Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
Скачать 214.91 Kb.
|
11. Философия прагматизма: основные представители и проблемы.Прагматизм - одно из направлений философии ХХ века, называемое нждё«философией делового человека» или «истинно американской философией». Наиболее яркие представители прагматизма Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. С точки зрения прагматизма гл. цель философии не поиск абстрактной истины, а выработка арсенала средств, которые помогут людям решать практические жизненные задачи. Центральное понятие философии прагматизма - «опыт», который включает все, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное. Основная задача философии- совершенствование опыта во всех сферах жизни. Д. Дьюи 20в выделил три пути совершенствования опыта: - Применение к опыту научных методов, «высоких технологий» - Совершенствование мышления - Социальная реконструкция (совершенствование общества: борьба с бедностью, обеспечение прав человека, профессионализация управления, сглаживание конфликтов и т. д.) Пирс 19-20 отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость». Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует конкретное: факты; действия; поведенческие акты. Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины. 12. Философия жизни: основные представители и проблемы. (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А. Шопенгауэр)Предпосылки философии жизни Философия жизни - философское течение, получившее основное развитие в конце 19 - начале 20 веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (Дильтей). Научно-теоретическими предпосылками философии жизни являются: 1) изменение научной картины мира, вызванное кардинальными открытиями в естественных науках. 2) успехи биологии и психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической жизни, к жизни души); 3) оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму), т.е. новый взгляд на историю как сложный и неоднозначный процесс развития уникальных культур и событий; 4) реакция на дарвинизм, согласно которому движущими силами эволюции выступают наследственная изменчивость и естественный отбор наиболее приспособленных особей, следствием которых является возникновение новых видов, в том числе человека и его разума. Философия пессимизма А. Шопенгауэра 18 Исследователи называют философию Артура Шопенгауэра "вселенским пессимизмом" из-за скептической и мрачной оценки им роли и места человека во Вселенной: ничем не обоснованная гордыня возвела человека на престол, им не заслуженный. Сам человек - это всего лишь вид плесени, - утверждает Шопенгауэр, - обладающей разумом и возомнившей о себе как центре мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и он исчезнет, не оставив после себя никаких следов. Мир, в понимании Шопенгауэра, - это только представление, образ, создаваемый сознанием человека. Мы познаем не мир, как он есть сам по себе, а его явление нашему интеллекту. Но помимо "мира как представления" существует другой мир, - "мир как воля". При этом, под "волей" понимается не человеческая воля, а воля как принцип бытия. Воля - это свойство не только человеку, но и всех без исключения объектов. Она является специфической движущей энергией, приводящей в движении все, что существует. Воля - это ядро, сердцевина всего, она проявляется и действует в живой и неживой природе и в целесообразной деятельности людей. Имморализм Ф. Ницше 19 в Человек сам себе хозяин. Принципы имморализма: Сверхчеловек должен руководствоваться своими. В центре имморализма стремление не к счастью, а к власти. Высшим людям должны приносить себя в жертву низшая каста. На протяжении всей истории рабы пытались навязать свою мораль господам. Смысл переоценки состоит в упразднении результатов “восстания рабов и морали” и возрождения “морали господ”. В основе морали господ, с точки зрения Ницше должны лежать следующие принципы: 1) “ценность жизни” есть единственная безусловная ценность 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием из жизненных сил и волей к власти 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, не связан никакими моральными нормами. Воля к власти - основа права сильного. Это превышение всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Всякое стремление к уравнению права мужчин и женщин - показатель упадка и разложения власти. |