ЦТ по философии 2015. 1. Философия как форма культуры 01. Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям это
Скачать 96.4 Kb.
|
Тема 4. Философия Средневековья и Возрождения. 85. Основная задача средневековой философии состояла в: 1) выработке методологической базы частных наук 2) построении учения о душе 3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога 4) обосновании идеи прекрасного | 3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога | | |||
86. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм | 3) теоцентризм | | |||
87. Начальным этапом средневековой религиозной философии является: 1) томизм 2) схоластика 3) рационализм 4) патристика | 4) патристика | ОК-2 | |||
88. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: 1) человека 2) природы 3) бога 4) науки | 3) бога | | |||
89. Среди философов средневековья можно выделить: 1) киников и эпикурейцев 2) идеалистов и материалистов 3) метафизиков и эмпириков 4) номиналистов и реалистов | 4) номиналистов и реалистов | | |||
90. На теорию познания Августина оказала определяющее влияние философия: 1) Платона 2) Аристотеля 3) Декарта 4) Фомы Аквинского | 1) Платона | | |||
91. Кто автор книги «О граде Божьем»? 1) Августин 2) Тертуллиан 3) Фома Аквинский 4) Оккам | 1) Августин | | |||
92. Работа Августина, посвященная соотношению власти светской и духовной, а также исторической телеологии, называется: 1) «Сумма теологии» 2) «Утешение философией» 3) «О граде божьем» 4) «О свободном решении» | 3) «О граде божьем» | | |||
93. Вплоть до IX века средневековая философия испытывает преимущественное влияние: 1) Платона 2) Аристотеля 3) Пиррона 3) Демокрита | 1) Платона | | |||
94. На авторитет какого античного философа в первую очередь опирается схоластика? 1) Платона 2) Аристотеля 3) Демокрита 4) Протагора | 2) Аристотеля | | |||
95. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители: 1) логистики 2) софистики 3) майевтики 4) схоластики | 4) схоластики | | |||
96. Проблема универсалий имеет научное значение, поскольку: 1) определяет права и пределы мышления 2) способствует развитию логики 3) развивает лингвистическое знание 4) ставит вопрос о статусе всеобщего | 4) ставит вопрос о статусе всеобщего | | |||
97. Решение проблемы универсалий породило следующие позиции: 1) номинализм 2) реализм 3) концептуализм 4) все ответы верны | 4) все ответы верны | | |||
98. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим философом средневековья? 1) был истинным христианином 2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум 3) опирался на космологию Птолемея 4) занимал высокий пост в церковной иерархии | 2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум | | |||
99. Пять доказательств бытия Божия разработал: 1) Фома Аквинский 2) Ибн-Сина 3) Августин Блаженный 4) Аверроэс | 1) Фома Аквинский | | |||
100. Что из ниже перечисленного является одной из формулировок «бритвы Оккама»? 1) «если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них» 2) «свободное тело, на которое не действуют силы со стороны других тел, находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения» 3) «никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью» 4) « вещи существуют в том смысле и постольку, поскольку являются воспринимаемыми» | 1) «если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них» | | |||
101. Назовите имя выдающегося медика-мыслителя прошлого, прославившегося своим «Каноном врачебной науки»– «медицинской библией». В Европе этим руководством пользовались 700 лет. 1) Гиппократ 2) Гален 3) Авиценна 4) Низами | 3) Авиценна | | |||
102. В гносеологическом отношении Аверроэс является автором концепции: 1) двойственной истины 2) анамнезиса 3) верификации 4) интенциональности сознания | 1) двойственной истины | | |||
103. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является: 1) Средние века 2) Возрождение 3) Реформация 4) Просвещение | 2) Возрождение | | |||
104. Характерной чертой Ренессанса является: 1) теоцентризм 2) космоцентризм 3) антропоцентризм 4) наукоцентризм | 3) антропоцентризм | | |||
105. Укажите на специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения: 1) атеизм 2) дуализм 3) пантеизм 4) плюрализм | 3) пантеизм | ОК-9 | |||
106. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что: 1) «чудо великое есть человек» 2) «верь, чтобы разуметь» 3) «бытие Божие может быть доказано» 4) «теология может взять нечто от философии» | 1) «чудо великое есть человек» | ОК-2 | |||
107. В основе философии Дж. Бруно лежит: 1) пантеизм 2) натурализм 3) гедонизм 4) деизм | 1) пантеизм | | |||
108. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как: 1) ограниченную 2) бесконечную 3) неодушевленную 4) статичную | 2) бесконечную | | |||
109. Мысль о том, что мир бесконечен, а звезды – это далекие солнца, впервые была высказана: 1) Коперником 2) Птолемеем 3) Ньютоном 4) Бруно | 4) Бруно | | |||
110. Что сделал Коперник? 1) сформулировал законы механики 2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца 3) доказал, что Земля круглая 4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака | 2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца | ОК-2 | |||
111. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Возрождения признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм | 4) антропоцентризм | | |||
Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения. 112. Для культуры и общественной жизни Нового времени в Западной Европе характерны: 1) теологизация 2) секуляризация 3) интеграция 4) глобализация | 2) секуляризация | ОК-2 | |||
113. Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема: 1) человека 2) метода научного познания 3) материального и идеального 4) бытия | 2) метода научного познания | | |||
114. Представителей философии Нового времени можно поделить на: 1) киников и эпикурейцев 2) софистов и схоластов 3) рационалистов и эмпириков 4) социологов и антропологов | 3) рационалистов и эмпириков | ОК-10 | |||
115. Какому философскому направлению соответствует высказывание «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»: 1) эмпиризм 2) рационализм 3) агностицизм 4) иррационализм | 1) эмпиризм | | |||
116. Важнейшей чертой философского мировоззрения в эпоху Нового времени признается: 1) космоцентризм 2) наукоцентризм 3) теоцентризм 4) антропоцентризм | 2) наукоцентризм | | |||
117. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является: 1) Р. Декарт 2) Ф. Бэкон 3) И. Кант 4) Б. Спиноза | 2) Ф. Бэкон | | |||
118. Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание – сила»? 1) Бэкон 2) Гоббс 3) Декарт 4) Локк | 1) Бэкон | | |||
119. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом: 1) редукции 2) абстракции 3) дедукции 4) индукции | 4) индукции | ОК-1 | |||
120. Под «идолами» Бэкон понимает: 1) объекты религиозного поклонения. 2) идеалы, которые реально недостижимы. 3) иллюзии восприятия 4) предрассудки разума | 4) предрассудки разума | | |||
121. Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным? 1) «муравья» 2) «паука» 3) «пчелы» | 3) «пчелы» | ОК-1 | |||
122. Кто является основоположником рационализма в философии Нового времени? 1) Бекон 2) Локк 3) Декарт 4) Кант | 3) Декарт | | |||
123. Какой ответ на вопрос, что является источником познания, дает рационализм? 1) единственным источником познания является опыт 2) источником познания является разум 3) источником познания является интуиция 4) источником познания являются разум и ощущения | 2) источником познания является разум | | |||
124. Учение о дуализме субстанций развивал: 1) Ф. Бэкон 2) Р. Декарт 3) Б. Спиноза 4) Т. Гоббс | 2) Р. Декарт | | |||
125. Учение о множественности субстанций развивал: 1) Декарт 2) Спиноза 3) Лейбниц 4) Бэкон | 3) Лейбниц | | |||
126. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта: 1) «страшусь, следовательно существую» 2) «ощущаю, следовательно существую» 3) «мыслю, следовательно существую» 4) «говорю, следовательно существую» | 3) «мыслю, следовательно существую» | ОК-2 | |||
127. На какие два типа делит Декарт все существующее? 1) активное и пассивное 2) обладающее и не обладающее тяжестью 3) мыслящее и протяженное 4) живое и неживое | 3) мыслящее и протяженное | ОК-2 | |||
128. Согласно Декарту, «усомниться в чувственных вещах» означает: 1) полагать, что вещи, которые мы видим, осязаем и т. д., могут и не существовать 2) полагать, что наши эмоции (любовь, ненависть и т. д.) могут нас обманывать 3) полагать, что из того, что я мыслю не следует, что я существую 4) полагать, что вселенная бесконечна во времени и в пространстве | 1) полагать, что вещи, которые мы видим, осязаем и т. д., могут и не существовать | ОК-2 | |||
129. Какой цели служит «методологическое» сомнение Декарта? 1) поиску основания нравственного действия 2) обоснованию возможности строгого знания о мире 3) доказательству того, что мир является связанным сном 4) обоснованию невозможности доказательства бытия Бога | 2) обоснованию возможности строгого знания о мире | ОК-2 | |||
130. Под «субстанцией» Декарт и последующие картезианцы понимали: 1) то или иное мыслимое качество 2) метод познания 3) вещи, как они даны на опыте 4) то, что для своего существования не нуждается в чем-либо ином | 4) то, что для своего существования не нуждается в чем-либо ином | | |||
131. Согласно Декарту, душа присуща: 1) всему существующему 2) растениям, животным и человеку 3) животным и человеку 4) только человеку | 4) только человеку | | |||
132. «Книга природы написана на языке математики». Это высказывание отражает образ мысли: 1) античности 2) средневековья 3) Возрождения 4) Нового времени | 4) Нового времени | | |||
133. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится: 1) цвет 2) звук 3) вкус 4) форма | 4) форма | | |||
134. «Чистой доской» (Tabula rasa) Джон Локк именовал: 1) общество 2) человеческое тело 3)человеческую душу 4) космический разум | 3)человеческую душу | | |||
135. Спиноза утверждал, что существует: 1) одна субстанция 2) две субстанции 3) три субстанции 4) бесконечное количество субстанций | 1) одна субстанция | ОК-10 | |||
136. Чем, согласно Локку, первичные качества отличаются от вторичных? 1) первичные качества присущи самим вещам, а вторичные нет 2) первичные качества воспринимаются раньше, чем вторичные 3) первичные качества воспринимаются ярче, чем вторичные 4) первичные качества присущи человеку, а вторичные вещам | 1) первичные качества присущи самим вещам, а вторичные нет | | |||
137. Впервые выдвинул идею «общественного договора»: 1) Т. Гоббс 2) Д. Локк 3) Г. Лейбниц 4) Р. Декарт | 1) Т. Гоббс | | |||
138. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились: 1) человек и Бог 2) Бог и дьявол 3) ученые и невежды 4) мошенник и глупец (обманщик и дурак) | 4) мошенник и глупец (обманщик и дурак) | | |||
139. Принцип разделения властей был сформулирован в работах: 1) Эпикура и Лукреция 2) Галилея и Декарта 3) Локка и Монтескье 4) Фейербаха и Маркса | 3) Локка и Монтескье | ОК-9 | |||
140. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они: 1) существуют независимо от сознания человека 2) существуют как свойство субстанции 3) существуют в человеческом воображении 4) воспринимаются человеческими ощущениями | 4) воспринимаются человеческими ощущениями | ОК-9 | |||
141. Согласно Беркли, излишним (пустым) понятием является понятие: 1) «вещь» 2) «материя» 3) «субъект» 4) «качество» | 2) «материя» | ОК-9 | |||
142. Д. Юм утверждал, что причинность – это: 1) механическая связь 2) привычная связь ощущений 3) естественная закономерность 4) временная и пространственная связь вещей | 2) привычная связь ощущений | ОК-2 | |||
143. Какие у нас есть основания (согласно Юму) быть уверенными, что Солнце взойдет завтра? 1) знание принципов устройства мирозданья 2) божественное откровение 3) способность разума на основе опыта формулировать суждения, носящие всеобщий и необходимый характер 4) обычный порядок явлений (то, что оно всходило до сих пор) | 4) обычный порядок явлений (то, что оно всходило до сих пор) | | |||
144. Родоначальником французского рационализма и автором произведения "Рассуждение о методе" является: 1) М. Вольтер 2) Рене Декарт 3) Ж. Руссо 4) Д.Дидро | 2) Рене Декарт | ОК-1 | |||
145. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданной мыслителями: 1) Франции 2) Германии 3) России 4) Англии | 1) Франции | | |||
146. Деист – это тот, кто: 1) признает существование Бога как разумного начала, присущего вселенной 2) признает существование Бога, как его исповедует исторически сложившаяся христианская церковь 3) воздерживается от суждений в вопросе «существует ли Бог?» 4) отрицает существование Бога | 1) признает существование Бога как разумного начала, присущего вселенной | | |||
147. Согласно Ламетри, человек – это: 1) машина 2) двуногое бесперое 3) мера всех вещей 4) образ и подобие Бога | 1) машина | | |||
148. Французские философы-просветители считали, что: 1) критерием прогресса является развитие науки, культуры, разума, просвещение народа 2) единство мира определяется не Божественным началом, а развитием человеческого разума 3) общество неуклонно движется по пути, ведущему к основанному на законе и разуме порядку 4) правильно все перечисленное выше | 4) правильно все перечисленное выше | | |||
149. «Война каждого с каждым», или «Человек человеку волк». Кому принадлежит этот тезис? 1) Р. Декарт 2) Д. Локк 3) Т. Гоббс 4) Ф.Вольтер | 3) Т. Гоббс | | |||
|