Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Роль и место восточной деспотии в истории государств восточной цивилизации.

  • 17. Особенности возрождения римского права в средневековой Франции

  • 18. Билль о правах 1689 года. Би́лль о права́х 1689

  • В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав

  • В нём были подтверждены следующие права подданных

  • 19. Суды «справедливости» и «Право справедливости» в средневековой Англии.

  • 20. Роль закона в англосаксонской правовой системе XVIII-XIX в.

  • 21. Государственный строй КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» (1958-1976 гг.).

  • 22. Образование римского государства. . Первые поселения на т

  • ответы тимонин. 1. Государственный строй Афин в V веке до н э. Государственный строй Афин в Vв до н. э


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. Государственный строй Афин в V веке до н э. Государственный строй Афин в Vв до н. э
    Анкорответы тимонин.doc
    Дата03.03.2018
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы тимонин.doc
    ТипДокументы
    #16156
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    15. Общее и особенное в праве США и Англии.

    В сша начинается период отхода сша от англо-саксонского права и сближения с романо-германским правом. В 1787 году в США принимается новая конституция, которая представляет собой закон романо-германского типа. В 1836 году в шате масачусетс законодательная комиссия предлагает создать кодекс данного штата. В 1846 году в соответствии с конституцией штата нью-йорк было принято решение о создании кодекса штата нью-йорк. 1856 году Мэн выдвигает идею о том, что северная америка в ближайшем будущем присоединиться к романо-германской правовой системе

    В сша проявляют особый интерес к ученой доктрине романо-германского образца. Как раз в середине 19 века в США наблюдается своеобразный триумф общего права. С середины 19 века в северной америке вновь возобновляется процесс сближения с англо-саксонской правовой системой. Это объясняется:ведущая роль английского языка не только в быту, но и в сфере правотвочества, правоприменения и в сфере подготовки юридических кадров. государственные учреждения Сша имеют английское происхождение.В 19 веке на лидирующие позиции в мире выходит англия- «промышленная мастерская мира». Правовая система сша с этого времени становится окончательно составной частью англо-саксонской правовой системы. Становится во многом потому, что имеет место единство мышления английских и американских юристов. И в сша и в англии доминируют сходные правовые концепции, большое сходство источников права. Тем не менее не смотря на принадлежность к англо-сасонской правовой системе, триумф общего права в сша никогда не был полным.

    1.Хотя американское право является главным образом прецедентным правом, но американское право исключает применение тех прецедентов, которые были приняты в англии после 1776 года. Американцы предпочитают развивать свое прецедентное право на основе тех судебных прецедентов, которые создавались до 1776 года.

    с конца 18 века и по сей день США самым решительным образом преобразились. Современные США мало чем напоминает собой 13 коллоний, освободившихся в 1776 году от коллониальной зависимости. В те годы население приближалось к 3 млн, а сейчас- 250 млн; США теперь не дальняя перефирия европейской цивилизации, а самая развитая в индустриальном отношении страна, которая вместе с японией первой открыла эпоху постиндустриальной цивилизации. расхождения обнаруживаются не только в истории Сша, но и между самими США и Великобританией. Англия находится на европейском острове, а США- на сверноамериканском континенте. Англия- монархическое, а США- республиканское государство. Великобритания- унитарное государство, а США- федератинвое. Различия есть и в способе подготовки юридических кадров, и в структуре (сша не знали понятия канонического права, сфера которого была захвачена правом справедливости), различия в понятийно-категориальном фонде. Англия- консервативная страна, а США- страна новаций.Среди перечисленных различий два имеют наибольшее юридическое значениефедеральная структура США и строение самого праваамериканская федеральная конституция.

    16. Роль и место восточной деспотии в истории государств восточной цивилизации.

    Деспотия — от греческого слова, означающего неограниченную власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот, обладавший неограниченной властью и выполнявший такие функций как:

    1 Он являлся собственником всех земель

    2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим

    3. Выполнял функции жреца

    4 Он был верховным судьей

    5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.

    Когда говорят о «восточной деспотии», имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим:

    1) полномочия главы государства неограниченны.

    2) Светская и церковная власть объединены в одном лице.

