Главная страница

Фет. Фет_0312[1]. Теоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов 4


Скачать 174.25 Kb.
НазваниеТеоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов 4
Дата23.03.2023
Размер174.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФет_0312[1].docx
ТипРеферат
#1011184
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов 4

1.1.Понятие и виды поэтического текста 4

1.2.Особенности и порядок выполнения лингвистического анализа поэтического текста 12

ГЛАВА 2. Лингвистический анализ поэтического текста на примере произведений А.Фета 23

2.1. Особенности творчества А.Фета 23

2.2. Лингвистический анализ некоторых произведений А.Фета 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность данного исследования обусловлена значимостью лингвистического анализа и его элементов на уроках русского языка и литературы. Для того, чтобы изучить идейное содержание текста, нужно первостепенно обратиться к языку и средствам его выразительности. Лингвистический анализ поэзии А. Фета поможет разъяснить, истолковать непонятные ученику строки, слова и осознанно оценить изменения, происходящие в современном языке, даст понять суть художественного произведения того времени. Такой анализ способствует развитию языкового чутья, эстетического вкуса и связи устной и письменной речи школьников, а также снимает трудности и пробуждает интерес учащихся. Методические разработки анализа стихов А. Фета на уроках русского языка и литературы поспособствуют профессионально-педагогическому совершенствованию учителя и качеству подготовки по филологическим дисциплинам.

Цель работы – провести лингвистический анализ поэтического текста на примере произведений А. Фета

Достижению цели способствует решение ряда научных задач:

- дать определение и описать виды поэтического текста;

- выделить особенности лингвистического анализа поэтического текста;

- определить поэтическую уникальность произведений А.Фета;

- провести лингвистический анализ некоторых его произведений.

Объект исследования – стихотворные тексты А. Фета.

Предмет исследования – лингвистические особенности поэтических текстов А. Фета.

В работе применялись такие методы научного исследования, как лингвистический и литературоведческий анализ, синтез, табличный метод, обзор литературы

Научная новизна состоит в сочетании лингвистического и литературоведческого анализа произведений А.Фета.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться в образовательных и общенаучных целях, проектной деятельности.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лингвистического анализа поэтических текстов

    1. Понятие и виды поэтического текста



Прежде чем рассмотреть некоторые конкретные элементы поэзии, было бы полезно кратко попытаться определить, что такое стихотворение. Поэзия состоит из строк, некоторые из которых представляют собой законченные предложения, но многие из них таковыми не являются.  Это придает поэзии особый и узнаваемый вид на странице. Часто в основе лежит какая–либо форма, которая объединяет элементы текста - хотя это не всегда верно (например, в некоторых свободных стихах), многие стихи соответствуют предписанной структуре, например, в сонете, хайку и т. Д. В нем используются образы, которые создают поэты с помощью средств художественной выразительности. Кроме того, поэтический текст содержит определенную музыкальность.

Хотя некоторые современные формы поэзии избегают традиционных поэтических условностей, таких как схемы рифм, размер и т.д., строфа по-прежнему играет жизненно важную роль в общем виде печатной поэзии. Строфы - это поэтический эквивалент абзаца в прозе. Они представляют собой серию строк, сгруппированных вместе и отделенных от других групп строк или строф пропущенной строкой.

Строфы бывают разной длины, в зависимости либо от прихоти поэта, либо от условностей конкретной поэтической формы. Для обозначения строф определенной длины часто используется различная техническая лексика. Вот наиболее распространенные из них,

Строфы состоят из:

-двух строк и называются двустишием;

-три строки называются трехстишием;

- четыре строки называются четверостишием;

-пять строк называются синквейном;

-шесть строк называются sestet, или иногда sexain;

-семь строк называются септетом;

-восемь строк называются октавой;

Существует много различных типов поэзии, некоторые из которых мы рассмотрим ниже. Но, независимо от конкретного типа поэзии, о котором идет речь, скорее всего, стихотворение впишется в один из этих трех основных типов поэзии: лирическийповествовательный и описательный.

Лирическая поэзия касается главным образом эмоциональной жизни поэта; то есть она написана его голосом и выражает твердые мысли и эмоции. В лирическом стихотворении есть только один голос, и мы видим мир с этой единственной точки зрения. Большая часть современной поэзии - это лирическая поэзия в том смысле, что она личная и интроспективная.

Повествовательная поэзия связана с рассказыванием историй. Как и в прозаическом рассказе, повествовательное стихотворение, скорее всего, будет следовать условностям сюжета, включая такие элементы, как конфликт, нарастающее действие, кульминация, развязка и т. Д. Опять же, как и в прозаических рассказах, повествовательные стихи, скорее всего, будут населены персонажами для выполнения действий сказки.

Описательная поэзия обычно использует множество богатых образов для описания мира вокруг поэта. Хотя чаще всего у нее один поэтический голос и сильное эмоциональное содержание, описательная поэзия отличается от лирической поэзии тем, что в ней больше внимания уделяется внешним сторонам мира, а не внутренней жизни поэта.

Поэзия часто зависит от условностей конкретных базовых структур, из которых можно выделить несколько подтипов:

-Сонет. Сонеты в основном посвящены вопросам любви.  Существуют две распространенные формы сонетов: шекспировские и петрарковские. Они немного отличаются по своей внутренней структуре, но оба имеют 14 линий. Существуют некоторые внутренние характеристики обеих форм:

Петрарковский:

-Состоит из двух строф;

-Первые восемь строк задают вопрос;

-2-я строфа отвечает на поставленный вопрос;

-Схема рифмы такова: ABBA, ABBA, CDECDE.

Шекспировский:

-Содержит 3 четверостишия по 4 строки в каждом;

-Заканчивается рифмованным двустишием, которое образует заключение;

-Схема рифмы такова: ABAB, CDCD, EFEF, GG.

-Хайку. Хайку - это дисциплинированная форма поэзии, которая берет свое начало в японской поэзии 17-го века. Обычно это связано с природой и природными явлениями, такими как времена года, погода и т. Д. Они часто д медитативны по тону. Тем не менее, нет никаких фундаментальных правил относительно тем; единственные актуальные требования здесь касаются структуры:

-Они написаны трехстрочными строфами;

-1-я строка содержит пять слогов;

-Они написаны трехстрочными строфами;

-1-я строка содержит пять слогов;

-2-я строка содержит семь слогов;

-3-я строка содержит пять слогов

Из-за их небольшого объема и ограниченных требований, студентам обычно очень интересно их писать. Они могут послужить отличным введением для студентов, чтобы попытаться писать стихи в соответствии с конкретными техническими требованиями к форме.

-Элегия. Элегии - это тип стихотворения, которое на самом деле не имеет особых структурных требований, но все же представляет собой узнаваемую форму поэзии. Что делает элегию элегией, так это ее тема, то есть смерть. Элегии – это стихи плача - само слово элегия происходит от греческого слова elegeia, что означает «оплакивать». Элегия имеет следующие отличительные черты:

-Стихотворение содержит размышления о смерти или о ком-то, кто умер;

-Обычно состоит из трех частей, выражающих потерю: скорбь, восхваление умершего и, наконец, утешение.

-Лимерик .Наиболее характерной чертой лимериков является их знаменитый юмор. Учитывая их заслуженную репутацию забавных, а иногда и грубых, легко упустить из виду тот факт, что за смехом скрывается довольно жестко структурированная стихотворная форма. Отличительные свойства лимериков:

-состоит из пяти строк;

-имеет четкий словесный ритм;

-две более длинные строки, обычно от 7 до 10 слогов;

-две короткие строки, обычно от 5 до 7 слогов;

-одна заключительная строка, содержащая «кульминационный момент»;

-схема рифмы – AABBA.

-Баллада. Баллады - это тип повествовательной поэзии, тесно связанный с музыкальными формами. Баллады, написанные как стихи, часто можно легко адаптировать в качестве текста песни. Хотя баллады не имеют жестких формальных ограничений, как некоторые другие формы поэзии, в них достаточно отличительных черт, чтобы идентифицировать их как форму. Отличительные свойства баллады:

-Рассказывает историю, часто используя простой язык;

-Часто романтичный, предприимчивый или с чувством юмора.

-Расположены группами по 4 строки или четверостишия;

-Часто использует чередующиеся 4 и 3 линии ударов;

-Схема рифм обычно ABAB или ABCB.

-Ода. Еще одна форма поэзии, которая берет свое начало в Древней Греции, оды изначально предназначались для пения. В настоящее время, хотя термин "ода" больше не поется, он по-прежнему относится к типу лирических стихотворений, которые обращаются и часто восхваляют конкретного человека, вещь или событие. Отличительные качества оды:

-Автор обращается к человеку, вещи или событию;

-Обычно имеет торжественный, серьезный тон;

-Исследует универсальные элементы темы;

-Мощный эмоциональный элемент, часто сопровождающийся катарсисом.

Оды, написанные в классическом стиле, могут следовать очень строгим метрическим образцам и схемам рифмы. Однако многие современные оды написаны свободным стихом с неправильным ритмом и без соблюдения схемы рифмы.

 -Эпические поэмы. Это длинные повествовательные поэмы повествуют о героических историях, обычно посвященных легендарной или мифической фигуре. Примеры эпических поэм: "Эпос о Гильгамеше" (Шумерия), "Беовульф" (Англия), "Илиада" (Греция), "Одиссея" (Греция), "Махабхарата" (Индия), "Рамаяна" (Индия) и "Божественная комедия" (Италия).

- Использует объективного и авторитетного рассказчика;

-Написано в возвышенном стиле;

-Рассказывает о героических событиях;

-Грандиозный по масштабу.

 Многие из поэтических приемов берут свое начало в корнях поэзии как устной литературной формы. Они полагаются на музыкальность слов, их ритм и рифму. Они сосредоточены на различных звуковых эффектах, которые могут быть созданы с помощью тщательно подобранного слова.

Другие устройства больше связаны с образностью. Они устанавливают связи между различными идеями и вызывают в воображении читателей картины. Вместе эти устройства возводят поэзию в область искусства.

Особенности поэзии можно объединить в две группы:

-Приемы звуковой организации стиха, к которым относятся аллитерация, ассонанс, созвучие, звукоподражание, рифма и ритм.

-Приемы образности языка, такие как метафора, персонификация и сравнение. Это не исчерпывающий список, а указание на возможности этих элементов поэзии. 

Аллитерация включает в себя повторение начального согласного звука ряда слов, часто последовательно.  Ассонанс, подобно аллитерации, ассонанс включает в себя повторение звуков в серии слов, часто последовательных слов. Однако вместо того, чтобы повторять начальные звуки, ассонанс фокусируется на повторяющихся внутренних гласных звуках. 

Консонанс - это ориентированный на согласные аналог ассонанса. Она включает в себя повторение согласных звуков в середине или в конце слов, в отличие от аллитерации, где повторяется начальный звук.

 Звукоподражание относится к процессу создания слов, которые звучат как то, к чему они относятся. Для многих студентов первое знакомство со звукоподражанием восходит к изучению звуков животных в младенчестве. Такие слова, как ХрюЩебечитеГав! и мяу! все это можно рассматривать как звукоподражание. Обязательно сначала изучите эти элементы поэзии со своими младшими учениками.

Рифма относится к повторению звуков в стихотворении. Возможны различные типы рифмы; однако в английском языке мы обычно используем термин рифма для обозначения повторения заключительных звуков в строке или конечной рифмы. Буквы часто используются для обозначения схемы рифмы. Каждому из разных звуков приписывается новая буква. Например, в следующем примере схема рифмы описывается как ABAB.

