Главная страница
Навигация по странице:

  • SEZNAM POUŽITÉ LITERATURY

  • 1. Живопись и литература как как зеркало жизни 38 Произведения и статьи Гаршина об искусстве 814 Тема страдающего человека в произведениях В. М. Гаршина и художников передвижников 1420


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. Живопись и литература как как зеркало жизни 38 Произведения и статьи Гаршина об искусстве 814 Тема страдающего человека в произведениях В. М. Гаршина и художников передвижников 1420
    Дата22.12.2022
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_.doc
    ТипЛитература
    #858890
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    III. ПОСЛЕСЛОВИЕ

    В настоящей работе рассматривались следующие моменты в отношениях творчества В. М. Гаршина и художников-передвижников: влияние общественной жизни и действительности последней трети девятнадцатого века на их творчество; отражение творческих принципов и взглядов Гаршина на искусство в его произведениях об искусстве и критических статьях о художественных выставках художников-передвижников; тема страдающего человека в произведениях Гаршина и художников-передвижников и их психологический характер; сравнение батальных произведений Гаршина и Верещагина; и последний момент – расскрытие творческого родства художника И. Репина и писателя В. Гаршина и поиск ими новых тенденций в искусстве в изображении внешнего мира и осмысления его художниками.

    Каждый культурный период создает свое собственное искусство, которое неповторимо. Настоящее искусство имеет корни в своей духовной эпохе, но оно является не только отзвуком и зеркалом времени, а обладает пробуждающей, пророческой силой, способной действовать глубоко и на большом протяжении. Творчество Гаршина и художников-передвижников оставили большой след в культурном наследии. Но не только след, а перспективу, просеку, просвет в будущее. Их перспектива – это безумная смелость спросить у людей «Зачем вы делаете зло?». Гениальным открытием Гаршина было, что нет маленького или большого зла, а есть зло, носящее мировой характер. Эта тема прослеживалась в основной части работы. Всеволод Гаршин в своих рассказах обращался к детскому началу в человеке. Его перспектива - во внутреннем состоянии человека, в котором можем слышать голос совести. Писатель посредством своих произведений будил совесть других. Вообще, творчеству Гаршина была присуща совесть, страдание и сострадание.

    Большое значение в искусстве имеют критические статьи Гаршина о художественных выставках. Он ценил искусство, связанное с жизнью народа, искусство, которое задевает сердце, оставляет след в душе человека.

    Между русскими писателями и художниками всегда существовали тесные контакты. Причиной тому может быть тот факт, что в России, как ни в одной стране мира, искусство взяло на себя общественную роль. Посредством своих произведений художники и писатели боролись с несправедливостью. Они не искали высоких стилей в искусстве. Но их образы западали в душу надолго, заставляли задуматься. Такие произведения искусства были объектом исследования в настоящей работе. Это работы художников-передвижников старшего поколения: Ярошенка, Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ге. Эти художники способны были уловить важные сдвиги, назревающие в жизни, воспринять новые явления в искусстве. Главными героями в произведениях живописи и литературы того времени выступал человек с его страданиями, переживаниями. Но герои рассказов Гаршина чувствуют и личную ответственность за страдания народа. В.М.Гаршин уважал художника, изображающего остро социальную тему, волнующую и потрясающую зрителя. Он был ярким противником «искусства для искусства». Доказательством этого являются рассказы писателя об искусстве и его критические статьи. Особенного внимания заслуживает психологическое раскрытие духовных и душевных переживаний литературных героев Гарщина, которые являлись предметом личных раздумий самого автора.

    Тема войны, как самого большого зла в мире, тоже раскрыта в рассказах Гаршина о войне и батальных картинах художника В.В.Верещагина. Антигумманистическая сущность войны расскрывается при помощи постепенного перехода от общего, абстрактного представления о войне к описанию конкретного страдания одного человека. В.Гаршин принадлежал к тем немногочисленным писателям, в творчестве которых военная тема заняла заметное место. Своими рассказами он обнажает парадоксальность и нелепость войны. Не найдем в рассказах Гаршина, да и в батальных картинах Верещагина, «толстовского» высокого неба, не найдем и подробного описания военных событий, но вместе с тем их произведения буквально пронизаны изображением ужасов войны.

    Творчество Гаршина и художников-передвижников относиться к последней трети ХIХ века. Существенной приметой искусства этого переиода является поиск идеала, стремление постичь гармонию жизни, смысл бытия. Их творчество отвечало новым требованиям исторического времени. Они наследовывали традициям классического реализма, с его психологизмом, обостренным восприятием действительности, но продолжали поиск новых тенденций в искусстве.

