Философия2. Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1
Скачать 1.19 Mb.
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 1. Философия Древней Греции 2. Проблема зла в философии Древнего Китая 3. Пути избавления от страданий в философии Древней Индии Вопросы для повторения Глава 2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Религиозный характер философии Средневековья 2. Схоластика. Номинализм и реализм. Фома Аквинский Вопросы для повторения Глава 3.ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Пантеизм 2. Антропоцентризм и гуманизм Вопросы для повторения Глава 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта 2. Проблема субстанции в философии Нового времени 3. Философия Просвещения 4. Французский материализм XVIII века Вопросы для повторения Глава 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Философия Канта 2. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля 3. Антропологический материализм Л. Фейербаха Вопросы для повторения Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Возникновение марксистской философии 2. Создание исторического материализма 3. Разработка материалистической диалектики Вопросы для повторения Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Становление русской философии 2. Русская философия XIX века 3. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX века 4. Русский космизм 5. Марксизм в России Вопросы для повторения Глава 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА 1. Иррационализм 2. Позитивизм. Неопозитивизм. Аналитическая философия. Герменевтика. Постпозитивизм 3. Экзистенциализм 4. Феноменология 5. Религиозная философия. Неотомизм Вопросы для повторения Раздел II. Основные проблемы философии Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА 1. Философский смысл проблемы бытия 2. Проблема субстанции. Философский монизм и дуализм 3. Понимание материи в материализме 4. Пространство и время, их философское понимание 5. Философские концепции развития Вопросы для повторения Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ 1. Проблема сознания в философии 2. Проблема происхождения сознания 3. Структура сознания 4. Проблема парапсихологии 5. Процесс познания, его структура и принципы 6. Проблема истины в познании 7. Специфика научного познания Вопросы для повторения Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Природа и общество 2. Теоретические модели общества 3. Социальная структура общества 4. Политическая структура общества 5. Источники и движущие силы развития общества 6. Духовная жизнь общества Вопросы для повторения Глава 4. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 1. Понятие личности 2. Проблема свободы личности 3. Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни Вопросы для повторения Глава 5. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1. Культура как механизм адаптации человека к миру 2. Культура как мир человека. Духовность и интеллигентность 3. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре 4. Культура и цивилизация Вопросы для повторения Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 1. Идея общественного прогресса 2. Основные возражения против возможности общественного прогресса 3. Будущее человечества Вопросы для повторения Заключение Рекомендуемая литература Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Философия с греческого означает любовь к мудрости. Впервые это понятие употребил Пифагор (VI-V вв. до н.э.). Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Поэтому и на Руси философов называли любомудрами (буквальный перевод на русский язык). Если бы было известно, что такое мудрость, то мы знали бы и что такое философия. Но споры о том, что она собой представляет, не утихают и по сей день. Выдающийся философ XX в. М. Хайдеггер считал, что философия не наука, как утверждалось в марксизме, и не мировоззрение, как утверждают сегодня. Она есть философствование. Примерно так же понимал философию М.К. Мамардашвили («грузинский Сократ», как его называли), когда утверждал, что нужно даже запретить ее преподавание. Но как мы узнаем, что такое философствование, если не будем знать, что такое философия? Поэтому придется пройти тот путь, по которому развивалась философия с самого своего начала до наших дней и по которому прошли все, кто ее изучал. Первым философом Древней Греции считался житель города-колонии Милета, расположенного в Малой Азии Фалес (625-547 до н.э.). Он был первым в списке семи мудрецов Древней Греции. Будучи купцом, Фалес много путешествовал, прославился как гидроинженер (построил обводной канал, чтобы лидийцы перешли через реку, когда воевали с персами). Он пользовался изобретенными им самим астрономическими приборами. Предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. Определил порядок расположения Солнца, Луны и звезд, но наоборот. К философии относят его утверждение о том, что все существующее произошло из одного источника - воды, и что янтарь и магнит доказывают всеобщую одушевленность. Сегодня трудно восстановить картину, как все происходило. Молчат развалины Милета, а от Фалеса до нас ничего не дошло. Поэтому нам остается только призвать воображение, чтобы понять, почему Фалесу понадобилось во всем видеть воду. Главное для нас - найти ту проблему, тот вопрос, на который он отвечал, сказав это. Иначе вся философия будет представляться в лучшем случае игрой в понятия, нужной только самим философам. Трудность здесь и в том, что сам философ иногда не знает, что заставило его так говорить и думать. Ему могла подсказать интуиция, неожиданное озарение. Но в любом случае - это ответ на какой-то вопрос, который самим философом может и не осознаваться. &nbs; У нас есть ответ: «Все из воды». Какой же тогда вопрос? Может показаться, что это вопрос: «Из чего состоит все?» Но вряд ли Фалес мог задать себе такой вопрос. Это вопрос философа в современном понимании этого слова, но Фалес и сам не знал, что он философ. Его называли мудрецом, но тогда мудрецами называли и тех, кого сегодня мы называем учеными. В списке семи мудрецов Фалес стоял первым, но остальные не были философами. Можно предположить, что вопрос, на который отвечал Фалес, был иной. Например, почему пошел дождь? откуда появилась вода в воздухе? куда делась лужа после дождя? Какие могли быть в то время объяснения? Можно было объяснить тем, что было и так очевидно (видно очами, глазами). А очевидно было то, что дождь появлялся из небытия (видно было, что в чистом небе вдруг появлялась тучка), а лужа потом тоже уходила в небытие. Но на это Фалес мог бы возразить: - «Небытие - это ничто, а ничто не бывает, потому оно так и называется. Значит, прийти из небытия нельзя - его нет, и уйти в него тоже нельзя - оно не существует. Значит, дождик (вода) уже был в небе, но его мы не видели, и лужа осталась, но ее мы не видим. Значит, она стала чем-то другим. Что-то постоянно превращается в другое, не исчезая в небытие, так как его нет. Посмотрите, во что превращается вода в луже? Правильно - в грязь! А грязь? Правильно - в землю! А земля? Правильно - в камень! А камень? Правильно - в металл!» Мы не знаем, доказывал ли Фалес таким образом или нет, но эта логика могла быть реализована на подсознательном уровне. Не случайно и в Древнем Китае, и в Древней Индии даже в мифологии имелись представления о первоначалах. А идея первоначала и появляется, когда отрицается небытие. В то далекое время тоже могли бы сказать, что вода из воды, дерево из дерева, железо из железа и т.д. Почему же такое объяснение (а ведь это современное объяснение) даже не рассматривалось? Представим себе, что в аудиторию наших дней входит Фалес и объявляет, что все из воды, а мы ему начнем возражать, ссылаясь на таблицу Менделеева. Что бы ответил Фалес? Скоре всего его речь была бы примерно такого содержания: - «Наверное, ваш Менделеев уважаемый человек, я не хотел бы его обидеть, но то, о чем вы говорите, просто не может быть. Как вы мне объясните, почему растет дерево? Вы же не скажете, что кто-то каждый день понемногу приклеивает к дереву еще немного дерева. Нет. А тогда как объяснить прибавку дерева, откуда она возьмется, если все из того, из чего оно всегда есть. Ведь в земле, по-вашему, только земля, а дерева там нет. И в воде, которой вы поливаете дерево, тоже нет дерева, и в воздухе - тоже. Значит, дерево появляется из недерева - из земли, воды, воздуха. Я же добавлю: из воды и земли, которые превращаются в сгущенную воду в виде дерева. Земля - тоже сгущенная вода. Вы говорите, что в фотосинтезе участвует свет и воздух. Да, вы правы, но воздух - это разреженная вода, а свет - это огонь - это разреженный воздух, то есть тоже разреженная вода, но разреженная сильнее, чем воздух». В то время было еще одно объяснение, старое, надежное, распространенное - это объяснение с помощью богов: дождь пошел, потому что так захотел Аполлон или Зевс. Ведь боги могли, по мнению греков, сделать все, что угодно. Так, у Гомера в «Илиаде» хитроумный Одиссей во время соревнования обогнал быстроногого Аякса, потому что вовремя попросил Афину, дочь Зевса, помочь ему. И она помогла - Аякс поскользнулся на навозной жиже. Но объяснение с помощью богов уже не устраивало того же Фалеса. Представим себе греческий город-полис: в центре города - площадь, служившая рынком и заменявшая сегодняшний телевизор, почту, радио, газеты. От площади веером расходятся улицы в границах городских стен. Вокруг города - поля. Каждый грек мог иметь не более трех гектаров земли, поэтому большого количества рабов держать было невозможно, и они находились нередко на правах членов семьи. По-видимому, по этой причине, история не зафиксировала каких-либо восстаний рабов в Древней Греции. Отсутствие крупных землевладений явилось и причиной демократии в городах-государствах. А это означало наличие выборных должностей (они хорошо оплачивались), отсюда желание занять их, что требовало способностей убеждать сторонников и опровергать противников. Искусство убеждать стало цениться высоко, но главное, греки были заворожены самим процессом. Об этом мы можем судить по истории с баснописцем Эзопом. Он был раб. Его хозяин часто по глупости попадал впросак. Эзоп за обещание освободить его всегда выручал. Однажды пьяный хозяин обещал своему собутыльнику выпить море. В противном случае он должен был отдать ему все свое состояние. На другой день весь город собрался посмотреть, что же произойдет. Наученный Эзопом, он заявил, что выпьет море, но при условии, что отгородят речку, которую он пить не обещал. Все жители поняли, кто научил его сказать так. Все закричали: «Свободу Эзопу! Свободу Эзопу!». На этот раз хозяин был вынужден отпустить Эзопа. Но влюбленная в него жена хозяина подсунула в его котомку вазу. Стражники, обнаружив вазу, несмотря на возражения Эзопа, что он свободный, заявили, что он раб, и повели его к хозяину. Таков был обычай: если вор свободный, то его сбрасывали в пропасть, если раб - отдавали на милость хозяина. Хозяин стал просить Эзопа согласиться, что он раб, что он будет как сыр в масле кататься. Но Эзоп был непреклонен - он свободен. В этой истории примечательным является то, что собрались жители города. Разве не ясно было, что не сможет человек выпить море? Но все ждали, что скажет хозяин Эзопа. От этого зависела его судьба. Логическое мышление было привлекательно, оно завораживало. Поэтому стремление объяснить все именно таким образом - доказательно, убедительно привело к тому, что другие объяснения существующего (дождя, ветра, солнца, звезд) казались неинтересными и неправильными. Кроме доказательного мышления в то время уже появилась наука с ее неопровержимыми результатами. Разве могли боги отменить следствия теоремы Пифагора или затмение Солнца, которое предсказал Фалес? Конечно, после того как Фалес разбогател и когда он помог лидийцам перейти реку, к нему относились с уважением. Но его утверждение, что солнце исчезнет, вряд ли кому понравилось, так как он покушался на волю богов - только они могли убрать солнце, а людям не дано даже знать, когда и как это произойдет. Возможно, греки просили богов, чтобы солнце не исчезало, но оно исчезло. Какими глазами они смотрели на Фалеса, когда затмение произошло! После этого он мог говорить что угодно, ему должны были верить. И возможно, что только теперь он высказал то, что давно продумал: все из одного - воды. На то, что все из воды, Фалеса натолкнула, по-видимому, та роль, которую она играет в жизни людей, да и всего живого: растения надо поливать, значит, вода превращается в растения, яйцо демонстрирует нам как из влаги внутри яйца появляется цыпленок, все живое содержит влагу и т.д. Возможно, он сам тоже приводил и такое доказательство, которое за него сделал Лукреций Кар, живший в I в. до н.э.: у круглого точильного камня при сильном его вращении темнеет край от выделяющейся из камня воды. Мы знаем, что это центробежная сила заставляет воду по капиллярам продвигаться к краю, Фалес же мог подумать, что камень начинает разрежаться в воду. Что же характерно для философского объяснения существующего, в отличие мифологических и иных представлений? Можно выделить следующие особенности философии:
Следовательно, можно определить философию как систему взглядов на мир в целом (мировоззрение), основанную на доказательствах с помощью предельно абстрактных понятий. В отличие от философии, другие типы мировоззрений либо не нуждаются в использовании абстрактных понятий и доказательстве (мифологическое, религиозное, художественное мировоззрение: музыка, живопись, литература и т.д.), либо описывают мир только с какой-либо одной стороны (наука: химическая картина мира, физическая картина мира, описание мира в астрономии и т.д.). При этом используемые наукой понятия допускают дальнейшее абстрагирование, они не являются предельными. [Так, например, об одном же явлении, поэт скажет: «Роза цветет», ученый - «Растение развивается», философ - «Материя движется». Более абстрактно чем философ сказать уже невозможно.] Теперь становится понятным, почему философия появилась в середине I тыс. до н.