Несмотря на то, что многие современные стихи больше не придерживаются строгой схемы рифмовки, учащимся по-прежнему полезно уметь распознавать различные рифмовки в стихах. Хороший способ для них получить больше опыта работы со схемами рифм - взять копии нескольких разных стихотворений и описать схему рифмы, используя буквы, например, ABAB, ABABCC и т. д. 

Ритм в поэзии включает в себя формирование звукового рисунка. Многие произведения классической поэзии подчиняются систематической регулярности ритма, называемой метром стихотворения. Это включает в себя комбинирование ударных и безударных слогов для создания постоянного ритма, который проходит через все стихотворение. Каждый паттерн ударов называется стопой. Существуют различные возможные комбинации ударных и безударных слогов, или стоп, и эти паттерны имеют свои собственные названия для их описания. 

Метафоры проводят сравнения между вещами, утверждая, что одна вещь буквально является чем-то другим. Метафоры используются для придания ясности идеям путем формирования связей. Часто метафоры выявляют скрытое сходство между двумя вещами или понятиями.

Персонификация - это особый тип метафоры, в котором нечеловеческая вещь или идея приписываются человеческим качествам или способностям. Это может быть в виде одной фразы или строки или расширено в виде строфы или целого стихотворения.

Использование поэтического языка, согласно модели Романа Якобсона не ограничивается литературой, не говоря уже о поэзии. Это также часть повседневного языка и становится особенно очевидным в коммерческой рекламе и политических лозунгах. Проекты в области исследований исследуют особенности и последствия использования поэтического и риторического языка в различных типах текстов. Их фокус состоит из трех частей:

1. Описательные особенности, модели и меры использования поэтического и риторического языка

На основе риторической теории тропов и схем на всех уровнях языка (фонология, просодия, синтаксис, морфология, семантика) различные проекты разрабатывают аналитические инструменты и количественные показатели для выявления “поэтических” особенностей языка. Эти инструменты и методы предназначены для анализа текстов различной длины, от формул из трех слов до пословиц, стихотворений и, наконец, прозы. Наше исследование сосредоточено на двух типах лингвистических особенностей и их частом взаимодействии:

  • Повышенная сосредоточенность на себе и рекурсивность использования поэтического языка: Якобсон (1960) выдвинул гипотезу о том, что использование поэтического языка феноменологически характеризуется повышенным вниманием к самому языку (а не просто к его сообщению), и что это показывает “объективно”, т. Е.е. лингвистически, в постоянных параллельных моделях. Развивая эти предположения и подвергая их эмпирической проверке, мы исследуем явления повышенной упорядоченности восприятия и повышенной феноменальной рекурсивности в отдельных предложениях и целых текстах. Общая цель состоит в том, чтобы разработать всеобъемлющую сетку и количественную меру такого лингвистического гиперупорядочения, обусловленного лингвистически необязательными моделями поэтической самоссылки и повторения.

  • Поэтическая вольность: второе внимание уделяется обходам и нарушениям лингвистических ожиданий или явлениям воспринимаемого лингвистического гипорядка, которые, используя термин Квинтилиана, “поэтически разрешены” в особых контекстах.

2. Когнитивная, аффективная и эстетическая обработка использования поэтического и риторического языка

Классическая риторика предлагает многочисленные импровизированные гипотезы о влиянии поэтического и риторического использования языка. На сегодняшний день большинство этих гипотетических эффектов не были проанализированы с использованием современной эмпирической методологии. В отличие от большинства недавних исследований в этой области, которые были сосредоточены на семантических тропах (метафора, гипербола, ирония), мы в первую очередь исследуем когнитивные, аффективные и эстетические эффекты фонологических, просодических, морфологических и синтаксических особенностей использования поэтического и риторического языка.

3. Условия эстетической оценки

Лингвистические термины, которые используются для обозначения аспектов эстетической оценки, имеют ключевое значение для всех эмпирических исследований эстетической обработки.
    1.   1   2   3   4   5


написать администратору сайта