Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура общественного сознания: Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:Уровни общественного сознания

  • 21: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

  • Производственные отношения

  • 22: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ. Политика

  • 23: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. Религиозно-философский взгляд: деят-ть чел в рамках той или иной религиозной системы. Духовная жизнь

  • Натуралистическое направление.

  • шпора на печать. 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия


    Скачать 174.61 Kb.
    Название1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия
    Анкоршпора на печать.docx
    Дата23.10.2017
    Размер174.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора на печать.docx
    ТипДокументы
    #9773
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Общественное сознание - это совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны жизни общества. Оно возникает из общественной практики людей как результат ее осознания. Именно в ходе совместной деятельности люди осмысливают социальную действительность. В этом суть социальной природы общественного сознания.

    Специфика общественного сознания в том, что оно по отношению к общественному бытию вторично и относительно самостоятельно. Относительная самостоятельность проявляется в следующем:

    1)между общественным бытием и общественным сознанием отсутствует «жесткая связь»: а) общественное сознание может отстать от общественного бытия; б) общественное сознание способно опережать общественное бытие;

    2)общественному сознанию присуща преемственность (те или иные идеи вырастают на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями);

    3) в рамках общественного сознания происходит активное взаимодействие различных форм (политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное), которые оказывают влияние друг на друга;
    4)общественное сознание способно активно обратно воздействовать на общественное бытие.

    При этом необходимо учитывать два обстоятельства:

    а) сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей;

    б) активное воздействие на общественное бытие может быть:

    -прогрессивным;-консервативным;-регрессивным.

    Структура общественного сознания:

    Общественное сознание представляет собой сложную систему, в которой принято выделять:

    Уровни общественного сознания:

    -обыденное сознание- присуще всем людям и формируется в процессе их каждодневной практической деятельности.( отлич особ:а) формируется стихийно;б) отсутствует систематизация общественных явлений; в) отсутствует достижение сущности;

    г) базируется на повседневном житейском опыте.

    -теоретическое сознание-глубинное отражение действительности на сущностном уровне с пониманием объективных закономерностей развития.(отл особенности:а) более высокий уровень общественного сознания;б) выступает как логически связанная научная концепция тех или иных явлений общественной жизни;в) субъектами теоретического сознания выступают ученые, специалисты, теоретики, которые могут судить о явлениях общественной жизни с научной точки зрения

    Формы отличаются друг от друга:

    1)по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);

    2)по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство - в форме художественных образов, моральное сознание - в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);

    3)по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.

    Формы общественного сознания: политическое; правовое;нравственное; эстетическое ;религиозное; научное;философское.
    21: МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
    Маркс пытаясь найти общие закономерности развития общества природы он обнаруживает некие законы, по которым общество живет:

    1)общественное бытие определяет общественное сознание.2)способ производства определяет ту или иную структуру общества.3)производительные силы определяют систему экономических отношений.4)экономический базис предопределяет надстройку.

    Эти законы характерны для всех формаций.

    Есть законы, которые характерны для антагонистических формаций:

    1)закон классовой борьбы.2) общество разделено на классы. Исходит из него и закон классовой борьбы, и классовая борьба исходит из различных интересов антагонистических классов.

    Для Маркса материальное производство такая социальная анатомия, позволяющая вскрыть механизм работы организма.

    Маркс исходит из принципа, что чел как существо биологическое стремится удовлетворить свои потребности, но т к чел существо социальное, у него есть еще социальные потребности. Все эти потребности (биол, соц.) носят неназываемый характер. Поэтому человек преобразует природу, создает новые инструменты, какие материальные блага для себя, для удовлетворения своих потребностей. Процесс создания материальных благ - это и есть процесс материального производства. Т.е. материальное производство - процесс трудовой деятельности чела, с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеч. потребностей.

    Потребности носят личностный характер, они индивидуальны, но в человеч. обещстве люди имеют не ток потребности, но и интересы тех или иных соц. групп. (интерес не хобби, а как жизненной установки), и по ним люди делятся не на индивиды, а на соц. группы - на классы, с общими интересами.(это что относится откуда происходит мат. произв-во)

    Маркс выделяет в структуре мат. произв. Основные компоненты: производственные отношения и производительные силы.

    Производительные силы - это: 1) люди с их знаниями, умениями и навыками к труду;

    2)средства производства (орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осуществляется производство).

    Производственные отношения - это отношения между людьми, которые складываются в процессе производства. Они включают в себя:

    а) отношения собственности на средства производства. В зависимости от характера собственности (частной, коллективной, государственной), хозяевами предприятий могут быть отдельные люди, различные коллективы, государства и смешанная форма собственности;

    б) отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося разделения труда (инженер, врач, учитель, фермер и т.д.)

    в) отношения, складывающиеся при распределении созданных материальных благ.

    Т. о, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу:

    производства;распределения;обмена;потребления материальных благ.

    Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты (экономические ресурсы). Смена отношения собственности неизбежно влечет за собой смену и преобразования других звеньев производственных отношений. Это ведет к изменению социального характера способа производства и к изменению облика всего общества.
    Роль мат произв. 1. обеспечивает существование общества и функционирование всех сфер (социальной, духовной, организационной и др.)

    2. обусловливает развитие социальной структуры общества (существование классов, социальных групп, слоев).

    3.обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов.

    4. обеспечивает существование и развитие духовной сферы как в материальной плоскости (строительство зданий театров, кинотеатров, филармоний, библиотек, типографий и т.д.), так и в непосредственно духовной (развитие искусства, науки, религии, морали).

    Материальное производство (способ производства материальных благ) имеет две стороны:а) производительные силы,б) производственные отношения.


    22: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ФУНКЦИИ.

    Политика - (древнегреч. "искусство управления государством") Аристотель вкладывал в это слово - как некое форма общности людей, все граждане полиса должны управлять го-вом. Для Платона политика - искусство жить вместе.

    П-обеспечивает целостность и сбалансированность общества. Ее главное предназначение - урегулирование противоречий. Обеспечение интеграции общества.

    Сумма отдельных людей - не общество. В обществе есть интегральная характеристика - общие традиции ,ценности, образ жизни и тогда даже по отдельности мы будем отражать общество. Макс вебер(немец) выделил главнейшую черту политики: политика - означает стремление к участью во власти, т.е. деятельность чела в политике - всегда стремление к власти, ибо власть - инструмент, позволяющий реализовать свои собственные идеи, и консолидировать на основе этих идей общество.

    Субъекты политики: это социальные общности, имеющих общую цель, и стремятся ее реализовать применительно ко всему обществу. Их делят на 3 группы:

    1)социальные общности: классы, группы, индивиды. Это некая соц. Группа(рабочие, интелегенция6 аристократия, крестьяне и тд)

    2)носители полит. власти. Сюда относят: гос-во и органы его власти(исполнительная, законодательная, судебная), полит. Партии, общественно-полит. Течения.

    3)функциональные полит. Субъекты: СМИ, лобби(группа людей, защищающих чьих-то интересы), оппозиция.

    Так или иначе все субъекты политики борются за власть или влияют на нее.

    Государство: Одним из первых, кто обратил на тему гос-во - Аристотель(человек- животное политическое, поэтому все живут в государстве и должны там жить.) по Аристотелю государство - естественное состояние людей. марксисты(Маркс, Энгельс..) : гос-во - в классическом понимании это аппарат подавления одного класса другим.

    Работа Энгельса «происхождение семьи, частной собственности, государства».

    Энгельс говорит, что человечество как общность прошла в развитии 3 стадии:

    1)дикость(становление первобытного общества, формирования рода, племени и пр.)

    2)варварство - переход от дикости к цивилизации.3) цивилизация.

    Все эти стадии отличаются способом производства, точнее степенью развития произв. сил. По Энгельсу толчком к формир. гос-ва послужило разделение труда и совершенствование орудий труда, когда совершенствовалось орудие труда выделилось собирательство, охота. По Марксу в это время идет явление: есть люди которые производят блага, а есть люди не работающие, ибо есть избыточное кол-во благ(вожди..) и это привело к расслоению общества, что привело к появлению класса угнетателей и класса угнетённых, а так же аппарата управления и охраны данной системы.

    По Марксу гос-во существует ток в антагонистических формациях, а в коммунизме гос-ва моно сказать и не будет, нет антагонистов

    формы государственного устроя:1)унитарное-исключает внутри него отдельные гос.образования-Франция, Италия ; 2)федеративное-включает отдельные гос.образования(РФ)

    формы правления показывают, кому принадлежит верховная власть одному лицу-монархия, или коллегиальному органу-республика(парламентская или президентская)

    Цели гос-ва: оно имеет свое назначение: публичная власть в интересах всего общества.

    Государство структурирует направление своей деятельности: есть внутренняя политика, есть внешняя.

    Функции гос-ва: 1) социально-экономическая(создание благоприятных соц-экон. условий для жизни общества.)2)гос-во регулирует соц-эк отношения, перераспределяет материальные блага интересах всего общества, а не тока в интересах отдельных групп

    3)охранительная: обеспечивает правопорядок. Обеспечение6 достижение баланса справедливости, сбалансированности интересов разных соц. групп.4) управленческая. Управление. исполнение властных полномочий.5) культурно-воспитательная. Сохранение культурного достояния страны, приумножение, передача след. Поколениям.6)природо-охранительная. Это не только изъятие природных богатств, но и защита, сохранение и приумножение(биол. Ресурсов)7) социальная функция(важная оч): гос-во поддерживает соц. незащищённые слои населения. Пытается сбалансировать качество жизни состоятельных и не состоятельных людей. Короче достижение соц. справедливости(правда разные мнения о справедливости этой).

    Внешние функции:

    1)зашита гос-ва от нападений.

    2)установление, поддержка, развитие внешних экономических связей, политических, культурных.

    3) борьба за поддержание мира.

    Во всем у человечества есть прогресс, кроме войн. В последние 20 лет куча войн на ближнем востоке, типа арабам надо подарить демократию. Борьба за мир все больше значит уже.

    4)поддержание охраны окружающей среды в гуманитарном масштабе.
    23: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

    Религиозно-философский взгляд: деят-ть чел в рамках той или иной религиозной системы. Духовная жизнь - реализация тех или иных религиозных доктрин по установлению единства чел и бога.

    Диалектико-материалистический подход: более широкая трактовка дух деятельности - огромное кол-во форм дух деят-ти чел: философ, наука, искусство, религия.

    Дух д-ть - вся д-ть по преобразованию чел на основе предш-го опыта, чтобы изменить его настоящее. Все они имеют свои цели и инструменты.

    Философия - описание мира в его наиболее общих закономерностях.

    Искусство - познание мира ч-з феномен прекрасного, красоты, гормонии. Искусство жертвует точностью ради глубины. (Наука наоборот)

    Религия - форма дух д-ти чел, кот предполагает духовное начало чел-ка.

    Марксизм: чел не может реализовать свой творческий потенциал, т.к. он находится в отчуждении. (он не может распоряжаться продуктами труда, отчуждение процесса труда, отчуждение людей друг от друга, чел не ожет реализовать свю сущность, свое призвание.)

    В рамках социалистического общ-ва чел может реализовать свои таланты.

    Шопенгауер: жизнь чел 19 века - путешествие его от скуки к страданию. Человек путешествует то туда - то сюда. Это лишь формы компенсации собственной бессмысленности. Кризис дух жизни человека. А вся техника лишь помогает ему двигаться от скуки к страданию. Требует признания недееспособности, болезненности бытия. А выздоровление чел - актуализация интуитивных и мистических способностей чел-ка.

    Каждый чел уникален.

    Надо прекратить постоянно желать, потому что они явл-мся причиной наших страданий - све желаний победить невозмможно.

    НО чел может осознать другие истины, ценности, кот он будет понимать, по мере своего выздоровления (жизнь, здоровье, опыт и т.д.)

    Роль духовной жизни в развитии чел и общ-ва:

    дух жизнь - накопление, генерация новых индивидуальных усилий (ментальных эмоциональных). Это и есть внутренний итог их жизни.

    Необходимо накопить свой внутренний опыт (интеллектуальный, эмоциональный).

    Можно сказать про Королева.

    Общ-во накапливает не только техногенный потенциал, не только достижения техники, но и достижения предшествующих эпох. Именно духовная д-ть позволяет нам быть сопричастными с культурой разных стран

    Нельзя исключить дух жизнь, либо жить внутри себя. Опыт созерцания очень важен.

    Духовная жизнь - сосредоточение культурного достояния всех эпох.




    24.СУЩЕОСТЬ И СТРУКТУРА МОРАЛИ

    Мораль - одна из форм общественного сознания, основными элементами которой являются представления о добре, зле, долге, чести, достоинстве и др., принципы, нормы и правила поведения, принятые в обществе.

    Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой - вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.

    Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер, обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:

    - императивность - представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

    - нормативность - реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.

    - оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.

    происхождения морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором - к природе и в третьем - к обществу.

    Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны.

     Натуралистическое направление. В данном случае мы встречаемся с явным проявлением редукционизма (возвращение обратно), с низведением высшего к низшему. Мораль представляет собой не набор простейших форм поведения, а включает в себя

    устремленность на высшие ценности, свободу, творчество.

    Социологический поход. нравственные ценности

    подменяются интересами общества в целом, а чаще и интересами различных

    социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу. В социологических теориях морали нравственные ценности едва ли

    не напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных

    групп.

    Исторические типы морали (мораль социально-исторически

    обусловлена):

    • Первобытная мораль: непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство. Нормы поведения еще не обособились как самостоятельная форма сознания. Их соблюдение - результат естественно-родовой необходимости (это еще не мораль).

    • Раннеклассовая мораль: набор добродетелей, формирующих совершенную личность; возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть); абстрагирование норм; противостояние реально практикуемым нравам. Мораль - высокие

    идеалы и строгие императивы. Нравственность - житейские принципы со смягченными императивами. Обожествление норм морали.

    • Средневековая мораль: центр тяжести моральной регуляции перенесен с внешних, принудительных норм на внутренние (совесть). Религиозность - христианская мораль. Представление о нравственной автономии и ответственности личности. Применение

    отношения отцов и детей как основного ценностного шаблона.

    • Буржуазная мораль: светская и всемирная - первая универсальная мораль. Яркий индивидуализм, эгоизм (самореализация непременно за чужой счет). Смысловой стержень - культ разума.

    Развитие современной морали

    Современная мораль во многом публична. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах.

    Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера.Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта