Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Древней Индии.

  • Бхагавад – гита

  • йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация


    Скачать 1.65 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
    Анкорйцкен
    Дата14.04.2022
    Размер1.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_╤Г╤З╨╡╨▒╨╜╨╕╨║.doc
    ТипУчебник
    #473741
    страница1 из 37
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37



    ФИЛОСОФИЯ
    УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

    Саратов, 2007

    АННОТАЦИЯ

    Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском государственном университете.

    В условиях плюрализма различных философских концепций и школ перед преподавателями философии возникает проблема богатого философского материала в условиях ограниченного учебного времени, проблема выбора между полнотой охвата материала и качеством его проработки. В то же время далеко не все существующие учебники по философии удовлетворяют самым современным требованиям, предъявляемым к ее изучению. Поэтому возникает необходимость в компаративистском подходе к изучению основных философских дисциплин (онтологии, гносеологии, истории философии, аксиологии, этики, эпистемологии), а также в учебнике, последовательно проводящий подобный подход, и учитывающем специфику университетского преподавания, удовлетворяющего учебным программам на разных факультетах.

    Содержание учебного курса основывается на привлечении и теоретической переработке материалов по философии, философии науки и техники, философской антропологии, философии религии, философии культуры. Таким образом, студентам предлагается вхождение в философию, представленную в "двумерном измерении" общефилософской проблематики и специализации философского знания. Особое место при изложении проблем общего курса философии для студентов СГУ необходимо уделять философским проблемам науки, поскольку современное многоступенчатое образование предполагает обязательную сдачу экзамена по истории и философии науки всеми аспирантами. Знакомство с лекционным курсом философии предполагает использование в учебном процессе учебной и научной литературы, а также не исключает непосредственной самостоятельной работы студентов с источниками и исследовательской литературой по предлагаемым вопросам. Семинарские занятия соответствуют темам лекционного курса, что должно способствовать углубленной проработке учебного материала.

    Создание электронного варианта учебника способствует его доступности для студентов СГУ, что не может не повысить эффективность учебного процесса и, в конечном итоге, дает возможность добиться более высокого качества знаний.
    ВВЕДЕНИЕ
    Человеческие дух и культура развиваются во времени, но разные формы духовной культуры проходят свой исторический путь по-разному. В естественных науках новое знание включают в себя прежнее как частный случай, истина становится все более поной, включая в себя прежние истины, при этом наблюдается несомненный прогресс

    Иначе обстоит дело с другими формами духовной деятельности. История искусства, например, не демонстрирует прогресса в общепринятом смысле, и неправомерно сравнение античного искусства, искусства Ренессанса и современного искусства в категориях "лучше"-"хуже", "совершеннее", "прекраснее". Гуманитарное знание не всегда выстраивается в одну линию с предшествующим.

    Философия в этом смысле занимает особое место. Она соединяет в себе черты науки и искусства, объединяет научно-теоретическое знание с духовно-практической и ценностной сторонами человеческого опыта. С одной стороны, философия очень точно и тонко реагирует на историческое время, она, говоря словами Гегеля, есть "эпоха, схваченная в мысли". С другой стороны исследует непреходящие истины и ценности, существующие на всех этапах человеческой истории, и философские достижения не подвластны времени, существуют под знаком вечности. Философские системы, учения и концепции с неоьходимостью включают в себя не только интеллектуальный, но также нравственный и эстетический опыт человечества. Центральные проблемы философии – смысл и цель человеческой жизн, поиск и утверждение высших истин и ценностей.

    Отдельно следует сказать о предмете философии. В этом смысле претензии философии неограниченны, она изучает окружающий человека мир, его генезис, развитие, отдельные его составляющие, включая самого человека, человеческое сознание, природу, общество, ценности, эстетические категории, научное знание и многое другое. В ответ на критические замечания в адрес философии по поводу практической неограниченности познавательных интенций философии следует ответить, что она включает в себя целый ряд философских дисциплин, каждая из которых занимается изучением более узкой области бытия. В настоящем учебники это отражается наличием тем и разделов, посвященных онтологии (учению о бытии), гносеологии (теории познания), аксиологии (учению о ценностях), философской антропологии (учению о человеке), социальной философии, эпистемологии (философии науки). В совокупности все эти дисциплины и многие другие и составляют философию, хотя, несомненно, последняя представляется все же чем-то большим, чем простое объединение своих составляющих.

    Задавая себе вопрос о вечном, оперируя научными формами познания, философия тем не менее существенно отличается и от религии, и от частных наук. Так же, как и религии, она определяет направления поиска смысла жизни, способы ориентации человека в мире, однако в отличие от религии старается все свои истины доказать и сомневается во всем, к чему обращается, имея своим главным основанием не веру, а сомнение. В отличие от религии, предназначенной для многих, философия представляет собой элитную форму духа, доступную лишь меньшинству.

    Философия всегда критична, на протяжении трехтысячелетней истории своего существования она не переставала критиковать наличное ьытие и наличное сознание. Споря не только с власть имущими, но и друг с другом философы, тем не менее, всегда терпимо относились к чужим философским воззрениям, часто занимали примиряющую позицию, позволяли существовать иным и даже противоположным собственным. Вот почему в философии, в отличие от частных наук, всегда существовали и существуют учения и концепции, включающие диаметрально противоположные взгляды на мир, ценности, человека и его сознание. Крайними философскими позициями являются материализм и идеализм, традиционно делящийся по своим философским основаниям на объективный и субъективный.. Существующие параллели между материализмом и атеизмом, между идеализмом и религией не являются полными, и в философии известны случаи, когда философы-материалисты признавал существование Божественного (Эпикур, Вольтер), а философы-идеалисты были атеистами (Шопенгауэр, Ницше). Авторы учебника сознательно занимают примиряющую позицию, давая возможность читателям определиться, самостоятельно выбрать подходящие им онтологические, гносеологические и аксиологические взгляды.,

    Сущность философских споров, результаты, в них полученные и составляют предмет истории философии, которая представлена в настоящем учебнике темами "Философия Древнего мира", "Античная философия", "Философия средневековья", "Философия эпохи Возрождения", "Философия Нового Времени", "Современная западная философия". Отдельно включен и раздел, посвященный русской философии как особому философскому и культурно-историческому феномену. И если научные истины интернациональны, одни для всех народов, то специфика философского знания прводит к тому, что философия помимо общечеловеческого содержания, отражает еще опыт той культуры, на почве которой она произросла, опыт того времени, в котором она существует. Вот почему имеет смысл говорить об индийской, немецкой, русской философии, современной западной и т.д.

    Мы полагаем, что представленный учебник позволит читателю познакомиться с широким спектром философских учений и идей, увидеть, насколько широки горизонты философских интересов.

    .

    I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
    ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

    Зарождение философской теоретической мысли произошло в древнейших очагах человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры, к каким относятся Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Греция приблизительно в одно и то же время, в середине 1 – го тысячелетия до н.э. В ее основе лежат рассуждения о мире и цели человеческого существования, которые проявляются уже у первобытного человека в связи с его ближайшими житейскими интересами выживыния. С ростом культуры и расширением контактов между людьми в предфилософсий период это размышление поднимается до понятия мира в целом. Пробуждению такого понятия способствовала любознательность или интеллектуальный фактор и стремление к счастливой жизни или этический фактор. Результатом этих духовных стремлеиий явился миф. Фантастически, хотя и в чувственно - умозрительной форме он отражает житейский опыт примитивнонго человека, его предстваления о связи вещей в мире как целом. Из первоначальных образов мифологические боги постепенно превращаются в антропоморфические человекоподобные прототипы добрых и злых действий человека, этических начал. С ростом нравственного сознания эти прототипы становятся мстителями за провинности, воздаятелями за добро, а также движущими силами природы и охранителями природного, то есть естественного вечного мирового порядка. Наконец, с того момента, когда вместо этой фантастической формы мифологического мировоззрения делается попытка отобразить природный мир в понятиях, не сцену истории выступает знание или философия в широком смысле слова. Этот переход в разных культурных центрах , т.е. в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме происходил по – разному, и способ этого перехода имеет решающее значение для понимания будущего духовной культуры Востока и Запада. Так. например, индийская философия по происхождению подобна европейской, но своем специфическим характером она обязана тому , что в Индии процесс дифференциации мифологии, религии и науки остался внутренним . Так как забота о науке здесь лежала прежде всего на жрецах, то и дальнейшее образование теологических и философских воззрений постоянно сообразовывалось с древними традициями.
    Философия Древней Индии. Несмотря на выдающееся культурное значение египетской цивилизации с течением времени она приобратала все более стереотипный характер и прогресс философии становился невозможным благодаря религиозному консераватизму. Египтяне больше думали о смерти, они верили, что души умерших опускаются в подземное царство, где их ждет суд Осириса, решение которого определяется их образом жизни на земле. Они думали, что в конце цонцов душе предстоит возвращение в тело.

    Поэтому древнейшей в мире является индийская философская мысль. Ее история начинается с Вед, возникших, предположительно, уже во 11 тысячелетии до н. э. Основными периодами развития индийской философии являются ведический, эпический и систематический. Основынм источником сведений о ведическом периоде служит комплекс литературных памятников , объединенных общим названием Веды ( буквально, «ведение», «знание») и написанных на древнеиндийском языке - санскрите (т.н. ведический санскрит). Веды состоят из четырех сборников гимнов, песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п: Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы. Каждый из этих сборников , известных обычно как собственно Веды, со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального (Брахманы), магического (Араньяки) и пра - философского и философского (Упанишады) порядка.

    Собственно философские воззрения Древней Иидии наиболее полное изложение получили в Упанишадах, хотя первые пра-философские подходы к действительности прослеживаются уже в древнейшем из сборников ведических гимнов – Ригведе.

    Главное содержание Ригведы составляют торжественные песнопения, заклинания и молитвы, авторство которых приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам – риши. Эти песнопения, заклинания и молитвы обращены к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца преже всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем в Ритведе находит свое отражение неудовлетворенность наивномифологическим истолкованием действительности Наиболее важными мифологическими именами и понятиями Ригвед для последующего развития теологии и философии стали Индра – бог грома, молнии, грозы, Митра – бог Солнца, Варуна – бог неба, Агни – бог огня, Рита – космический миропорядок, закон, обычай, Яма – бог смерти, Тапас – теплота как миросозидающее начало, аскетизм, изнурение плоти, Пуруша – «вселенский» человек, дух, душа.

    Упанишады (буквально: «сидеть у ног учителя, получая наставления, иногда трактуется как «тайное сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца – учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником. Создание Упанишад, которых насчитывается свыше сотни, обычно относят к 1Х – V1 векам до н.э.

    В Упанишадах религиозно – мифологическое мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции. Так, в ряде мест говорится о существовании нескольких видов самостоятельного знания ( наук – видья). В их числе кроме Вед упоминаются хронология, логика, риторика, этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука. В особую область складывается и философия, хотя для ее обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного термина, но о ее наличии свидетельствует сам факт обсуждения многих чисто философских проблем, таких как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики, границы и возможности его познавательных способностей, нормы его поведения.

    Господствующее место в Упанишадах занимает учение , полагавшее в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало, под названиями брахман или атман, реже пуруша Брахман и атман употребляются обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух), а атман – субъективного ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии, особенно ее идеалистических учений, прежде всего Веданты.

    Центральная идея Упанишад – тождество брахмана – атмана как духовной сущности в человеке и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта выражено в знаменитом изречении Упанишад – «Ты есть то», или «Ты – одно с тем»). Центральный вопрос в теории познания Упанишад – разделение знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание – это знание эмпирической действительности, которое считается фрагментарным, отрывочным, а потому – неистинным. Высшее знание – это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретения которого служит мистическая интуиция. Здесь большое значение придается обычно йогической практике. Именно это знание дает власть над миром.

    В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивного созерцательного отношения к миру, высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти).

    Впервые в Упанишадах большую роль начинает играть концепция переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Поведение человека определяется нравственным законм дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны обязанности и стадии жизни.

    Главное в социологии Упанишад – признание незыблемости варнового (кастового ) деления людей.

    Упанишады сыграли огромную роль во всей истории индийской философии – от древности до наших дней. Упанишады стали как бы общим фундаментом всех последующих учений: большинство из них считали себя продолжателями их наследия.

    Основным источником философской мысли эпического периода является обширная эпическая поэма «Махабхарата», которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя близкими по крови родами – Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах «Махабхараты» имеются тексты и философского содержания, такие как Бхагавад – гита, Мокшадхарма, Анугита и некоторые другие.

    Философия эпического периода, как и предидущего периода, остается еще в сильной зависимости от религиозно – мифологических представлений. По своему содержанию и направленности большинство философских идей «Махабхараты» представляет собой продолжение и развитие господствующих в «Упанишадах» взглядов о Брахмане – атмане или пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и самсары. Однако в отличие от «Упанишад», где философия предствлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в «Махабхарате» появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее цельную трактовку основных мировоззренческих проблем и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.

    Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в «Упанишадах». Их основу составляет положение о пракрити или прадхане(материя, природа), как источнике всего наличного бытия, в т.ч. психики и сознания, и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе – пуруше (именуемом также Брахманом, атманом). Санкхья выступает в двух основных вариантах: теистическом ( сешвара, т.е. «с богом») или монистическо – идеалистическом, когда дух провозглашается стоящим над пракрити и творящим ее, и дуалистическом (ниришвара, т.е. «без бога») или атеистическом, когда дух существует паралелльно с материей и не оказывает на нее никакого влияния. В эпосе преобладает теистический вариант санкхьи с наибольшей полнотой и последовательностью изложенный в «Бхагавад – гите».

    Бхагавад – гита (букв. «Божестивення песнь) начинается с описания того, как перед началом решающей битвы между Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов – Арджуну (именуемого также Пандава, Бхарата) вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает бог Кришна (эпитеты: Шри Бхагаван, а также духовный абсолют – Брахман, атман, пуруша). Поучения и доводы Кришны и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад – гиты».

    Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение монистической теистической санкхьи, которая используется для обоснования определенной системы этико – социальных взглядов – о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу.

    При этом в учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу ( т.е между карма – йогой или йогой действия, джняна – йогой или йогой познания и бхакти – йогой или йогой преданности богу), однако в целом концепция «Гиты» довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.

    Событием мирового значения стало возникновение в эпический период
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта