Главная страница
Навигация по странице:

  • Дуализм

  • Понятие материя прошло несколько этапов развития философской мысли

  • 3 основных вида материи

  • 11.Движение, пространство, время как основные формы существования материи. Движение

  • Энгельс предложил формы движения: -механическое-физическое-химическое-биологическое-социальноеТипы движения материи

  • Развитие подчинено ряду законов

  • Пространство

  • Время

  • Общие св-ва пространства и времени

  • Виды пространства и времени

  • Концепции происхождения пространства и времени

  • 12.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

  • Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного. Индивидуальное сознание

  • Сознание человека по Фрейду включает 3 компонента

  • Отражение

  • 13.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное. Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного.

  • шпора на печать. 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия


    Скачать 174.61 Kb.
    Название1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Впервые термин философия
    Анкоршпора на печать.docx
    Дата23.10.2017
    Размер174.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпора на печать.docx
    ТипДокументы
    #9773
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Формы бытия (виды бытия):

    1) бытие вещей и процессов

    -природное бытие (бытие вещей, независимых от человека и его сознания)

    -материальное бытие (бытие вещей, произведенных человеком)

    2) бытие человека

    -бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи

    -бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду Homo Sapiens

    -бытие человека как социального существа в рамках бытия общества

    3) бытие духовного (идеального)

    -субъективный дух

    -объективный дух

    Иными словами, это бытие индивидуализированного духовного. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мысли, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны) и неосознанное (интуиция, наития).

    4) бытие социального (общества). Понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей.

    Разнообразие форм бытия предполагает вопрос о том, что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве бесконечного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Она фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего не зависящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.

    1) Монизм – концепция, признающая основой мира одну субстанцию

    -идеалистический – единственной реальностью является идеальное (т.е. материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога) (Философия Гегеля)

    -материалистический – основа существующего материя (Фейербах)

    2) Дуализм – признание двух равноправных начал основой мира: духовного и материального (Декарт)

    3) Плюрализм – признание основой мира нескольких независимых несводимых друг к другу начал (Лейбниц – монады)

    Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, существует независимо от них (Ленин: «Материализм и империокритицизм»)

    Главное св-во материи – быть объективной реальностью и существовать вне сознания человека.

    Понятие материя прошло несколько этапов развития философской мысли:

    1 этап – наглядно-чувственный. Основой вещей и Космоса считались те или иные стихии природы, воспринимавшиеся наглядно-чувственно. Этап охватывает множество философских течений Древнего Мира, особенно атичность Греции (основой сущего у Фалеса была вода, у Гераклита – огонь, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – «айперон»)

    2 этап – этап атомистического представления о материи. Понимание материи как вещества, строительным материалом которогоявляются атомы, наделенные свойствами: протяженность, непроницаемость, постоянство массы. (Ньютон, Ломоносов) Это понимани послужило основой для формирования

    -закона всемирного тяготения

    -законов динамики

    -закона сохранения вещества

    3 этап – кризис естествознания на рубеже 19-20 в. Гносеологистский этап. Связан с работой Ленина «Материализм и империокритицизм».

    4 этап – связан с трактовкой ее как субстанции, т.е. этап субстанционального понимания материи.

    3 основных вида материи:

    1) Вещество – это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя)

    2) Поле – материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действие от тела к телу (электромагнитное, гравитационное, внутриядерное поля) Фотон не имеет массы покоя, ведь свет не покоится.

    3) Антивещество – в-во, состоящее из античастиц. Структура антивещества: ядра атомов этого вида физической реальности должны существовать из антипротонов и антинейтронов, а оболочка из позитронов.

    Окружающий нас материальный мир можно разделить, во-первых, на микромир, макромир и мегамир, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя различные уровни организации материального бытия:

    - в неживой природе: 1)субмикроэлементарный уровень (кварки), 2) элементарный (электроны), 3) ядерный (ядро атома), 4)атомный, 5)молекулярный, 6)макроскопический, 7) планетарный, 8) космический.

    - в живой природе: 1) биологические макромолекулы, 2)клеточный, 3) микроорганизменный, 4) уровень органов и тканей, 5) уровень организма, 6) популяционный, 7) биоценозный, 8) биосферный.

    - в социальный: 1) человек (индивид), 2)семья, 3) коллективы, 4) социальные группы, 5)национальности, 6) этносы, 7) государства

    Каждый из структурных уровней (и подуровней) материи возникает и существует на основе предыдущих, однако не сводится к ним как простая сумма элементов, поскольку обладает новыми качествами и подчиняется в своем функционировании и развитии иным закономерностям.

    11.Движение, пространство, время как основные формы существования материи.

    Движение – понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение, превращение. Все существующее находится в постоянном стремлении к изменению, другому состоянию, но изменяется только то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Но без определенной степени устойчивости в мире ничего бы не существовало. Покой - понятие относительное, а движение - абсолютно. Но, движение обладает и свойствами относительности, т.к. изменения одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта.

    Еще в античности были 2 концепции:

    1) Зенон - отрицание движения. Апории Зенона. Доказывал невозможность мыслить движение.

    2) Гераклит – «Все течет!» все постоянно переходит из одного состояния в другое.

    Энгельс предложил формы движения:

    -механическое

    -физическое

    -химическое

    -биологическое

    -социальное

    Типы движения материи:

    1) Механическое (без изменения качества)

    2) С изменением качества. Направленность бывает 3х видов:

    -прогрессивное (от низшего к высшему)

    -регрессивное (от высшего к низшему)

    -горизонтальное (явление идиодаптации в биологии, изменения зависят от условий существования и не сопровождаются общим повышением организации и уровня жизнедеятельности. Н-р таблица менделеева, где изменения развертываются на одном горизонтальном структурном уровне организации материи)

    Развитие подчинено ряду законов:

    -закон перехода из одного качества в другое на основе количественных изменений

    -закон единства и борьбы противоположностей

    -закон отрицания отрицания

    Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой значит перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную (Н-р мы неподвижны относит-но здания, Земли, но движемся по отношению к Солнцу)

    Пространство – философская категория для обозначения протяженности предметов, их расположения относительно друг друга.

    Частные св-ва пространства:

    -трехмерность (любые пространственные отношения можно описать тремя измерениями – длина, ширина, высота)

    -обратимость (можно вернуться на то же место)

    -протяженность

    -изотропность (равноправность всех возможных направлений)

    Время – философская категория для обозначения последовательности процессов , их длительности и скорости протекания.

    Частные св-ва времени:

    -одномерность (достаточно одной координаты: минута, час, секунда)

    -однонаправленность (нельзя вернуться в прошлое)

    Общие св-ва пространства и времени:

    -объективность (независимость от нашего сознания)

    -бесконечность (во вселенной нет такого места, где бы отсутствовали пространство и время)

    -абсолютность (т.е. бытие вне пространства такая же бессмыслица, как и бытие вне времени)

    -относительность ( т.е. представления человека о пространстве и времени относительны)

    -единство непрерывности (отсутствие пустого пространства)

    -единство прерывности (раздельное существование материальных объектов)

    Виды пространства и времени:

    -Реальное ( объективные формы существования пр-ва и времени)

    -Перцептуальное (субъективное восприятие человеком реального пространства и времени)

    -Концептуальное (теоретическое моделирование пространства и времени)

    Концепции происхождения пространства и времени:

    1) Субстанциональная (Демокрит, Платон, Ньютон)

    Пространство и время рассматриваются как абсолютные, наряду с материей в ранге субстанций. Существуют самостоятельно, независимо от материальных объектов и рассматриваются как чистая протяженность и чистая длительность.

    2) Реляционная (Аристотель, Лейбниц, а в наше время Энштейн, Лобачевский)

    Пространство и время это особое отнощение между объектами и самостоятельно и отдельно от них не существующие. Т.е. если для Ньютона доска занимает какое-то положение, то для Лейбница пространство и есть соотношение доски с окружающими ее предметами.

    Из теории относительности следовали два важных в философском отношении вывода: во-первых, при скоростях, близких к скорости света, длины тел сокращаются примерно в два раза; во-вторых, темп течения процессов времени замедляется при скорости, близкой к световой, примерно в 40 раз. Теория относительности показала зависимость пространства (протяженности тел) и времени (темпа длительно­сти протекания процессов) от скорости движущихся тел.
    12.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного.

    Проблема сознания является самой трудной познавательной проблемой из всех проблем философии, науки и культуры. Это обусловлено тремя обстоятельствами:

    1.Суверенность сознания. Сознание данного человека непосредственно дано только ему, и никому другому.

    2. Идеальность, т.е. бестелесность. Сознание не обладает физическими и химическими свойствами (массой, весом, зарядом, валентностью), которыми обладают материальные объекты. Поэтому его нельзя поместить в пробирку, взвесить на весах, измерить термометром.

    3.Сложность и изменчивость.

    Сознание – философская категория, обозначающая высшую, свойственную только человеку форму отражения объективной действительности и связана с функционированием мозга.

    Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного.

    Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований:

    -биологическое развитие организмов (в первую очередь развитие ЦНС)

    -формирование социума (трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом), т.е для возникновения сознание требовалось 2 предпосылки: биологическая и социальная ( при наличии социальной предпосылки у собак не вырабатывается сознание, т.к. у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых месяцев попавший в стаю собак тоже не будет иметь сознания, т. к. нет социальных предпосылок становления и развития).

    Индивидуальное сознание становится компонентом общественного сознания тогда, когда включаются в систему коммуникации. (Н-р, идея, возникшая у политического деятеля, становится компонентом общественного сознания тогда, когда о ней пишут, вещают по радио, телевидению)

    Общественное сознание формируется из элементов индивидуальных сознаний. Но существует и обратный процесс: каждое индивидуальное сознание само формируется в результате воздействия на него общественного сознания. При этом влияние индивидуального сознания на общественное особенно велико, когда индивидуальное сознание уже достигло зрелости. Влияние общественного сознания на личное особенно значительно в период становления последнего в ходе обучения и воспитания.

    В структуре общественного сознания можно выделять уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся обыденное (эмпирическое) (возникает в процессе повседневной практики) и теоретическое сознание (формируется целенаправленно деятелями духовной культуры и отражает глубокие, существенные связи бытия). К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, эстетическое сознание; мораль, религия, наука, философия.

    Сознание человека по Фрейду включает 3 компонента:

    1.собственное сознание (то, что человек осознает в данный момент времени: я вижу, я читаю)

    2.предсознание (то, что человек может вспомнить: я видел, я читал)

    3.подсознание (собирательное понятие, которым обозначаются различные неосознаваемые системы психики)

    Сферы сознания:

    1. Познавательная

    -чувственное познание (основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям)

    -рациональное познание(абстрактная мыслительная деятельность, оперирующая понятиями, суждениями, умозаключениями)

    2.Эмоциональная (включает внутренние чувства человека (радость, горе), аффекты (гнев, ярость), эмоциональные состояния (настроение), элементарные эмоции (жажда, голод)).

    3.Мотивационно-волевая (мотивы, интересы, потребности субъекта, воля (выбор цели и внутренние усилия, направленные на ее достижение)).

    Важнейшим компонентом сознания выступает самосознание - способность выделять себя из окружающего мира, критически оценивать свои поступки и на основе этого самосовершенствоваться. Самосознание предполагает сопоставление образа Я с определённым желаемым Я, вынесение самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой.

    Отражение – св-во одних материальных систем воспроизводить особенности других материальных систем в ходе взаимодействия с ними.

    Формы отражения:

    1.физическое отражени (в неживой природе. Отражение дерева в реке)

    2.раздражимость (подсолнух разворачивается в сторону солнца)

    3.чувствительность (свойственна животным и возможна при наличии органов чувств)

    4.психический (для высших животных есть некая психика)

    5.сознательный уровень(высшая форма, есть только у человека)

    6.социум (уровень развития мозга, речь, труд)

    Бессознательное – совокупность психических явлений, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты, агрессии). Благодаря наличию бессознательного, уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном, художественном творчестве.

    Юнг углубил понимание бессознательного. По Юнгу оно бывает:

    1.личное бессознательное (воспоминания о том, что прочувствовано, пережито, узнано индивидом, что больше не удерживается в сознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.

    2.коллективное бессознательное (наиболее глубинная часть человеческой психики, общая для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение)
    13.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.

    Сознание существует в форме индивидуального (личного) и общественного.

    Индивидуальное сознание возникло на базе двух материальных образований:

    -биологическое развитие организмов (в первую очередь развитие ЦНС)

    -формирование социума (трудовая деятельность и коллектив с формирующимся коллективным сознанием, языком и взаимодействием индивидов со складывающимся обществом), т.е для возникновения сознание требовалось 2 предпосылки: биологическая и социальная ( при наличии социальной предпосылки у собак не вырабатывается сознание, т.к. у них нет биологической предпосылки; в то же время ребенок, с первых месяцев попавший в стаю собак тоже не будет иметь сознания, т. к. нет социальных предпосылок становления и развития).

    Индивидуальное сознание становится компонентом общественного сознания тогда, когда включаются в систему коммуникации. (Н-р, идея, возникшая у политического деятеля, становится компонентом общественного сознания тогда, когда о ней пишут, вещают по радио, телевидению)

    Общественное сознание формируется из элементов индивидуальных сознаний. Но существует и обратный процесс: каждое индивидуальное сознание само формируется в результате воздействия на него общественного сознания. При этом влияние индивидуального сознания на общественное особенно велико, когда индивидуальное сознание уже достигло зрелости. Влияние общественного сознания на личное особенно значительно в период становления последнего в ходе обучения и воспитания.

    В структуре общественного сознания можно выделять уровни и формы. К уровням общественного сознания относятся обыденное (эмпирическое) (возникает в процессе повседневной практики) и теоретическое сознание (формируется целенаправленно деятелями духовной культуры и отражает глубокие, существенные связи бытия). К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, эстетическое сознание; мораль, религия, наука, философия.

    Сознание и мозг. Более 2 тыс. лет назад было обосновано положение о том, что многообразные духовные процессы, которые вначале называли душой, а позднее стали именовать сознанием, есть функция мозга.

    О том, что мозг - носитель сознания, свидетельствуют данные медико-биологических наук. Так, травматология показывает, что механические воздействия на мозг (удары, ранения, травмы) могут приводить к обратимым изменениям сознания, к его нарушениям и даже к утрате сознания

    (человек может превратиться в слабоумного). Вместе с тем подобные травмы других органов и даже ампутация некоторых из них не приводят к значительным нарушениям сознания.

    Последние десятилетия наука занимается выявлением мозговой локализации психических функций, т. е. установлением того, какие мозговые образования осуществляют тот или иной психический процесс. У животных и у человека хорошо установлено мозговое представительство

    эмоций. Проводя электрическое раздражение соответствующих участков можно вызвать заданные эмоции (страх, гнев, удовольствие). Выявление мозговой локализации ощущений позволило достичь определённых успехов в протезировании органов чувств.

    Магистральным направлением в исследовании проблемы служит работа по расшифровке нейродинамических кодов психических явлений. Она основывается на информационной концепции психики и идеального, разработанной отечественным философом Д.И. Дубровским. Психическое (идеальное) есть непосредственно данная личности информация, информация как таковая; материальным ее носителем служит нейродинамический код - конкретный мозговой процесс, в котором воплощено данное психическое явление. (н-р, при восприятии квадрата возбуждается определённая группа распределённых в пространстве мозга нейронов, а при восприятии круга другая).

    Свой мозговой код соответствует не только каждому чувственному образу, но любому психическому явлению, в том числе понятию, т. е. мысленному образу (когда мы мысленно произносим слово кошка, то ему соответствует своя мозаика нейронной активности, а когда - слово бегать, то возникает другой узор нейронной активности).

    Может ли сознание существовать вне мозга и вне тела человека? Такая возможность ещё в древности признавалась в мифологии, а затем в религии. Некоторые авторы говорят о существовании души вне тела на основе свидетельств людей, переживших клиническую смерть.

    Американский автор Р. Моуди в книге «Жизнь после смерти», обобщая рассказы 1500 умерших и оживших людей, отмечает, что в момент умирания человек слышит неприятный шум, громкий звон, затем перемещается по длинному тоннелю, в конце которого сияет свет. Он находится вне своего физического тела и смотрит на себя со стороны, встречает ранее умерших родственников и друзей. В его памяти возникают главные события прожитой жизни. Далее он чувствует, что подходит к границе земной жизни. Иногда он сопротивляется уходу из этой жизни, иногда испытывает блаженство, наконец, наступает чувство радости от воссоединения со своим телом.

    Моуди полагает, что приведённые описания свидетельствуют о существовании души вне тела.

    Крупный отечественный реаниматолог В.А. Неговский полагает, что отмеченные психические явления свидетельствуют не о путешествиях души в потустороннем мире, а о наличии особого состояния сознания - системы иллюзий и галлюцинаций, аналогичных сновидениям. В процессе может происходить и растормаживание следов памяти, порождающее разные образы. Подобные переживания наблюдаются не только в состоянии клинической смерти, но и при других патологических процессах. Нет ничего необычного в том, что оживлённые люди в разных странах переживали сходные сюжеты. Динамика изменения и распада функций мозга, зависящая, в частности, от кислородного голодания и действия токсических продуктов, имеет последовательность, общую для всех людей. В силу общности изменений мозга сходными были и переживания людей. Таким образом, имеется материалистическое научное объяснение переживаемых пациентами видений.

    На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к пониманию сознания:

    1) физикализм (крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания, как самостоятельной субстанции, не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук)

    Единственная проблема, которую не могут разрешить физикалисты - это идеальность сознания, т.к. образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, размеров, со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, а не образы и мысли оперируемого человека).

    2) субъективный идеализм (сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение)

    3) объективный идеализм (признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида, как часть «мирового сознания».)

    4) материализм (считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя признает за ним качества идеальности).

    1. Сознание - образ окружающего мира, который отражает материю: субъективный образ объективного мира.

    2. Сознание - продукт развития человека и общества. В более узком смысле - продукт высокоорганизованной материи - человека и его мозга.

    3. Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта