форма работы с детьми достаточна эффективна, развивается интерес к книге; ученик работает с текстом, анализирует, отбирает материал и т.д.

    В ходе работы над читательскими дневниками предлагаю детям такие задания:

    - создай здесь собственную обложку для книги, которую ты читаешь. Нарисуй сцену, выпиши цитату, напиши имя автора и название книги.

    - Заполни профиль от имени персонажа (семейное положение, родной город, адрес, образование, день рождения, что для него главное в жизни, что главное в людях и т.д.).

    - Создай семейное древо главного героя (героини).

    - Выбери персонажа и заполни анкету от его лица. (Есть ли у тебя история, связанная с именем? Какая у тебя мечта? Опиши себя. И т.д.)

    - Выпиши цитаты, которые тебе понравились. (Другие примеры заданий смотри в Приложении 6)

    Читательские дневники ведут ученики по желанию. Один раз в четверть (обычно на последнем уроке) совместно с учащимися анализирую читательские дневники.

    Вывод: все эти методы и формы направлены на активное сотворчество, а также на осознание литературного произведения как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Критерием же адекватного понимания произведения становится соответствие трактовки текста его устройству, а также соотношение между организацией текста и структурой изображённого мира.

    Формирование читательской культуры – процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.

    Список литературы

    1.Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество//Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968.

    2.Астафьева Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы. - [Электронный ресурс] // URL: http://strmggu.ru/doc/5.pdf

    3. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие - М.: Флинта, Наука, 2000 -248с.
    4. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009.

    5. Карпова Н.Л. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации. - [Электронный ресурс]// http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

    6. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приёмы творческого изучения литературы.- М.: Флинта: Наука, 1999

    7. Шевченко  М.Н.  Литературная  игра  как  средство  привлечения  к  чтению  учеников  младшего  и  среднего  возраста  общеобразовательной  школы  //  Школьная  б-ка.  —  2011.  —  №  5. 


    написать администратору сайта