Главная страница
Навигация по странице:

  • 26.Единство Формационного и цивилизационного анализа общественного прогресса В своих взглядах на историю философы разделились на 2 группы

  • В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: • первобытнообщинная

  • "азиатский способ производства"

  • Движущими силами истории согласно Тойнби являются

  • По своей внутренней структуре цивилизация состоит из

  • 27.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА, ГЕОПОЛИТИКИ, ЭКОГИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА

  • Теория экологического пессимизма.

  • 28.СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

  • 29.ОБЩЕСТВО И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ. По уставу ВОЗ, « здоровье

  • Общественные связи и отношения

  • Условия жизни

  • шпора на печать. 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия


    Скачать 174.61 Kb.
    Название1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия
    Анкоршпора на печать.docx
    Дата23.10.2017
    Размер174.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора на печать.docx
    ТипДокументы
    #9773
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    25. ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА 

    (мораль навязывается обществом, а нравственность это его внутреннее качество)

    понимается неоднозначно; Существуют разные точки зрения:

    а) ценность понимается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека;

    б) ценность понимается как идеал (француз. - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений);

    в) ценность - как норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец);

    г) ценность - как значимость чего-либо вообще для человека, любой социальной группы или общества.

    Различия в понимании не исключают, а дополняют общую концепцию ценностей, которые являются результатом оценки - осознания вещей и их свойств как необходимых и важных для человека.

    Многообразие потребностей и интересов человека выражаются в сложной системе классификации ценностей.

    Все ценности различаются:

    1) по времени их существования: конкретно-исторические (те или иные ценности по разному осознавались в то или иное время, эпоху);

    2), по содержанию (соответствуют подсистемам общества) и выступают в виде трех основных групп:а) материальные (экономические);б) социально-политические; в) духовные.

    Материальные ценности включают в себя: •производственно-потребительские или утилитарные;•отношения к собственности; •обеспечение быта и т.д.

    Социально - политические ценности: •представления о социальной справедливости;

    • о свободе; • о правах человека; • о роли и функциях государства; о роли политических партий, движений, объединений

    Духовные ценности: •нравственные (этические);•правовые и политические; •эстетические;

    •религиозные; гносеологические.

    3) по носителю: а) общечеловеческие;б) национальные; в) групповые;

    г) индивидуальные или личностные;

    4), по значимости:а) абсолютная ценность;б) высшие; в) специфические и др.

    Несмотря на различные подходы к дифференциации ценностей, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи, единстве и образуют целостную систему.

    В настоящее время, во всяком случае, в пределах стран, ориентирующихся на принципы западной цивилизации абсолютной ценностью в системе ценностей считается сам человек, его жизнь и здоровье. Все великие мыслители различных времен и народов подчеркивали это. Наиболее кратко и емко в « Афоризмах житейской мудрости» высказался Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ.

    «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают.… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было: ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолётных наслаждениях; вернее всем этим стоит пожертвовать ради здоровья». Именно человек является самоценностью. Постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла.

    26.Единство Формационного и цивилизационного анализа общественного прогресса

    В своих взглядах на историю философы разделились на 2 группы

    -тех, кто рассматривал историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (иррационалисты)

    -тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным процессом (большинство философов)

    Среди подходов к истории как к внутреннему логическому, закономерному процессу особо выделяются формационный и цивилизационный подходы.

    1.Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом, а развит Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация.

    Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

    Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее, затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

    Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

    Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

    Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

    В чистом виде нив одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается : всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат к другим ормациям.

    В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

    первобытнообщинная, она характеризуется:

    -примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);

    -отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;

    -равенством и личной свободой;

    рабовладельческая;

    феодальная, которая основывалась на:

    -крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов;

    -труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян;

    -особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах.

    капиталистическая:

    -основную роль в экономике начинает играть промышленность;

    -усложняются средства производства — механизация, объединение труда;

    -промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

    -основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

    коммунистическая (социалистическая), будет отличаться:

    -отсутствием частной собственности на средства производства;

    -государственной (общественной) собственностью на средства производства;

    -трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

    -справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

    -высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

    Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства", который включал в себя:

    - ирригационное земледелие как основу экономики;

    -отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

    -государственную собственность на землю и средства производства;

    -массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

    Формации переходят из одной в другую путем революции, которая возникает из-за недовольства и межклассовой борьбы (существуют 2 класса: эксплуататоры и эксплуатируемые, выигрывают эксплуатируемые)

    Недостатки: Маркс полагал, что все общества должны пройти ч-з одни и те же фазы развития. Но опыт истории показывает, что многие аборигены никак не выходят из первобытно-общинного общества, а мусульманские страны не имели ни рабов, ни феодалов.

    2. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби

    Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.

    Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

    История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

    К основным цивилизациям относятся (относились):

    • шумерская;• вавилонская;• минойская;• эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;• христианская;• некоторые другие цивилизации.

    Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

    Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

    -ответ цивилизации в целом на вызов;

    -деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

    Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

    -творческого меньшинства;

    -инертного большинства.

    Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

    • зарождение;• рост;• надлом;• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

    Отличия формационного и цивилизационного подходов: 1) основа 2) в цивилизационном подходе отсутствует идея прогресса 3) движущая сила согласно Марксу –классовая борьба, а в цивилизационной нет классовой борьбы, развивается не революционно, а эволюционно 4) мировая и всемирная история (есть только в формационном подходе), у цивилизационного нет общего пути, у каждого он свой, нет понятия человечество.

    3.Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером

    Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

    • индийская,• китайская;• вавилонская;• египетская;• античная;• арабская;• русская;• западноевропейская.
    27.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА, ГЕОПОЛИТИКИ, ЭКОГИЧЕСКОГО ПЕССИМИЗМА.

    Чел общ-во сущ-т только благодаря внешней среде - природе. Общ-во целиком и полностью зависит от природы. Мы развиваемся только благодаря тому, что на планете есть все для нашего сущ-я. Мы зависим от других жив сущ-в ,от природы, от природных ресурсов. Есть несколько ступеней во взаимод-и природы и об-ва.

    1. Общ-во подчинено природе (до 4-5 тыс до н.э.)

    2. Появление 1х цивилизаций, активное воздействие и преобразование природы.

    Чел постепенно разрушает природу. Увеличение антропогенного возд-я на природу.

    Мы зависим от природы и уничтожаем ее путем своей антропогенной д-ти.

    В этом состоит противоречие человека и природы.

    Географич детерминизм - учение о том, что общ-во и чел общности детерминированы теми условиями жизни, в кот мы находимся Монтескье "О духе законов" Люди, живущие в различных странах, приобретают особые черты мышления и действий. (Греки учились, открывали мир, т.к. не имели возможности выращивать пшеницу).

    А люди Африки были предрасположены к подчинению - деспотия. У народов Европы - демократия.

    Наша ментальность детерминирована климатическими особенностями.

    Илья Мечников "Великие реки и великие цивилизации" - все концентрируется вокруг великих рек.
    (политическая карта мира с того времени особо изменилась, но геополитика до сих пор остается актуальна)

    Геополитика Нации, этносы - жив организмы. Им нужно пространство для жизни. нация нуждается в жизненном пространстве для жизни. Война - естественный, необходимый инструмент для развития нации.

    Современные теории геополитики: осознавание экономических интересов: Китай пытается установить связи с потребителями их товаров.

    представители геоп -Манг Гильдер ,основатель Рудольф Черинг

    2 вида:

    1)континентальная (дружба с соседями , природное богатство, особенность-гос-во развивается за счет природных богатств, пример-РФ)

    2)морские державы ( торговля главное средство существования ,следовательно, необходимо активное взаимодействие с гос-вами, пример-Великобритания, США)

    Теория экологического пессимизма.

    Впервые была поставлена посредством римского клуба - некоммерческая неправительственная организация, кот пытается осознать, осмыслить реальную картину настоящего. Проблемы, стоящие перед человечеством. Определить перспективы развития. "Человеческое качество"

    Участники этого клуба говорят, что чел скоро достигнет предела роста по географическим показателям. Планета не сможет обеспечить нас необходимыми ресурсами. Если что не остановится в своем прогрессе, то будет кризис и цивил погибнет.

    По мере своего развития мы все загрязняем, ограничивая способность жизни себя и своих потомков. Надо говорить о соразмеренном развитии (коэволюции). Это сознательное сгущение касок, чтобы чел-во задумалось о темпах своего развития.
    28.СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
    Личность. Индивид. Индивидуальность.

    Эти понятия употребляются однозначно, потому что человек всегда является индивидом, обладает индивидуальностью или наличием единично повторяемых черт. Индивидуальность характеризует самобытность, непохожесть индивидуумов, каждый человек обладает биологической, социально-психологической социальностью и в чем-то непохож ни на кого на свете. Под личностью подразумевается человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта познавательной сознательной деятельности, во - вторых, понимается социальная значимость индивидуума, его социально-этический, психологический облик. Структура личности:1)Биологически обусловленная подструктура - темперамент, пол, возраст.2)Психологическая подструктура - память, эмоции, ощущения, мышление, воля.3)Подструктура социального опыта - знание, навыки, умения.4)Подструктура направленности личности - влечение, желания, интересы, убеждения.

    Социализация личности - синонимами этого термина являются развитие или воспитание личности. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в соц. среду, усвоение им соц. влияний, приобщение к соц. связям. Социализация личности предполагает построение ею определенных стратегий деятельности, процесса мобилизации сил и возможностей.

    Человек не может стать человеком вне общ-ва.

    Концепции личности.

    Уильям Джеймс выдвинул в 19-20 вв теорию, что человек- раздробленная личность. 3 разных личности: биологическое, эмоциональное и социальное сущ-во. Чем более активен человек в обществе, тем больше моделей личностного поведения у него актуализируется. Человек утрачивает внутреннее единство и его бытие становится раздробленным. Эта концепция получила развитие в работах Эриха Фромма "Иметь или быть" - современная цивилизация стремится к обладанию чем-либо. человек 2й половины 20 века предпочитает казаться быть умным, талантливым менять соц маски. его внутреннее простр-во становится пустым, но он как мыльмый пузырь - кризис личности.

    Люди не предпочитают быть самоми собой.

    Концепция Ильенкова Каждый из нас - личность. Ученый не может изучить каждого из нас, значит личность ускользает от философа.

    Свобода от и свобода для.

    Западно-европ понимание свободы - свобода от ограничений: свобода слова, ч. собственности и ч. жизни.

    В России разрабатывается взгляд на свободу как свобода для: являемся ли мы свободными - большой вопрос. "Свобода" - свое бытие дающее. Это состояние, кот раскрывает наше собственное бытие. Именно в этом состоянии человек раскрывает себя. "Один день Ивана Денисовича".Человек, кот выполняет бессмысленный труд мб свободным.

    Маркс - свобода - осознанная необходимость. Я свободен в своем выборе, но прихожу к нему, потому что это необходимо.

    Ответственность - осознание своих действий, осознание их последствий.
    29.ОБЩЕСТВО И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ.

    По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Общественное здоровье как высшая ценность отражает степень зрелости общества и качественный уровень развития в нем взаимосвязей и отношений, которые складываются и проявляются в деятельности больших социальных групп, коллективов и отдельных личностей. Общественные связи и отношения - это система, связывающая индивидов и их деятельность в единое, хотя и внутренне расчлененное, целое. Общественное здоровье во многом зависит от экономических условий жизни людей, от социально-политических факторов, прежде всего от эффективности государственного управления общественными процессами в стране, а также отдельными сферами жизнедеятельности людей. Человек может сохранить свое здоровье только в специфической социально-природной среде, которая стимулирует его интерес и способность к активной созидательной совместной жизнедеятельности с другими людьми, общественными объединениями. Собственно, в связи с философским осмыслением этих и иных острых вопросов в среде русской интеллигенции в XIX веке возникло увлечение идеями социализма, ориентирующими людей на построение здорового общества социального равенства, единства людей и всеобщей справедливости. Одним из теоретических достижений науки прошлого можно считать формирование представления об обществе, которое с необходимостью должно стать зрелым, самодостаточным и здоровым социальным организмом. Речь идет о некой системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей людей и характеризующейся высокоразвитыми материальными и духовными связями и отношениями. Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в своих ранних работах квалифицировали образ жизни как общественное явление, неотрывное от способа производства. В «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства — не только воспроизводство физического существования индивидов, «в еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни». Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально-нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр., она предопределяется в конечном счете материальными условиями, уровнем производства и производственными отношениями. Именно в конечном счете, не обязательно прямо, непосредственно. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе. К пониманию сущности, природы образа жизни можно целиком отнести высказывание Ф. Энгельса: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное— лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь».В марксистской литературе подчеркивается, что образ жизни нельзя сводить к проявлениям жизни людей вообще. Это определенный характер их жизнедеятельности, обусловленный объективными процессами развития общества, общественно-экономических формаций. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория, понять которую можно лишь на основе марксистской методологии. Обычно выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, культурную, воспитательную и т. д. Хотя в более общем виде существуют лишь производственная и внепроизводственная сфера, считая отдых, быт. В одной из первых публикаций, специально посвященных образу жизни и охране здоровья населения, представлена такая градация: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека». В трудовой или производственно-трудовой активности обращается внимание на характер, содержание, структуру, виды, организацию труда. При изучении содержания труда производственная деятельность распределяется по отраслям, по совершаемым операциям, учитывается специфика физического и интеллектуального труда, его режим, ритмичность, психоэмоциональное напряжение, степень механизации и автоматизации и многое другое. Берутся на прицел объективные и субъективные факторы, в том числе производственная, трудовая дисциплина, выполнение норм, инициативность, отношение к делу и к рабочему коллективу, степень удовлетворенности трудом и пр. Образ жизни включает в себя и другие виды, стороны (сферы) активности, среди них, как мы отмечали, социально-культурная деятельность и деятельность в быту. Обычно их относят к нетрудовой активности, но это, конечно, крайне условно, ибо и в быту, в первую очередь женщинам, приходится много работать; сфера духовной культуры тоже требует большой отдачи, в том числе в воспитании. Тем не менее ради изучения целесообразно придерживаться пусть и чисто схематического выделения, выбрав для него свои показатели: поведение в быту, распределение времени на те или иные занятия, а также обеспеченность населения, семей, отдельных лиц зарплатой, пособиями, их утилизация, использование на питание, жилище, одежду, культурные нужды (посещения театра, кино, приобретение книг, журналов). Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни».Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Образ жизни — деятельность, активность людей, которые связаны с условиями жизни, реагируют на них, используют тем пли иным способом. Социологические исследования, включая социально-гигиенические, обычно нацелены на выяснение воздействия условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджетов, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и других отношений) , на отдельных лиц, группы людей и т. д. Но при этом делаются лишь непосредственные выводы. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливаются корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками (показателями состояния здоровья населения или работы медицинских учреждений, медицинского персонала) подчас без учета того, как отражаются эти условия на активности людей и через нее—на отдельных параметрах здоровья, организации медицинской помощи. Остановимся еще на понятиях «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».«Уровень жизни», или уровень благосостояния, характеризует количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Сюда относят размер национального дохода и фондов потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели здоровья и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и др. Под «укладом жизни» обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуру, регламентирующие жизнедеятельность людей. «Стиль жизни» основывается на индивидуальных особенностях поведения как одном из проявлений активности. К нему причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. «Качество жизни» оценивает условия питания, уровня комфорта, удовлетворенности работой, общением и т. д.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта