Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
Скачать 214.91 Kb.
|
17. Движение и развитие. Формы движения материи.Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний. Всякое изменение вообще - есть движение. Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем (матеариализм). Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Механическая – перемещение макротел в пространстве Физическая – тепловые процессы, магнитные взаимодействие Химическая - взаимодействия между атомами Биологическая – органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки Социальная/общественная- любые общественные процессы, любая практическая деятельность людей Развитие - особый вид движения, необратимое качественное изменение. Можно сказать, что всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием. Развитием стоит считать в целом необратимое, определенным образом ориентированное к некоему результату (цели), закономерно упорядоченное изменение качества того или иного объекта. (Чем отличается движение от развития) ПРИМЕРЫ ДВИЖЕНИЕ: Например, известно, что внутри предметов происходит "бешеный танец" электронов и других элементарных частиц, но при этом общий вид, местонахождение предметов остается неизменным. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. РАЗВИТИЕ: Например, в желуди скрытая возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для этого условия, возможность реализуется - происходит процесс развития желудя в дуб. Стратегическими направлениями развития принято считать три — восходящее (прогресс), нисходящее (регресс) и, так сказать, одноплоскостное (стагнация) 18. Пространство и время как способы бытия материи: 2 концепции.Если движение - способ существования материи, то пространство и время - формы существования материи. Пространство - объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов. Время - объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Пространство и время - не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время - пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом 4в, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этимидвижущимися материальными системами. При приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. 19. Социальная природа сознания. Сознание и мозг.Сознание есть продукт деятельности материального органа - мозга, результат его способности отражать объективный мир в идеальных образах, характерная только человеку, на основе которого происходит регулирование поведения. Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Главными биологическими предпосылками для появления сознания ученые называют увеличение размеров и усложнение мозга древних обезьян, а социальными предпосылками – общение и трудовую деятельность. Человек не рождается сознательным существом, а становится таковым. Сознание можно разделить на три части: 1. Телесно-перцептивные способности. К ним можно отнести ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью них человек узнает о себе и об окружающих телах, а также о внешнем мире. 2. Логико-понятийный компонент. Это сфера формирования общих понятий, мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина. Физиологической основой служит левая доля головного мозга. 3. Эмоциональный компонент сознания. Правая половина головного мозга – сфера переживаний, как психологических переживаний именно этого человека, так и его воспоминаний, предчувствий по поводу какие-то ситуаций и событий, эмоции. 4. Ценностно-мотивационный отвечает за духовные идеалы личности, способности к их формированию и творческому пониманию, продуктивное воображение, интуицию различного вида. Физиологической основой четвертого компонента является как и у третьего – правая половина головного мозга. Как уже отмечалось, диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, а мозг – как орган, порождающий, продуцирующий сознание. Однако сознание не только продукт деятельности различных процессов мозга, но и общественных отношений, которые являются неотемлимой частью жизни человека. Социальная природа сознания: Психика неотделима от мозга и определяется характером происходящих в нем материальных нейрофизиологических процессов на молекулярном, клеточном органном уровнях. Сознание, личность - это явления социального происхождения. Мозг -необходимая, но не достаточная предпосылка сознания. Функцию передачи индивиду накапливаемого в ходе развития общества разностороннего опыта стала выполнять культура, которая вытеснила генетический способ передачи поведенческих программ. Сущность сознания состоит в том, что это субъективный образ объективного мира. |