йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
Скачать 1.65 Mb.
|
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с Х1V по начало ХV11 вв., связана с мощным проявлением индивидуальности, ростом нового самосознания человека и новой его общественной позиции: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени составляет не движение культуры против варварства, знания против незнания, а проявления другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейщую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало преобладание светских элементов. Светский характер присущ такому яркому явлени культуры Возрождения как гуманизм. Гуманизм. Гуманизм в широком смысле слова представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В формировании ренессансного гумаистического мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и поиск древностей., а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в 1 в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 - 43 до н.э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» - гуманитапрные дисциплины. Родоначальником гуманизма елинодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 – 1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственом и многих других» он решительно отвергет присущую средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно првозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем – то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по – разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавщаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному индиидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить , например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста Альберти (1404 – 1472). По мнеию Альберти , человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407 – 1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению . Мерилом же нравственности у него выстуапет личное благо. «Я не смогу в достаточной степени понять, почему кто – то хочет умереть за родину. Ты умираешь , так как не желаешь , чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная. Гуманистическая мысль второй половины ХV в. обогатилась новыми идеями, выжнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человка по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира. Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека закючено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Прославляя мощь человека и его величие , восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. «человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени. Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог.». В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396 – 1472), Марсилио Фичино (1433 – 1499), Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639), Пико (146\3 – 1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мирвоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем – человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. Так, общеевропейский лидер гумаизма с 10 – х годов ХV1в вплоть до своей смерти Эразм Роттердамский ( 1469 – 1536), автор знаменитого сатирического антисхоластическоо памфлета «Похвала глупости», свое учение в целом чаще всего именовал «философией Христа», но на практике уравнивал языческую культуру древних греков и римлян с христианской культурой и в результате Сократ, например, был им фактически приравнен к Христу. Сущность этики Эразма – свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В оппозиции к принципам Эразма стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие, лицемерие, нарочитая интеллектуальность (отсюда отвращекние Эразма Роттердамского к поздней схоластике, в первую очередь к Иоанну Дунсу Скоту). Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистичесокое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные, антицерковные взгляды, т.е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. В сочинеииях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни ( 1374 – 1444), Поджо Браччапини (1380 – 1459) , Эразма Роттердамского и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной равращенности монашества. Надо сказать, что до середины ХV1 в. преследования гуманистов со стороны католической церкви - явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. Натурфилософия . Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел выражение в новом расцвете натурфилософии, то есть умозрительном изучении природы на основе принципа целостности, согласующего проблемы космоса, природы, человека, религии и социтума. Центральное место в кругу рассматриаемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. Этим занимались Н. Кузанский, Б. Телезио, Д. Бруно. Натурфилософия этой эпохи равзвивалась на основе пантеизма , философского учения , отождествлявшего бога и мир. Так, учение Николая Кузанского (1401 – 1464) о безграничности космоса ставило под сомнение богословско – схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира. Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем –то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Блг, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе. Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут». В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит, что наша Земля в действительности движется, хотя мы этого и не замечаем. Однако было бы неверным видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника, Отвергая центральное положение о неподвижности Земли, он не отдавал предпочтения какой – либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т.е. к ее освобождению от религиозного толкования.. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) , гениальный художник, великий ученый , талантливый изобретатель, ( в числе его проектов идея танка, парашюта, шлюза), уиверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Математику он считал той наиболее достоверной наукой, которая необходима в первую очередь для осмысления и обобщения опыта. Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493 – 1541) , Бернардино Телезио (1509 – 1588), Франческо Патрици (1529 – 1597), Томмазо Кампанелла. Так, Телезио основал академию с целью опытного изучения природы на основе ее законов. Натурфилософия Телезио опирается на традиции античного гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Телезио, - главные движущие начала всего, воздействуюшие на пассивную материю. Тепло – источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа», присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. Своей ориентацией на опытное познаие Телезил оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Д. Бруно, Р.Декарта и Ф.Бэкона. Наиболее глубокме результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея комологической доктрины Бруно – тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она непожвижна, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, и опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по – новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира – системы есть свой центр – его звезда. Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед нобходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свядетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Если в рассуждении Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистичекого пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского. Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций ХV11- ХV111 вв. Экспериментально – математическое естествознание. Первым серьезным вторжением науки в умозрительную натурфилософию, породившую увлечение магией и мистикой чисел, явилось опубликование теории Коперника в 1513 г., однако влияние эта теория приобрела с того времени, когда она была подхвачена и усовершенствована Кеплером и Галилеем в ХV11 веке. Дело в том, что по настроению работа Коперника не современна, и ее можно определить как пифагорейскую. Он принимает за аксиому, что все небесные движения должны быть круговыми и равномерными. Важным в его работе явилось опровержение представления о Земле как особом геометрическом центре. Достижением И.Кеплера (1571 – 1630) было открытие трех законов движения планет. Его перый закон гласит, что планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которых находится Солнце. Согласно второму закону, линия, соединяющая планету с Солнцем, описывает в равные промежутки времени равные площади. Третий гласит о том, что квадраты времен обращения планет пропорциональны кубам их средних расстояний от Солнца. Галилео Галилей (1564 – 1642) является, за исключением Ньютона, величайшим из основателей современной науки. Галилей оставил развернутое изложение научного метода и сформулировал важнейшие принципы механистичекого истолкования мира. Для подтверждения и опытного обоснования теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне ( в его представлении – «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутника Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представляшейся планетой, вполне аналогичной Земле и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного ути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной. Далее, в совершенствовании доказательств истинности теории Коперника огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики. Галилей первым открыл значение ускорения в динамике. «Ускорение» означает изменение скорости либо по величине, либо по направлению. Таким образом, тело равномерно двигаясь по кругу в каждый момент времени имеет ускорение, направленное к центру круга. Он считал, что всякое тело, если оно будет предоставлено самому себе, будет продолжать двигаться по прямой линии с постоянной скоростью, а всякие изменения либо в скорости, либо в направлении движения объясняются действием какой – либо «силы».Этот принцип был провозглашен Ньютоном как «первый закон движения». Галилей первым установил закон падения тел: когда тело падает свободно, его ускорение постоянно, если не учитывать сопротивление, которое может оказывать воздух. Далее, ускорение одинаково для всех тел, тяжелых или легких, больших или малых. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, оприающимся на строго количственно – математичское описание. Галилей выделял два основыных метода экспериментального исследования природы. Аналитическим методом «резолюции» с использованием средств математики, абстракций идеализации и предельного перехода выделяются элементы реальности, то есть явления, которые «трудно себе представить», не доступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость, движение по инерции). Далее на основе синтетическо – дедуктивного метода «композиции» строится теоретическая схема, объясняющая явления и подтверждающая ранее выдвинутые предположения. Достоверное знание в итоге реализуется в объясняющей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного. Таким образом, деятельность Галилея подтверждает, что мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы – божества, понимали его как мир, подчиняющийся единому закону причинно – следственной связи. Социальная философияОсобое место в философии Возрождения занимают концепции., обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Маккиавлли (1469 – 1527) и Франческо Гвиччардини (1482 – 1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479 – 1555) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). Самым крупным и ориинальным из них был итальянский мыслитель , историк и государственный деятель Никколо Маккиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Средневековую концепцию божественного предопределения Маккиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту – воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Судьба «являет всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений». Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли видит в том, чтобы исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить действительное положеие вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного морализирования. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Будучи сторонником республики, он тем не менее считал невозможным объединение Италии на республиканских началах. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» - абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы – чтобы избежать расставленных капканов, льва – чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.: «государь, если он хочет сохрапнить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности». Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия – «макиавеллизма». Упрощенно истолковав позицию мыслителя как требования всеозволенности для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем реальной политичской практики своей эпохи. Устойчивый же миф о Макиавелли как авторе тезиса «цель оправдывает средства» был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это изречение принадлежит иезуиту Эскабару и является девизом ордена. Макмавелли если и освобождет политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социльной действиетельности. «Следует знать, - пишет Мавкиавелли, - что, когда на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного, наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, котый спасет ее жизнь и сохранит свободу». Творческое наследие Макиавелли не свободно от противречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым возвысив ее, с однеой стороны, до науки, с другой - до искусства. В целом, в политической философии и государствоведении Возрождения можно выделить два направления: первое - монархомахичекое ( тираноборческое, республиканское), сочетавше в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями народного суверенитета (Ла Боэси, Альтузий). Второе направление обосновывало необходимость сильной монархической власти, абсолютизма, как, например, это было свойственно Макиавелли, который хотя и считал идеальным строем республику как выражение народного суверенитета, но понимал, что в современных ему условиях только сильная власть, не считающаяся ни с какими моральными традициями и церковными учениями власть светского государя может привести к национальному объединению и создать новое государство. В эпоху Возрождения появляются социальные утопии, отражавшие протест народных масс, который доходил до перерастания в крестьянские войны, как это было в Германии. Томас Мюнцер был наиболее ярким выразителем этих утопических требований «царства божия на земле», под которым подразумевался общественный строй без частной собственности, без власти императора, папы, королей и князей. Средством лостижения такого строя Мюнцер считал вооруженное восстание народа. Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор (1478 – 1535) приобрел всемирную известность за его трактат «Утопия», содержащим описание идеального строя фантастического острова Утопия (греч. букв. «Нигдения», место, которого нет, это придуманное Мором слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые изобразил общество, где ликвадирована частная ( и даже личная ) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов, наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистичекого быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала – он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Итальянский философ, поэт и политический деятель Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в философии отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту Галилея, Кампанелла не принял учения о бесконечности Вселенной , допуская, однако, существование множества миров. Социальнвая утопия Кампанеллы представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общественного имущества ( он – автор книги «Город Солнца» , произведения, построенного в форме рассказа мореплавателя, дополняемой утопией всемиронй теократической монархии «Монархия Мессии»). В идеальной общине у Кампанеллы упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4 часов, огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»). Руководство общиной находится в рукахз учено – жреческой касты. Осуществление своей программы Кампанелла возлагал на европейских государей ( испанского, а затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма. Реформация. В 16 – 17 веках большинство стран Западной и Центральной Европы охватило разнородное социально – политическое и идейное движение, направленное против средневековой католической церкви как наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции феодального общества. Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Реформации. Обожествление папы, индульгенции, злоупотребления духовенчтва, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию обнаруживали в глазах современников духовный крах римской католичекой церкви. Вселенские соборы 14 – 15 вв. (особенно Констанцский и Базельский) стремились к исправлению церкви « во главе и членах», но попытки ее внутреннего реформирования не удались. Начавшаяся в 16 веке протестантская реформация выступила с лозунгом не исправления католицизма, а борьбы с ним. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера и его последователей – щвейцарского священника Ульриха Цвингли (1484 – 1531) и французского богослова Жана Кальвина (1509 – 1564). Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике , жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам ( в одном случае – к античным, в другом – к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицо Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него – это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально – исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» ( строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате которых в ряде европейских государств утвердились религиозные и политические свободы. Но эпохя Реформации поняла свободу совести прежде всго как свободу от авторитета церкви, и ее ближайшими результатами была замена авторитета церкви авторитетом государства. Реформация отвергла принципы католического теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти. Немецкая реформация нашла свое продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.) революциях, в ходе которых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и мирского призвания христианина. Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально – критического мышления, философских теорий самосознания, идеала «правового государства» и новых предпринимательских ориентаций в хозяйственной практике, к формированию новой предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения. Натурфилософия развивается в трудах Бруно, превратившего ее в радикальный пантеизм, и Телезио, существенно приблизившего ее к будущему новому естествознанию введением в привычный пантеистический гилозоизм нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Бурно развивается мысль Контрреформации, в рамках которой осуществляются социальные, психологические и педагогические новации Лойолы, предоложившего свою , антилютеровскцую концепцию личности. Переживает неожиданный расцвет «вторая схоластика», раскрывшая в томизме новые ресурсы. Результаты, достигнутые при этом в онтологии Ф.Каэтаном и Ф. Суаресом, по настоящему оценили только в 20 веке. Мор, Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Одновременно Макиавелли формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладавая основы современной социологии, а Жан Боден создает теорию правового государства, веротерпимости и суверенитета, начиная эпоху современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, каковую найдет следующее поколение мыслителей. Исторческий драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, ХV1 в. можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспосбных и адекватных времени моделей мышления. В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Николая Кузанского. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политичекой и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, апробированные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение. То центральное место, которое в системе средневекового схоластичского образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон. Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному кладу античности, овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте, Греческий, знаиие которого было потеряно в срелневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В 15 в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы. Новый взгляд на человека и его потребности вместе с новыми требованиями общества создают и новую педагогику ( Леонардо Бруни, Барбаро и др.) Гуманизм проникает в университеты, вытесняет оттуда схоластику и насаждает классическое образование. С изучением античных историков появляются разработки родной истории (Бруни, Поджо, Эней Сильвио Пикколомини), начинют применяться новые методы критики источников (Лоренцо Валла). Знакомство с политическими учениями античных мыслителей на фоне сложной политической жизни Италии дало сильный толчок политической мысли (Колюччо Салютати), Для философии Возрождения характерны попытки примирить христианство с платоновской философией, которая становится в высшей степени авторитетной (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Платоновкая академия во Флоренции Козимо и Лоренцо Медичи). Среди многочисленных центров гуманистической культуры в Италии важную роль играли Неаполь, Павия, Венеция и, прежде всего, Рим при папах Николае V и Пие 11 и Флоренция времен Медичи. В кнце 15 в. возникают кружки гуманистов в Северной Европе – Нидерландах и Германии (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен). Поскольку в истории невозможны буквальные реставрации, деятели Возрождения, оглядываясь на блестящие достижения античности, создавали, по сути, новую культуру. «Миф Ренессанса» - это вера в безграничные возможности человека, который бросает вызов судьбе, преодолевает привычную робость перед божественным авторитетом и вступает в открытое творчское соревнование с самим Богом. Если античная философия раскрывала проблему космоса, средневековая – была целиком посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была целиком сосредоточена на проблеме человека. Возрождение впервые в истории открывает неповторимую индивидуальность свободного человека. Космологизм античной культуры и теологизм культуры средних веков уступает место антропоцентризму эпохи Возрождения. Таким образом, в основании культуры Возрождения лежит индивидуализм, который открывает самоценную, свободную и неповторимую творческую личность, субъективизм – ставящий перед собой задачу раскрыть мир не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека, и, наконец, антропоцентризм, полагающий человека центром и смыслом мироздания. Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развимтии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятеьного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создания основ философии Нового времени. Культурный идеал Ренессанса – в высшем синтезе духа и материи, в бесконечной творческой мощи духовного человека, следующего закону природной гармонии и меры. ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII – XVIII ВВ.) |