    3) Осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата.

    4) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делает всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», веры, традиции.

    Всё это однако не является чем то специфическим для восточной деспотии. Своеобразие восточной деспотии создаётся прежде всего её социальной базой – сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящих. Своим консерватизмом, своей отчужденности от внешнего мира, своим нежеланием вмешиваться в сферу политики сельская община, несомненно, способствовало превращению государственной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал с рождения. В тоже время сельские общины не могли обходится без организующей, дающей им единство центральной власти.

    Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат, который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.

    17. Особенности возрождения римского права в средневековой Франции

    Римское право во Франции имело достаточно глубокие исторические корни. настоящий ренессанс римского права во Франции начинается XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изучалось в других университетах королевского домена. В Парижском университете официально преподавание римского права было разрешено только в 1679 году при короле Людовике XIV.

    Людовик Святой (XIII в.) постановил, что римское право не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская власть (с 1312 года при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид «писаного обычая». Отсюда Юг Франции первоначально считался страной обычного права, и только с XIV в. за ним окончательно закрепилось название «страны писаного права» (pays de droit écrit).

    Большое значение в деле сохранения римского права имело, например, то обстоятельство, что церковь ко всем своим отношениям, то есть к спорам между церковными учреждениями (монастырями и т. д.) и отдельными ее служителями (clerici) применяла римское право - ecclesia vivit lege romana. Вследствие этого сфера действия римского права значительно расширялась.

    Восприятие римского права осуществилась в разных частях Европы не в одинаковой степени и не одинаковыми путями. Свою специфику рецепция имела в Англии и Германии.
    18. Билль о правах 1689 года.

    Би́лль о права́х 1689 — «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны» законодательный акт, принятый парламентом Англии 26 декабря1689 года в результате «Славной революции» — одна из основных частей британской Конституции Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

    В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

    приостанавливать действие законов либо их исполнение;

    устанавливать и взимать налоги на нужды короны;

    формировать и содержать постоянную армию в мирное время

    В нём были подтверждены следующие права подданных:

    свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере)

    свобода подачи петиций королю;

    свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;

    свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;

    свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента

    свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

     

    Дела о государственной измене должны были разбираться с участием присяжных. Чтобы предотвратить использование королем армии в собственных интересах, она была превращена в наемную; расходы на содержание армии стали устанавливаться ежегодно с согласия палаты общин, а численность - определяться парламентом. Английский Билль послужил прообразом Билля о правах шт. Виргиния 1776 г., первых 10 поправок к Конституции США.

    19. Суды «справедливости» и «Право справедливости» в средневековой Англии.

    После окончания войны белой и альой розы королевский престол перешел к династии тюдоров. И тюдоры начинают поддерживать право справедливости. В предшествующий период когда король был занят междуусобной войной, то свои судебно-правовые полномочия он передоверил лорду-канцлеру (духовному лицу- лицо руководящее совестью короля). И как представитель церкви лорд канцлер аппелировал не столько к застывшему праву, а непосредственно к справедливости (руководствовался принципом справедливости). С течением времени лоррд канцлер все чаще начинает действовать не как священник, а ка юрист-проффесионал. Используя поддержжку короля с 15 века суды справедливости начинають теснить суды общего права. Но у судов общего права в 1616 году нашелся союзник- парламент. С 1616 года заключается раздел сфер влияния между судами общего права и судами справедливости. Чем же объясняется успех комромисса? С одной стороны король и суды справедливости, а с другой стороны- паралмент и общие суды. Суды справелдливости оказались скомроментированы связью с абсолютизмом, их процедура была тайной, чиновники были коррумпированы. Способом борьбы с абсолютизмом парламент избрал суды общего права.

    Влияние римского права проявилось прежде всего в судах справедливости. Лорд канцлер использовал процедуру и принципы канонического права.

    1832 год имеет место этап сосуществования общего права и права справедливости. Рене давид называет этот период эпохой соперничества двух систем- системы общего права и прав справедливости. Но это не совсем корректо, така соперничество имело место до 17 столетия.

    с 1832 по настоящее время выделяют современный период
    20. Роль закона в англосаксонской правовой системе XVIII-XIX в.

