лекции 2семестр. 1. Металлокерамические протезы
Скачать 0.7 Mb.
|
14. Материалы для облицовки. Назначение грунтовой, дентинной, плечевой, эмалевой масс. Основные требования, предъявляемые к материалу. Отсутствие токсичности, наличие комплекса физико-химических показателей, прочность при изгибе, стойкость к истиранию, способность к окрашиванию в цвета, имитирующих окраску твердых тканей зубов, прочность адгезивного соединения с металлическим каркасом, способность сохранять адгезивное соединение при высокой влажности, обеспечивать оптимальные эстетические свойства конструкции, близость к КТР (коэффициент термического расширения) метала и облицовочного материала, простота изготовления, нанесение и обжига, наличие большого рабочего интервала использования даже через несколько часов после приготовления. Фарфоровая масса для металлокерамики заключает в себе разработку не менее 3 масс: - грунтовой - дентиновой - эмалевой Каждая, из которых имеет особенности в составе и технологии. Фарфоровые покрытия выполняются многослойно, и состоит: 1. Из непрозрачной грунтовой массы толщиной 0,2-0,3 мм, маскирует металлический каркас и обеспечивает прочную связь фарфора с поверхностью сплава. Эта масса обладает флюоресцентным эффектом. Флюоресценция - это (один из видов) явление свечения некоторых веществ при попадании на них световых лучей. 2. Полупрозрачный дентиновый слой, толщина его от 0,65 до 0,8 мм. 3. Прозрачныц эмалевый слой, имитирующий режущий край. Кроме того, применяют плечевые массы для формирования края коронки. Грунтовый или опаковый фарфор содержит примерно 15% окислов сплава, циркония, или диоксида титана. Даже очень тонкие слои грунтового фарфора скрывают цвет поверхности оксида металла, лежащего под ним. Основной слой - дентиновый накладывается поверх непрзрачного слоя. Третий слой - прозрачный для режущего края придает коронке естественный полупрозрачный вид. Анатомическая форма фарфорового покрытия создается вручную, путем нанесения слоя фарфоровой массы на металл при помощи небольшой кисточки. Фарфоровая масса готовится на стекле путем смешивания порошка со специальной жидкостью или дистиллированной водой. При нанесении каждого слоя массы большую часть воды удаляют с помощью вибратора или рефления тонкой промокательной бумаги. Это придает влажной коронке больше прозрачности и увеличивает (площадь необожженного) плотность необожженного изделия. После нанесения каждого слоя коронка обжигается в печи. Влажную коронку вначале высушивают перед печью для удаления остатков воды, а затем обжигают под вакуумом. Здесь фарфор нагревается, соседние частицы взаимодействуют между собой - это называется спеканием, они соединяются за счет нагрева. Пористость уменьшается и первый обжиг называется бисквитным. После нанесения прозрачного слоя фарфор подвергается окончательному обжигу - он называется глазуровочным. При достижении температуры глазурования фарфора на поверности образуется слой стекла. После глазурования коронку извлекают из печи и охлаждают. Рекомендуют охлаждать под перевернутым стаканом. Связь между металлом и фарфором может быть как механической, так и химической. Важную роль играет создание пограничного слоя между каркасом и фарфоровой массой. На усиление адгезии фарфора с металлом оказывает влияние нескольких факторов: 8. Смачиваемость поверхности металла расплавом фарфора. Для золота применяется дополнительные связующие агенты, которые наносят на поверхность металла перед нанесением фарфора. Окисная пленка на неблагородных сплавах обуславливает химическую связь и механический способ соединения, который производится в пескоструйном аппарате. Иногда приходится удалять окисную пленку, т.к. она может препятствовать соединению с фарфоровой массой, для этого используется концентрированные растворы неорганических кислот и тогда покрытие фарфоровой массы каркаса проводится в условиях. И технологических последовательностях в соответствии с рекомендациями производителей масс. Обжиг состоит из следующих этапов: 1. сушка 2. нагрев 3. спекание 4. расплавление 5. охлаждение При сушке происходит испарение моделировочной жидкости, предназначенной для увлажнения керамической массы и выгорание органических добавок, красителей. Под этапами нагрева и спекания понимают процесс повышения температуры от момента окончание сушки до максимальной температуры обжига. Спекание разделяют на сухое - процесс при котором реакция происходит в твердом состоянии и жидкое - при котором присутствует часть жидкой фазы, способствующей более