Главная страница

Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1


Скачать 214.91 Kb.
Название1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
АнкорФилософия мтуси
Дата10.09.2021
Размер214.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#231277
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

20. Сознание и язык. Виды и функции языка.


Функции языка:

1. Познавательная – познание мира и самопознание

2. Коммуникативная - общение

3. Информационная – хранение и передача информации

4. Прагматическая – управление поведением

5. Оценочная

Виды:

1. Естественные – русский, английский итд

2. Искуственные – жестов, математика итд

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания.

Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя.

21. Метафизика и диалектика.Категории диалектики.


Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания.

Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовавшиеся для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью.

Софистика - размышление, основанное на сознательном нарушении законов логики, неправильном выборе исходных положений.

Эклектика - концепция, базирующаяся на произвольном выборе координат, случайном соединении разных сторон вещей.

Догматизм - антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при их решении не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени.

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Сегодня можно выделить три ее исторические формы: стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии, материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Гераклит 5 в стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.

Сократ 5 днэ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре.

Платон 4 днэ называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель).Под диалектикой Гегель 18-19 в понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов.

По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи».

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель. Маркс освободил диалектику Гегеля 19 в ее от идеализма и элементов мистики.

Категории диалектики образуют систему, воспроизводящую взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру.

Содержание – это совокупность элементов предмета, а форма – устойчивая связь элементов содержания.
Сущность – это внутренние, недоступные чувствам свойства предмета, а явление – внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем.
Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление, предшествуя ему, а следствие – это результат действия причины.

Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами, а случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

22. Законы диалектики.


Закон – это всеобщая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь. Любой предмет и явление развиваются согласно этим законам.



  1. Единство и борьба противоположностей

Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона подчеркивается существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

Пример:  постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития


  1. Закон перехода количественных изменений в качественные

Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия.

Количество есть внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикойи количественными показателями.

Температура растер- лед в воду

  1. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики отражает результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.

Пример отрицания отрицания в формальной логике: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.


Разберём это на конкретном примере.

Возьмём чувство голода. Оно является противоположным для чувства сытости.
То есть происходит постоянная борьба меду двумя противоположностями.
Средством для утоления чувства голода является еда. По мере поглощения пищи, чувство голода постепенно переходит в чувство насыщения, то есть количество переходит в другое качество.Если мы будем продолжать насыщаться, то произойдёт ни что иное, как отрицание отрицания.

23. Познание и его формы. Проблема истины. Истина и метод.


Познание - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Результат познания — знание.

Субъект познания— это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

Объект познания— это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество,взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.

Чувственное познание — это познание с помощью органов чувств,

  • Формы: ощущение, представление, восприятие.

  • Методы: органы чувств - зрение, обоняние, слух, вкус, осязание

  • Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

  • Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

  • Представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Рациональное познание– познание посредством мышления.

  • Формы: понятие, суждение, умозаключение.

  • Методы: анализ (мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств), синтез (мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними), индукция (переход от частного к общему), дедукция (переход от общего к частному), обобщение(выявление общего между различными предметами), абстрагирование (отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта), определение(придание точного смысла языковому выражению),

  • Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

  • Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

  • Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.


Истина это соответствие знаний действительности

В современной философии особенно отчетливо выделяются четыре концепции истины:

1. Корреспондентская (классическая)-истина понимается как знание, соответствующее действительности(Аристотель)

2. Когерентная - трактует истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (Кант, Гегель)

3. Прагматистская – полагает, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс)

4. Конвенциалистская – рассматривает истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре)
Виды истины:

1. Абсолютная – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто

2. Относительная – неполное, неточное знание; знание, зависящее от определенных условий

3. Объективная – содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Эмпирические методы научного познания:

· наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

· эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

· измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону

· сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Теоретическое познание - это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли. (Мышление - это познавательная деятельность человека.)

Теоретические методы научного познания:

1. Идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

2. Моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

3. Мысленный эксперимент – это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур;

4. Формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

5. Анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

6. Дедукция — движение от общего к частному. Индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

24. Общественное сознание и его формы.


Общественное сознание — совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности или группы.

Обычно выделяют следующие уровни:

Обыденное сознание - это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни.

Теоретическое сознание представляет собой отражение существенных связей и закономерностей общественного бытия

Общественная психология – это психология, которая складывается стихийно на основе сведений популярной психологии, религиозных, этнических и культурных установок.

Общественная идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.

Формы общественного сознания:

· Нравственное сознание (Мораль – система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов);

· Эстетическое сознание (искусство - Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.);

· Религиозное сознание (Религия - это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное начало мироиздания. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.)

· Научное сознание; (Научное сознание - это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.)


25. Смысл жизни и предназначение человека.



Смысл жизни это проблема, которая возникает в таком подразделе философии как антропология. Смысл жизни такое же понятие как любовь, страдание и тд, понятие анализируется в рамках философской антропологии (учение о природе и сущности человека). Философская антропология как философская наука возникает в начале 20в. Основателем философской антропологии является Макс Шелер 19-20 в.

В своей работе «Положение человека в космосе» (1928) Макс Шелер со всей определенностью подчеркивал необходимость создания философской антропологии как основополагающей науки о сущности человека.

Общая концепция по Шелеру: человек - это существо, которое включает в себя три субстанции:

· природное начало,

· душа/душевная организация (психика),

· дух (способность человека сопротивляться внешней среде)

Сущность человека Шелер видит не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: "человек есть существо любящее". Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви.

Смысл жизни невозможно дать, его можно только создать. Не существует общего для всех смысла жизни и каждый человек сам свободно выбирает смысл своей жизни в каждом своем поступке.

Австрийский психолог Виктор Франкл (вторая половина XX века) говорил, что обретая своё предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге: "Человек в поисках смысла жизни", психолог описывает три пути осмысления жизни. Человек должен принять ценности творчества (созидания и самореализации), переживания (способности восхищаться красотой, добром, правдой) и отношения (оптимистического восприятия мира).

Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»”
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта