Главная страница
Навигация по странице:

  • Неоплатони́зм

  • неоплатонизма

  • Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1


    Скачать 214.91 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
    АнкорФилософия мтуси
    Дата10.09.2021
    Размер214.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #231277
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    5. Средневековая философия: черты и представители.


    В философии средневековья выделяются два периода, называемых «патристика» (IV—VIII вв.) и «схоластика» (VI—XV вв.).

    Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

    Задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях

    По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику.

    Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля,Плотина. Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта.

    Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало

    Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу.

    Догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новым данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

    Эсхатолгоизм – ожидание конца света.

    Длительное время в истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя философской мысли и вообще какого-то мрака. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что не только философская мысль средневековья, но и эпохи Возрождения долго оставалась вне серьезного и объективного внимания исследователей. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии. Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.

    Учение о бытии Августина 4-5 в близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров — пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа.

    Вечность и время. Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

    Добро и зло — теодицея 1 . Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. В неоплатонизме зло рассматривалось как отрицательная степень добра. Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте.

    Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил о скептиках: «Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно»

    Фома Аквинский 13 в — центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Наследие этого мыслителя весьма обширно. Особое место занимают два монументальных его труда — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Религиозная истина, по словам Аквината, не может быть уязвима со стороны философии, в чисто жизненном, практически-нравственном отношении любовь к Богу важнее познания Бога.

    6. Философии эпохи Возрождения: черты и представители.



    В этот исторический период меняется общая ориентация философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность философии.

    Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Догматический период развития христианства в средневековье породил такую ситуацию, когда Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики.

    Для характеристики тех изменений, которые происходят в философии, можно рассмотреть творчество Николая Кузанского 15 в, с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления. Н Кузанский в своем творчестве объединяет идеи неоплатонизма Неоплатони́зм — идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности (III век) и опирающееся на терминологию Платона. К характерным чертам неоплатонизма относят: Наличие «запредельного первоначала» и пифагореизма Пифагореи́зм — название философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский. Оно возникло в VI—IV вв. до н. э. в южной Италии, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Как диалектик, он разрабатывает важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Рассудок взаимодействует с ощущениями, но это характерно и для животных. Главная же его функция - быть посредником между ощущением и разумом. Именно разум (интеллект) - главное отличие человека от животных.

    Наука эпохи Возрождения представлена выдающимися учеными: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер и др. В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта