История экономики ответы к экзаменационным вопросам. История экономики. 1. Экономическая мысль Древнего Китая
Скачать 457.97 Kb.
|
34. Причины возникновения кейнсианства, его основные идеи.Кейнсианская экономическая школа возникла в период Великой Депрессии (1929-1933), когда неожиданно для экономистов обнаружилось, что саморегулирование рынков в масштабах всей экономики невозможно. В сложившейся ситуации государства стали активно вмешиваться в экономику, хотя и не имели теоретической основы для предпринимаемых ими действий. Поэтому перед экономической теорией стояло несколько вызовов: - Объяснить причины того, что в глобальном масштабе экономика неспособна к саморегулированию; - Объяснить механизмы экономических спадов и подъемов; - Проанализировать возможные варианты вмешательства государства в экономику; - Дать правительству практические советы в области регулирования экономики. Но чтобы решить эти задачи, потребовалось создать новый метод экономического анализа, носящий в настоящее время наименование макроэкономического метода. Другими словами, пришлось создать макроэкономику. При этом кейнсианцам пришлось отказаться от части достижений неоклассической школы и вспомнить подход классиков. Т. е., кейнсианская школа стала рассматривать не отдельные рынки, а их совокупности, а также стала сильно упрощать устройство экономики, но за счет этих «упрощений» кейнсианская школа смогла анализировать взаимодействия между совокупностями рынков. При этом базовый исследовательский аппарат, наработанный неоклассической школой, не был отброшен, и кейнсианцы мыслили практически теми же категориями, что и неоклассики. Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны. Именно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики должно стимулировать частные инвестиции, рост потребительских расходов. Регулирование путем создания эффективного спроса должно повлиять на инфляцию, занятость, подавлять экономические кризисы и способствовать быстрому росту национального дохода. Кейнсианство впервые за 100 лет подвергло критике классическую теорию. Дж.М. Кейнс в своей «Общей теории занятости процента и денег» именно с этого начинает изложение своей концепции: «Я назвал эту книгу «Общая теория занятости, процента и денег», акцентируя внимание на определении «общая». Книга озаглавлена так для того, чтобы мои аргументы и вывод противопоставить аргументам и выводам классической теории, на которой я воспитывался и которая - как и 100 лет назад - господствует над практической и теоретической экономической мыслью правящих и академических кругов нашего поколения. Я приведу доказательства того, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живём, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведёт к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни». Влияние кейнсианства было столь велико, что в 1971 году президент США Ричард Никсон заявил: «Сегодня мы все - кейнсианцы». 35. Условия становления и основные проблемы средневековой экономической мысли.Важную роль на формирование экономической мысли в период Средневековья играли традиции, обычаи, религиозное мировоззрение. Основными источниками экономической мысли являются юридические кодексы и церковные достопримечательности. Общая характеристика экономической мысли раннего и среднего Средневековья: • Мышление мало теологический (религиозный) характер, большое влияние на развитие экономической мысли в то время произвел ислам и христианство; • Экономическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний; • Экономическая мысль была пропитана практицизмом (средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений); • Экономические представления народных масс отразились в разных "ересях" и экономических требованиях крестьянских восстаний. Основным источником экономической мысли раннего Средневековья были варварские правды - записи, в основном, обычного права германских племен конца V - начала VI в. Они были официальными или частными сборниками обычаев данного племени. Часто такие обычаи дополнялись королевскими актами. Древнейшим сборником прав франков, которые основали в Галлии Франкское государство - салических франков - была Салическая правда. она была заключена во времена правления Хлодвига. Затем сборник неоднократно дополнялся и частично менялся при следующих королях. Салическая правда регулировала внутренне общинные отношения. В Салической правде отражено процесс трансформации родовой, общинной собственности в индивидуально-семейную, феодальную частную собственность. Отражала процесс возникновения индивидуально-семейной собственности, преобразования владений на собственность, когда наследственный надел превратился в аллод, и фиксировала начало дифференциации общества на основе развития частного землевладения. Еще одним источником экономической мысли были правовые акты королей - законы, назывались капитулярием. Так, "Капитулярий о виллы" (Закон о имения) Карла Великого начале IX в. дает представление об организации и управления феодальным поместьем: феодальное хозяйство утверждалось в пределах имения-сеньории, а земля принадлежала феодалу; земля делилась на домен, где хозяйничал сам хозяин, и крестьянские наделы; в имении ремесленники имели производить ремесленную продукцию, для удовлетворения потребностей хозяина; продавать продукцию, которая была в избытке и покупать то, что не производилось в вотчине; фиксировались все доходы и расходы; задачей феодального поместья было производство и поставку всего необходимого для королевского двора. Эти законы свидетельствуют о натуральный характер хозяйства, об утверждении феодальных отношений. Развитие экономической мысли классического Средневековья в Западной Европе развивался под влиянием церкви. Самым известным представителем католической церкви был итальянский епископ Фома Аквинский (1225 - 1274), его уже 1323 был канонизирован, а в 1879 его учение было провозглашено единственной истинной философией католицизма. Фома Аквинский изложил свою концепцию в произведениях "Сумма против язычников", "Сумма теологии", в которых обобщались канонические взгляды католической церкви. Ведущее место в этих канонах занимают экономические взгляды, опирающихся прежде всего на труды Аристотеля. В своих исследованиях Фома Аквинский использует схоластический метод. Сначала автор выдвигает любое положение, приводит все известные аргументы против данного положения, а дальше приводит положительные аргументы, после чего дает свои выводы. Фома Аквинский рассматривает вопрос собственности, труда, торговли, цены, прибыли, процента. Человек по мнению Аквинского, должна работать для удовлетворения своих потребностей. Но отдельный человек не может удовлетворить свои интересы, поэтому Бог совершил разделение труда и специальностей . Работа является неотъемлемой обязанностью верующего, но физическую, тяжелую работу должен выполнять раб, хотя по своей природе он тоже человек. Частную собственность он не осуждал, и указывал, что собственность - это стимул к труду и общество владельцев всегда хочет мира и порядка. При исследовании торговли Фома Аквинский указывает о существовании двух типов обмена товаров: для собственных нужд с целью получения прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и обогащения. Обмен предполагает равенство полезности вещей. Впервые использует понятие прибыли как вознаграждение за риск. Аквинский указывает, что бывает много разных случаев, когда не грех продать дороже, как купил: возможно улучшение товара, затраты на хранение, расходы на дорогу. Это плата за труд торговца. Выдвигает идею о существовании справедливой цены. Так, как каждый человек относится к соответствующей социальной группы, она должна получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы она могла жить в соответствии с места, которое занимает в сословной иерархии. Итак, справедливая цена - это та, что предоставляет привычный для определенного положения в обществе доход после вычета всех издержек производства. Выдающимся представителем средневековой экономической мысли был французский ученый-монах Никола Орем (Оресм) (1323 - 1382 pp.). Взгляды его были изложены в труде "Трактат о происхождении, природе, юридическое обоснование и изменение денег", в которой он исследовал экономическую категорию - деньги. Согласно его утверждению, деньги - это инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Николе пашем принадлежит одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег. Он указал, что золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам. Экономическая мысль Украины в период Средневековья. К письменных источников относят летописи, княжеские грамоты, соглашения, записи норм светского и церковного права. Самыми известными письменными источниками являются "Русская правда", которая складывалась на протяжении XI - XII вв., "Повесть временных лет" Нестора-летописца нач. XII в., "Поучение детям» Владимира Мономаха нач. XII в. "Русская правда" является первым кодексом законов Руси, содержащий сведения об имущественных отношениях, о защите прав частной собственности феодалов на землю и зависимых крестьян, организацию большого княже-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения, регламентирует торговые отношения, упорядочивает систему долговых обязательств, ограничивает ростовщические операции. В произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха отражены основные процессы экономической и общественной жизни России. Подано советы относительно государственного управления хозяйством на основе моральных принципов: заботиться о своем государстве, о согласии, сдерживать чрезмерное насилие и эксплуатацию угнетенных слоев населения, способствовать развитию земледелия, ремесла и торговли. "Повесть временных лет" - монументальный литературный документ Киевской Руси. В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступление из хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. В летописи говорится о внешнеторговые связи, развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, развитие ремесла и земледелия. Летописец описывает товарно-денежные отношения. Итак, под влиянием экономических, социальных и политических изменений, которые происходили в средневековой Европе формировалась, развивалась и менялась экономическая мысль. |