быстрому протеканию процесса обжига. При сухом спекании, усадки не наблюдается, а при жидком - наблюдается, когда центры шариков керамической массы максимально приближенны друг к другу и с повышением температуры они оплавляются и чем выше температура , тем больше частичек стремится к округлению, в это же время происходит окрашивание путем диффузии; с увеличением стеклофазы оттенок керамики становится более интенсивным, поэтому выбор параметра обжига зависит от того, насколько будет интенсивная окраска. После достижения максимальной температуры обжига её поддерживают в течение 1 мин. для завершения всех процессов спекания и выравнивая поверхностей. Этап охлаждения - имеет очень большое значение для предотвращения образовавшихся внутренних микротрещин, которые возникают при быстром охлаждении, тем больше стекловидная фаза и тем медленнее должен протекать процесс охлаждения. 15. Цвет керамики. Особенности светопреломления и цветопередачи. Зубы никогда не бывают монохромными, каждый имеет свой цвет и особенности. Зубы подвержены возрастным изменениям. Цвет молодых зубов варьирует от белого до медового, а с годами переходит в желтовато - оранжевый. Часто стираются с возрастом режущие края, истончается эмаль. У молодых людей до 30 лет преобладают зубы с нечетким расплывчатым распределением эмалевого слоя по всей поверхности или с прозрачным эмалевым слоем по режущему краю. У более пожилых людей - это прозрачный эмалевый слой по режущему краю и апроксимальной поверхности, поэтому при определении цвета зуба можно подобрать тип прозрачности эмали, который будет воссоздан при нанесении керамического покрытия. При нанесении дентиновых и эмалевых масс необходимых цветов эффект достигается путем комбинирования различных оттенков керамики в области режущего края, апроксимальных поверхностей и пришеечной области. Оформляются индивидуальные признаки в виде трещин эмали, меловых пятен, участков гемофлазии. При смешивании керамических масс разного цвета следует учитывать: тон цвета, яркость и насыщенность. Интенсивность цвета определяется тем количеством цвета, которое отражается или поглощается предметом: насыщенность или глубина окраски. Чем толще материал, тем более насыщенным кажется цвет. Для того, чтобы достичь определенной насыщенности нужно увеличить толщину слоя или добавить так называемых интенсивных цветов или интенсивных масс. В зависимости от источников света поверхность керамики может получить различную окраску. Идеальным считается остов керамической массы содержащий определенный набор цветовых пигментов с тем же спектральным распределением, что и у естественных зубов. Но пока неорганические пигменты для окрашивания керамических масс этими свойствами не совсем обладают. Лучи света, падающие на поверхность естественного зуба преломляются и отражаются призмами эмали и кристаллами дентина. Подобный эффект пока не достигнут с помощью керамических масс, т.к. свет, падающий на кристаллическую структуру керамики преломляется значительно меньше и частично отражаются опаковым слоем. Толстый слой дентина увеличивает преломление света, но теряется прозрачность всей коронки. Тем и хороши цельнокерамические конструкции - свет рассеивается лучше, апроксимальные области коронки не дает темных бликов при ярких освещениях. Расхождение в цвете керамических покрытий с естественными зубами объясняется следующим: 1. несовершенство керамических масс, которые отличаются по структуре от естественных зубов. 2. Недооценка условий, освещение и окружающей пациента среды при подборе цвета керамики. В качестве стандарта применяется нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, в середине дня, лучше ближе к полудню. Важно также количество света, уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 Люкс. На определение цвета зубов влияет окраска стен, потолка и пола. Идеальным считается сочетание нейтрального серого цвета стен с дневным освещением. Нужно стараться избегать насыщенных ярких цветов, как в кабинете, так и в лаборатории. 16. Особенности подготовки каркаса к нанесению керамической массы. Перед нанесением керамики поверхность каркаса тщательно шлифуется алмазной или карборундовой головкой. Затем каркас очищается от частиц песка кипячением 3-5 мин. в дестилированной воде, обезжиривают или этиловым эфиром уксусной кислоты. После этого каркас удерживают специальным зажимом, т.к. касание металла руками нарушает чистоту поверхности. Высушенный колпачок подвергается обжигу для создания окисной пленки. Кроме того, термическая обработка способствует снятию внутренних напряжений металла и является показателем качества химической термической обработки. После образования окисной пленки приступают к нанесению керамических масс. Керамическое покрытие состоит из нескольких слоев. 17. Методика нанесения керамических масс. Опаковая или грунтовая базисная масса наносится на высушенный каркас тонким слоем, так чтобы металл просвечивал. Затем конденсируют и подвергают обжигу. В соответствии с инструкциями фирмы конденсация опаков массы влияет на прочность сцепления с металлом. Для предупреждения смещения массы при нанесении на каркас необходимо удалять избыток жидкости, находящийся на поверхности. Перед обжигом массу следует просушить в соответствии с инструкциями изготовителя. Опаковую массу обжигают в 1-2 приема, она используется для маскировки металла, обладает способностью пропускать свет и давать отражение от каркаса, покрыто окисной пленкой. Так же опаковая масса определяет цвет керамического покрытия. Для пришеечной части коронки создана специальная покрывная масса («золотая паста») - она предупреждает просвечивание металла. Опаковую массу наносят кисточкой или стеклянной палочкой на слегка увлажненный каркас тонким слоем, слегка конденсируется, лишняя влага удаляется, толщина слоя должна быть минимальной. Нанесение «золотой пасты» дает общее увеличение опакового слоя лишь на 10-15 микрон. Если слой масс будущего керамического покрытия будет большим, то основной цвет керамики закладывается с помощью интенсивных дентиновых масс, при этом опаковый слой не подкрашивается. Если же слой керамического покрытия уменьшается из-за недостатка места, то основной цвет может быть заложен при применении интенсивных опаковых масс или керамических красок, которые наносятся на опаковый слой. Подкрашивать опаковую массу рекомендуется во время ее нанесения. При нанесении «золотого покрытия» каркас обжигают 6 мин., температура нагревания - 600ºС и конечная температура - 800ºС. В 1 мин. температура увеличивается на 60ºС. Основной слой опаковой массы должен накладываться поверх «золотого покрытия». Колпачок и каркас с грунтовым слоем устанавливают у входа в печь, предварительный нагрев у входа в печь - 980ºС - 4-5 мин. Затем осуществляется вакуумный обжиг - от 750ºС до 980ºС. По достижении температуры вакуум отключается, поток выводят из муфеля, лоток охлаждают или выдерживают еще 30 секунд на лотке, затем из печи вынимают и дают остыть на воздухе - медленно. Нанесение дентиновой массы моделирование поверхности коронки производится на комбинированной модели - наносят небольшими порциями на оральную и окклюзионную поверхности до восстановления анатомической формы. После этого дентиновый слой сразу срезают от режущего края к шейке зуба с вестибулярной стороны с таким расчетом, чтобы нанесение прозрачной или эмалевой массы давало плавный переход в дентиновый слой. Дентиновая масса обеспечивает необходимый эффект глубины цвета. Она наносится в большом количестве до получения окончательной формы коронки с небольшим избытком. Кроме того, очень важно из фарфоровой массы удалять воздух, попадающий в нее при замешивании. Для получения эффекта многослойности и естественного цвета, рекомендуется снимать дентиновую массу для создания места для эмалевой массы. Существует правило: Сначала срезают массу с вестибулярной поверхности, затем с апроксимальной и создают специальные валики с бородками по режущему краю и вестибулярной поверхности. Срезать нужно плавно от режущего края к шейке. Острые углы сглаживаются инструментом, потом влажной кисточкой. Слой дентиновой массы считается достаточным если через нее не просвечивает опаковый слой. При восстановлении дентинового слоя прозрачной массой следует ориентироваться на цветовую гамму и форму естественных зубов. При проведении обжига каркас прогревают у входа в печь при температуре 930ºС в течении 5 минут. Затем на открытом лотке до полного удаления влаги 5-10 мин. пока не исчезнут темные пятна на поверхности керамики. Вакуумный обжиг проводят при температуре от 750ºС до 930ºС, затем отключается вакуум, коронка выдерживается 30 секунд м вынимается из печи. При каждом повторном обжиге для коррекции слоев температуру понижают на 5ºС. Послойное моделирование керамической массой можно разделить на 2 этапа: 1. Нанесение и моделирование керамического покрытия - определение цвета и формы. 