    Ясный стиль гаршинской прозы несет в себе отнють не простое внутреннее напряжение, те самые «нервы». Не случайно в этом стиле прорываются несвойственные девятнадцатому веку модернистические интонации. В творчестве В. М. Гаршина встречаемся с элементами импрессионизма, символизма, натурализма, аллегорией. Гаршин был предшественником тех писателей, которые стремились к достоверной реалистической передаче происходящего во внутренней жизни человека.

    IV. RESUMÉ
    Každé kulturní období vytváří své vlastní umění, které je neopakovatelné. Umění je dítě času, který zrcadlí. Opravdové umění je nadáno prorockou silou, která je schopná působit dlouhodobě.

    Ve druhé polovině 19. století se ruské umění soustředilo na boj s nespravedlnosti ve společnosti. V souladu se soudobými estetickými i etickými zásadami umělci usilovali o zachycení aktualní problematiky své doby. Ve své práci jsem se soustředila na srovnání díla spisovatele Vsevoloda Garšina a tvorby malířů Společnosti putovních vystav. Garšin i malíři tohoto období chtěli přiblížit svoje uměni prostému člověku, proto se jejich hlavními hrdiny stali obyčejní lidé. Přestože byla tematická škála Garšinových povídek a uměleckých děl malířů tohoto období značně široká, jedno téma bylo dominantní. Bylo to téma zla v  současném světě, které tehdejší umělci odhalovali s neúprosnou otevřeností. Garšin měl odvahu ptát se lidí, proč páchají tolik zla. Spisovatel byl přesvědčen, že neexistuje malé a velké zlo. Spatřoval jen zlo jako takové, s nímž je třeba stále bojovat. Tehdejší malíři probouzeli svým uměním stejné pocity, stačí vzpomenout drastické dílo Ilji Repina Ivan Hrozný a jeho syn Ivan. Tolik krve zachycené na tomto obraze nemůže nechat člověka lhostejným. Stejně je tomu s díly malířů, kteří nás nutí k zamyšlení, kteří pomocí svých děl probouzejí svědomí druhých.

    S tématem zla je spjato i téma války a člověka, které ve své práci hledám ve srovnání Garšinových válečných próz s analogickou tematikou v díle malíře Vasilije Vereščagina. Na začatku války spatřujeme v jejich dílech obyčejného vojáka s jeho odvahou bojovat za osvobození země. Stejný pocit měl i spisovatel, když šel dobrovolně do války za osvobozéni slovanských národů. V tom okamžiku nikdo nechce přemýšlet o následcích války. Zlom přichází až potom. Tak je tomu i v Garšinově povídce Čtyři dny. Prostý voják Ivanov, který se na bitevním poli ocitl sám a sám se svou obětí, si najednou klade vtíravé otázky: v čem je moje vina a čím se provinil člověk, kterého jsem zabil? Symbolem války se v povidce stává lebka zabitého Turka. Týž symbol války v obludně zmnožené podobě hromady lebek použil i Vereščagin v proslulém obraze Apoteóza války.

      Vsevolod Garšin se ve svých povídkách soustředil na vnitřní prožitky svých hrdinů, takže slyšíme hlas jejich svědomí, stejně jako je tomu v dílech tehdejších malířů. Těžké období sedmdesátých a osmdesátých let 19. století zanechalo stopu v jejich umění. Hlavním hrdinou jejich děl byl člověk a jeho strádání. Samo uměni bylo pesimistické, ale přesto vyzývalo k boji s nespravedlností. A právě toho chtěli umělci docílit.

    Spisovatel a malíři byli schopni zachytit změny v tehdejším životě a současně reagovat na nové jevy v umění. V žánru novely byl Garšin novátorem, přestože vycházel podobně jako tehdejší malíři z klasického realismu. Vsevolod Garšin byl uznávaným výtvarným kritikem a součástě psal povídky o umění, ze kterých lze pochopit jeho názor na umění. V povídce Umělci spisovatel zkoumá význam umění pro člověka. Je přesvědčén, že prostřednictvím uměni lze pomoci lidem. Uznával uměni, které je schopné probudit v člověku nové pocity i myšlenky, vyzýval inteligenci k sbližování s prostým lídem.

