Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно

  • Принято выделять следующие функции философии

  • Основные направления в философии

  • 2.Становление античной философии. Учение Платона об идеях. Этапы развития

  • 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) Фалес.

  • Анаксимен.

  • 5. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)

  • 6. Атомизм Левкиппа и Демокрита

  • 7. Софисты (Протагор, Горгий, Продик)

  • В споре рождается истина

  • шпора на печать. 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия


    Скачать 174.61 Kb.
    Название1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия
    Анкоршпора на печать.docx
    Дата23.10.2017
    Размер174.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора на печать.docx
    ТипДокументы
    #9773
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

    Впервые термин «философия» выделил Пифагор как «любовь к мудрости», «любомудрие» (филео-любовь; софия-мудрость). Философия возникла в 6-7 вв до н.э. почти одновременно и независимо друг от друга в Древнем Востоке (Китае, Индии, Иране) и в Древней Греции. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы. Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на то, из чего же все произошло.

    Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

    основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

    Объект философских размышлений — это мир и человек, представленные как целостное образование. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.

    Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида.

    Но если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.

    Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь: нравственность, предназначение человека и смысл его существования. Но их разделяет то, что первая возвышается на вере, а основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.

    Философия, также, как и наука, все подвергает сомнению, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, "человеческое". В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие.

    Т.о., философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.

    Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.

    Роль философии в жизни человека и общества проявляется через осуществление определенных функций. Принято выделять следующие функции философии:

    -Онтологическая функция состоит в рассмотрении различных определений бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его сущность, т.е. первооснову.

    -Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    -Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Основными методами философии являются:

    Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    -Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    -Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    -Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

    -Аксиологическая функция философии (греч. axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных и др. Цель— быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

    -Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия.

    -Воспитательно-гуманитарная функция состоит в том, чтобы культивировать ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку найти смысл жизни.

    -Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    Основные направления в философии:

    -материализм (действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи);

    -идеализм (признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением);

    -эмпиризм (метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания);

    -рационализм (философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума).
    2.Становление античной философии. Учение Платона об идеях.

    Этапы развития:

    1) Становление античной философии 6-5 в до н.э.

    2) Классическая греческая философия (учение Сократа, Платона, Аристотеля) 4 в до н.э.

    3) Заключительный этап греко-римский, эллистинический 4 в до н.э-4 век н.э.

    1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

    Фалес. Выдвинул идею субстанции как первоосновы всего. Фалес говорил, что все вещи образуются из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду.

    Анаксимандр. Все вещи произошли от единой субстанции – айперон. Это вещественное начало, лишенное границ, без качественных характеристик и количественно бесконечно, в нем все находится в неопределенном состоянии как реальная возможность.

    Анаксимен. Полагал, что первоначалом всего является воздух. При разряжении – огонь, а при сгущении – вода и земля.

    2. Гераклит Эфесский

    Написал сочинение «О природе». В нём он в качестве порождающего и вещественного начала мира рассматривал огонь. Все предметы и явления природы рождаются из огня, а когда исчезают, то вновь обращаются в огонь. По одной из версий учения Гераклита, огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю, земля - в огонь. Существует закономерность, по которой происходит превращение огня - логосос. Гераклит - один из родоначальников диалектики. Мир - это процесс. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды». Гераклит не только доказывал факт развития, но и называл его причину – взаимодействие противоположностей. В процессе развития осуществляется переход одной противоположности в другую. «Холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». На основе борьбы, полагал Гераклит, устанавливается гармония мира.

    3. Эмпедокл

    В качестве первоначал сущего исходил из признания четырёх стихий - земли, огня, воздуха и воды.

    Процесс смешения он мыслил как проникновение частиц одного вещества в поры другого, а распадение – как выхождение из этих пор. Качественные различия вещей происходят от различной меры при смешении всех или нескольких элементов.

    В целом изменения в мире, по Эмпедоклу, происходят циклами в результате борьбы Любви и Вражды - от господства первой до абсолютного преобладания второй.

    1) беспредельное господство любви и полное объединение всех элементов

    2) процесс постепенного разложения смеси усиливающимся преобладанием Вражды

    3) абсолютное разобщение всех 4х элементов вследствие господства Вражды

    4) процесс постепенного образования новой смеси вследствие повышающегося преобладания Любви.

    4. Школа Пифагора

    Он первым назвал философию этим именем. Тоже был озабочен проблемой «Из чего все?» Его исходная позиция – «Все есть число». Трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда входили и женщины. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн. Самое важное число – 1, а остальные – комбинации числа 1. Точка – 1, две точки – 2 прямая, три точки – 3 плоскость. Пифагор учил, что душа бессмертна, ему принадлежит идея переселения душ. Он считал, что все происходящее в мире повторяется через определенные промежутки времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

    5. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон)

    Подвергали критике учение Гераклита, обращая внимание на другую сторону – устойчивость. Знание (истину), по их мнению, даёт лишь разум, логическое мышление; ощущения же и чувственное восприятие дают только мнение-повседневные представления, далёкие от истины.

    Ксенофан. Его можно считать одним из основателей пантеизма - учения, отрицающего существование Бога вне природ, рассматривающего природу как непосредственное воплощение Божества. Позднее это учение развивали Д. Бруно, Б. Спиноза и др.

    Выступал против антропоморфических элементов в религии. Высказал мысль о происхождении Земли из моря и привел аргументы: в отдалении от моря, в горах, находятся раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений. «Ничего нельзя знать достоверно!». Впервые осуществил разделение видов знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают лишь мнение «людям не истина, а лишь мнение доступно».

    Парменид. Он вслед за Ксенофаном разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания об истинной сущности. Центральная идея – бытие и соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ведь без сущего, о котором оно высказывается, нет мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! Мысль будет метаться в поисках бытия, при этом каждый раз хвататься за нечто сущее. Небытие недоступно ни чувствам, ни мыслям. «Есть только бытие, небытия нет», «Нельзя отыскать мысль без бытия, мысль без бытия – ничто».

    Зенон. Сформулировал несколько парадоксов, или апорий, показывающих, по его мнению, невозможность движения. Одна из них - «дихотомия» (деление пополам). Предмет, движущийся к цели, должен сначала пройти половину пути; чтобы пройти эту половину, он должен пройти половину половины; поскольку путь можно делить до бесконечности, то предмету требуется бесконечное время для достижения цели, поэтому он никогда её не достигнет. Другая апория - «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительную черепаху, потому что когда он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха немного проползёт вперёд; ситуация повторится, и так до бесконечности. Философ Антисфен, выслушав аргументы Зенона, встал и начал ходить, наглядно показывая наличие движения. Однако Зенон ему ответил, что чувства нас обманывают, свидетельства разума для него были авторитетнее свидетельств чувств.

    6. Атомизм Левкиппа и Демокрита

    Бытие множественное, это - атомы. «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, атомы вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». Атомы - бытие, пустота - небытие. Все вещи образуются из сочетания атомов и различаются между собой по их количеству, форме, порядку и положению. Человек, по мнению Демокрита, тоже состоит из атомов и отличается от других существ наличием души. Последняя есть совокупность мелких, наиболее подвижных, огненных атомов, которых много в воздухе, поэтому во вдыхании и выдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна. Когда человек умирает, атомы души покидают тело и рассеиваются в пространстве.

    7. Софисты (Протагор, Горгий, Продик)

    Слово софист вначале понималось в буквальном смысле - как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Они обучали умению вести дискуссию.

    Большинство софистов считали, что доказать можно всё что угодно, необходимы только ум, знания и красноречие. У каждого человека, согласно софистам, своя истина, а истины как таковой, общезначимой, а тем более объективной нет. Софисты смешивали истину с индивидуальным мнением. Мнений действительно может быть много, но истина одна. Они прибегали в споре к различным уловкам, приёмам, получивших название софизмов - неверных доводов, замаскированных внешней правильностью (например, «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь»). Поэтому Аристотель назвал их учителями мнимой мудрости.

    8. Сократ

    Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, на чём останавливались софисты, а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери - повитухи Фенареты.

    Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? - всегда вопрошал Сократ. - Давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения. Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, а задача философа - помочь человеку найти истину. Проводя большую часть жизни на площадях и улицах, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Сам Сократ никогда ничего не писал (все записи дошли от его учеников). Сократ любил повторять: «В споре рождается истина». В этом – коренное отличие Сократа от софистов, которые вступали в дискуссию не ради поиска истины, а с целью победить в ней любым способом. Знание отождествлялось им с добром. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Зло идёт от незнания. Сократ выделил 3 основные человеческие добродетели: умеренность (знание как обуздать страсть), храбрость (знание как преодолевать опасности), справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

    Учение Платона об идеях

    Действительность, по Платону, разделяется на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, истинно существующим Платон назвал мир идей, которые вечны. Вторичным, производным от идей он считал мир чувственно воспринимаемых вещей, которые представляют конкретные воплощения идей, их бледные тени. Согласно его учению отдельные предметы создаются, разрушаются потому, что имеется идея, которая делает вещь именно такой. Например, деревья, по Платону, существуют потому, что есть идея дерева, стол - потому, что существует идея стола. Высшей, главной идеей, объединяющей все другие идеи, служит идея блага, высшего добра. Для объяснения существования чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие материи. Материя - это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно воспринимаемые вещи. Материя мертва, пластична, может принять любую форму потому, но и идеями не творится. Но каким образом материя принимает вид той или иной вещи? Для объяснения этого Платон вводит ещё одно начало - душу Космоса, мировую душу, которая связывает мир идей и мир вещей.

    С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь он развивает учение о творении Богом Космоса из первобытного Хаоса - беспорядочного движения. Творца Космоса Платон называет Демиургом. Застав мир в беспорядке, демиург привёл его в порядок. Демиург создаёт идеи, создаёт мировую душу, а с помощью последней формирует 4 стихии - землю, воду, воздух, огонь. Из их смешения образуется телесная природа, оживлённая мировой душой и оформленная в конкретные вещи идеями.

    Кроме мировой души Платон признавал существование душ у растений, животных и человека. Души сотворены демиургом из того, что осталось после сотворения мировой души. Качество индивидуальных душ ниже, чем качество души Космоса. Сотворив души, Бог поместили их на небесах в мире идей. У каждой души своя звезда. Число душ велико, но небесконечно. В установленный срок душа воплощается в человеческое тело. Платон - сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела в земном мире - вновь вселиться в другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют земной несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело- темница души, из которой последняя должна освободиться. Находясь до вселения в человеческое тело в мире идей, душа созерцала их, но, попав в тело, забыла об этом. Познание заключается в припоминании душой идей, которые она раньше созерцала. Платон советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, дав простор разуму.

    Согласно его учению, душа состоит из трёх частей: разумной, пылкой (волевой), вожделеющей (чувственной). В каждом человеке имеются все три части души, но преобладает одна. Если преобладает:

    1)разумная, то эти люди философы и Платон отводит им роль правителей в идеальном государстве. Главная их добродетель - мудрость.

    2)пылкая, то эти люди обладают храбростью, чувством долга, они должны быть стражами, воинами, задача которых - защищать государство от внешних и внутренних врагов.

    3) вожделеющая, то они должны заниматься земледелием, ремеслом и торговлей

    Согласно Платону, идеальное государство - это высшее из всего, что может существовать на земле, поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Философы и стражи в идеальном государстве не должны иметь не только частной собственности, но даже личных вещей и индивидуальных жён. На замечание одного оппонента, что эти люди выглядят не слишком счастливыми, Платон говорил, что государство не предполагает счастье своих частей; достаточно того, что оно счастливо в целом. Он полагал, что все существующие виды государственного устройства есть извращения того, что должно быть; но не потому, что они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей: власть военных (тимократия), богатых (олигархия), большинства (демократия), тирана (тирания) противоестественна. Поэтому Платон попытался построить модель социального неравенства, которая основывалась на природном неравенстве людей и особенностях их душ.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта