йцкен. Учебник для студентов естественнонаучных факультетов саратов, 2007 аннотация
Скачать 1.65 Mb.
|
Общая характеристика философии Нового времениНачиная с XVII в. в европейской философии происходит становление классической формы рациональности. Вера во всемогущество знания, в разумное устройство мира и, следовательно, необходимость воспитания и распространения рационального мировоззрения (просвещения) для улучшения жизни, как в материальном, так и в духовном плане, становятся главный доминантным настроением всей эпохи. Такое изменение мировоззренческих ценностей во многом связано с постепенным процессом секуляризации, бурным развитием городов, возрастанием роли торговли и предпринимательства, Великими географическими открытиями, в частности, открытием Нового Света, а также с научно-технической революцией, приведшей к появлению нового типа науки – экспериментально-математического естествознания. Периодом новоевропейской «научной революции» принято называть отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», т.е. с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» впервые было опубликовано в 1687 г. Научно-техническая революция – это качественный скачок в развитии познания природы и использовании человечеством ее законов, характеризуемый превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Осознанию практических возможностей науки способствовало то, что в это время особых успехов наука достигла в механике и тех областях научного знания, которые легко находили свое прикладное истолкование. В результате наука перестает восприниматься как чисто умозрительное знание, открываются перспективы его практического применения («Знание – сила» Ф. Бэкон). Успехи естественных наук привели не только к изменению представления о строении вселенной, но и к изменению представлений о человеке, о науке, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой. Происшедшая научная революция сделала необходимым изменение мировоззрения, что поставило новые задачи перед философией. Происходила постепенная замена библейского образа мира на коперниканскую модель. Это было не просто сменой математической схемы описания, но означало радикальный пересмотр всего мировоззрения. Действительно, в библейской картине мира Земля является центром мира, а человек – венцом творения. В системе Коперника Земля – такое же небесное тело, как и другие, а человек – былинка на ее поверхности, ничем не выделяющаяся среди природных объектов. Кардинальным образом пересматривается отношение к разуму и к науке. Научное знание – это не удел интуиции отдельного мага и не мистическое откровение богослова, а объективное и воспроизводимое знание. Поэтому если в философии средних веков важное место занимали комментарии и ссылки на авторитеты (Библию, Аристотеля, отцов церкви), то философия и наука Нового времени дистанцируются от теологии в своей опоре только на рациональные доказательства и чувственный опыт. Роль разума (разума познающего субъекта) в философии Нового времени столь высока, что реальность как нечто независимое от человека и ее конструирование разумом в философских понятиях совпадают. И если в эпоху века науки (XVII в.) мыслители-рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) пытались выработать общие с конкретными науками методы философской аргументации и доказательства, то, начиная с кантовской философии (последняя треть XVIII в.) роль разума становится самодовлеющей и философия уже стремится разработать собственный понятийный аппарат и технику мышления, основывающиеся на специфике философии как науки, имеющей дело в первую очередь с рациональным самосознанием и познавательной деятельностью человека. С точки зрения классической философии человеческий разум является главной инстанцией познания мира и бытия, познание которых, следовательно, должно основываться на рациональных принципах, естественных для разума. Это позволило мыслителям классического периода считать, что философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики, т.к. естественный свет разума равно освещает любую область исследования. На протяжении XVII-XIX столетий при всем разнообразии философских концепций господствует рационалистическая в широком смысле модель философского подхода к миру, когда любая философская проблема, даже проблема бога или души, должна решаться строго рационалистически, без привлечения авторитетов Св. Писания. Для этой модели характерным является представление о философии как о форме рационально-теоретического познания, с помощью которой можно дать систематическое и целостное объяснение мира и человека. В результате этих изменений на первый план в философии выходит проблема осмысления феномена знания и подведения под него строгой научной базы. Средневековая схоластика, которая не могла придти ни к какому конкретному результату и была оторвана от окружающей реальности больше не удовлетворяла мыслителей. Пытаясь найти причину упадка философии, они пришли к выводу, что главная проблема заключалась в отсутствии научного метода познания. Следовательно, необходима реформа философии как науки. Если схоластическая философия признавала веру и авторитет, то их надо заменить рациональным познанием. Философия Нового времени также пытается определить ту предметную область, в которой познание действительно может приводить к научному, объективному, проверяемому знанию. |