    V. Garšin psal realistické povídky, v nichž však současně nalezneme počátek impresionismu a symbolismu. Můžeme říci, že Vsevolod Garšin byl umělcem, pro kterého se bolest a strádání člověka staly obsahem jeho života a umění, zdrojem jeho myšlenek. K tomu, aby umělecké dílo působilo na svědomí člověka nestačí jen realistický popis děje. V. Garšin i tehdejší výtvarníci vycházeli z realismu, v jejich tvorbě však nacházíme rovněž impresionistické prvky. Vsevolod Garšin chtěl zachytit okamžik ve vší jeho neopakovatelnosti. Byl mistr vyjadřování v náznacích, v zachycování emocí a nálad. To také vedlo k jeho sblížení se symbolismem, rozvíjejícím podněty romantismu. Tak je tomu v povídkách Rudý kvítek a Attalea princeps.

    Zevně prostý a jasný styl Garšinovy prózy má v sobě neobyčejné vnitřní napětí.

    Ne náhodou lze v tomto stylu shledávat začátky moderního uměni.

    Spisovatel i malíři zanechali velkou stopu v kulturním dědictví nejen ve své vlasti. Umělecká díla V. Garšina a malířů té doby měla velký vliv na vývoj umění jejich následovníků.


    SEZNAM POUŽITÉ LITERATURY

    Primární literatura:

    ГАРШИН В.М.: Сочинения. Советская Россия. Москва 1984.

    ГАРШИН В.М.: Сочинения. Художественная литература. Москва 1983.

    ГАРШИН В.М.: Полное собрание сочинений и писем в 3-тт., academia. М 1934.

    РЕПИН И.: Далекое близкое. Изд.4-ое. Искусство. М 1953.

    СТАСОВ В.В.: Избранные сочинения. Искусство, М 1952.

    ЧЕРНІШЕВСКИЙ Н. Г.: Эстетическое отношение искусства к действительности. (диссертация). Полное собрание сочинений в 15 томах. Москва., 1949.-Том 2.-с.5-92.
    Sekundární literatura:

    АЛЕШИНА Л.С.: Русское искусство Х1Х-начала ХХ века. Искусство, М 1972.

    БЯЛЫЙ Г.А.: Всеволод Михайлович Гаршин. Просвещение. М 1969.

    БЯЛЫЙ Г.А.: Русский реализм конца Х1Х века.Ленинград 1973.с.4.

    ВЫГОТСКИЙ Л. С.: Психология искусства. Москва 1986, с.91-110.

    ВЕРЕЩАГИН В.В.: На войне:Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 г. М. 1902.

    ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ.: Популярный журнал о творчестве мастеров изобразительного исусства. Киев 2006.

    ДУРЫЛИН С.Н.: Репин и Гаршин., М 1926.

    КАНДИНСКИЙ В.: О духовном в искусстве. М 1992.

    ЛИФШИЦ.М.: Лессинг и диалектика художественной формы. Лесинг и современность. Москва 1981.

    ЛЕССИНГ Г. Э.: Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е. Эдельсона (под редакцией Н. Н. Кузнецовой) Лессинг Г. Э. Избранные произведения.-Москва., Художественная литература., 1953, с.385-516.

    МАТАФОНОВ С. М.: Три века русской живописи. Китеж. С.П 1994.

    МАТИС АНРИ.: Заметки живописца. Азбука. М 2001.

    МИНЧЕНКОВ Я.Д.: Воспоминания о передвижниках, Художник РСФСР, Ленинград 1965., Изд.5.

    РЕПИН И.: Письма к художникам и художественным деятелям. М 1952, с.207.

    POSPÍŠIL I.: Slovnik rusských, ukrajinských a běloruskych spisovatelů. Libri., Praha 2001.

    РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ХIХ ВЕКАБ: Издатльство «Художественная литература». Москва 1974. с. 612, 615.

    СТАСОВ В.В.: Избранные сочинения. Искусство, М 1952.

    СОЛОВЬЕВ В.: Литературная критика. Современник, М 1990.,с.421.

    УСПЕНСКИЙ Г. И.: Полное собрание сочинений. Том II. Москва 1952, с. 583.

    ШКЛОВСКИЙ В. Б.: Искусство как прием. Советский писатель. Москва 1990.

    HENRY.P. PORUDOMINSKY V. GIRSHMAN M.: Vsevolod Garshin at the turn of the century. Northgate 2005.
    Internetové zdroje:

    http://www.gogle.com

    http://graphik.org.ru

    http://bibliotekar.ru

    http://slovo.ws/rus

    Since Garshin did not travel abroad, he formel his views on art chiefly from the works of contemporary Russian artists. In his reviews of art exhibitions, whist he beran writing in 1877, and in his stories he expresses a critical attitude to the philosophy of „art for art`s sake“ and a preference for painting with a social theme (e.g. the Peredvizhniki): for example, in his story “Artists” (1879) he contrasts the attitudes of Riabinin the realist and Dedov, whose aim is to please the viewer. The experiences and artistic searchings of the two painters reflect Garshin`s own two-fold artistic orientation. The account of their respective guests throws light on the parallel between them and Garshin`s own views, the specific nature of his creativity, and on his unfulfilled hopes for achieving his aims in later works.

    1 Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е. Эдельсона (под редакцией Н. Н. Кузнецовой) Лессинг Г. Э. Избранные произведения.-Москва., Художественная литература., 1953, с.385-516.


    1 Соловьев В. Литературная критика. М., «Современник», 1990.,с.421.


    2Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е. Эдельсона (под редакцией Н. Н. Кузнецовой) Лессинг Г. Э. Избранные произведения.-Москва., Художественная литература., 1953, с.385-516.



    1 Гаршин. Сочинения. Советская Россия., Москва 1984. с.388-389.

    2 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия.,Москва 1984.с.366.

    1 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений., Том 2. Москва 1952, с. 583.



    2 В.М.Гаршин.Извранное. советская Россия. Москва 1984. с.332.

    3 Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Ленинград 1981. с.302.

    1 Русская поэзия 19 века. Издатльство «Художественная литература»., Москва 1974. с. 612.

    1В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва 1984, с.95.

    2В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва 1984, с.93.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва 1984. с.99-100.

    2 В.М.Гаршин. Сочинения. Художественная литература., Москва 1983. с. 375.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения.,Художественная литература., Москва 1983.,с. 376-377.

    2 В.М.Гаршин. Сочинения., Художественная литература.,Москва 1983., с.377-378.

    3 В.М.Гаршин. Сочинения., Художественная литература.,Москва 1983., с.378..



    4 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия., Москва 1984, с.358.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия ,Москва 1984. с.360-361.

    2 Современники о В.М.Гаршине. Воспоминания., Саратов 1977. с.132-133.


    1 В.М.Гаршин. Сочинения.,Художественная литература., Москва 1983.,с. 352.

    1 Галерея искусств., Киев., №32 ноябрь 2006.с.17.


    2 Чернышевский Н.Г.: Эстетическое отношение искусства к действительности.Полное собрание сочинений в 15 томах., Москва 1949., т.2.,с.5-92.

    1Галерея искусств., Киев., №32 ноябрь 2006.с.16-17.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва,1984,с.130..



    2 Галерея искусств., Киев., №32 ноябрь 2006.с.с.32.

    3 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия , Москва,1984,с.377.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва,1984,с.377.


    1 В.М.Гаршин Полное собрание сочинений и писем в 3-тт., III. М. Л., Аcademia, 1934, с.353.

    1В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва,1984,с.97.


    2 Русская поєзия Х1Х века. Художественная литература. М. 1974.с.612.

    1 Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Перевод Е. Эдельсона (под редакцией Н. Н.

    Кузнецовой) Лессинг Г. Э. Избранные произведения.-Москва., Художественная литература., 1953,

    с.385-516.


    1 В.М.Гаршин. Сочинения., Художественная литература., Москва 1983., с.334-335.

    2 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва,1984, с.370.

    1В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва,1984, с.148-149.



    2 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва,1984, с.149.


    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия, Москва, 1984,с.150.


    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва, 1984., с.29.



    1 Стасов В.В. Избранные сочинения. М., «Искусство».,1952.


    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия,Москва., 1984,с.7.



    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия. , Москва, 1984,с.30.


    2 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия. , Москва, 1984,с.24-25.



    3В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия. , Москва,1984,с.11-13.



    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия. ,Москва,1984,с.404.



    2 С.Н.Дурылин.Репин и Гаршин., Москва , с.47, 67.

    1 В.М.Гаршин. Советская Россия. М 1984.с.349.

    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия. , Москва,1984,с.406.



    1 В.М.Гаршин. Сочинения. Советская Россия., Москва 1984,с.201..



    1 В.М.Гаршин. Художественная литература., Москва 1983., с.390.



    1   2   3   4


    написать администратору сайта