Главная страница

Курсовая. Курсовая Характер, Легошина А.. Свойства и структура характера


Скачать 206.5 Kb.
НазваниеСвойства и структура характера
АнкорКурсовая
Дата18.05.2021
Размер206.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурсовая Характер, Легошина А..doc
ТипКурсовая
#206552
страница1 из 3
  1   2   3

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж имени Абая
«Допускается к защите»

«___»_________2021г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Свойства и структура характера»

Специальность: 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»

Квалификация: 0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»

Выполнила обучающаяся

группы 4-ДО-4 А.Ж. Легошина

Научный руководитель

«___» ________2021 г. Р.Т. Вольф

Норма контроль

«____»________2021 г. Г.А.Нургалиева

Усть-Каменогорск, 2021г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский гуманитарный колледж имени Абая

Легошина А.Ж.

Свойства и структура характера.


КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность: 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»

Квалификация: 0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»

Усть-Каменогорск, 2021

Содержание


Введение 3

1  Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования 6

1.1 Общее понятие сущности характера 6

1.2 Классификации характеров 10

2 Практические основы характера 14

2.1 Исследование характера детей дошкольного возраста 14

2.2 Рекомендации по совершенствованию характера 22

Заключение 25

Список литературы: 27



Введение
Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить.

Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.

Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался термин «этос» - нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах.

Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описание 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт - типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по данной проблематике, углубляется собственно психологическое осмысление феномена характера.

Позднее философы и психологи основой для объяснения классификации человеческих характеров делали особенности строения и функций тела, морально-этические особенности общественных отношений людей, или их умственные свойства и опыт.

Каждому человеку кроме динамической стороны действий, которая проявляется в темпераменте, свойственны существенные особенности – его характер, отражающийся в виде «отпечатка» на продуктах деятельности и поведении.

Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А.Ф. Лазурского. В его знаменитых работах «Очерк науки о характерах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыслены ключевые вопросы характерологии - природа и структура характера, классификация. А.Ф. Лазурский рассматривает характер как один из аспектов личности, четко выделяя специфику данного феномена. Характер, по А.Ф. Лазурскому, представляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность.

Природа характерологических свойств исключительно сложна. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттерны и сложный ансамбль поведенческих форм.

Цель данной курсовой работы – отразить сущность феномена характера.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие термина «характер»;

- описать взаимосвязь характера и темперамента;

- раскрыть процесс формирования характера;

- рассмотреть природу характера;

- дать рекомендации по совершенствованию характера.

- обосновать применение полученных знаний о характере человека в жизни.
Объектом исследования является характер человека.

Предмет исследования. Особенности формирования характера.

Гипотезы исследования. Тип характера, определяет линию поведения человека, его отношение к окружающему миру. И в процессе его жизнедеятельности характер его меняется, но не настолько кардинально как его внешность или настроение. Изначально, считаю, что характер заложен у человека с рождения и формирование основных черт происходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет социум, который окружает человека, и происходят постепенные изменения.


1  Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования

1.1 Общее понятие сущности характера
Совокупность стойких черт представляет собой характер личности.

Характер – это совокупность [1] стойких индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, к труду, к окружающей действительности и самому себе.

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения сути человека.

Темперамент - предпосылка характера человека. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д [2].

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру.

Наличие у человека характера [3] предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется.

Эта взаимосвязь характера [4] и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, – это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное [5]. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера.

В многообразных людских отношениях, составляющих основную ткань человеческой жизни, складывается и проявляется многообразие самых основных для облика личности характерологических черт.

Таковыми являются:

- заботливость о человеке,

- чуткость,

- справедливость,

- благородство,

- доброта,

- мягкость,

- нежность,

- доверчивость и др. аналогичные и противоположные им свойства. При этом единство характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться [6].

Эти различия, противоположности и даже противоречия необходимо вытекают из сознательного отношения к другим людям, требующего дифференциации в зависимости от изменяющихся конкретных условий. Человек, мягкий при всех условиях и ни в чем не проявляющий твердости, – это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, который не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности, – это уже не доверчивый, а наивный или глупый человек [7].

Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структурируются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро -природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных [8] и природных свойств развертывается процесс усвоения социального опыта – поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются устойчивые привычные формы поведения

Новое толкование данного феномена основывается на динамической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрейдом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. Фрейд также показал, что фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой.

Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой структуры.

Современные подходы к феномену характера представлены в исследованиях В.С. Мерлина, Б.И. Додонова - в контексте гуманистических и духовно ориентированных теорий личности. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые - это инициативные образования личности, выражающие отношение к проявлениям окружающего мира.
1.2 Классификации характеров
Существует множество различных [9] оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма.

Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы:

- типологические модели социальных характеров;

- типологические модели индивидуальных характеров.

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму [10].

Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обрела «второе дыхание» в настоящее время в Казахстане. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.


Характер



Неплодотворные ориентации социальных типов


Гононееее


Плодотворные ориентации социальных типов


Схема 1. Типы характеров по Фромму

I. Неплодотворная ориентация.


Неплодотворная ориентация

Гононееее





Рецептивная

ориентация
Гононееее


Эксплуаторская

ориентация

Гононееее


Стяжательская

ориентация

Гононееее


Обменивающая

ориентация

Гононееее


Схема 2. Структура неплодотворной ориентации

1. Рецептивная (берущая) ориентация [11]. Данная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. Данная ориентация предполагает, что «источник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое - получить его из этого источника. Такие люди стремятся быть любимыми, а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности:

- они ориентированы на восприятие идей, а не на их создание;

- настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих [12].

- у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания».

При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с данной ориентацией формируются такие положительные свойства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.

2. Эксплуататорская (овладевающая) ориентация. Данная ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.

3. Стяжательская (сберегающая) [13] ориентация. Данная ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей - как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой характерный момент их установки - педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.

4. Обменивающая ориентация. Данная ориентация в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития [14].

Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называют рыночной ориентацией. Она получила ускоренное развитие с формированием нового – «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он энергичен, надежен, привлекателен, респектабелен.

В каждой области деятельности формируются социально-психологические модели успешной личности. Средства массовой информации на разный лад демонстрируют психологические портреты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зарабатывать большие деньги на современном личностном рынке. Такая ситуация существенно влияет на самосознание человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие [15].

II. Плодотворная ориентация.

Плодотворность - это фундаментальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внутреннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца своей жизни и высокую ответственность за свои поступки, решение, поведение.

Плодотворные ориентации характеров базируются на фундаментальной установке - опираться, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность.

Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мышления [16]. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви, оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущностных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению, пониманию, ответственности и подобные черты выражают плодотворную ориентацию характера.

Данная ориентация проявляется также в плодотворном мышлении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стремление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; активный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное, объективное видение.

  1   2   3


написать администратору сайта