э. Иметь мировоззрение - это потребность человека. И какое-то мировоззрение должно было появиться вместе с появлением на Земле Homo sapiens. Мировоззрение человеку необходимо, чтобы выжить в мире, который он сам изменяет (животные живут в неизменном мире, в противном случае они погибают). Между миром и человеком в результате деятельности появляется посредник - культура, это искусственная среда, созданная самим человеком. Чтобы остаться человеком, он должен постоянно воспроизводить свойства, требуемые искусственной средой, то есть образцы человеческого существования (иначе, он превратится в животное и будет пользоваться, как они, инстинктами). Человеку важно знать место каждой вещи в культуре, то есть ее смысл. Этот смысл и закрепляется в мировоззрении. Мировоззрение появляется с самим человеком, но первобытные люди понимали мир по аналогии с собой. Такое мировоззрение определяется как гилозоизм (оживотворение) и антропоморфизм (уподобление природы и общества человеку). Первобытному человеку удобно было объяснять, сравнивая с собой. Если спросить современного человека, что такое подъемный кран, то он ответит: механизм для поднятия грузов на высоту. Первобытный же человек ответил бы, что кран - это большой и сильный человек с большой рукой. Даже весь мир воспринимался в образе человека. Развитие познания привело к изменению представлений о мире. Так, в Древнем Китае сверхъестественный человек Пань-гу, олицетворяющий мир, умирает. Из частей тела умершего Пань-гу возникают вещи, из вздоха - ветер и облака, из голоса - гром. Солнце возникает из левого глаза, Луна - из правого, стороны света - из рук и ног, реки -из крови, дороги - из жил, почва -из плоти, созвездия - из волос, деревья - из кожи, а люди - из ползающих по телу паразитов. Первобытное мировоззрение представляло собой комплекс религии, мифологии и искусства и магии. Их корни в неумении обнаруживать существенные и необходимые связи между явлениями, то есть тогда не было того, что сейчас называется наукой. Но уже в магии содержалась догадка об объективной причинности, так как магия основана на убеждении, что если все сделано правильно, то должен быть результат. Как мы видим на примере Древней Греции, философия появляется вместе с появлением идеи истины - объективного не зависимого от людей знания. Изобретение чисел для счета скота, для торговли, для определения налогов привело к появлению математики. Потребность земледелия привела к накоплению астрономических наблюдений. Регулярность и правильность в движении небесных тел, системность математики были несовместимы с произволом богов. Особенно наглядны были расхождения с мифологией изменения в общественной жизни. Другой причиной отказа от мифологического мировоззрения стало появление строгого, последовательного мышления. Это было обусловлено необходимостью убеждения своих сторонников и опровержения противников в государственной деятельности. Такое мышление также было несовместимо с бездоказательной мифологией, где все принималось на веру. Все это обусловило появление нового, философского мировоззрения, то есть мировоззрения доказательного, системного, рационального (основанного на мышлении, а не на чувственных образах). Таким образом, появление философии - это результат изменения общественной жизни, появления науки и неспособности мифологии доказательно объяснить происходящие изменения. При этом философия - это труд мышления, она требует интеллектуальных усилий. Спорным является вопрос о предмете философии. Содержание философского знания постоянно изменялось на протяжении ее существования. Вначале философией называли все существовавшие знания. Затем от нее отделили частные науки: математику, астрономию и т.д. Это отражалось на круге вопросов, которыми занималась философия. Постепенно выделилась группа собственно философских вопросов, то есть вопросов, которые не рассматривались никакими науками. Их наличие и явилось основой для существования философии как самостоятельной дисциплины. Одним из центральных вопросов философии был и остается вопрос о сущности человека и его месте в мире. Традиционно философским является вопрос о познаваемости мира (о средствах, формах и методах познания истины). Как и науки, философия имеет свои понятия. Например, в обыденном языке цветение герани можно выразить фразой «цветок растет», ученый-ботаник скажет «растение развивается» а философ - «материя движется». Понятия философии предельно общие и относятся ко всем областям действительности, например, случайность и необходимость, причина и следствие, сущность и явление, закон и т.д. Такие предельно общие понятия называются категориями. Установленные в философской системе взаимосвязи между категориями называются философскими законами. Например, «причина предшествует следствию». Если философ установит обратную связь, то это тоже будет философским законом. Чтобы это сделать, он должен создать другую логически непротиворечивую систему смыслов (со-мыслей), то есть другую связь категорий. Это сделать не так легко, как кажется, поэтому число философских систем не так велико. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, о смысле жизни, философия выполняет мировоззренческую функцию, а помогая выработать способы и приемы объяснения, изучения и преобразования мира, - методологическую (философия снабжает человека всеобщим методом). Спорным является существование единственного основного вопроса философии. Для каждого философа основным является тот, которым он занимается. Но можно выделить главный вопрос какого-то периода или какой-либо страны. Так, в Древнем Китае главным был вопрос о причинах зла, в Древней Индии - вопрос о путях избавления от страданий, хотя никто не называл эти вопросы основными. Философия обладает одной той особенностью, что при желании можно объявить любой вопрос основным. Если рассматривать философию как ответ на жизненно важные вопросы человека, то, возможно, это будут вопросы, которые сформулировал немецкий философ Иммануил Кант: «Что я должен знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Во всяком случае, вопрос о первооснове существования мира и человека, так или иначе, решает любое философское учение, как бы оно не отказывалось от его решения. Что есть человек? Какое место в мире он занимает? В чем смысл его жизни? Все это и есть основные вопросы философии. В зависимости от того, какие вопросы рассматриваются, философия делится на части. Часть философии, изучающая бытие как таковое, его первооснову и формы существования, называется онтологией (от слова онтос - сущее). Часть философии, изучающая познание называется гносеологией (от слова гносис - знание). Здесь рассматриваются, например, такие вопросы: Возможно ли познание мира? Какими средствами для познания располагает человек? Что считать истиной? Часть философии, изучающая общество, называется социальной философией. Часть философии, изучающая мораль, называется этикой. Часть философии, изучающая эстетические отношения, искусство, называется эстетикой. К философии относятся и разделы частных наук, изучающие их философские проблемы. Всякое явление можно рассматривать с точки зрения этих разделов философии, то есть выяснять их онтологический, гносеологический, социальный и т.д. смысл. Спорным является вопрос о научности философии. В марксизме философия считалась наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Но наука может быть только одна, поэтому все остальные философии, кроме марксистско-ленинской, объявлялись ненаучными. Философия имеет сходство с наукой. Так, основные элементы науки: системность, доказательность, рациональность (объяснение всего только с помощью разума) имеются и в философии. Но философия имеет свою специфику, она стремится к абсолютному знанию. Если наука постоянно изменяется, научные знания относительны, со временем они устаревают, философские же системы бессмертны. Наука не может опровергнуть Платона, Гегеля, Канта. Философия устанавливает смысл существующего. Реальность одна, ее изучает наука, постоянно уточняя свои знания. Смысл же этой реальности для каждого человека может быть свой. Отсюда плюрализм и равноправие философских учений. Поэтому и не может быть ответственности философа за его учение. Он так видит мир. Здесь, как в религии - можно исповедовать любую (большинство государств провозгласило свободу совести), но это не снимает ответственности перед законом за конкретные поступки как самого философа, так и его последователей. Однако у большинства тех, кого называют философами, нет стройной системы взглядов, которая бы включала все разделы философии. Нередко философскими называют художественные произведения. На один и тот же вопрос в различных философских системах имеются свои ответы. Все это дало основание М. Хайдеггеру считать, что философия есть сам процесс философствования, когда человек отвечает на предельные вопросы своего бытия. По его мнению, какого-то застывшего философского знания не существует. Философствование же заключается в стремлении так объяснять мир, чтобы везде чувствовать себя, как у себя дома. Наличие плюрализма в философии сближает ее с искусством, но особого вида - искусством логического, доказательного, системного изображения мира с помощью предельно абстрактных понятий. Художественные произведения могут называться философскими только условно, таким же условным являются и понятия «философия писателя» или «философия художника». В противном случае стирается грань между философской и художественной литературой, между философией и искусством. Как бы условной ни была эта грань, она все-таки существует. Особенность философского мировоззрения в том, что, создавая философское изображение какого-либо явления, необходимо явно или неявно создавать целую систему. Таким образом, философия - это логически непротиворечивая система взглядов на мир в целом и каждую его часть в связи с целым (мировоззрение), основанная на доказательствах с использованием предельно абстрактных понятий. |