    Большое значение наряду с судебной практикой придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты), причем его роль в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями развития международного экономического и иного сотрудничества. Имеет значение и вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество. В Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют конституцией, - это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивающих права и свободы личности.

    Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в судебную практику. Однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как и аналогичные источники на европейском континенте.

    Ежегодно английский парламент издает до восьмидесяти законов. формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

    Большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. В конце XIX в. в Англии были начаты и в настоящее время продолжают проводиться работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативных положений, касающихся одного вопроса, и нескольких законов в единый акт. Принят специальный акт о консолидации законов.

    В отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты "во исполнение закона". Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому право-творчество исполнительных органов именуется делегированием.

    Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она решается просто - закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых "прецедентами толкования". В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он применен.

    Таким образом, английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.
    21. Государственный строй КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» (1958-1976 гг.).

     "Большой скачок" - название массовой полити­ческой кампании, организацией которой ставилась задача многократного увеличения экономической мощи Китая в кратчайший исторический срок ("три года упорного труда - десять тысяч лет счастья"). "Большой скачок" как политическая кампания был на­правлен на выполнение утопической задачи многократного увеличения в короткий срок производства важнейших ви­дов промышленной продукции за счет мобилизации трудо­вых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего вре­мени и сокращения заработной платы. Одновременно в сель­ском хозяйстве стала проводиться "коммунизация" дерев­ни, в ходе которой произошло укрупнение ранее созданных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Появившиеся в результате этого укрупнения народные ком­муны взяли на себя полномочия местных органов власти. Период "большого скачка" и коммунизации связан с упадком роли представительных органов. На селе они были практически ликвидированы. На других уровнях выборы вообще не проводились с 1958 по 1964 г. Несостоятельность политики "большого скачка" выяс­нилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика "урегулирования", в ходе которой произошло возвращение к разрушенной в период "большого скачка" системе управ­ления экономикой, восстановлению и укреплению элемен­тов хозрасчета на предприятиях, принципов материальной заинтересованности работников. Был подвергнут серьезно­му пересмотру и вопрос о народных коммунах, произведено их разукрупнение, введены в их деятельность элементы хозрасчета и пр. Крестьянам были возвращены приусадеб­ные участки, мелкий сельхозинвентарь, разрешено ведение личного хозяйства.

    Однако период "урегулирования" не был продолжитель­ным. Не только общественно-полити­ческая жизнь и производство, но также культура и быт должны были приближаться к казарменным порядкам по формуле "весь народ - солдаты". Во время "культурной революции" только что начав­шие создаваться правовые основы государства были разру­шены. "Культурная революция" создала свою государствен­но-политическую систему. была принята новая Конституция КНР, которая была значительным регрессом по сравнению с пер­вой, Конституцией 1954 г. Это был чрезвычайно краткий (всего 30 статей) документ, представляющий собой скорее политическую декларацию, нежели правовой акт. Новая Конституция была призвана легализовать некоторые институты и политические установки, порожденные "культурной революцией". В Конституцию не вошли прежние уста­новления о национальном равноправии и равенстве граж­дан перед законом, о запрещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности и пр.
    22. Образование римского государства.

    . Первые поселения на территории будущего рима возникли еще в 10 веке до н.э. многие представители времен и народов пытались поселиться в этом месте.. Но все-же данная территория оказалась захвачена племенами латинов, сабинов и этруссков. Город рим возник на территории лациа. Области в италии, находящейся в нижнем и среднем течении реки тибр. Город возник на основе семи холмов. Главным из которых считался капитолийский холм. Значение этого холма стало нарицательным и перекочевало в историю «восходящей империи». Рим стал школой западной европпы и западной цивилизации в целом. В этом состоит неприходящее значение рима и римского государства.

    Традиция преписывает основание рима ромулу. Ромул и рем возводили свое происхождение к потомкам троянского царя криама. И с кучкой воинственной молодежи аккупировали один из холмов в области лации. Когда ромул преступил к созданию будущего города, то запряг упрязку волов и при помощи плуга намечал пределы будущего города. Рем спросил своего брата:» что это ты делаешь?» -«намечаю место будущих стен.» тогда рем стал насмехаться: «что это за стены! Хочешь я перепрыгну через них!» и перепрыгнул через борозду. Ромул выхватил меч и убил своего брата. Когда ромул пахал… по одной версии в небе показалось 12 коршунов, а по друго- 12 ворон. Удивленный ромул обратился к жрецам за разхяснением. Это событие было растолковано так: «государство, начало которому положил ромул, будет существовать 12 веков». Ирония истории. Первого и последнего правителя рима звали ромулами. Коль скоро рим существовал как центр государсвтва 12 столетий, то его объявлили вечным городом.

    Вначале царствования ромула население рима подразделялось на 3 племени (3 трибы). Их названия сохранились в этруских документах: тиции, ранны и луцеры (тиции- сабиниане, ранне- латины, луцеры- этруски). Римская традиция связывает возникновение рима и римского государства с объединением двух племенных компонентов- римлян и сабиниан. В греции подобное объединение называлось синайкизмом. Греки были учителями римлян, потому первый синайкизм ромула имеет греческое название. Вокруг ромула объединилась воинственная молодежь (мужского пола). Не хватало женщин. Тогда они похители их у сабиниан. Началась война, которая была завершена миром. Вмешались жены римлян дети и сестры сабиниан встали между борющимися сторонами и прекратили кровопролитную войну. Изначально рим и римское государство развивается военным путем. Основными целями бесконечны римских войн (латины, этруски) была земля. Новые земли и новые массы рабов. Большое значение в истории рима принадлежит римской идеологии. Как и вгреции главной ценностью римского полиса (цивитас) было само римское государство. Это государство, помимо государственной идеологии, имело и государственную мифологию. Для рима был присущ «римский миф». В соответствии с этим мифом римляне верили в то, что самими богами риму была угатована участь господствовать над другими народами. Римское государсвто первоначально возникло и существовало на родо-племенной основе. Существовало три племени, а племена подразделялись на роды (300 родов). Организация управления тогда выглядела следующим образом: на вершине власти стоял римский царь (с середины 8 века до н.э.). существует приметивная монархия. Аристотель: исторически первой формой правления является монархия. Римского царя именовали рексом. Монарх был главным админстратором, верховным судьей, главнокомандующим и верховным жрецом. Эти полномочия в риме получили название- империум. Рексам помогал управлять государством римский сенат. Сенат- римский совет старейшин. При ромуле было 100 сенаторов. Позднее состав сената пополнился до 300 сенаторов. В сенат входили не только старые, но и благородные люди. Т.е. сенат- орган римской аристократии. Существовало и народное собрание. Народное собрание, как и в греции, было сообществом вооруженных людей. Всего в риме было 3 вида народных собраний:

    1. куриатные

    2. центуриатные 100

    3. трибутные – собрания трибы.

    На первых порах римское народооное собрание существовало в форме куриатного собрания. Куриатное (от курия- военская единица, насчитывающая 100 пеших и 10 конных войнов).

    Помимо указанной трехчленной структуры: рекс, сенат, народное собррание, существовали и должностные лица (аристотель- должности). Должности римского образца получили название магистратов.древнейшей разновиддностью римских магистраторов являются жрецы (как и в греции).

    Таким образом в процессе возникновения и первоначального развития римского государства можно увидеть особую роль войны и политической интеграции. Начиная с ромула, рим спостоянно воюет и расширяется. Включает в свой состав верхушку все новых и новых покоренны городов и сел. Но к шестому веку положение изменяется. Границы римской гражданской общины уже не позволяли включать в ее состав новыхъ пришельцев. Массы пришельцев, пополнявших население рима, остававшиеся вне римской общины, были неполноправными. Они не имели права участвовать в войне, следовательно не могли участвовать и в народном собрании. Массу пришельцев стали называть плебеями. Плебеи противостояли патрициям- полноправным римским гражданам. По марксу и ээнгельсу: история борьбы плебеев и патрициев есть ничто иное, как борьба классов. Отсюда маркс и энгельс и энгельс делают вывод о том, что вся история- борьба антогонистических классов. Патриции и плебеи на самом деле были яркими представителями сословного деления общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта