Философия мтуси. Философия. 1. Мировоззрение, его исторические типы. 1
Скачать 214.91 Kb.
|
13. Психоанализ и неофрейдизм: основные представители и проблемы.ЮНГ 19 Коллективное бессознательное – то что досталось и осталось нам из прошлого. В нем в скрытом виде находятся структурные элементы в человеческой психике – архетипы человеческого рода Архетип – образ-символ человеческой культуры древнейший способ переживания и понимания мира (например, древо жизни, родина-мать) Сложность осмысления архетипов состоит в том, что их нельзя рационально объяснить и адекватно выразить. Э.ФРОММ 20 По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека. ФРЕЙД 19-20 На необходимость исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, больше всех в истории науки сделал 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: первая охватывает влечения, а вторая — половые инстинкты, инстинкты жизни. Сублимация по ФрейдуВ соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии. Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности. Метод сублимации широко применяется в психоанализе. В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений. В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов. 14. Экзистенциализм: основные представители и проблемы.Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности. Основной предмет рассмотрения – уникальность человеческого бытия. Представители экзистенциализма обращают внимание на невозможность описания на языке научных понятий и категорий всю полноту и многообразие индивидуального человеческого существования. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. Наиболее крупные представители экзистенциализма — М, Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля. Обычно различают религиозный экзистенциализм (основатели Н.Бердяев, К.Ясперс и др) и атеистический экзистенциализм (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю), однако различие носит условный характер. Расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины: 1) нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество во время Первой и Второй Мировой войны. 2) бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; 3) опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа); 4) усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку; 5) распространение фашистских и иных тоталитарных режимов; 6) бессилие человека перед природой техногенным обществом. |