Главная страница

юл календарь. Юлианский календарь и его предшественники. Юлианский календарь и его предшественники


Скачать 41.66 Kb.
НазваниеЮлианский календарь и его предшественники
Анкорюл календарь
Дата16.05.2022
Размер41.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЮлианский календарь и его предшественники.docx
ТипДокументы
#532460

Юлианский календарь и его предшественники

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ 3

ОШИБКА ВИСОКОСНОГО ГОДА 4

СЧЁТ ДНЕЙ В РИМСКОМ И ЮЛИАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ 5

СТРУКТУРА ЮЛИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ 6

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В РОССИИ 7

ВЫТЕСНЕНИЕ ГРИГОРИАНСКИМ КАЛЕНДАРЁМ 8

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В БОГОСЛУЖЕНИИ 9

РАЗНИЦА В ДАТАХ МЕЖДУ ЮЛИАНСКИМ И ГРИГОРИАНСКИМ КАЛЕНДАРЯМИ 10


ВВЕДЕНИЕ


С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Календарь - это неотъемлемый атрибут современной жизни, который легко можно обнаружить в любом доме или офисе. С древних времен календарь помогал людям фиксировать даты, измерять временные периоды, организовывал и упорядочивал их жизнедеятельность.

В основе любого календаря лежала периодическая смена движений небесных тел. Но в разные периоды истории различные культуры неодинаково истолковывали принципы, которые должны лежать в основе создания календаря, отсюда огромное количество видов календарей, а также многочисленные споры, которые длятся и в настоящее время.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ


Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев, включающих 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц, называемый мерцедонием. Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно. Кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они включали 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца: intercalaris prior и intercalaris posterior. Вместе с mensis intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.

Цезарь переименовал месяц квинтилис (quintilis) в свою честь, дав ему имя iulius (июль). Месяц август был назван в честь преемника Цезаря Октавиана Августа. Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но только названия июля и августа дошли до наших дней.

ОШИБКА ВИСОКОСНОГО ГОДА


Римские жрецы по неизвестной причине запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 года до н. э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Первый год нового календаря — 45 год до н. э. — был високосным. После первого года (45 года до н. э.) високосными должны были быть 41, 37, 33, …, 13, 9 годы до н. э. Но жрецы високосными годами сделали 42, 39, …, 12 и 9 годы до н. э. Эту ошибку исправил император Август: на протяжении 16 лет — с 9 года до н. э. по 8 год н. э. високосных годов не было, так как 5 и 1 годы до н. э. и 4 год н. э. (то есть, 749, 753 и 757 годы от «основания Рима») были приняты как невисокосные. Поэтому юлианский календарь начал функционировать нормально с 1 марта 4 года н. э.

СЧЁТ ДНЕЙ В РИМСКОМ И ЮЛИАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ


Римский календарь основывался на обратном счёте; счёт вёлся от одного из трёх дней месяца — календ (первый день месяца), нон (примерно четверть месяца) или ид (середина месяца). В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-й день месяца, а ноны — на 7-й день, в остальные месяцы — на 13-й и 5-й день соответственно. Дата отсчитывалась обратным включительным счётом от ближайших календ, ид, или нон; так первый день апреля назывался апрельскими календами, последний день марта — днём перед апрельскими календами (pridie kal apriles), предпоследний день марта — третьим днём до апрельских календ, и т. д.. Такое обозначение дат долгое время сохранялось и в юлианском календаре.

Начиная со средних веков, стала распространяться более привычная нам система последовательного счёта, в которой все числа месяца нумеруются от первого до последнего. На сегодняшний день такая система используется повсеместно, римская система дат практически полностью вышла из употребления.

СТРУКТУРА ЮЛИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ


В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 суток, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

В юлианском календаре годы бывают високосными и невисокосными. Первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В РОССИИ


На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года)[29] после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…»

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.

В 2022 году первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви Александр Щипков выступил с предложением вернуть юлианский календарь в общегражданское употребление.

ВЫТЕСНЕНИЕ ГРИГОРИАНСКИМ КАЛЕНДАРЁМ


Продолжительность года в юлианском календаре — 365 ¼ дня, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года; каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наибольшую проблему представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Для расчёта дня Пасхи в юлианском календаре дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. В XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше, 11 марта. Разница была замечена ещё в начале второго тысячелетия, и возникла необходимость коррекции календаря, поскольку неверный расчёт дня пасхи приводил к несоблюдению Великого поста, что считалось серьёзным грехом. Тридентский собор (1545—1563) поручил папе провести необходимые изменения.

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря. В новом календаре, получившем название григорианского, уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В Советской России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года[33]. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В БОГОСЛУЖЕНИИ


В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская (вернулась 15 июня 2014 года[35]). Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия[36] и украинское викариатство[37]), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

РАЗНИЦА В ДАТАХ МЕЖДУ ЮЛИАНСКИМ И ГРИГОРИАНСКИМ КАЛЕНДАРЯМИ


Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём (делящиеся без остатка на 4). В григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но годы, также кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400. Таким образом, скачок, увеличивающий разницу между календарями на один день, происходит 1 марта (по юлианскому календарю) завершающего столетие года, номер которого кратен 100 и не кратен 400. То есть в григорианском календаре 1600 год был високосным, а 1700, 1800, 1900 года — невисокосными.

Для пересчёта даты по юлианскому календарю в дату по григорианскому календарю к дате по юлианскому календарю прибавляется указанная в первом столбце таблицы соответствующая этой дате разница дней, а для перевода даты по григорианскому календарю в дату по юлианскому календарю из даты по григорианскому календарю эта разница вычитается.




написать администратору сайта