2. Конденсация керамической массы под воздействием вибрации. Особенно опасен избыток влаги тем, что он размывает границы ее слоев и может привести к изменению цвета коронки. Чаще это бывает при неоднократном удалении и прибавлении воды с удалением общего времени нанесения керамической массы. Кроме того возможна деформация нанесенной массы при удалении влаги. Можно высушить с помощью фена (не пересушить). Слой керамической опаковой массы обжигается на 20-30ºС ниже чем последний слой из-за опасности термоэффекта. Моделирование эмалевого слоя керамической массы производится для воспроизведения эффекта аполистенции. Эмалевую массу наносят более светлого оттенка, для этого подбирают эмалевую массу на 1 ступень светлее, чем указано в инструкции для создания эффекта аполистенции. Или добавляют к рекомендуемой массе более светлые оттенки, но нужно помнить, что смешивание эмалевых масс чревато, так как можно получить пятнистость. Эмалевую массу накладывают от режущего края в направлении шейки зуба, восстанавливая нарушенный при срезании дентиновой массы объем коронки. Толщина прозрачного слоя не должна быть больше 0,2-0,3 мм. Увеличение толщины прозрачного слоя способствуют потемнению. Моделирование язычной поверхности. Прозрачная масса с язычной стороны наносится с такими расчетом, чтобы дентиновая масса соотносилась с эмалевой и прозрачной точно также, как и у естественных зубов в области режущего края и язычной поверхности. Формирование апроксимальной поверхности коронки проводится после снятия коронки с модели и нанесения дополнительного слоя эмали или прозрачной массы. 18.Оформление пришеечного края или плечевые массы. Точность прилегания края коронки зависит от формы препарирования придесневой части зуба, точности снятия слепка, точности воспроизведения границы препарирования на модели. С каждым новым обжигом, термическая обработка вызывает деформацию всего каркаса в том числе и края коронки. Это зависит от керамической массы, от толщины керамики и температуры обжига. На металлические края каркаса располагается сразу несколько слоев керамики - опаковый, дентиновый, эмалевый. Все эти слои достаточно тонкие и свет, отражаясь от покрытия дает эффект черной линии. Для устранения - создание пришеечного края из керамики модели с применением платиновой фольги. Нанесение керамической массы непосредственно на уступ. Он должен быть в виде прямого угла от 95ºС до 100ºС по отношению к длине оси зуба. Рекомендуемая ширина не менее 1 мм. и лучше если он круговой. Оптимальная глубина препарирования уступа должна составлять примерно половину глубины десневого кармана. Для этого также необходимо снимать оттиски высокого качества и после получения гипсовой культи зуба на модели отмечаются границы препарирования. Для изоляции культи следует использовать сепарационные средства. Если много масла в средстве, то керамика расплывается, поэтому рекомендуется использовать средства, содержащие быстро испаряющийся спирт, что обеспечивает образование очень тонкого, сухого, высоко-изолирующего слоя, точно передающего поверхностный рельеф культи. Сепарационный материал препятствует прилипанию керамики к гипсу. К современным керамическим массам для оформления пришеечного края предъявляются следующие требования: 1. Краевая стабильность, т.е. пришеечный край не должен изменяться при возможных повторных обжигах. 2. Усадка в процессе спекания массы должна быть незначительной, чтобы при наименьшем количестве обжигов можно было полностью смоделировать керамический пришеечный край. Кроме того, очень важна гомогенная поверхность с минимальной шероховатостью для предупреждения зубного налета. Прозрачность массы должна совпадать с прозрачностью естественного корня зуба. Не должно быть видимого перехода между каркасом и свободным от керамическим пришеечным краем коронки. Пришеечный край коронки моделируют от начала нанесения керамических масс на остальные поверхности. Плечевую массу густой консистенции наносят на уступ до края металлического колпачка, при этом край уступа оставляют чуть открытым. Потом колпачок снимают, оценивают точность отпечатка уступа на керамической массе и приступают к первому обжигу. Все дефекты, образовавшиеся в результате усадки керамики при обжиге закрывают корректурной массой с небольшим количеством густой глазурованной жидкости, которая предотвращает быстрое высыхание этой массы и улучшает смачивание уже обожженной керамики. Ей же покрывают керамический край для обеспечения ее лучшей смачиваемости. Затем проверяют точность коррекции края коронки на гипсовой культе зуба, конденсируют массу, удаляют излишки влаги, проводят второй обжиг. После второго обжига край считается. |