Главная страница
Навигация по странице:

  • Колледж экономики, права и информатики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права»Тема: «Власть и социальные нормы

  • 1. Характерные особенности догосударственного периода развития общества

  • 1.2. Характеристика догосударственного периода развития общества

  • 2. Власть в догосударственном периоде развития общества 2.1. Власть на ранних стадиях

  • Курсовая работа на тему_ Власть и социальные нормы в догосударст. Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества


    Скачать 65.34 Kb.
    НазваниеВласть и социальные нормы в догосударственный период развития общества
    Дата17.01.2023
    Размер65.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа на тему_ Власть и социальные нормы в догосударст.docx
    ТипКурсовая
    #890935
    страница1 из 3
      1   2   3

    Минобрнауки России

    Федеральное государственное бюджетное

    образовательное учреждение высшего образования

    «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

    Колледж экономики, права и информатики

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Теория государства и права»

    Тема: «Власть и социальные нормы

    в догосударственный период развития общества»

    Руководитель:

    Брусиловский Д.А.

    ________________

    «___»_________20___г.

    Исполнитель:

    студент 1415а-ПСо

    Гасанагаева К.Д.

    ______________

    «____» ___________20___г.

    Сыктывкар 2023

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Характерные особенности догосударственного периода развития общества…………………………………………………………………………...

    1.1. История возникновения и формирования первобытного общества………

    1.2. Характеристика догосударственного периода развития общества……….

    2. Власть в догосударственном периоде развития общества…………………

    2.1. Власть на ранних стадиях…………………………………………………..

    2.2. Эволюция власти…………………………………………………………....

    3. Социальные нормы в догосударственный период развития общества……

    3.1. Сущность социальных норм первобытного общества……………………

    3.2. Виды социальных норм в первобытном обществе………………………..

    Заключение…………………………………………………………………….…

    Библиографический список…..………………………………………………....

    Приложение А……………………………………………………………………

    Приложение Б…………………………………………………………………….

    Введение
    Догосударственное общество, именуемое первобытным, а существовавший в нём строй - первобытнообщинным, заняло в истории человечества достаточно существенный отрезок времени - более тридцати тысячелетий.

    Люди с древнейших времён вступали в разнообразные взаимоотношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали зарождаться законы, которые были преобразованы из обычаев, для регулирования данных взаимоотношений. В последующем развитии, формируются и взаимоотношения, и это требует образования уже особого непростого законодательства, которое бы могло собственными правовыми актами обеспечить законную концепцию социальных взаимоотношений.

    Тема курсовой работы – «Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества» – актуальна в силу того, что понимание нынешней власти и социальных норм невозможно без учёта опыта предшествующих эпох и даёт возможность сформировать представление о власти и социальных нормах в догосударственный период развития общества.

    Объектом исследования является догосударственное общество, а предметом исследования – власть и социальные нормы в догосударственный период.

    Цель курсовой работы: охарактеризовать сущность власти и социальных норм в догосударственный период развития общества.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. охарактеризовать особенности догосударственного периода развития общества;

    2. описать власть в догосударственный период развития общества и выявить её основные характеристики;

    3. охарактеризовать социальные нормы в догосударственный период развития общества;

    Методологическую основу исследования составили следующие методы:

    а) общенаучные (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно- исторический)

    б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование)

    в) частнонаучные (сравнительно- правовой, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования)

    Рассматриваемая тема достаточно широко представлена в трудах В.П. Алексеева, А.Б. Венгерова, Н.И. Матузова, В.Н. Хропанюк и других.

    Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения. К работе прилагается библиографический список и приложения.

    Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, а также указана теоретическая и методологическая основы.

    В первой главе представлена характеристика догосударственного периода развития общества, во второй главе описывается власть этого периода, а в третьей главе охарактеризованы социальные нормы в данный период времени.

    В заключении подведён итог исследования в целом.

    1. Характерные особенности догосударственного периода развития общества

    1.1. История возникновения и формирования первобытного общества
    Рассматривать первобытное общество можно только на основе незаконных сведений, по причине отсутствия письменных и прочих подлинных источников.

    Первобытное общество – первоначальный период в истории человечества. Данный период времени предшествовал зарождению классового общества и государственной власти, когда люди проживали общинами, совместно владели землёй, совместно работали и распределяли добытые ими блага на равные части1.

    Первобытный строй включает большой период времени, который согласно нынешним сведениям насчитывает больше одного миллиона лет. В догосударственный период развития общества не существовало государства и права, существование которых исчисляется только несколькими тысячелетиями.

    Первичную конфигурацию организации общества зачастую именуют «первобытным человеческим стадом» либо «праобщиной».

    Возникновение периода праобщины соответствует выделению индивида из зоологического мира и зарождению общества. Не порождает практически никаких колебаний то, что с появлением целеполагающей трудовой деятельности было сопряжено не только модифицирование отношения индивида к природе, однако и перемена отношений между членами изначального человеческого коллектива. Так, основание периода праобщины совпадает с возникновением абсолютно осознанно изготовленных и используемых орудий труда. Окончательным рубежом периода праобщины стало возникновение на замену ему «готового» человеческого общества – общинно-родового строя2.

    Основные черты новейшей социальной организации определяются тем, что при весьма невысокой степени формирования того общества, в обстоятельствах которого стала возникать новейшая организация, чуть ли не единственной базой с целью упрочения общественных взаимосвязей было понимание одинаковости интересов в форме родства. Более устойчивой составляющей тогдашних коллективов считались представительницы слабого пола, которые играли исключительную роль в заботе о потомстве и ведении домашнего хозяйства. В силу всего этого той упорядоченной конфигурацией организации общества, которая в результате заменила праобщину, возможно, был коллектив соплеменников, объединённый единым происхождением по материнской линии, иными словами материнский род.

    Нередко для обозначения данного периода времени применяется понятие «матриархат», однако он не вполне верен, поскольку власть в догосударственный период развития общества принадлежала всем её взрослым членам3.

    Наравне с однолинейным счётом родства иным важным показателем рода была традиция экзогамии, иными словами запрет супружеского общения внутри рода и предписание данного общения за его границами.

    Неолитическая революция и трансформация к производящей экономике обеспечили не только самовыживание человека, однако и образование постоянного производства продуктов питания и прочих объектов, которые необходимы для удовлетворения нужд общества. Всё это подготовило переход к оседлому виду существования и к установлению контроля семейно-клановых групп над конкретной территорией. Так, преждевременная родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) заменяется наиболее крепкими, количественно разросшимися, как правило, объединёнными с конкретной территорией общинами производителей. Подобная концепция семейно-родовых групп презентовала собой наиболее сформированную конфигурацию общественной организации, которая основана на относительно стабильных концепциях самоуправления и саморегуляции4.

    Конкретной предпосылкой процесса распада первобытного общества и классообразования было увеличение постоянного излишнего продукта. Только лишь на его основании мог зародиться отдаляемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Увеличение постоянного излишнего и возникновение прибавочного продукта были обусловлены ростом в разных сферах производства5.

    С возникновением в период классообразования прибавочного продукта зарождается вызревание институтов классового общества и в том числе основных из них - индивидуальной собственности, социальных классов и государства. Всё наиболее видимой становится социальное и имущественное разделение. Наряду с тем как у родоплеменной и коллективной элиты накапливались богатства, рядовые одноплеменники и общинники владели только лишь небольшими избытками, не владели ими вовсе либо даже ощущали лишение.

    Новая выделившаяся знать стала наращивать пропасть между классами, присваивая избытки производства, значительную долю военной добычи, наилучшие и крупные участки территории.

    Принято считать, что с данного периода времени родоплеменная организация начала вытесняться государственной организацией.


    1.2. Характеристика догосударственного периода развития общества
    Этап раннеродовой (раннепервобытной) общины обусловливается элементарным присваивающим хозяйством так именуемых низших охотников, рыболовов и собирателей и надлежащими ему примитивными конфигурациями социальных взаимоотношений.

    В данном обществе присутствовала строго соблюдаемая зафиксированная концепция половозрастного распределения деятельности. Например, женщины осуществляли собирательство, а мужчины - охоту и рыбную ловлю. Подобная половозрастная организация не формировала в ней отношений неравенства между старшими мужчинами и женщинами. Все они специализировались в различных, однако в одинаковой степени социально нужных областях трудовой деятельности. По этой причине не имело возможности существовать отношения господства и подчинения в положении полов.

    Естественное распределение деятельности по полу и возрасту и сопряжённая с ним хозяйственная специализация оставили глубочайший след на всей социальной жизнедеятельности раннеродовой общины. На их основании формировались специальные половозрастные категории, классы, группы и так далее. Повсюду осуществлялось выделение категории детей, взрослых мужчин и женщин, которые различались предписанными им обязательствами и правами, социальным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами огромное значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в группу взрослых людей. Данный переход сопутствовался установленными испытаниями и торжественными скрытыми обрядами, которые были известны под наименованием инициаций. Они постоянно заключались в приобщении подростков – как правило любого пола в отдельности - к хозяйственной, социальной и идеологической жизнедеятельности полноправных членов общины.

    Конкретно обусловливалось разделение пищи. Обращалось внимание на отличия в нуждах по полу и возрасту. В конкретных обстоятельствах предусматривались и высочайшие интересы целого коллектива. В случае потребности, при чрезмерных условиях, все способные трудиться охотники и рыболовы имели возможность получить последний кусок пищи, а их иждивенцы оставались голодными. Другое положение складывалось там, где уже на стадии раннеродовой общины коллектив начинал приобретать не только лишь жизнеобеспечивающий, однако и излишний продукт. В данных случаях наравне с уравнительным, либо равно обеспечивающим распределением зарождалось кроме того и трудовое разделение, то есть приобретение продукта согласно затраченному труду.

    Ключевыми взаимосвязями между единичными родами были супружеские взаимосвязи: появился брачный союз с целью регулирования взаимоотношений между полами.

    Как правило, мужчины одного рода брали себе жён в ином роде – подобные отношения и именуются экзогамией (от греч. exo –вне, снаружи и gamos - брак).

    Брачно-семейные взаимоотношения варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сформировавшихся конфигураций брака – от моногамных до гаремных форм семей. Причём какой брачный союз был изначальным достоверно неизвестно. Часть учёных полагает, что коллективный, иная же – что индивидуальный. В то же время по иной точке зрения несколько позднее, зародился институт семьи, который регулировал взаимоотношения, как между супругами, так и между родителями и детьми.

    Экономика данного общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно осуществлялись два принципа (обычая):

    1. рецепроктность (всё, что изготавливалось, сдавалось в «общий котел»);

    2. редистрибуция (всё сданное перераспределялось между всеми, каждый получал конкретную часть) 6.

    На других основаниях первобытное общество попросту не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

    На протяжение множества столетий и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: эффективность труда была весьма невысокой, всё, что изготавливалось, потреблялось. Естественно, что в подобных обстоятельствах не могли зародиться ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, однако равных в скудности, людей.

    Развитие экономики проходило по двум сопряжённым между собой тенденциям:

    1. усовершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, наиболее совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и так далее);

    2. модернизация методов, способов организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее, распределение труда, включая обширные социальные распределения труда и тому подобное)7.

    Всё это приводило к постепенному и всё более убыстряющемуся увеличению производительности труда.

    Основной единицей общества была родовая община - объединение на основании родственных взаимосвязей людей, которые вели общую хозяйственную деятельность. Род не был абсолютно устойчивым коллективом. Он пополнялся за счёт новейших брачных партнёров собственных членов и сокращался за счёт уводимых согласно тем же обстоятельствам родственников8. На более поздних стадиях формирования зарождаются племена, которые связывают близкие роды, а затем и союзы племен. Увеличение социальных структур было рентабельно обществу: оно позволило наиболее продуктивно противодействовать силам природы, применять наиболее совершенные способы труда (к примеру, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволило эффективнее отображать враждебность соседей и самим нападать на них: происходило поглощение наиболее слабых, необъединённых. Вместе с тем увеличение поспособствовало наиболее стремительному освоению новейших орудий и приёмов труда.

    Между тем сама вероятность объединения в решающей мере находилась в зависимости от уровня формирования экономики, от производительности труда, которые определяли, какое число людей могло прокормить конкретная территория9.

    Первобытное общество многочисленные тысячелетия практически не изменялось. Его формирование проходило весьма медленно, и те значительные перемены в экономике, структуре, управлении, о которых говорилось выше, зародились относительно не так давно. При этом, несмотря на то, что все данные перемены совершались одновременно и были взаимообусловленными, тем не менее основную роль играло формирование экономики: непосредственно оно основывало возможности для увеличения социальных структур, специализации управления и иных прогрессивных изменений.

    Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, которая имела место 5-12 тысяч лет тому назад. В данный промежуток времени зародились весьма совершенные каменные орудия, появились скотоводство и земледелие. Состоялось ощутимое увеличение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, нежели потреблял, возник избыточный продукт, возможность накопления социальных богатств, формирования резервов. Экономика стала производящей, человек стал меньше находиться в зависимости от капризов природы, и это привело к внушительному увеличению населения. Однако наряду с этим зародилась и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

    Именно в данный промежуток времени, в период неолита, начались разделение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу10.

    2. Власть в догосударственном периоде развития общества

    2.1. Власть на ранних стадиях
    В раннепервобытной общине функционировал принцип народовластия, при котором характеризующую значимость имела совместная воля сородичей либо общинников. Управление, возможно, было равноправным: все наиболее значимые вопросы жизнедеятельности рода решались всеобщим собранием его взрослых членов с правом любого на участие в обсуждении и принятии решения.

    Власть и общество были схожими, любой член общества считался носителем частицы данной власти. Отличие имело место только лишь по половозрастному показателю.

    Народное собрание осуществляло кроме того судебную функцию. При этом, безусловно, особенный авторитет имели зрелые, умудрённые навыком люди, весьма часто – старшее поколение группы.

    Знало подобное общество разнообразные организационные формы разрешения диспутов – соревнования самих дискутирующих, когда победитель считался выигравшим конфликт, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин11.

    Для реализации оперативного управления родом избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Власть главаря служила интересам всей группы и, согласно существу, была определённым ежедневным олицетворением её воли. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен иным. Пост старейшины был не только лишь избирательным, однако и сменяемым: как только появлялся наиболее сильный (на преждевременных ступенях формирования), наделённый большими организационными и интеллектуальными способностями, наиболее опытный индивид (на следующих стадиях) он подменял старейшину. Возможно предположить, что противоречий при этом не появлялось, так как, с одной стороны, ни один индивид не отделял себя и собственных интересов от рода, а с иной - пост старейшины подразумевал конкретную ответственность, заботу о роде и другое. «Если доминантная личность отличается не только волей, но и умом, - пишет Т.В. Кашанина, - то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать»12. К тому же пост старейшины не давал практически никаких преимуществ (помимо почтения): он трудился совместно со всеми и получал собственную равную долю. Таким образом, власть старейшины базировалась не только на его физической силе, однако и на нравственных качествах - его собственном авторитете, почтении и другое.

    Старейшина - это глава семьи либо рода. Им становился сильный, взрослый, грамотный, умный, авторитетный, способный предвидеть события и основывать значимые предприятия индивид. Старейшину выбирали либо признавали фактически, то есть все сородичи считали, что он отличается от них особенными качествами. Его опасались, чтили, подчинялись и в том числе уважали. Старейшина руководил обыденной жизнедеятельностью рода, анализировал дискуссии между сородичами и представлял их интересы в социальном производстве13.

    Помимо старейшин на время войны избирался полководец, при потребности могли быть выбраны и прочие должностные лица: чародеи, шаманы, жрецы.

    Когда человеческая популяция разрослась, а семейства объединились, возник круг вопросов, единых для всех соседствующих групп людей. Для решения межплеменных и межродовых трудностей стали собираться советы старейшин, вождей и всех способных удерживать в руках оружие.

    Племя, в свою очередь, управлялось советом старейшин, которые представляли надлежащие семейства. Совет старейшин выбирал племенного предводителя. Данный пост на ранних стадиях формирования первобытного общества тоже был сменяемым и не давал преимуществ. Союз племён управлялся советом племенных вождей, который выбирал предводителя союза (в некоторых случаях двух, один из которых был военным вождём).

    Совет старейшин собирался нерегулярно с целью предварительного рассмотрения вопросов, которые выносились затем на общенародное совещание.

    Подобная власть не знала каких-либо материальных, сословных либо классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, а базировалась на силе его мнения. Она по сути собственной была первобытнообщинной демократией, которая выстраивалась на началах самоуправления и не знала особенного разряда людей, которые бы осуществляли только лишь власть и управление, не участвуя в производственной деятельности.

    Форма власти в догосударственном периоде развития общества именуется потестарной. К примеру, потестарная власть вождя семейной общины, основывалась не только лишь на его авторитетности, однако и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель сформировавшихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

    Словом, подобная общественная организация первобытного общества тысячелетиями отражала присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие индивида и природы, была первоначальным, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью отвечала его нуждам14.
      1   2   3


    написать администратору сайта