шпора на печать. 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия
Скачать 174.61 Kb.
|
18: СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Наука - высший уровень познания, форма духовной деятельности человека, кот производит знания о природе, обществе, человеке и о самом познании. Цель - постижение истины. Н- система знаний об общих закономерностях, принципах мироустройства, подразделяется на множество отраслей Они м.б. распределены по методу и предмету познания.(наука о природе - естественнонаучные, об обществе - гуманитарные и социальные, о познании и мышлении - гносеология, логика) По удаленности от практики: фундаментальные (не связаны напрямую с практикой (ядерная физика, биогеохимия, астрофизика)) и прикладные (биология, математика, механика, все, что реализуется в промышленном производстве.) Ф. Бэкон: делил науки на светоносные и плодоносные. Светоносные дают направление плодоносным, которые изменяют нашу реальность. Особенности научного познания:1) отличается предметностью и объективностью; 2) оно выходит за рамки обыденного опыта 3) изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения, т.е. результаты исследований, могут стать предметом массового практического освоения в будущем; 4) системность и обоснованность научного знания; 5) сформированы специфические способы обоснования истинности научного знания: Специфика научного познания заключается в том: есть несколько уровней научного познания: 1) Обыденный - тут достаточно обыденной речи, обыденных понятий… 2) Художественный - предполагает образность, глубина восприятие окружающей действительности через феномен. Это такой инструмент, ч-з кот можно по другому взглянуть на мир, на какую то внутреннюю реальность. 3) научное познание: у него много специфич. черт: а)научное познание имеет строгость. В смысле не дисциплина, а однозначность. б) системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань - часть органа, орган - часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности в доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания так или иначе могут быть логически обоснованы г )всегда есть субъект, объект и их отношения. Всегда есть оппозиция, расчлененность меж субъектом и объектом исследования д) научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, например вся класич. наука 17веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше больше больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной. Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому только претендует.е)специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом (теории, концепции, законы, формулы, символы ) ж) особые научные методы. Типа классические: анализ, синтез. дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация з) наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания,.Ж) наука делится по удаленность от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. еще со времен Бэкона(плодоносные и светоносные. Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов.) есть пример, когда сначала сделали сверх проводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Ток недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать. Роль науки в развитии цивилизации: 1. 19 в позитивизм: наука изменяет наше бытие. Тренд сциентизма. Без электричества мы никуда. Наука играет огромную позитивную созидающую роль в нашей жизни. Нужно говорить о глобальном. Мы носители технологического уровня жизни.2. Мы не придаем должного значения деструктивному уровню научного и технологического развития цивилизации. Весь спектр разрушающего технологического влияния. Наука важна, полезна. Наука не нужно - атомные бомбы, озоновые дыры. Нужен инструмент, который регулирует применение науки: этика + философия. Следование не только эгоцентрическим идеям, но и о возможностях Земли, биосферы и т.д.(Теория коэволюции: соразмеренное развитие чел цивилизации и природы. Можно усилить это идеями Вернадского (переход биосферы в ноосферу). + в том что: люди дольше живут, больше возможность для самореализации, более интересная жизнь, но глянем на другую часть, а что есть развитие цивилизации? Если под развитием цив. понимать техническое оснащение, инструментальное овладение, власть над природой и пр. естественно в этом измерении развитие гиганское. Но глянем на другое: уже в середине 20в в шутку говорили, мы не знаем каким оружием будет вестись 3-я мировая война. Но знаем каким будет 4-я мировая - топор и камень, ибо 3-ю не переживем. Поэтому развитие цивилизации имеет не одновекторна. последнее, классическое утверждение со времен библии: многие знания, многие печали. Речь о том, что знания, которые мы приобретаем сделали ли оно какого либо счастливом? Кому-то трансплантацию сделали сердца например - он безумно счастлив. Но само по себе научное знание без технологич. применения сделало кого-то счастливее? мб, я сегодня знаю больше чем вчера, но изменяет ли это бытие чел-ка? Стали ли мы более нравственными со времен Сократа? А всякое развитие ли без нравственного улучшения будет развитием? В общем наука имеет гигантский потенциал, но вот закон опережающего развития: Цивилизация избрала наукообразный вариант развития, но парадокс в том, что любую проблему которую мы пытаемся решить экспериментом/инструментом дает 3-5 новых проблем, кот инструментом уже не решить. 19.Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы и категории диалектики. Их методологическое значение для медицины. Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника. В настоящее время понятие диалектика - это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления. Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят: -законы диалектики; -категории диалектики; -принципы диалектики. Принципы диалектики: -принцип всеобщейсвязи (означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность всех его составляющих: предметов, явлений, процессов) -принципразвития (процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени) -принцип системности (многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке); -принцип причинности (отражает наличие таких отношений, связей между предметами, явлениями, когда одно явление порождает другое явление. Первое называется причиной, а порожденное – следствием) -принцип историзма (историзм подразумевает два аспекта характеризующих окружающий мир: вечность, неуничтожимость мира, истории, его существование и развитие во времени, которое длится всегда) Принято выделять три типа развития. -Прогресс - характеризуется переходом от низших, менее совершенных форм, к более высоким, совершенным. -Регресс - процесс обратной направленности. -Одноплоскостное развитие - переход объекта из качественного состояния, одной степени сложности, в другое качественное состояние, той же степени сложности. Альтернативы диалектики: метафизика, релятивизм, синергетика. Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика: 1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое; 2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок; 3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается); 4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает; 5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис - антитезис - синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или - или», «если не то, значит - это»; 6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов. Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития. Релятивизм- учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно. Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем. Синергетика (гр. - содействие, сотрудничество) исследует закономерности явления самоорганизации, которые проявляются во всех материальных системах - живой и неживой материи. Синергетика стремится ответить на вопросы почему и как это получается. Категории диалектики: -единичное-общее (общее – планеты, единичное – Сатурн) Единичное - категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов. Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным) -явления-сущность (сущность-вода, явление – бесцветная, прозрачная жидкость) Явление - это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу. Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Н-р, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль) могут быть присущи разным по сущности болезням. -форма-содержание (форма стола – прямоугольник, содержание –древесина) Форма-обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование). Содержание - совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. - необходимость-случайность (необходимость–выпадение стороны кости, а какое число –случайность) Необходимость - закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность — это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Вероятность – мера возможности наступления случайного события. -возможность – действительность (глина – горшок в потенции) Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование. Действительность - это реализованная возможность. -причина-следствие Изменение состояния одного объекта (причина), которое влечет изменение состояния другого (следствие) -структура-элемент(организм-структура, клетки –элементы) Элемент - неразложимое далее составляющее системы. Структура - относительно устойчивый способ связи элементов в составе системы. -часть и целое (целое-организм, части – органы) Целое - это единство взаимодействующих частей. Целое и часть соотносятся между собой, как единое и многое, сложное и простое. Части обладают относительной автономией, самостоятельностью; они могут выполнять определённые функции в составе целого. Наряду с этим целое управляет частями. Законы диалектики: 1.Закон единства и борьбы противоположностей - заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость). Закон единства и борьбы противоположностей утверждает: -всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции, т.е. каждый объект и явление содержит в себе противоположные начала; -борьба сторон объекта происходит потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются, а остаются теми, чем они есть. -нарушение гармонии между единством противоположностей дает импульс к самодвижению, саморазвитию. (пример – в организме протекают реакции ассимиляции (синтеза) и диссимиляции (распада)) 2.Закон перехода количественных изменений в качественные–в любом предмете или явлении происходит накопление количественных изменений, которые на определенном этапе его существования (при переходе присущей предмету меры) приведут к изменениям качества и возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет обладает своей собственной мерой, переход через которую приведет к рождению нового предмета и так процесс развития идет до бесконечности. (Н-р, кол-во нормальной флоры в кишке постоянно, а изменение кол-ва приводит к диарее, здоровый чел превращается в больного; накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов, Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой.) 3.Закон отрицания отрицания Этот закон раскрывает связь старого с новым и общую структуру прогрессивного развития. Окружающий мир представлен развивающимися системами. Изучая его, мы обнаруживаем вызванную борьбой противоположностей смену одних состояний и объектов другими. Переход от старого состояния к новому называется отрицанием. Возникшее новое состояние содержит свои противоречия, которые, разрешаясь, вызывают отрицание и этого состояния, и т. д. Наиболее крупные отрицания связаны с возникновением на базе физической других, более сложных форм движения материи - химической, биологической, социальной. В рамках каждой из них имеются свои отрицания. В живой природе это возникновение новых видов животных и растений; в развитии общества - смена одних поколений другими, переход от одного типа цивилизации к другому; в технике - смена одних машин и устройств другими, более совершенными.В медицине. заболевания: неправильно работает костный мозг, все сначала норм, а потом все нарушается, весь организм. Посему врач должен лечить не симптом(первое проявление боли в пояснице), а заболевание. У чела болит поясница, он идет к хирургу, он ничего не находит, ему то гематологу нужно! Поэтому чел должен обладать фундаментальным знанием, а не просто свою специальность. 20: ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. Т.к. вопрос сформулирован с точки зрения диалектического материализма понимания философия, то логика постановки вопроса отсылает нас к работам Маркса, Энгельса, Ленина (в работах К. Маркс "Капитал", "Манифест коммунистической партии", Энгельс "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и госуд-ва" Ленин "Материализм и эмпириокритицизм", "Госуд-во и революция") По Марксу общественное бытие следует определенным законам, один из фундаментальных законов, что любая деятельность чел направлена на удовлетворение своих потребностей. Так вот, весь исторический процесс - своего рода прогресс различных социальных, экономических практик по удовлетворению этих потребностей, так вот, по Марксу чел рождаясь в определенных условиях формируется как личность отражая те общественные условия, в которых он живет. Система общественных отношений: по Марксу общество состоит из 2ух глобальных систем: базис и надстройка. Базисные отношения - материальные средства производства, которые формируются в той или иной соц-экон. реальности, посему чел не в силах их изменить, это реальность в которой мы живем! Это устоявшиеся основания общества. Базисные они потому что они определяют надстроечные компоненты общества. К надстройке относятся: политические, правовые, нравственные, философские, религиозные концепции, а так же характерные для этой эпохи институты, такие как церковь как институт, государство ка соц-эк. институт, полит. Партии, по Марксу базис - соц.эконом. условия определяют надстроечные компоненты, НО в тоже время и надстройка может определять базисные компоненты, т.е. эта взаимосвязь диалектичная. Маркс выделяет в рамках обществ. отношений 2 основных вида: 1)идеологические отношения, где каждый чел руководствуясь своими интересами, идеями выступая как сторонник той или иной политики и пр, но я не сам создаю свою философскую идею, она на основе, она отражение общественного сознания! 2)материально-производственные отношения. Например: чел, которые производит какой то товар. Например айфон выпустили 4, все старые айфоны 1,2 ,3 - подешевели. Чел сделавший айфон 1 вынужден уже не по 50 продавать а по 25, не может он повысить. Не мы формируем рынок, а рынок формирует отношения наши в этой жизни. Много разорившихся людей, другой продвигая свой товар - на гребне волны. Почему для Маркса материальная структура производства - первична. Как общественное сознание зависит от общественного бытия: есть пример: Аристотель сказал, люди (некоторые) рождаются рабами, а некоторые - свободными, и это норм, ибо это закон природы. Но это не его идея, это отражение реальности, в которой он жил, ибо тогда рабы были, у всех свободных были рабы, у свободных рождались свободными, а рабы - рабами. Это отражение экономической реальности афинского полиса. Любые концепции отражают общественное бытие. |